Экологическая акция как одна из форм экологического просвещения и взаимодействия с родителями в ДОУ
статья

Байн Александровна Шаргаева

Одной из наиболее действенных форм просвещения и взаимодействия с родителями являются акции. Слово «акция» сейчас на слуху и кажется, что организовать её очень легко – дай объявление, что, например, собирается корм для животных. Однако для того, чтобы акция выступила в истинном своем значении, для того, чтобы стала культурным событием в жизни ребенка и семьи, решила одновременно две задачи: и закрепила экологические знания и представления, и способствовала формированию культуры отношений и деятельности в сфере экологии, необходимо вывести использование акции на уровень технологии. Понятие экологической технологии воспитания дошкольников мы находим у С. Н. Николаевой. Она называет экологической технологией систему экологического воспитания, которая содержит в себе ряд, во-первых, взаимосвязанных, во-вторых, подробно описанных мероприятий, в-третьих, спланированных на весь учебный год.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая акция как одна из форм экологического просвещения и взаимодействия с родителями в ДОУ

Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей.

В. Бианки

Большинство экологических проблем обусловлены деятельностью человека, и многие россияне осознают связь своих действий с этими проблемами. По данным опроса ВЦИОМ (2021 г.), около половины респондентов считают, что виноваты люди. Опрос платежной системы «Мир» показал: самой популярной среди респондентов экомерой стала уборка за собой мусора после поездок на природу (63%). Еще 62% признались, что выбрасывают отходы в отведенных для этого местах. Лишь 40% россиян помнят об использовании энергоэффективных ламп и техники (40%), и 30% опрошенных ходят в магазин со своими пакетами или экосумками, экономно используют воду.

Разговаривать с людьми об экологии нужно с раннего возраста. Мы убеждены, что прививать любовь к природе необходимо с детского сада, чем раньше человек усвоит азы экологичного поведения, тем проще будет следующим поколениям бороться с накопленным вредом. Кроме того, если ребенок видит, что его родители ведут экологичный образ жизни, заботятся о природе, для него такое поведение является естественным.

Без экопросвещения не получится ввести традиции экологичного образа жизни, вовлечь взрослых в эко-акции.

По словам Надежды Артемьевой, нейропсихолога, специалиста по сенсорной интеграции «У ребенка формируются представления о мире не по словам родителя, а по его поступкам. Недостаточно всего лишь рассказывать о пользе раздельного сбора отходов и просить выключать воду, пока чистишь зубы. Личный пример важнее. Мозг устроен хитро: если вводить правило без игры, оно плохо усваивается. Поэтому лучше всей семьей собирать пластик, стекло и другие виды вторсырья и вместе отвозить вторсырье в пункт переработки. Повторяющиеся действия членов семьи становятся для ребенка нормой. Разделение ценностей внутри семьи воспитывает лучше любого мотивирующего ролика».

Одной из наиболее действенных форм просвещения и взаимодействия с родителями являются акции. Слово «акция» сейчас на слуху и кажется, что организовать её очень легко – дай объявление, что, например, собирается корм для животных. Однако для того, чтобы акция выступила в истинном своем значении, для того, чтобы стала культурным событием в жизни ребенка и семьи, решила одновременно две задачи: и закрепила экологические знания и представления, и способствовала формированию культуры отношений и деятельности в сфере экологии, необходимо вывести использование акции на уровень технологии. Понятие экологической технологии воспитания дошкольников мы находим у С. Н. Николаевой. Она называет экологической технологией систему экологического воспитания, которая содержит в себе ряд, во-первых, взаимосвязанных, во-вторых, подробно описанных мероприятий, в-третьих, спланированных на весь учебный год.

Общей целью экологических акций можно назвать формирование экологической культуры и субкультуры, экологического сознания у детей и взрослых, чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей «малой родины». Экологическая акция всегда представляет собой форму практического содействия решению конкретных экологических проблем страны или региона. Задачи конкретной акции в системе подобных могут варьироваться, но всегда необходимо выдерживать и учитывать эту двойную составляющую: экологические представления и общекультурные умения, опыт, знания, деятельность

Важные особенности «акции» - ненавязчивость и необычность. Она не мешает жить тем, кто не хочет ее замечать, но и окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции, которые организуем вместе с родителями и детьми, дают определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние.

В рамках реализации программы развития ДОУ проекта «Экосад» проводятся ежегодные традиционные эко-акции, в частности акция «Скажи мусору нет», просвещение по вопросу раздельного сбора мусора. Первый год собирали только макулатуру и батарейки, второй год начали собирать макулатуру, батарейки, пластик (бутылки и крышки). Для качественной и грамотной организации работы по экопросвещению с детьми и родителями, педагоги ДОУ прошли обучение онлайн - курса «Добрый Землянин», разработанный благотворительным фондом «Подари планете жизнь».

 Для организации акции были запущены информационные листы о целях акции, сроках и условиях приема разных наименований отходов. С детьми в группах проводились эко-просветительские викторины, просмотры видеоуроков, дидактические игры, беседы, чтение художественной литературы, игры, загадывание и отгадывание загадок и т.д. В группах установлены изготовленные руками детей контейнеры для сбора бумаги, пластиковых крышек. В родительских чатах групп размещены листовки, просветительские фильмы, проведены встречи и игровые квизы по правилам сбора и сортировке отходов.

Однако в ходе проведения акции нам пришлось столкнуться с некоторыми трудностями:

- складирование макулатуры;

- правильное и компактное складирование отходов;

- прессование пластика.

Вопрос по складированию был решен просто – назначен один день в месяц для сдачи всех видов отходов, назначено время и договоренность с оператором по вывозу собранных отходов.

 Вопрос по грамотному, компактному, удобному сбору отходов решался через проведение мастер-классов «Как правильно сдавать макулатуру, пластик».

В решение вопроса прессованного пластика помогли дети, и появилось увлекательное занятие, которое помогло спрессовать пластиковые отходы и одновременно стало зарядкой для стоп детей и мелкой моторики. Обязательным и беспрекословным условием для сдачи пластика является -  чистота пластика. Ребята избавляли пластиковые бутылки от пробок (создавая из них картины, замки и все, что подсказывала фантазия), оставшаяся часть бутылки становилась массажером. Ребята (в обуви) ходили по пластиковым бутылкам, прессуя из и одновременно массажируя ступни.

Так одна акция помогла применить на практике много полезных приемов, используемых родителями в обычной повседневной жизни.  

Как показывает опыт проведения эко-акций, именно дети являются двигателями экопросвещения своих родителей, именно дети знают, что в доме есть использованная батарейка, представляющая собой опасность для окружающей среды и подлежащая специальной утилизации. Именно дети подсказывают родителям правила рационального хранения и сбора пластика, макулатуры.

Понятный, интересный, доходчивый, а главное практически значимый результат эко-акций является трендом современной «зеленой» экономики. Занимаясь экопросвещением детей и родителей, мы способствуем повышению экологической грамотности, ответственности человека в быту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие с социумом, как одна из форм экологического образования дошкольников» ( из опыта работы)

В данной статье рассматривается проблема взаимодействия ДОУ с социумом  по экологическому образованию детей  старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется использованию таких дида...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходим...

Консультация для педагогов «Акции - как одна из форм экологического воспитания в МДОУ»

Консультация для педагогов«Акции - как одна из форм экологического воспитания в МДОУ»...

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕТРАДИЦИОННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:-устойчивых знаний...

Социальные акции - одна из форм экологического воспитания дошкольников

В статье описаны социальные акции, которые  проводятся в детском саду...

Консультация "Акции - как одна из форм экологического воспитания"

quot;Акции - как одна из форм экологического воспитания"...