Эстетическое и рационалистическое воспитание в планировании и организации занятий по экологическому просвещению дошкольников
статья
«Мир, окружающий ребёнка – это прежде всего - мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_i_organizatsiya_zanyatiy_po_ekologicheskomu_prosvyashcheniyu.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Эстетическое и рационалистическое воспитание в планировании и организации занятий по экологическому просвещению дошкольников
«Мир, окружающий ребёнка – это прежде всего - мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В.В Сухомлинский
Согласно Стратегии развития воспитания в РФ, экологическое воспитание предполагает:
- развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы;
- становление и развитие у ребёнка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними;
- осознание своего собственного «Я» как части природы.
При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы, как:
- Экологическая культура – уровень усвоения человеком экологической культуры общества, который проявляется в его способности и готовности к оптимальному взаимодействию с природой. Экологически культурный человек обладает экологическим мышлением и экологическим сознанием. Что касается дошкольного возраста, то здесь можно говорить лишь о началах формирования экологической культуры, или об «экологической субкультуре».
- Экологическое мышление –отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы.
- Экологическое сознание – это отношение к окружающей природе с пониманием прямых и косвенных последствий собственных поступков и образа жизни для среды и себя лично. Различают экологическое сознание антропоцентрического и экоцентрического (биоцентрического) типа.
- экологическое восприятие - видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности;
- экологическое чувствование – эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание;
- экологические знания – отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений;
- экологическое отношение – действенно-практическое, волевое, экологически оправданное поведение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали.
Экологическое образование
«Непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». (И.Д.Зверев)
Воспитание
- Ценностных ориентаций, мотивов, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды
Обучение
- Формирование представлений о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем
Развитие
- Способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды
ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе
- воспитание эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии
- формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера
Содержание Образовательных областей (в интеграции) в осуществлении
Экологического образования дошкольников по ФГОС ДО
Речевое | Знакомство с детской литературой, в том числе и природоведческой |
Познавательное | формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей; |
Физическое | становление ценностей здорового образа жизни . |
Социально - коммуникативное | усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; |
Художественно - эстетическое | становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом |
Принципы содержания экологического образования
Индивидуальный подход | Учет индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития |
Научность | обоснованность и достоверность содержания теорий, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий . |
Доступность | соответствие возрастным, психологическими, социальным и интеллектуальным особенностям детей; учёт уровня их развития, индивидуальных познавательных способностей. |
Наглядность | Наличие наглядного материала |
Систематичность | Поступательный переход: от простого к сложному |
Согласованность | Сотрудничество: Дети+воспитатели+родители |
Комбинаторность | Продуманность сочетаний разных видов деятельности |
Экологическое образование осуществляется через разнообразные
формы деятельности дошкольника
Познавательная
Формирование понимания гармонического единства и взаимодействия природы, умения видеть закономерности, ценить неповторимость и особенность каждого объекта, признавать право на существование каждого живого существа без ложного чувства собственного превосходства
Художественно – эстетическая
Гумманизация отношений ребёнка с природой, актуализация эмоционального восприятия в процессе творческого воплощения красоты окружающего мира в формах рисунка, песни, стихотворения.
Трудовая
Осознание потребности растений или животных в заботливом уходе и внимании, формирование ответственности за живое существо и осторожности в обращении с ним, воспитание стремления к экономии природных ресурсов, созиданию и восстановлению среды обитания.
Игровая
Символическая борьба за здоровую и процветающую жизнь природы; освоение правил и законов экологической этики ; умение отличать негативные по направленности действия, несущих разрушение гармонии.
Средства экологического образования
Отличительной особенностью методики экологического образования дошкольников является необходимость обеспечения «живого» общения детей с растениями и животными. Для этого развивающая среда ДОО по возможности должна включать следующие компоненты:
- групповой уголок природы;
- зимний сад;
- комната природы;
- живой уголок;
- экологическая лаборатория;
- озелененные пространства территории участка ДОО;
- экологическая тропа.
Методы и приемы
НАГЛЯДНЫЕ (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ)
СЛОВЕСНЫЕ ( беседа, рассказ, чтение художественной литературы, объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос и т.д.)
ПРАКТИЧЕСКИЕ (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т.д.)
СОБСТВЕННО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ( обращение к опыту детей,
практические ситуации, поисковые действия, обследование)
ИГРОВЫЕ ( дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками, имитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра, эпизодические игровые приемы, загадки).
В теории экологического образования выделяются методы формирования отношений, методы и приемы формирования нравственно-экологических отношений.
- Метод экологического отождествления.
- Метод экологического сопереживания.
- Метод экологической рефлексии.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Взаимодействие ДОО с социумом включает в себя следующие направления:
• работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
• взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;
• взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
• работу с родителями.
Совместная деятельность воспитателя и воспитанников
- Сюжетно -ролевые и дидактические игры
- Игры с природным материалом
- Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе
- Экологические
досуги, проекты
- Создание книг, самоделок
-Беседы с детьми на экологические темы
- Изобразительная деятельность по экологической тематике
- Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария
- Работа с календарями природы, дневниками наблюдений
- Труд в центре природы
- Чтение детской худ. литературы
- Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность
- Просмотр фильмов о природе
Формы работы:
- Познавательные занятия
- экскурсии на природу
- Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде
- Наблюдение за растительным и животным миром, за трудом взрослых
- Опытная деятельность
- Музыкальные и спортивные развлечения
- Дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры
- Чтение литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок
Формы работы с родителями:
Ширмы, экологические стенды, анкетирование, проведение опросов, фоторепортажи, домашнее видео, семейные гостиные, информационные стенды, экологические газеты, родительские собрания, консультации
Формы взаимодействия с семьей по вопросам экологического образования дошкольников
- привлечение родителей к участию в конкурсах, выставках, трудовой деятельности, праздниках
- Беседы за круглым столом, совет родителей в нетрадиционной форме (ток- шоу, деловые игры и др.)
- «Экологический стенд» в экологическом уголке - выпуск газет, плакатов, папок передвижек
- консультации для родителей, родительские собрания
- анкетирование по проблеме экологического воспитания, совместная проектная деятельность
Ожидаемые результаты:
Воспитанники должны знать
- основы экологической культуры
- некоторые особенности природы своего края
- основные признаки времен года
- значение природы для человека
- группы растений и животных
- Некоторые растения и животные своего края, страны
правила поведения в природе
Воспитанники должны уметь
- различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе
- выполнять правила личной гигиены
- различать изученные растения и животных
- вести наблюдения в природе под руководством воспитателя
- подкармливать птиц в кормушках
ухаживать за комнатными растения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квиллинг в экологическом просвещении дошкольников
Воспитание экологической культуры посредством творческой деятельности - актуальная проблема настоящего времени. Процесс формирования экологического мышления сложный и длительный и начинать его н...
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»
Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...
Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ»
Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образования. Содержание р...
Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
консультация для педагогов...
Организация работы по экологическому воспитанию в детском саду как средство развития экологической культуры дошкольников.
Материал содержит практический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников,включает в себя описание различных видов детской деятельности, формы и методы работы ...
консультация для педагогов "Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"
Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образования. Содержание р...
Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ»
Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образо...