Эстетическое и рационалистическое воспитание в планировании и организации занятий по экологическому просвещению дошкольников
статья

Донских Лариса Владимировна

«Мир, окружающий ребёнка  – это прежде всего - мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эстетическое и рационалистическое воспитание в планировании и организации занятий по экологическому просвещению дошкольников

«Мир, окружающий ребёнка  – это прежде всего - мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»


                                  В.В Сухомлинский

Согласно Стратегии развития воспитания в РФ, экологическое воспитание предполагает:

- развитие у воспитанников представлений и  элементарных понятий о взаимосвязях и  взаимоотношениях человека и природы;

- становление и развитие у ребёнка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;

- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними;

- осознание своего собственного «Я» как части природы.

При характеристике экологической культуры личности выделяют такие элементы, как:

  • Экологическая культура – уровень усвоения человеком экологической культуры общества, который проявляется в его способности и готовности к оптимальному взаимодействию с природой. Экологически культурный человек обладает экологическим мышлением и экологическим сознанием. Что касается дошкольного возраста, то здесь можно говорить лишь о началах формирования экологической культуры, или об «экологической субкультуре».
  • Экологическое мышление –отражение существенных связей и отношений, творческое воссоздание и прогнозирование последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы.
  • Экологическое сознание – это отношение к окружающей природе с пониманием прямых и косвенных последствий собственных поступков и образа жизни для среды и себя лично. Различают экологическое сознание антропоцентрического и экоцентрического (биоцентрического) типа.
  • экологическое восприятие - видение, слышание, обоняние, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности;
  • экологическое чувствование – эмоциональный резонанс человека и природы, сопереживание;
  • экологические знания – отражение в сознании человека взаимосвязей и взаимозависимостей между человеком и природой в форме экологических представлений, понятий, суждений;
  • экологическое отношение – действенно-практическое, волевое, экологически оправданное поведение в природе в соответствии с законами взаимодействия природы и человека, нормами права, морали.

Экологическое образование

«Непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды».  (И.Д.Зверев)

Воспитание

- Ценностных ориентаций, мотивов, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды

Обучение

- Формирование представлений о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем

Развитие

- Способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды

ЗАДАЧИ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ

  • развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе
  • воспитание эстетических чувств, развитие эмоций, чувства  эмпатии
  • формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера

Содержание  Образовательных областей (в интеграции) в осуществлении

 Экологического образования дошкольников по ФГОС ДО

Речевое

Знакомство с детской литературой, в том числе и природоведческой

Познавательное

формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей;

Физическое

становление ценностей здорового образа жизни .

Социально - коммуникативное

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

Художественно - эстетическое

становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом

Принципы содержания  экологического  образования

Индивидуальный подход

Учет индивидуальных  этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития

Научность

обоснованность и достоверность содержания теорий, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий .

Доступность

соответствие  возрастным, психологическими, социальным и интеллектуальным особенностям детей; учёт уровня их развития,  индивидуальных познавательных способностей.

Наглядность

Наличие наглядного материала

Систематичность

Поступательный переход: от простого к сложному

Согласованность

Сотрудничество: Дети+воспитатели+родители

Комбинаторность

Продуманность сочетаний разных видов деятельности

Экологическое образование   осуществляется через разнообразные

формы деятельности дошкольника

Познавательная

Формирование понимания гармонического единства и взаимодействия природы, умения видеть закономерности, ценить неповторимость и особенность каждого объекта, признавать право на существование каждого живого существа без ложного чувства собственного превосходства

Художественно – эстетическая

Гумманизация отношений ребёнка с природой, актуализация эмоционального восприятия в процессе творческого воплощения красоты окружающего мира в формах рисунка, песни, стихотворения.

Трудовая

Осознание потребности растений или животных в заботливом уходе и внимании, формирование ответственности за живое существо и осторожности в обращении с ним, воспитание стремления к экономии природных ресурсов, созиданию и восстановлению среды обитания.

Игровая

Символическая борьба за здоровую и процветающую жизнь природы; освоение правил и законов экологической этики ; умение отличать негативные по направленности действия, несущих разрушение гармонии.

Средства экологического образования

Отличительной особенностью методики экологического образования дошкольников является необходимость обеспечения «живого» общения детей с растениями и животными. Для этого развивающая среда ДОО по возможности должна включать следующие компоненты:

  • групповой уголок природы;
  • зимний сад;
  •  комната природы;
  • живой уголок;
  • экологическая лаборатория;
  • озелененные пространства территории участка ДОО;
  • экологическая тропа.

                                       Методы и приемы

НАГЛЯДНЫЕ (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ)


СЛОВЕСНЫЕ ( беседа, рассказ, чтение художественной литературы, объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос и т.д.)


ПРАКТИЧЕСКИЕ (элементарные опыты, моделирование, упражнения, и т.д.)

СОБСТВЕННО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ( обращение к опыту детей,

практические ситуации, поисковые действия, обследование)


ИГРОВЫЕ ( дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками,  имитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра,  эпизодические игровые приемы, загадки).

В теории экологического образования выделяются методы формирования отношений, методы и приемы формирования нравственно-экологических отношений.

  • Метод экологического  отождествления.
  • Метод экологического сопереживания.
  • Метод экологической рефлексии.

СОЦИАЛЬНОЕ   ПАРТНЕРСТВО

Взаимодействие ДОО с социумом включает в себя следующие направления:

• работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;

• взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;

• взаимодействие с учреждениями здравоохранения;

• работу с родителями.

Совместная деятельность воспитателя и воспитанников

- Сюжетно -ролевые  и дидактические игры

- Игры с природным материалом

- Рассматривание  дидактических картинок, иллюстраций  о природе

- Экологические

досуги, проекты

- Создание книг, самоделок

-Беседы с детьми на экологические темы

- Изобразительная  деятельность  по экологической  тематике

- Сбор коллекций семян, камней, оформление гербария

- Работа с календарями природы, дневниками наблюдений

- Труд в центре природы

- Чтение детской худ. литературы

- Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность

- Просмотр фильмов о природе

Формы работы:

- Познавательные занятия

- экскурсии на природу

- Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде

- Наблюдение за растительным и животным миром, за трудом взрослых

- Опытная деятельность

- Музыкальные и спортивные развлечения

- Дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры

- Чтение литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок

Формы работы с родителями:

Ширмы, экологические стенды, анкетирование, проведение опросов, фоторепортажи, домашнее видео, семейные гостиные, информационные стенды, экологические газеты, родительские собрания, консультации

Формы взаимодействия  с семьей по вопросам экологического образования дошкольников

- привлечение родителей к участию в конкурсах, выставках, трудовой деятельности, праздниках

- Беседы за круглым столом, совет родителей в нетрадиционной форме (ток- шоу, деловые игры и др.)

- «Экологический стенд» в экологическом уголке - выпуск газет, плакатов, папок передвижек

- консультации для родителей, родительские собрания

- анкетирование по проблеме экологического воспитания, совместная проектная деятельность

Ожидаемые результаты:

Воспитанники должны знать

  • основы экологической культуры
  •  некоторые особенности природы своего края
  •  основные признаки времен года
  •  значение природы для человека
  •  группы растений и животных
  • Некоторые растения и животные своего края, страны

 правила поведения в природе

Воспитанники должны уметь

  • различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе
  •  выполнять правила личной гигиены
  •  различать изученные растения и животных
  •  вести наблюдения в природе под руководством воспитателя
  •  подкармливать птиц в кормушках

 ухаживать за комнатными растения



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квиллинг в экологическом просвещении дошкольников

Воспитание экологической культуры посредством творческой деятельности - актуальная проблема настоящего времени. Процесс формирования экологического мышления  сложный и длительный и начинать его н...

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ»

Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образования. Содержание р...

Организация работы по экологическому воспитанию в детском саду как средство развития экологической культуры дошкольников.

Материал содержит  практический опыт  работы по экологическому воспитанию дошкольников,включает в себя описание  различных видов   детской деятельности, формы и методы работы ...

консультация для педагогов "Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО"

Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образования. Содержание р...

Консультация для воспитателей «Планирование и организация работы по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ»

  Лучшему осуществлению работы по развитию речи у детей дошкольного возраста помогает ее планирование. Планирование строится на научных основах и ориентируется на качество образо...