"Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша во второй младшей группе"
материал по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему
Занимательные игры с палочками Кюизенера: "Чудесный мешочек", дидактическая игра "Найди мне", " К нам гости пришли", "Кто быстрее", игра "Отгадай загадку, выбери отгатку".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Занимательные игры с палочками Кюизенера»
Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставят в тупик взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть, причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры-исследования, к которым относятся счетные палочки Кюизенера.
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.
В состав комплекта входят:
белая - число 1 - 25 штук,
розовая - число 2 - 20 штук,
голубая – число 3 - 16 штук,
красная – число 4 - 12 штук,
жёлтая – число 5 - 10 штук,
фиолетовая – число 6 - 9 штук,
чёрная – число 7 - 8 штук,
бордовая – число 8 - 7 штук,
синяя – число 9 - 5 штук,
оранжевая – число 10 - 4 штук.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Задачи:
- развивать общую и мелкую моторику ,внимание, образное логическое мышление, память, речь;
- формировать умение соотносить предметы по цвету, размеру.
- продолжать учить различать один и много предметов;
- упражнять детей в ориентировке в пространстве;
- закреплять понятия «высокий», «низкий», «короткий», «длинный»;
- расширять знания об основных цветах, форме, величине предметов.
«Чудесный мешочек»
Цель игры :В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.
Необходимый инвентарь для игры:
Непрозрачный мешок. Для малышей его рекомендуется сшить из ярких тканей (чтобы увеличить интерес к происходящему), а для более старших детей – из темной.
Предметы. Блоки Дьенеша
Описание игры «Чудесный мешочек»
Смысл игры очень прост: необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько. Например: Достань из мешочка круглый предмет. Ребенок достает и описывает предмет.
Дидактическая игра «Найди мне»
Цель игры: закрепить знания детей о форме, цвете, свойстве предмета.
Материал: блоки Дьенеша, прозрачная коробка.
Описание игры: воспитатель дает указание ребенку достать из коробки что-то например круглое и синее. Ребенок находит данный предмет и подтверждает свой выбор.
Дидактическая игра «К нам гости пришли»
(II младшая группа)
Цель: развитие умений разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не». Развивать логическое мышление, внимание. Называть цвет, форму, размер, толщину.
Материал:
- логические блоки;
- игрушки: волк, лиса, заяц, медведь, еж;
- карточки - свойства.
Ход игры:
( В игре принимает участие подгруппа из 5 детей)
Под музыку перед детьми расставляют игрушки( волк, лиса, заяц, медведь, еж).
Ребята, к нам гости пришли! (дети рассматривают сказочных героев, выбирают себе одну игрушку).Зверюшки принесли с собой красивые фигуры, но они не умеют с ними играть. Давайте ребята поможем зверюшкам. Надо разделить фигуры чтобы:
· У волка оказались все круглые, синие;
· у лисы -квадратные, красные;
· зайца- прямоугольные, желтые;
· медведя - синие, прямоугольные;
· ежа - синие, круглые.
(рядом с игрушками можно положить карточки-свойства –чтобы дети легче запомнили правило).
После практического решения дети называют, какие фигуры у зверей.
А теперь посмотрим, какие фигуры остались (дети перечисляют). --Поменяемся зверюшками и слушаем другое задание. Выберите фигуры для:
волка - не толстые;
лисы - не тонкие;
зайца - не треугольные;
медведя - не квадратные;
ежа - не маленькие;
( положить карточки- свойства)
После выполнения, дети объясняют, что они выбрали, почему. В конце игры - танец со зверушками.
- Молодцы ребята, научили мы зверюшек играть с фигурами. Дети прощаются с героями.
Дидактическая игра « Кто быстрее?»
(II мл и ср. гр.)
Цель: познакомить детей со свойствами логических блоков в игровой форме. Развивать умения выявлять в предметах и называть цвет, форму, размер, толщину.
Материал:
· логические блоки
· 3 корзинки
· Петрушка
Ход игры:
Логические блоки рассыпать на ковре. Для детей выставляются корзинки, дети под музыку выбирают:
1. 1 корзинка - все желтые фигуры;
2 корзинка - все красные;
3 корзинка - все синие;
После выбора рассказывают Петрушке, какого цвета у них фигуры.
2. 1.корзинка-все квадратные;
2.корзинка - все круглые;
3.корзинка - все прямоугольные;
-Назови какие фигуры ты собрал? (дети рассказывают Петрушке)
3. 1.корзинка - все тонкие;
2.корзинка - все толстые;
3.корзинка - все маленькие.
«Угадай чего не стало?»
(с блоками Дьенеша 2мл., ср. гр)
Цель:
*Развивать умение называть свойства( цвет, форму, толщину, размер) фигур, внимание.
Материал:
- игрушка - собачка;
- логические блоки;
Х ОД ИГРЫ:
Пришел пес Пушок, хочет поиграть с детьми, принес фигуры, выкладывает на столе вместе с детьми рассматривает, вместе решают какая эта фигура, какая она цветом.
Затем выставляются 5 фигур, Пушок просит детей закрыть глаза, убирает одну фигуру. Дети отгадывают к(акая фигура потерялась. Затем 6 и 7 фигур разного цвета, формы, толщины.
Игра:
«Отгадай загадку, выбери отгадку».
Цель:- Упражнять в различении цвета;
- Развивать умение работать со схемой;
накладывать палочки на изображение;
- Развивать логическое мышление, речь.
Развивающая игра:- наборы палочек Кюизенера;
- схемы (мышки, котенка, лягушки, зайчика, утенка, курочки, рыбки, собачки );
- шарики с загадками этих животных.
Ход игры:
Воспитатель предлагает выбрать пласт. Шарик( который легко открывается), в шариках находятся загадки. Воспитатель читает загадку, ребенок отгадывает и выбирает отгадку - схему( схемы разложены на столе).С помощью палочек Кюнзенера выкладывает рисунок по схеме. Называя цвет палочек. Ребенку, который быстро справился, можно предложить еще один шарик.
Дети сами загадывают загадки и выкладывают отгадку без схемы.
Дети выкладывают с помощью палочек Кюизенера какой-либо рисунок, нужно придумать загадку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие в старшей группе по ФЭМП с элементами ТРИЗ, использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе«Путешествие в страну Математики» с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера....
Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Планы-сценарии занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера...
Занятие по математике в средней группе с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.
Тема: «Путешествие в волшебную страну Математики». Программные задачи: продолжать формировать у детей представления о числах и цифрах в пределах 5 и умения устанавливать взаимоотношен...
Конспект ОД во второй младшей группе с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша «Красная шапочка на новый лад».
Задачи: • Расширять знания об основных цветах, форме, величине предметов. • Формировать умение соотносить предметы по цвету, размеру. • Развивать общую и мелкую моторику, образное логическое мышлен...
Конспект НОД с детьми подготовительной группы по формированию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.«Снежная королева»
Методическая разработка занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша....
Занятие по ФЭМП в средней группе с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.
Тема: «Поиски математических весов».Программные задачи: продолжать формировать у детей представления о числах и цифрах в пределах 10 и умения устанавливать взаимоотношения между ними с пом...
Открытое занятие по математике в средней группе "Путешествие в волшебный лес" ( с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша )
Программные задачи: продолжать формировать у детей представления о числах, цифрах, составе числа в пределах 5 и умения устанавливать взаимоотношения между ними с помощью палочек Кюизенера; закреп...