Творческий отчёт на тему «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду»
презентация к занятию (старшая группа) по теме

Ольга Викторовна Сокур

 

Творческий отчёт на тему «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду» представляет собой три документа.

Во-первых, это текст отчета, состоящего из трех параграфов:

§1. Просвещение родителей в системе экологического образования дошкольников;

§2. Особенность родителей как объекта экологического образования;

§3. Основные направления работы с родителями.

В качестве приложения с отчете приведен конспект родительского собрания на тему «Зачем маленьким детям нужно знать, что такое экология».

Вторым документом является презентация, которая предназначена для сопровождения устного выступления воспитателя детского сада перед коллегами по теме «Работа с семьей по экологическому просвещению в детском саду». В качестве иллюстраций для раскрытия темы в презентации использованы примеры ранее разработанных мною пособий и материалов.

Третий документ – это методические рекомендации по использованию презентации, в которых дана полная раскадровка презентации с описанием управляющих клавиш и последовательности показа слайдов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

МДОУ №71 д/с «Кристаллик»

Творческий отчёт

«Работа с родителями

по экологическому просвещению

в детском саду»

воспитатель д/с «Кристаллик»

Сокур О.В.

Смоленск, 2010

Содержание

Введение        

§1. Просвещение родителей в системе экологического образования дошкольников        

§2. Особенность родителей как объекта экологического образования        

§3. Основные направления работы с родителями        

Заключение        

Приложение        

Литература        


Введение

Интерес к экологической проблематике обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.

Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого. Примерно на 4-5 году жизни более отчётливо начинают выявляться элементы экологического сознания ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более глубокие оценки поведения в природе. С шестого года жизни формируется способность к мотивированной оценке поведения в природе.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Экологическое образование дошкольников тесно связано с процессом непрерывного экологического просвещения родителей, направленным на формирование экологической культуры всех членов семьи. Это крайне важный и, в то же время, один из наиболее сложных с позиции реализации, компонент системы экологического образования в дошкольном учреждении. Работа с родителями – постепенный и непрерывный процесс. Необходимо, чтобы родители стали добровольными помощниками в дошкольном образовательном учреждении на постоянной основе.


§1. Просвещение родителей

в системе экологического образования дошкольников

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Так, Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д.Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.

В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Экологическое образование это:

  1. непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей (Проект ФЗ «Об экологической культуре»),
  2. формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний (Модельный закон).

Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде (Проект ФЗ «Об экологической культуре»).

Экологическая культура – совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе.

Термин «экология» оказался очень удачным, так как его можно трактовать расширительно. Он произошел из двух греческих слов: oikos (ойкос) – дом или жилище, logos (логос) – изучение или наука. Термин оказался удачным лингвистически, им стали обозначать вообще качество жизни в отношении состояния окружающей среды (экологически благоприятный район, экологическое благополучие).

В то же время, человек – тоже живой организм, часть биосферы. Он находится во взаимоотношении с окружающей средой и влияет на ее состояние, причем за последние столетия это влияние стало определяющим. Поэтому человеку свойственно рассматривать экологию как «обслуживающую» его благополучие дисциплину. Экология должна, с этой точки зрения, дать ответы, как сохранить окружающую среду в максимально ненарушенном, естественном состоянии.

Среди множества проблем, связанных с таким расширительным пониманием экологии, одна из важнейших – экологическое воспитание и экологическое образование.

Так как современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы, то экологические связи, следовательно, отражают самую сущность экологии. Без их раскрытия невозможно полноценное экологическое воспитание детей.

Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить три задачи:

  1. доказать детям, что в природе все взаимосвязано;
  2. помочь понять им для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно;
  3. помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).

Экологическое образование предполагает, прежде всего, формирование у ребенка эмоционального, бережного отношения к природе, способность видеть ее красоту, а не детальное знание особенностей каждого вида животного или растения.

Экологическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания личности. Задача нравственного воспитания заключается не просто в достижении знаний нравственных норм, а, главное, в формировании убеждений, мотивов и поступков. Защита жизни на Земле от экологической катастрофы становится самой важной проблемой современности, и осознанию этой проблемы следует уделять внимание с раннего детства.

Образование в области окружающей среды утверждает представление о целостности окружающей среды, используя междисциплинарный подход и обучение в режиме решения проблем.

Дошкольное воспитание по своей природе открыто для решения задач образования в области окружающей среды, так как на этом уровне дети еще инстинктивно обладают целостным взглядом на свое окружение, они еще не «вышколены» дробить знания на отдельные дисциплины, как это происходит позже в средней и высшей школе. При этом на уровне дошкольного воспитания в особенности необходимо, чтобы учащиеся действительно приобрели способность обнаруживать проблемы своего окружения и решать их, как в ходе учебы, так и позже, став взрослыми гражданами и, возможно, приобретя тот социальный статус, при котором принимаются особенно важные решения.

У ребенка до 5 лет закладываются основы мировоззрения. Закладываются эти основы на базе того, что малыш видит вокруг себя, слышит вокруг себя, в чем принимает участие, как относятся к этому взрослые.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.  Экологическое  образование (просвещение)  родителей  – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования.

Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. В то же время между целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возникают противоречия.


§2. Особенность родителей

как объекта экологического образования

Особенность родителей как объекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, современный интерес родителей в основном сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них. Во многих дошкольных учреждениях существуют стенды с подробной информацией о глобальных экологических проблемах. Эти же факты часто приводятся и на родительских собраниях. Но практика показала, что такой подход не привлекает внимания пап и мам, катастрофизм, зачастую пронизывающий информацию, вызывает ее неприятие. Подобное воздействие на родителей оказывает и прямая агитация в виде плакатов, призывов. С другой стороны, оригинально, красочно оформленная опосредованная информация вполне может изменить точку зрения родителей или хотя бы заставит задуматься.

Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, при знакомстве с «Экологическим паспортом детского сада», в процессе посещения экологических комплексов, живого уголка, территории детского сада. Работа с семьями ведется практически во всех дошкольных учреждениях страны.

Большое значение имеет выработка единых подходов к экологическому воспитанию в семье и учреждении образования. Формирование нравственно-эстетических и ценностных ориентаций ребенка происходит, в большей степени, на основе положительного примера в повседневной жизни. Родители и воспитатели должны в связи с этим сами понимать суть экологических проблем и причин их порождающих, вовлекать детей в совместную природо-созидательную деятельность.

     Особое внимание к проблемам экологического образования юных граждан можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.

     Воспитание у дошкольников экологической культуры не может быть целостным и всеобъемлющим без участия семьи, представителей старшего поколения, являющихся живой энциклопедией природы родного края. Им есть, что рассказать своим детям, внукам, порой вызвать удивление и сожаление.

Нравственные нормы экологической культуры закладываются, прежде всего в семье: культура поведения родителей во многом определяет культуру ребенка. Правда, социологические исследования свидетельствуют, что сегодня степень озабоченности населения, его информированность и активность по поводу экологических проблем находятся на низком уровне и не зависят от возраста. Это делает проблематичным высокую эффективность экологического воспитания и образования в семье и обуславливает необходимость непрерывного процесса экологического просвещения родителей.

В целом работа с родителями может быть представлена следующим образом:

  1. экологическое просвещение – предоставление экологической информации, ее анализ; приоритетные темы: экологически грамотное поведение в природе и в быту, связь экологических проблем со здоровьем, экология жилища, правильное (сбалансированное) питание в семье, выращивание экологически безопасного урожая и т. п.;
  2. совместная деятельность с детьми: участие в походах, экскурсиях, эколого-оздоровительных праздниках; выполнение домашних заданий, совместный уход за животными, растениями; сбор коллекций природных и других материалов; выставки работ, выполненных детьми совместно с родителями; помощь в создании развивающей среды; участие в природоохранных акциях, проведение педагогических мастерских; изготовление наглядных пособий, игрушек; сочинение экологических сказок и оформление книг; обследование собственного дома и дачи; проектно-исследовательская деятельность.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.


§3. Основные направления работы с родителями

Родители дошкольника наиболее восприимчивы к советам педагогов, многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с воспитателями, что очень важно для экологического образования. Уже в начальной школе это сотрудничество становится непостоянным, а в старших классах практически отсутствует.

Вместе с тем, многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предъявляют к детям в дошкольном учреждении. В результате, ребенок начинает возражать воспитателям на занятиях, мотивируя это тем, что «так считает мама (папа)».

Разрыв между требованиями, предъявляемому к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта.

Экспериментальная работа в дошкольных учреждениях доказала, что формирование личности ребенка в семье – это двусторонний процесс: не только взрослые влияют на поведение детей, мотивацию их поступков, но и сами дошкольники оказывают не меньшее влияние на пап и мам. Зачастую интерес родителей к экологическим занятиям возникает в результате эмоциональных рассказов детей о проведении исследований, о животных, растениях сада. Так многие родители просят показать экологическую комнату, живой уголок и т.д. Экологи отмечают, что взрослые благодаря детям, хорошо осведомлены о занятиях по программе «Юный эколог» и проявляют большой интерес к ним.

В экологическом просвещении родителей, как и в экологическом образовании в целом, выделяют ряд компонентов содержания, что отражено в таблице.


Таблица 1

Компоненты содержания

экологического просвещения родителей

Познавательный

Ценностный

Нормативный

Деятельностный

Окружающая среда и здоровье ребенка.

Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, в городе, стране, мире. Пути решения этих проблем.

Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром.

Методики ознакомления ребенка с окружающим миром.

Природа как универсальная ценность для человека.

Значение природы в жизни человека.

Здоровье ребенка и природа, окружающая среда.

Человек – часть природы.

Формирование разумных потребностей.

Знание правил поведения во время отдыха на природе, правил экологической безопасности и норм поведения в экстремальных ситуациях.

Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми, занятий спортом, огородов, дач.

Экологическая безопасность жилища, экологически чистая продукция.

Знание психологических особенностей ребенка и соответствующих его возрасту возможностей, потребностей, в том числе в общении с природой.

Участие в природоохранных акциях своего микрорайона или на территории детского сада совместно с детьми (озеленение, уборка мусора, сооружение и размещение кормушек).

Участие в экологических праздниках, экскурсиях, походах, выращивании растений, уход за животными.

Сбор природных коллекций во время отпуска, сбор экспонатов для музеев природы в детском саду.

Выполнение домашних заданий с детьми.

Совместное чтение литературы.

Реализация указанных в таблице компонентов проходит по нескольким направлениям:

  1. Экологическая информация.

Опыт работы показал, что наиболее значимыми для взрослых сведениями являются следующие:

  1. данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского сада, жилого массива, парка, где они отдыхают, дачного участка;
  2. информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;
  3. правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы);
  4. экология жилища;
  5. выращивание экологически безопасного урожая;
  6. комнатные, лекарственные, пищевые растения;
  7. выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;
  8. домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка;
  9. развитие ребенка как личности в процессе экологического образования;
  10. информация самого ребенка о занятиях в детском саду.

Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения экологической комнаты, живого уголка, территории детского сада. Так, родители многих детских садов проявляют большой интерес к данным их «Экологических паспортов», особенно к разделу «Экологическая ситуация». Проблема «здоровье ребенка – окружающая среда» тесно связана с проблемой экологической безопасности.

Вопросы экологического образования могут быть включены и в программу консультаций родителей, ожидающих ребенка, и в программы работы консультационных пунктов, помогающих родителям подготовить ребенка к поступлению в детский сад, и групп кратковременного пребывания.

2. Совместная деятельность с детьми: 

  1. Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более что дети постоянно задают вопросы;
  2. участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;
  3. совместный уход за животными, растениями: активное привлечение детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их жизнь и здоровье. Детскому саду необходимо показать роль животных, комнатных растений в воспитании ребенка, порекомендовать родителям приобрести, по возможности, живое существо. Еще одно направление — привлечение взрослых в уголок природы. Иногда родители отдают свое домашнее животное на время в детский сад, берут обитателей уголка к себе домой на лето, помогают приобретать животных, создавать для них условия;
  4. сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, экспонатов для музея природы. Для ребенка очень важно, чтобы папа и мама поддержали его интересы.
  5. выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий (например, по темам «Моя семья на реке», «Моя семья на даче», «Я и природа», «Наши домашние питомцы»);
  6. помощь в оборудовании экологической комнаты, уголка природы, лаборатории, библиотеки;
  7. природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек).


Работа с родителями по экологическому образованию дошкольников является одной из составных частей работы в нашей группе детского сада.

В нашей группе работа с родителями по повышению экологической культуры ведется по следующим направлениям:

  1. Экологическое просвещение родителей:
  1. консультации,
  2. беседы,
  3. дискуссии,
  4. дни открытых дверей и другие.
  1. Совместная деятельность с детьми:
  1. участие в экскурсиях,
  2. участие в экологических праздниках,
  3. выставки рисунков на экологическую и природоохранную темы,
  4. выставки поделок выполненных детьми совместно с родителями.    

Многие современные родители акцентируют внимание не на развитии личности ребенка, а на подготовке его к школе (умении писать, считать и т.д.). Однако опыт показывает, что объяснение значимости экологического образования для общего развития ребенка (его речи, памяти, наблюдательности, мышления, эмоциональной сферы и т.п.) и связи его с состоянием здоровья меняют отношения родителей.

Таким образом, экологическое образование родителей – важное и сложное направление педагогического процесса в дошкольных учреждениях, которое во многом определяет образование ребенка, и требует систематической и целенаправленной работы с учетом всех компонентов содержания.


Заключение

Дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни требований, которые представляются на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающим миром, уровнем развития психической структуры личности ребёнка, его знаний и мышление, совокупностью определённых физиологических особенностей.

Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью в системе экологического образования личности.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.

Приучить детей соблюдать правила экологической безопасности можно только в содружестве с родителями. Если ребенок пытается вести себя так, как его научили в детском саду, а родители поступают противоположным образом, желаемых результатов добиться трудно.

Многие родители слышали о проблемах загрязнения окружающей среды, но считают, что лично их эти проблемы не затрагивают и поэтому никак не отражаются на их поведении. Поэтому необходимо привлекать внимание родителей к проблемам загрязнения, подчеркивая тесную связь состояния нашего здоровья и безответственного, неграмотного поведения в повседневной жизни.


Приложение 1

Родительское собрание

«Зачем маленьким детям

нужно знать, что такое экология»

Время на стыке тысячелетий можно, без сомнения, назвать временем переосмысления человечеством своего места и своей роли в мире природы. Последнее десятилетие XX века вплоть до наших дней мы являемся свидетелями развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысления человечеством. И если современное взрослое поколение начинало понимать исключительную важность бережного отношения к окружающему миру уже в сознательном возрасте, то нашим детям просто жизненно необходимо заложить экологическое восприятие мира в основу сознания.

Так что же это за наука такая – «экология»? Чем занимается? Что изучает? Уровень «парниковых газов» в атмосфере? Степень загрязненности водоемов? Вред от нефтяных пятен в океане? Зачем это маленьким детям, спросите вы.

 Да, все это наука экология изучает, но здесь речь уже идет о «диагностике» и «лечении» огромного организма – планеты,  которое необходимо применить, чтобы ликвидировать результаты недальновидного и безответственного поведения Человека в своем Доме – Окружающем его мире. А если не брать во внимание природные катаклизмы – что же изучает экология? Вот, как раз, его – окружающий мир – и изучает! Ведь в переводе с греческого «экос» (или, вернее «ойкос») означает «дом, жилище», вторая часть «логос» – «учение». Так значит, экология – наука о доме, о месте обитания. А где мы все обитаем, если в корень посмотреть?  Разумеется, в мире природы и ее ресурсов: она дает нам и пищу, и одежду, и дом – в общем, все необходимое для нашего существования. Но ведь у нас есть еще и соседи – другие живые организмы, которые нас окружают, и с которыми желательно не портить отношения. А есть еще и неживая природа, способная радикально изменить наши условия проживания. И все это нужно учитывать, обо всем помнить и ВСЕ ЛЮБИТЬ как данность. И дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней.  

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. И основы восприятия человеком мира закладываются через совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях и в семье.

Экологическое воспитание  является одним из основных направлений деятельности нашего детского сада. У нас реализуется программа С.Н.Николаевой «Юный эколог». В начале и конце года проводится диагностика уровня развития по данной дисциплине.

Занятия проводятся во всех группах, материал и форма его подачи адаптированы по возрасту. Для наиболее эффективного усвоения полученных знаний о природе тематика занятий по экологии часто отражена и на других групповых занятиях по лепке, аппликации, рисованию,  чтению художественной литературы, а также в ролевых играх, которые проводятся и на экологических занятиях тоже.

В процессе занятий проводятся элементарные опыты и наблюдения за живой и неживой природой, ребята осваивают основные принципы ухода за домашними растениями и животными.  Весной совместно с нашими воспитанниками выращивается рассада для засаживания цветников на территории детского сада – так мы стараемся приобщать детей к доброте и заботе о живом.

Приобщение ребят к труду в природе происходит и на нашем огороде, где они совместно с воспитателем выращивают свой урожай: оказывают посильную помощь в подготовке почвы (работают грабельками), сеют, поливают, следят за сорняками.

Для закрепления пройденного материала проводятся тематические игры и викторины (наподобие «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес» и др.), а также досуги, где дети имеют дополнительную возможность в игровой форме проверить (и пополнить) свои знания.  

Во время прогулок также проводятся наблюдения за погодными условиями, сменой времен года, живой и неживой природой. Во время наших занятий мы стараемся обращать внимание детей на то, как красиво и мудро устроен мир вокруг нас, учить сострадать живым существам, не нарушать без нужды спокойствия окружающих нас растений и животных, а также прививаем основы культурного поведения: учим не ломать, не сорить, не обижать живого, помогать живому.


Литература

  1. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002, N 9. – С. 52 - 58.
  2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.
  3. Булыгина И.В. Экологическое воспитание в семье. – http://irvic25.ucoz.ru/publ/roditelskie_sobranija/ehkologicheskoe_vospitanie_v_seme/
  4. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). – Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
  5. Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями. // Дошкольное воспитание. 1998, N 9. – С. 23 - 31.
  6. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. // Дошкольное воспитание. 2000, N 1. – С. 41 - 49.
  7. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. – М., 2001. – С. 25 - 26.
  8. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 2003.
  9. Зачем маленьким детям нужно знать, что такое экология. // Мир природы. – http://detsad61.ru/mir_prirody
  10. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2000, N 7. – С.58-63.
  11. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию. // Дошкольное воспитание. N 7. – С. 10-12.
  12. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. – М., 2004.
  13. Копцова Г.А. Организация работы с родителями в современном ДОУ. // Всё для детского сада. –  http://www.moi-detsad.ru/
  14. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.
  15. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста. // Дошкольное воспитание. 2002, N8. – С. 8 - 13.
  16. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М., 2001.
  17. Трусова Е.С. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта. // Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье. – http://www.doshvozrast.ru/
  18. Тюлина Л.М. Воспитание положительного отношения к природе. //  Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье. – http://www.doshvozrast.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сокур Ольги Викторовны воспитателя МДОУ д/с №71 «Кристаллик» 2011 ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ

Слайд 2

Тема: « Работа с семьей по экологическому просвещению в детском саду»

Слайд 3

Экологическое образование дошкольников тесно связано с процессом непрерывного экологического просвещения родителей, направленным на формирование экологической культуры всех членов семьи.

Слайд 4

Работа с родителями - это экологическое просвещение (предоставление экологической информации и её анализ) совместная деятельность с детьми

Слайд 5

Приоритетные темы Связь экологических проблем со здоровьем Экологически грамотное поведение в природе и быту Правильное (сбалансированное) питание в семье Экология жилища

Слайд 6

вместе с детьми участие в природоохранных акциях сочинение экологических сказок обследование собственного дома сбор природных материалов совместный уход за животными, растениями выполнение домашних заданий выставки совместных работ походы экскурсии праздники

Слайд 7

Компоненты содержания экологического просвещения родителей Познавательный Ценностный Нормативный Деятельностный

Слайд 8

не только взрослые влияют на поведение детей, мотивацию их поступков, но и сами дошкольники оказывают не меньшее влияние на пап и мам. Формирование личности ребенка в семье – это двусторонний процесс:

Слайд 9

Я использую следующие формы работы с семьями по экологическому просвещению Папки сезонной тематики Буклеты с консультациями по проблемам экологического воспитания детей: в детском саду в семье Консультации для родителей по организации досуга детей 1 2 3 1 2 3

Слайд 10

Я использую следующие формы работы с семьями по экологическому просвещению Выставки рисунков на экологическую и природоохранную темы Выставки поделок выполненных детьми совместно с родителями

Слайд 11

Я использую следующие формы работы с семьями по экологическому просвещению Родительские собрания экологической тематики Совместные с детьми развлечения Кроссворды Загадки о природе 1 2 3

Слайд 12

Ежемесячная экологическая газета для всей семьи Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль

Слайд 13

важное и сложное направление педагогического процесса , которое определяет образование ребенка, и требует систематичности и целенаправленности. Работа с семьей по экологическому просвещению -

Слайд 14

Тезаурус Источники Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

15.01.2012

Данная презентация предназначена для сопровождения устного выступления воспитателя детского сада перед коллегами по теме «Работа с семьей по экологическому просвещению в детском саду».

В качестве иллюстраций для раскрытия темы использованы примеры ранее разработанных мною пособий и материалов, а также архивные фото проведенных в группе мероприятий.

Все слайды запускаются по щелчку.

Слайд 1

I слайд титульный, содержит данные автора презентации.

Слайд 2

На II-ом слайде указана тема курсовой работы.

Слайд 3

III слайд содержит основное положение по теме. Здесь присутствует текстовая гиперссылка, ведущая к документу Microsoft Word, содержащему текст реферата «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду».

Слайд 4

На IV-ом слайде указаны два основных направления деятельности в рамках реализации темы. Первая гиперссылка ведет к слайду с темами экологического просвещения родителей, а вторая ссылается на слайд, где перечислены основные формы организации совместной деятельности с детьми.

Слайд 5

V слайд является скрытым и содержит информацию, дополняющую содержание слайда № IV, к которому можно вернуться c помощью кнопки, расположенной в правом нижнем углу.

Слайд 6

VI слайд является скрытым и содержит информацию, дополняющую содержание слайда № IV, к которому можно вернуться c помощью кнопки, расположенной в правом нижнем углу слайда.

Слайд 7

На VII-ом слайде перечислены компоненты экологического просвещения родителей, содержание которых раскрыто в табличке, открывающейся при нажатии на управляющую кнопку в правом нижнем углу слайда.

Слайд 8

VIII слайд содержит ключевое положение по рассматриваемой теме

Слайд 9

С IX-го слайда начинается перечисление частных форм работы с семьями, которые используются мной на практике. Гиперссылки под номерами (1,2,3), а так же текстовые гиперссылки ведут с данного слайда на соответствующие буклеты и консультации.

Слайд 10

На X-ом слайде продолжается перечисление частных форм работы с семьями. В качестве иллюстрации использован плакат, принимавший участие в конкурсе детских экологических рисунков в нашем детском саду в 2010 году.

Слайд 11

На XI-ом слайде продолжается перечисление частных форм работы с семьями управляющие кнопки на данном слайде ведут к примерам соответствующих документов.

Слайд 12

XII слайд содержит фотографии 6 титульных страниц экологической газеты нашего детского сада «Капелька». Текстовые подписи под фото являются гиперссылками на соответствующие выпуски газет.

Слайд 13

IIIX слайд – это вывод по всей теме .

Слайд 14

IVX слайд заключительный, содержит ссылки на документы с тезаурусом и источниками.

Воспитатель МДОУ д/с №71 «Кристаллик» Сокур О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прект по работе с родителями "Адаптация ребёнка к условиям детского сада".

Я предлагаю проект по работе с родителями начиная с мая по сентябрь. Краткие индивидуальные беседы....

Доклад на тему:«Работа с родителями по экологическому просвещению в ДОУ»

Просвещение родителей в системе экологического образования дошкольников....

Работа с родителями по экологическому просвещению

Экологическое образование - непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей (Проект ФЗ «Об экологич...

«Работа с семьей по экологическому просвещению в детском саду»

Экологическое образование дошкольниковтесно связано с процессомнепрерывного экологического просвещения родителей,направленным на формирование экологической культуры всех членов семьи....

Консультация для родителей "Песочная терапия как способ работы с родителями детей с ОНР в детском саду"

Песочная терапия - это метод,  направленный на избавление  от психосомотических заболеваний, повышение тревожности, страхов,неврозности, он помогает пережить трудности, которые связаны с раз...


 

Комментарии

Спасибо вам за творческую работу по экологическому воспитанию.Очень ценный материал.