Организационные и психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
материал по теме
В помощь педагогам, проходящим курсовую подготовку по именному образовательному чеку, инвариантный блок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ib_-_kopiya.zip | 29.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа на тему:
«Организационные и психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
время обучения: 1 сессия: 20 – 24.01.2014 г.
2 сессия: 03 – 07.02.2014 г.
Выполнила
Качалка Ольга Александровна, старший воспитатель
СП ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица «Детский сад №4 «Колосок»
Самара, 2014г.
- Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической науки и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка.
Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат деятельности детей дошкольного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок–дошкольник создает для себя субъективно новое. Но субъективная ценность его значительна. Работая над изображением, ребенок приобретает знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем. Он не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть.
В этом суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения и т. п. По мере овладения навыками (уже в старших группах) усложняется и творческое решение. И в этой ситуации положительное отношение педагога к творчеству ребенка - важный стимул его творчества.
Для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого художественного опыта. Академик А.В. Запорожец отмечал: выразительность детских рисунков – не всегда результат целенаправленных поисков; это может быть интуитивный поиск, обусловленный яркими впечатлениями.
Идея ученого получила дальнейшее развитие в исследованиях педагогов и психологов, в частности Б.П. Юсова, Н.А. Ветлугиной, О.М. Дьяченко. Н.А. Ветлугина сумела синтезировать и описать критерии, характеризующие уровень художественно-творческого развития дошкольников.
Современные требования к организации самостоятельной творческой деятельности дошкольников в подготовительной к школе группе в настоящее время характеризуются тем, что дети сталкиваются с качественно новыми условиями бытия, необходимостью постоянно решать жизненные задачи. Предпосылки, заложенные в период дошкольного детства, задают растущей личности социально ценный вектор развития. Этим объясняется внимание и педагогов, и психологов к феномену детской личности, ведь дошкольное образование многие годы было ориентировано на обеспечение лишь познавательного обучения.
Тенденция современного дошкольного образования – это переход от ценностей обучения к ценностям развития. Его развивающий вектор сориентирован на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя. А ведь именно в изобразительном творчестве складываются наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребенка. Здесь он пробует свои первые силы и совершенствует свои способности. Педагоги должны быть готовы к тому, чтобы помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать Личностью.
В настоящее время в творческой деятельности задача не столько в обучении детей изобразительным техникам, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.
Таким образом, можно выделить недостатки в результатах:
- дети не проявляют самостоятельности в творческой в процессе НОД, действуют по образцу;
- дети не применяют самостоятельно усвоенные знания в творческой деятельности;
- у детей недостаточный интерес к самостоятельной творческой деятельности вследствие однообразия материалов и оборудования.
Недостатки в основном процессе (в образовательной деятельности):
- преобладание в работе воспитателя учебной модели (отсутствие новых форм и методов воспитания, обучения, развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО);
- отсутствие прогнозирования и корректировки результатов своей деятельности;
- педагог в ходе НОД, в ходе реализации режимных моментов и организации развивающей среды не создаёт условия для реализации самостоятельной творческой деятельности;
Проблема в условиях:
- отсутствие или недостаточное количество современных (мультимедийных) методических пособий;
- содержательно-ненасыщенная развивающая предметно-пространственная среда для реализации творческой деятельности.
- Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
На основе анализа недостатков можно увидеть и сформулировать профессиональную проблему: у детей преобладает низкий уровень развития самостоятельной творческой деятельности.
- Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Зная проблему, можно искать пути ее решения. Чтобы искать пути, необходимо выяснить, к чему стремиться и что мы хотим получить в результате решения проблемы.
Если посмотреть ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года Министерства образования и науки РФ «Об утверждении ФГОС ДО»), то можно увидеть, что результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Рассмотрим целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в рамках нашей темы:
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ФГОС ДО требует ставить перед педагогом принципиально новые задачи:
- формирование у детей устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение сенсорного опыта;
- развитие образного эстетического восприятия, образных представлений, формирование эстетических суждений;
- формирование эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно – творческой деятельности;
- развитие самостоятельности.
- Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Что изменится в образовательном процессе? Теперь, когда мы знаем проблему и, желаемый результат, будем говорить о том, какие же изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему.
Содержание образовательного процесса в ДО определяется ФГОС ДО, Законом «Об образовании в РФ», Конвенцией ООН «О правах ребёнка».
Таким образом, в ходе непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» педагог должен создавать условия для реализации самостоятельной творческой деятельности посредством разнообразия материала и оборудования, поощрения творческой инициативы.
Также педагог должен вносить все новые и новые материалы для реализации самостоятельной творческой деятельности, то есть на практике педагог должен уметь организовать развивающую предметно-пространственную среду, соответствующую п. 3.3. Требований к развивающей предметно-пространственной среде ФГОС ДО (3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной).
В средства обучения необходимо включить (если уже используется в работе, то применять в большем объеме):
- конкурсы семейных поделок;
- проектную деятельность (творческую);
- музейные встречи;
- портфолио творческих работ;
- мультимедийные дидактические игры по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;
Для того чтобы понять, насколько эффективным было изменение в работе воспитателя, необходимо проводить диагностику. Контролировать качество и характер изменений у детей. Но это должна быть не диагностика формирования, а организация продуктивного общения участников образовательного процесса с учетом потребностей детей.
Диагностические методы:
I. Методики выявляющие способность понимать настроение и особенности художественного произведения:
1. Вопросы для первого опыта анализа художественных произведений (адаптированный вариант опросника А.А. Мелик-Пашаева): основной критерий исследования «Полнота и самостоятельность описания картины»;
2. Понимание образного содержания произведения: детям предлагается описать свои впечатления от картины и сочинить подходящее название;
3. Изучение эстетических предпочтений и вкуса детей: в качестве зрительного материала подбирается ряд произведений, варьирующихся по стилю изображения (предпочтения: реалистического, декоративного, импрессионистического, абстрактного);
4. Тест суждений об искусстве Мейера (детям предлагается два варианта картины, один из которых является подлинником, другой - огрубленная или упрощенная копия, нарушающая принципы искусства (цвет, пропорции и т.д.).).
II. Методика моделирующая творческий процесс:
5. Раскрасить один и тот же контурный рисунок - «Добрый» - «Злой» герой (детям предлагается дважды раскрасить один и тот же контурный рисунок:
«Сад доброй волшебницы», «Сад злой волшебницы» или аналогичное задание на другую тем. Выявляется способность детей использовать выразительность цвета.).
III. Методика оценки уровня зрительного восприятия пространства:
6. Упражнения с геометрическими фигурами (детям предлагаются упражнения в воспроизведении геометрических фигур в определенной последовательности: в расположении их по вертикали, в различении комбинаций из этих фигур, в разложении предмета на составные части и восстановление целого из отдельных частей).
IV. Ассоциативный эксперимент:
7. Направлен на выявление у детей уровня способностей к образному сравнению и ассоциациям.(Направлен на выявление у детей уровня способностей к образному сравнению и ассоциациям. В начале, необходимо провести с детьми беседу о значении и видах ассоциации, на доступном детям языке. Провести игру на сравнение. Далее, детям предлагается назвать ассоциации, вызываемые понятиями: искусство, картина, живопись, графика, скульптура, пейзаж, портрет, натюрморт, линия, музей, художник).
- Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Изменений только в образовательном процессе недостаточно. Далее рассмотрим ряд изменений в условиях, которые обеспечивают новый образовательный результат.
Значимым фактором развития ребенка является личность воспитателя. Поэтому необходимо, чтобы воспитатель обладал высоким уровнем знаний (знанием методик воспитания и обучения, психологии дошкольника, индивидуально-психологических особенностей детей, психологии детского коллектива, нормативных документов, вариативных программ и педагогических технологий). Только знания не дадут желаемый результат. Современное общество требует применять знания в профессиональной деятельности и обладать рядом умений:
- конструктивными умениями (выбор форм, методов работы, диагностических методик, соблюдение принципов воспитания и обучения, рациональное распределение времени);
- организаторскими способностями (относительно коллектива детей и родителей);
- коммуникативными умениями (устанавливание педагогически целесообразных контактов с детьми, родителями, педагогами);
- самообразованием, «установка на постоянное самосовершенствование» (изучение новых педагогических технологий (ТРИЗ, ИКТ и др.), опыта коллег, посещение семинаров по таким темам как «Организация самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста», «Использование ИКТ в организации творческой деятельности» и др., правильное оценивание своих достоинств и недостатков и пр.);
Также, для эффективной работы, воспитатель должен обладать рядом качеств: уметь придать личностную окраску преподаванию, иметь позитивный жизненный настрой, уметь управлять своими эмоциями, быть уверенным в себе, владеть разными стилями общения с детьми, уважительно относится к окружающим и творчески мыслить.
Одним из важнейших условий реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста является развивающая предметно-пространственная среда, отвечающая всем требованиям ФГОС ДО.
К кадровым изменениям относится: привлечение к работе педагога по изобразительному, который соответствует Профессиональному стандарту педагога (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)).
Научно-методические изменения:
- создание методической копилки по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;
- повышение уровня знаний в данной области через обучение на курсах, взаимодействие с другими воспитателями, педагогами по изобразительному творчеству;
- доступность интернет-ресурсов (www.nsportal.ru, www.maaam.ru, www.sipkro.ru) для получения знаний по данной теме;
- разработка серии консультаций для родителей.
Материально-техническая часть обеспечивается из разных источников, поэтому тоже должна проектироваться, т. е. быть объектом моделирования.
От материально-технического обеспечения проектирования зависит простота проектирования и реализации проекта. В группе должны быть в достаточном количестве дидактические игры по рассматриваемой теме, иллюстрации, наглядно-дидактические пособия; развивающие тетради (например, из серии «Школа семи гномов»); раскраски (в соответствии с темой недели), буклеты для родителей, раздаточный и демонстрационный материал, можно оформить фотовыставку и выставку детских работ, создать портфолио.
Нормативно-правовые условия — это учет при разработке деятельности воспитанников и педагогов Конституции РФ, Закона «Об образовании в РФ», ФГОС ДО, СанПиН 2.4.1.3049-13, Профессионального стандарта педагога, Указа Президента РФ №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017гг.» от 01.06.2012 г., Конвенции ООН «О правах ребёнка».
Информационные изменения – посмотреть информацию по данной теме можно из официальных Интернет-ресурсов (www.sipkro.ru, www.educat.samregion.ru , www.samara.edu.ru, www.maaam.ru и др.).
Организационные изменения: по моему мнению администрация ДО может оказать материальную помощь педагогу в реализации самостоятельной творческой деятельности посредством приобретения пособий, ПК и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организационные и психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста"
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Дет...
Требования к Педагогическим условиям реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста (изобразительной)
Требования к кадровым условиям, привлечение к работе педагога по ИЗО, который соответствует Профессиональному стандарту педагога (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544 Н « Об утверждении професси...
Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО
АктуальностьКонцепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в ...
«Педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста (изобразительная деятельность)»
творческая деятельность детей старшего возраста....
"Педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста(изобразительной)"
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. В наше ...
Условия и методы развития самостоятельной творческой деятельность детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» ФГОС ДО, является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-мо...
Статья на тему: "Психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"
В статье содержится обоснование актуальности проблемы организации психолого-педагогических условий развития самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобр...