Квиллинг в экологическом просвещении дошкольников
материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Кириленко Юлия Михайловна

Воспитание экологической культуры посредством творческой деятельности - актуальная проблема настоящего времени. Процесс формирования экологического мышления  сложный и длительный и начинать его надо с дошкольного возраста - самоценного этапа в развитии экологической культуры человека. Ведь именно в дошкольном возрасте формируются основы экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитывается сопереживание к природе, практическая готовность беречь и любить природу, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_po_kvillingu_-_kopiya.docx832.71 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая образовательная организация

высшего образования

«Одинцовский гуманитарный университет»

Колледж

Реферат

по дисциплине: «Теория и методика экологического образования дошкольников»

на тему: «Квиллинг в экологическом просвещении дошкольников»

Выполнила: Кириленко Ю.М.

Специальность 44.02.01

«Дошкольное образование»

Курс 2; группа ДО –2.1

Форма обучения: очно-заочная

(вечерняя)

Проверила: к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики преподавания

Воробьева М.В.

Одинцово, 2015

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

  1. Экологическое  просвещение дошкольников через творчество…..5
  2. Квиллинг – искусство бумагокручения…………………………….8

2.1 Материалы и оборудование…………………………………….10

2.2 Последовательность выполнения техники…………………….12

      3. Особенности использования техники квиллинг в практике   экологического образования дошкольников в детском саду...........14

Заключение …………………………………………………………………16

Список литературы…………………………………………………………18

Приложения…………………………………………………………………20

Введение

Тема «Квиллинг в экологическом просвещении дошкольников» была выбрана не случайно,   так как воспитание экологической культуры у детей  посредством творческой деятельности - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени, ведь только творческая личность с новым экологическим мышлением, способная жить и трудиться в гармонии с природой,   может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния,  в котором оно пребывает сейчас - экологический кризис очевиден. Кроме того,  засилье компьютерных игр, отрывающих детей от деятельной жизни, мешает им узнавать окружающий мир и природу.  Этот процесс сложный и длительный и начинать его надо с  дошкольного возраста - самоценного этапа в развитии экологической культуры человека. Закладываются основы развития личности и её нравственно-экологических позиции, ребенок начинает ощущать себя как субъект. Формируются основы экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем,  практической готовности созидать вокруг себя, беречь и любить природу, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы. Решению данных задач способствует творческая деятельность в технике «квиллинг».

 Цель данной работы:

- изучить возможность экологического просвещения дошкольников через творчество (с использованием техники квиллинг);

- выявить особенности использования новой техники обработки бумаги – квиллинг в практике детского сада.

Объект исследования: экологическое просвещение дошкольников в процессе творческой деятельности.

Предмет исследования: организация занятий экологической направленности с детьми в технике квиллинг.

Исходя из цели, ставлю следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ источников литературы по данной теме.

2. Познакомить детей с новым видом конструирования – квиллинг, и научить изготавливать основные формы данной техники, составлять из них различные композиции.

3. Через занятия квиллингом повысить не только уровень развития моторики, мышления, глазомера, внимания, памяти, творчества, но и способствовать экологическому просвещению дошкольников; формировать умения устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения;

4. Обратить внимание детей на: значение и разнообразие бумаги в нашей жизни; необходимость бережного использования бумаги и связь охраны леса с нашей повседневной жизнью - воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

5. В процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении, эстетику, интерес, а также бережное отношение к материалам, взятым из природы.

В процессе работы по теме использовались следующие методы исследования: теоретический анализ источников  и литературы по выбранной теме, наблюдение, обобщения, экспериментальная деятельность, продуктивная деятельность.

Краткая характеристика источников и литературы, используемых для работы по теме «Квиллинг»: в периодических изданиях для дошкольных педагогов недостаточно статей посвященных конкретно работе в технике квиллинг, более полно и детально описано в специальных изданиях таких авторов, как Быстрицкая А., Давыдова Г.Н., Дженкинс Д., Зайцева А., Хелен Уолтер (именно в ее книгах, помимо изумительных иллюстраций готовых работ, дана интересная информация по каждому растению, предложенному для изготовления в технике квиллинг), а также  Чиотти Д., Ханна Линд. В периодических изданиях «Ребенок в детском саду» и «Дошкольное воспитание» были найдены статьи, которые помогли составить тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста, а также разработать интегрированное экологическое занятие. Также использовались материалы  лекции Рыжовой Н.А., учебное пособие и методическое пособие по теории и методике, технологии экологического образования дошкольников Николаевой С.Н., пособия для родителей и воспитателей Тихомировой Л. Ф., Синициной Е. и Белкиной В. Н.

  1. Экологическое просвещение дошкольников через творчество

 Дошкольный возраст - самоценный этап в формировании  экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к  окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических представлений, норм  и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем, выработка  эмоционально- нравственного и действенного отношения к природе. Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающей его природой.

В настоящее время наблюдается определенное противоречие между естественной потребностью ребенка в общении с природой как живого существа и отчуждением его от природы, что играет негативную роль с точки зрения экологического образования [14, С.56]. Поэтому сейчас, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней. 

Цель дошкольного экологического образования - способствовать формированию основ экологической культуры и творческого мышления у детей дошкольного возраста, а это обязывает к:

  • доступной для ребенка передачи первоначальных знаний об окружающей среде, ее значении для человека;
  • воспитанию любви к природе, необходимости ее охраны;
  • поддержанию эмоционально-действенного участия в приумножении природных богатств;
  • формированию у детей экологического мышления и адекватного поведения с осознанием себя неотъемлемой частью природы.

Основная задача экологического воспитания в детском саду – обеспечить ребенка знаниями о природе и о месте человека в окружающем мире, дать навыки общения с дикой природой и творением ума и рук человека.

Элементы воспитания и образования несут в себе экологическое просвещение. Просвещение в сфере экологии – это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе.

Прежде всего, необходимо показать детям уникальность природы, ее красоту и универсальность (природа – среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем – объект человеческого потребления). Природа не должна рассматриваться только с утилитарной точки зрения. Необходимо отказаться от ряда сформировавшихся в предыдущие годы стереотипов и придерживаться новой биоцентрической парадигмы. Донести до детей то, что мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то дает, а потому что она самоценна [14, С.40].

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.

Знания об окружающей среде закрепляются детьми в процессе дидактических и подвижных игр. Проведение тематических вечеров, развлечений, разучивание стихов на экологическую тематику, слушание рассказов об экологии оказывают эмоциональное воздействие на детей, и укрепляет положительное отношение к природе. Привлечение детей к тесному общению с природой, к познаванию мира растений и животных способствует активному развитию у дошкольника таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой.

Творческая деятельность детей с использованием природных материалов помогает достичь желаемого результата в формировании экологической культуры. Дети очень любят творить, фантазировать и создавать неповторимые работы и поделки самостоятельно. На занятиях по художественно-эстетическому  развитию с использованием различных техник и природного материала, способствующих не только совершенствованию моторики рук ребенка, но, прежде всего, формирующих мышление, увеличивается наблюдение за природой, её красотой и неповторимостью, воспитывается бережное отношение к ее дарам при использовании в собственных целях.

Педагогам и воспитателям дошкольных учреждений необходимо развивать у детей эмоционально – положительное отношение к природе посредством соответствующих программ экологического воспитания. Одной из таких является программа по изобразительному искусству «Природа и художник» для детей от 3 до 6 лет, которую разработала кандидат педагогических наук Татьяна Анатольевна Копцева. Программа сочетает в себе формирование у детей представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой художественной культуре. Блоки программы «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека» посредством системы творческих заданий развивают у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру [12, С.45].

Программа позволяет не только сформировать у юных художников представление о природе как живом организме, но и предполагает создание на занятиях ситуаций образных сравнений. Воображение детей не имеет границ. Они способны очеловечить все сущее, наделяя деревья, цветы, птиц, зверей, букашек-таракашек образными характеристиками.

Работа по программе «Природа и художник» не позволяет преподавателю «стоять на месте», требует постоянного профессионального роста, поиска новых приемов, способствующих развитию творческого потенциала воспитанников. Программа словно живая. Каждая тема занятия может быть представлена по- разному, например, в виде сказочного путешествия в мир прекрасного, где дети делают чудесные открытия и создают маленькие шедевры [2, С.72-75].

В качестве примера, далее, в приложениях, находится конспект интегрированного занятия по экологии, развитию речи, изодеятельности и ручному труду детей старшего дошкольного возраста на тему: «Цветы и бабочки» (см. приложение 1).

  1. Квиллинг – искусство бумагокручения

Одной из важнейших задач, стоящих перед воспитателями, является –развитие творческих способностей детей, путем личностно ориентированного подхода к каждому. Творчество оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние детей, является одним из средств познания мира и развития восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической деятельностью [4, С.115-116].

В последнее время довольно популярна техника работы с бумагой – квиллинг, или бумагокручение, бумажная филигрань. Техника основана на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей оригинальные изделия. Дети с огромным удовольствием и желанием мастерят поделки из бумаги по типу оригами. Японцы считают, что искусство оригами несет душевное успокоение и физическое оздоровление. Оно действительно полезно для творческого и духовного развития детей.

                                                                     Рис.1 Первоцветы в технике квиллинг

На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В XV—XVI веке бумагокручение считалось искусством, а в XIX веке — дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам). К XVII в. квиллинг все чаще применялся для отделки стен, как замена более дорогих картин и панно. Гербовые щиты окаймляли широкими бордюрами из тоненьких полосок искусно скрученной бумаги. Дамы времен Регентства украшали таким образом экраны для каминов, коробочки для чая, мебель, ширмы. Большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия бумагокручение снова стало превращаться в искусство. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. В России  же данное искусство стало популярным только в конце XX века.

Корейская школа бумагокручения несколько отличается от европейской. Современные европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Восточные же мастера создают сложные произведения, больше похожие на шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное «кружево» сплетается из сотен мелких деталей.

Техника квиллинг удивительна, с её помощью можно получить  различные шедевры, напоминающие “тонкую кружевную паутинку”, за одну две минуты из радуги полос бумаги можно создать двух - трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь и перетекая друг в друга, создают каскад фигур, листьев цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника. Модули  являются «строительным» материалом в создании работ — картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии (см. приложение 2)http://festival.1september.ru/articles/617025/img38.jpg

Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и конечно выработать навыки скручивания качественных модулей.

Рис.2 Шляпка для куклы

(коллективная работа в технике квиллинг)

Природа предлагает нам всевозможные чудесные модели: крылья бабочки и стрекозы, прекрасные цветы и деревья, яркие птичьи перья изысканной формы. Прогуляться по лесу или цветущему лугу - все равно, что осмотреть один из выставочных залов природы. Так что же нужно, чтобы воспроизвести драгоценные жемчужины природы с помощью изысканного и старинного искусства скручивания бумаги?

                                                                                       Рис.3 Кактус расцвел

2.1 Материалы и оборудование

В Европе для скручивания полосок используют пластмассовый или металлический стержень с прорезью на конце. Некоторые и сами делают подобный инструмент, например, из стержня для шариковой ручки. В этом случае при скручивании получается деталь со слишком крупным и неровным отверстием в центре. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила, при этом кончик бумаги проскальзывает. Подобие его можно смастерить из толстой иглы и пробки. Так же можно накручивать бумагу на зубочистки. Существуют линейки с отверстиями разного диаметра, позволяющие создавать элементы точно заданного размера. Для этого скрученные спирали кладутся в отверстия линейки.

Также, сейчас в некоторых магазинах для творчества возможно купить специальное приспособление для накручивания полосок (наподобие самодельной иглы).

Самый универсальный вариант — сделать инструмент для накручивания полосок из иглы с большим и длинным ушком. Для этого надо просто клещами отрезать самый кончик ушка, чтобы получилось разветвление (подобие вил). Для большего удобства можно вставить получившееся устройство в обратный конец карандаша острием иголки.

Правильно выбранная бумага для квиллинга - это залог хорошего результата. Изделие получится аккуратным, привлекательным и живым, если бумага, которая используется для его изготовления, будет высокого качества. Для бумагокручения используется бумага различной плотности (от 116 до 160 г/м²), окрашенная в объёме, чтобы обе стороны и срез выглядели одинаково, хотя иногда срезу специально придают другой цвет.  Наборы готовых нарезанных полосок бумаги для бумагокручения (разноцветные и однотонные) можно купить в специализированных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно нарезать полоски самостоятельно: ширина полосок для квиллинга обычно составляет 1—15 миллиметров, длина от 15 до 60 сантиметров. Часто в ходе работы полоски для бумагокручения разрезают на части, если требуется короткий отрезок, или склеивают вместе, если того требует размер детали. Иногда мастера соединяют полоски разных цветов для создания разноцветных спиралей.  Рис.4 Бумага для квиллинга

Специальные полоски для бумагокручения могут быть самых разных цветов и оттенков: белые, чёрные, цветные, блестящие, перламутровые, с постепенно изменяющимся по длине цветом, с двойным тонированием (одна сторона светлее, чем другая).

К инструментам для бумагокручения относят также: линейки с кругами для создания одинаковых элементов, машинки для нарезки бумажной бахромы, машинки для гофрирования бумаги (состоит из двух шестерёнок, между которыми пропускается полоска бумаги для бумагокручения), машинки для нарезания полосок из листа бумаги.

Также необходимы для работы:

  • Клей ПВА. Лучше всего выбрать клей, который схватывается почти мгновенно. Не выдавливайте слишком много клея в лоток (вместо лотка можно пользоваться пластмассовыми крышками от банок), так как он быстро засыхает.
  • Зубочистка или шпажки для коктейлей. Ими удобно наносить мелкие капли клея на скрученные детали. Кроме того, ими можно распределить клей по изнаночной стороне детали, прежде чем приклеить ее к фону.
  • Щипцы (с изогнутыми кончиками позволяют быстрее проводить сборку моделей) или пинцет.
  • Ножницы для вышивания с острыми прямыми кончиками особенно подходят для нарезания бахромы и вырезания мелких деталей.

Работать лучше на планшете, пластиковой или деревянной дощечке, чтобы не повредить стол при нарезке бумаги. А собирать работу удобно на пробковой дощечке. Купите ее в магазине отделочных материалов. К ней легко булавками прикалывать трафарет или основу композиции.

Остальные необходимые приспособления для квиллинга найдутся в каждом доме. Это циркуль, кнопки или булавки, простые карандаши, ластик.

Какие бы ни были инструменты, главное в квиллинге - это аккуратность и усердие, благодаря которым обязательно получится шедевр.

                                             Рис.5 Инструменты для квиллинга

2.2 Последовательность выполнения техники

Освоивать технику бумагокручения целесообразно начинать с накручивания роллов большого размера, используя при этом широкие полоски (примерно1,5-2см), чтобы продемонстрировать детям суть техники и способы приготовления деталей для будущих творений. Тренировка должна быть регулярной, но чтобы она не наскучила детям  необходимо играть с цветом и формами. Полоски могут быть очень длинными, склеенными из нескольких цветов, тогда ролл получается «радужным». Из полученных роллов можно складывать элементарные цветы: один ролл – сердцевина цветка, еще пять – лепестки. После того, как дети натренировали пальцы и стали крутить плотные роллы, ширину полоски следует уменьшить, ролл из более тонких полосок требует от дошкольников большей сосредоточенности и концентрации внимания и очень точных движений пальцев, происходит эффективное развитие мелкой моторики рук.

Базовый ролл выполняется следующим образом. В левую руку берется подготовленная полоса бумаги, а в правую – специальный инструмент для скручивания (также это может быть шило, тонкая отвертка, деревянная палочка и т.п.). Кончик ленты помещается в щель инструмента и зажимается в нём. Или же (если используется шило) кончик полосы прикладывается к инструменты и, поддерживая и прижимая его пальцами, начинается скручивание, поворачивая инструмент против часовой стрелки. Делается 1-2 витка.

Затем, придерживая инструмент в правой руке и удерживая навивку, бумажная лента помещается между подушечкой указательного пальца левой руки и ногтей большого, сжимая не слишком сильно, и протягивается снизу вверх. Полоса немного скрутится. Накручивание ролла следует продолжить, пока не останется «хвост» длиной в 3-4 мм. На кончик «хвоста» с внутренней стороны наносится капелька клея и он прижимается к роллу, фиксируя сцепление пальцами рук. В завершении ролл берется большим и указательным пальцами левой руки и аккуратно снимается с инструмента.http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/98/703/98703538_000.jpg

Далее следует приступить к изучению основных базовых элементов квиллинга, основные из них: тугая спираль, свободная спираль, капля, изогнутая капля, глаз, ромб, лист, треугольник, стрелка, полукруг, полумесяц, конус, птичья лапка, звезда.                                                                                      Рис.6 Базовые модули

Для составления квиллинг картины или поделок различной тематики знание всех этих элементов обязательно и просто необходимо. Но также понадобится умения правильно наклеивать и склеивать между собой готовые элементы. Принцип наклеивания квиллинг элементов – точечный, поэтому можно использовать в работе клей ПВА, не боясь деформации листов бумаги.

 Изучение основных элементов данной техники необходимо проводить по принципу: от простого к сложному, в последствие, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок. Наилучшим вариантом будет выкладывание узора, после чего каждый из элементов квиллинга необходимо приклеить на своё место.

  Последовательность наклеивание квиллинг элементов:

  1. Подготовленный элемент берется аккуратно пинцетом. При этом одна губка пинцета должна быть внутри элемента, а другая – снаружи. Губки пинцета сжимаются, захватывая элемент.
  2. На нижнюю сторону выбранного элемента кисточкой наносится клей.
  3. Элемент прикладывается к основе поделки согласно квиллинг схемы или произвольно смазанной клеем стороной. Пинцет вынимается, и элемент прижимается к основе подушечками пальцев.
  4. Необходимо дать время на высыхание клея.

  Процесс склеивания квиллинг элементов между собой выполняется следующим образом:

  1. Соседние элементы наклеиваются на основание так, чтобы соприкоснулись их боковые стороны.
  2. На кончик толстой иглы набирается капелька клея.
  3. С помощью пинцета навивки одного соседнего элемента слегка отодвигаются от другого, и на вертикальную сторону второго наносится клей в точке соприкосновения.
  4. Навивки первого элемента отпускаются. В случае необходимости место склеивания фиксируется сжатием пинцета [22].

Таким образом, склеиваются не только базовые элементы между собой, но и подклеиваются к ним отдельные бумажные полосы. Например, усики стрекозам и бабочкам, стебли к цветкам и многое другое.                                  

Общее впечатление от поделки зависит не только от качества исполнения базовых элементов, но и от правильного подбора фона и цветовой гаммы. Поэтому с детьми  необходимо также проводить работу по цветовосприятию. Для лучшего эффекта можно предложить детям поработать с таблицами рекомендуемых цветовых сочетаний.

3.Особенности использования техники квиллинг в практике экологического образования дошкольников в детском саду

Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (зубочистки), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров и при помощи полученных форм создавать самые различные композиции, очень нравится детям. Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки. Такие занятия позволяют в совместной художественно – творческой деятельности объединить разнополых исполнителей.

Изучение основных элементов техники квиллинг необходимо проводить по принципу: от простого к сложному, в последствие, комбинируя разные элементы, у детей будут возникать новые образы, которые они смогут воплотить с помощью бумажных полосок.

Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.

Дети дошкольного возраста очень охотно выполняют изделия из бумажных полосок, несмотря на то, что на начальном этапе обучения процесс бумагокручения кажется довольно сложным. Но уже после выполнения нескольких работ ребенок достаточно легко справляется с накручиванием бумажной полоски на инструмент и увлекается превращением заготовки в ту или иную форму, а затем и в различные изображения.                                                    Рис.7 Занятие квиллингом в детском садуhttp://gic4.mycdn.me/getImage?photoId=546155785873&photoType=8

Занятия по квиллингу можно начинать со старшего дошкольного возраста, постепенно усложняя уровень выполнения работ.

Для успешной организации занятий по обучению художественной технике квиллинг необходимо учитывать возрастные особенности детей: прежде всего, надо позаботиться о том, чтобы поделка была практически значима для ребенка, и он мог ее использовать в качестве сувенира или игрушки.

Кроме того, работа не должна быть особенно сложной, утомляющей малыша, для этого первые поделки в технике квиллинг должны состоять из небольшого количества деталей, или можно предложить ребенку вырезать из бумаги отдельные детали.

Удачной формой организации занятий по созданию аппликаций, детали которой выполняются детьми в технике квиллинг, является коллективная работа.

Обучение технике квиллинга должно быть постепенным и последовательным. Выполнение каждой новой формы (приема) следует закрепить на нескольких занятиях и только после этого продолжать знакомить детей с новыми приемами.

Все занятия строятся по единому принципу: в начале занятия несколько минут отводилось организационным моментам (оргмомент), затем следовало само занятие (с раскрытием темы), в котором можно выделить четыре основных этапа работы (см. приложение 3).

 Оргмомент;

1.Рассказ – показ;

2.Выполнение работы:

а) выбор фона работы;

б) выбор цвета для создания своего образа, героя, свой композиции;

в) работа с деталями (элементами);

г) оформление работы;

3. Совместный просмотр работ, обсуждение;

4. Совместная игра (В пользу самостоятельного творчества детей, нужно детям научиться выполнять задания по образцу, но и в то же время важнее научиться видеть и делать по своему. На занятиях не следует ставить перед детьми задачу сделать такую же работу, как у воспитателя. Наоборот, воспитатель должен всегда ориентировать детей на их собственное видение, на их желание).

Рекомендуется составить тематический план работы с детьми  дошкольного возраста в технике квиллинг (см. приложение 4). В нем указываются временные периоды, темы занятий и теоретические аспекты содержания занятий. Здесь важно опираясь на тему, подобрать теоретический материал к каждому конкретному занятию.

Допустим, на вводном занятии важно дать детям информацию о том, как родилась бумага, рассказать историю ее возникновения, перечислить ее свойства, ее виды. Вместе с детьми обсудить весь «путь» бумаги от дерева до мусорного ведра. Совместно сделать вывод о том, что чем экономнее мы используем этот материал, тем больше елей и берез остается в лесу. Дети могут предложить свои варианты экономии и вторичного использования бумаги (например, экономно вырезать из листа бумаги детали поделок, рисовать на обеих сторонах листа, использовать обрезки цветной бумаги для изготовления других поделок и аппликаций).

Таким образом, формируются основы экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем,  практической готовности созидать вокруг себя, беречь и любить природу, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

Заключение

Тема «Квиллинг в экологическом просвещении дошкольников» была раскрыта.

Цель достигнута.

Поставленные задачи выполнены.

На основании проведенной работы можно сделать следующие выводы:

1. Творческая деятельность детей с использованием бумажных полосок помогает достичь желаемого результата в формировании экологической культуры. На занятиях по художественно-эстетическому  развитию с использованием техники квиллинг, способствующей не только совершенствованию моторики рук ребенка, но, прежде всего, формированию мышления, увеличивается наблюдение за природой, её красотой и неповторимостью, воспитывается бережное отношение к материалам, взятым из природы для использовании в собственных целях.

2.  Значение квиллинга для развития ребенка:

 Поможет в развитии эстетического вкуса и художественного воображения.

 Способствует изучению цветов и форм. Дает первичные знания о композиции: формирование чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги.

 Разовьет в ребенке усидчивость, аккуратность, фантазию.

 Совершенствует моторику рук, тонких движений пальцев, что благотворно влияет на общее интеллектуальное развитие.

 Значительно влияет на формирование таких познавательных процессов как, восприятие, внимание, память, логическое мышление.

 Совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

 Формирует у ребенка принципов коллективизма в процессе совместной деятельности, с одновременным развитием качеств, свойственных индивиду – самостоятельности, саморазвития, самоопределения.

 При занятиях квиллингом ребенок в процессе работы создает игровую ситуацию на листе бумаги, используя готовые формы.

 Сам процесс скручивания бумаги является увлекательным действием, насыщающим жизнь детей в детском саду игровыми приемами.

  Квиллинг дает возможность создавать новые элементы декора, придать современное звучание традиционным народным промыслам Создание иллюстраций к литературным произведениям.

3. Важным для дошкольника является возможность создания с помощью квиллинга элементов декорирования группы, оформления зала к утренникам, создание высокохудожественных композиций, украшение элементов народного костюма.

Можно совместно со старшими дошкольниками в технике квиллинг создать календарь сезонных изменений – набор картинок с изображением отдельных явлений неживой природы и одного дерева, растущего на участке, в разных его сезонных вариациях (без ветра, и под ветром, в начале, в разгаре и в конце сезона). Оптимальный вариант – 6 картинок на один сезон, они послужат средством фиксации наблюдений за погодой.

Коллективные и индивидуальные работы детей в данной технике, отражающие объекты и образы природы, можно вставить в рамки и периодически организовывать мини-выставки на различные экологические темы. Воспитатели, посещая с дошкольниками такие выставки, учат их видеть красоту природы, отраженную в работах, красоту предмета, созданного человеком на основе впечатлений от природы, учат радоваться красивому предметному окружению, беречь его.

Список литературы

  1. Белкина, В. Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям: пособие для родителей и воспитателей / В.Н.Белкина. – Я.: Академия развития, 1998. – 256 с.
  2. Бухарова О. Почему я работаю по программе «Природа и художник» / О.Бухарова//Ребенок в детском саду.-2014.-№6.-С.72-75
  3. Быстрицкая А. Бумажная филигрань / А.Быстрицкая. – М.: Просвещение, 1982.- 239 с.
  4. Гнатко А. Квиллинг – красота из бумаги / А.Гнатко//Дошкольное воспитание.-2010.-№12. -С.115
  5. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы / Г.Н.Давыдова. – М: Скрипторий 2003, 2007 г. - 153 с.
  6. Дженкинс Д. Узоры и мотивы из бумажных лент / Д.Дженкинс. – И.: Контэнт, 2010. – 48 с.
  7. Зайцева А. Искусство квиллинга / А.Зайцева. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.
  8. Линд Х. Бумажная мозаика / Ханна Линд. – М: Айрис-Пресс, 2007.-32с.:цв.ил.+вклейка 16с. – (Чудесные фантазии).
  9. Манаева Е. Поделки из бросового материала / Е.Манаева//Ребенок в детском саду.2014.-№2.-С.28-29
  10. Миргазизова А.Эта волшебная бумага /А.Миргазизова//Дошкольное воспитание.2010.-№4.-С.49-51
  11. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников: учеб.пособие для студентов учреждений сред.проф.образования / С.Н.Николаева. – 7-е изд., испр. и доп. – М.:Издательский центр «Академия»,2013.-272с.
  12. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой (Природопользование в детском саду): Методическое пособие. – М.,2003г
  13. Рыжова Н.А. Материалы курса «Экологическое образование в детском саду»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.72с.
  14. Савина О. Техника изонити в детском саду/О.Савина//Дошкольное воспитание. 2010. - №3. -С.68 - 72.
  15. Синицина Е. Умные пальчики: пособие для родителей и воспитателей / Е. Синицина. – Москва, 1998. – 144с.
  16. Ступак Е. Гофрированный картон / Е.Ступак. – И.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.
  17. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Е.: У-Фактория, 2003. – 40 с.
  18. Уолтер Х. Популярный квиллинг / Хелен Уолтер. - И.: Ниола – пресс, 2008. – 104 с.
  19.  Уолтер Х. Узоры из бумажных лент / Хелен Уолтер. – М.: Университет, 2000. - 112с.
  20. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги / Д.Чиотти. – И.: Мир книги, 2008. – 96 с.
  21. Шатерникова О. Раз пенек, два пенек…вот бумаги листок/О.Шатерникова//Дошкольное воспитание.-2010.-№5. - С.107
  22. http:/stranamasterov.ru –Страна Мастеров — сайт учебный, дидактический.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчёт на тему «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду»

Творческий отчёт на тему «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду» представляет собой три документа.Во-первых, это текст отчета, состоящего из трех параграфов:§1. Просве...

Статья "Экологическое просвещение старших дошкольников"

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся организации  экологического просвещения дошкольников в детском саду в виде анимационно-игровой программы. Учтены возможности дошкольников - нравственные, ...

Эстетическое и рационалистическое воспитание в планировании и организации занятий по экологическому просвещению дошкольников

laquo;Мир, окружающий ребёнка  – это прежде всего - мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума»...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы формирования  основ экологического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи). Обозначена цель и за...

Инновационная форма работы с дошкольниками по экологическому просвещению" Авторская игра "Эко - сумка – это здоровая планета"

Привлечь внимание к проблеме  негативного влияния  пластиковых пакетов и предметов из пластика одноразового пользования на природу и на самого человека. Сформировать  у ...

Инновационная форма работы с дошкольниками по экологическому просвещению Авторская игра "Эко - сумка – это здоровая планета" Автор: Зданович О.В.

ЦЕЛЬ: Привлечь внимание к проблеме  негативного влияния  пластиковых пакетов и предметов из пластика одноразового пользования на природу и на самого человека,  ЗАДАЧИ:- Сформироват...

Экологическая акция как одна из форм экологического просвещения и взаимодействия с родителями в ДОУ

Одной из наиболее действенных форм просвещения и взаимодействия с родителями являются акции. Слово «акция» сейчас на слуху и кажется, что организовать её очень легко – дай объявление...