Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в работе с детьми младшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему

Капустникова Анна Александровна

Планы-сценарии занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Планы-сценарии  занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

             Тема: «В гости к геометрическим фигурам»

               Игра «Строим дорожку».

              Игра «Расскажи о себе».

             Игровое упражнение «Моделируем прямоугольник».

            Игра «Разложи правильно».

           Цель: развитие математических способностей.

Задачи: 

 - развитие представления о прямоугольнике;

 - развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, величину, сравнивать предметы по заданным свойствам;

 - закрепление умения узнавать,  называть, различать геометрические фигуры;

 - развитие умения составлять целое из частей;

  - развитие восприятия, памяти, внимания, логического мышления;

 - формирование доброжелательного отношения к окружающему миру.

Материал:  логические блоки Дьенеша, таблицы, карточки с обозначением свойств,  палочки Кюизенера (по 6 палочек: розового (число 2), голубого (число 3), фиолетового (число 6), черного (число 7) цвета), теремок, набор окон разной формы, набор геометрических фигур в занимательном исполнении, игрушка Вини-Пух.

С о д е р ж а н и  е

I. Воспитатель:

 - Мы вчера с вами построили для геометрических фигур терем-теремок. Им там очень понравилось, они говорят нам «спасибо» и зовут в гости. Пойдем?

Итак, мы отправляемся в путешествие.

II. Игра « Строим дорожку»

Детям предлагается построить дорожку из блоков Дьенеша так, чтобы в ней не было фигур одинакового цвета. Усложнение – требуется, чтобы при выполнении задания дети ориентировались на два свойства: построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры одинаковой формы, но разного цвета.

Дети идут вдоль своих дорожек к теремку.

III.Игра «Расскажи о себе»

В.:

- Тянется-тянется цепочка за дальние леса, за высокие горы.

  В чистом поле теремок-теремок,

  Он не низок, не высок, не высок.

Дети стучат в теремок и спрашивают: «Кто-кто в теремочке живет?»

Появляется треугольник (в занимательном исполнении).

В.:

- Что может треугольник рассказать о себе?

Ребенок берет треугольник и рассказывает от лица треугольника («Я – треугольник, у меня есть три угла, три вершины, три стороны»)

Появляется квадрат (в занимательном исполнении), дети приветствуют его.

В.:

 - Что может квадрат рассказать о себе?

(«Я – квадрат, у меня есть 4 угла, 4 вершины, 4 стороны одинаковой длины)

IV.

В.:

- Живет в этом теремке еще одна фигура с углами. (Появляется прямоугольник). Это – прямоугольник. Он очень горюет.

Воспитатель продолжает от лица прямоугольника:

 - Я – прямоугольник, я очень неуклюжий. Если поднимусь во весь рост, становлюсь высоким и узким, вот таким, а если лягу, то становлюсь низким и толстым – вот таким!

В.:

 - Ребята, давайте успокоим прямоугольник! Надо похвалить его и сказать о нем что-нибудь хорошее. Начинайте со слов: прямоугольник – ты очень хороший…

Дети хвалят прямоугольник, проговаривая название фигуры, выделяя ее свойства. Воспитатель подводит итог от лица квадрата:

 - Прямоугольник – мы с тобой похожи: у меня 4 угла, 4 вершины и 4 стороны и у тебя – 4 угла, 4 вершины и 4 стороны. Но у меня все стороны равны, я везде одинаковый, а у тебя – парные стороны: две длинные, а две – короткие. Это здорово!

V. Игровое упражнение «Моделируем прямоугольник».

Воспитатель предлагает для прямоугольника сделать подарок – выложить прямоугольники из палочек Кюизенера. Педагог говорит детям, что прямоугольник можно построить несколькими способами:

 - закрыть окошечки,

 - сделать прямоугольник из полосок одного цвета,

обращает внимание, что у прямоугольника парные стороны: две – длинные, две – короткие.

После завершения работы обращается внимание детей на то, какие разные получились прямоугольники, задаются вопросы:

- Покажите стороны прямоугольника (длинные, короткие).

 - Покажите углы прямоугольника. Сколько их?

 - У кого маленький прямоугольник?

 - У кого большой прямоугольник?

 - Из каких палочек ты строил прямоугольник? (длинные, короткие)

Дети подводятся к выводу: чем больше палочка, тем больше прямоугольник.

Прямоугольник благодарит детей за подарки и сообщает, что в теремке живет еще одна фигура, но она стесняется выходить потому,  что у нее нет углов. Угадайте, кто это? (круг)

VI. «Разложи правильно».

Появляется круг с печальным выражением лица.

В.:

 - Какой-то он грустный. Давайте спросим, что случилось.

Дети спрашивают. Выясняется, что в тереме надо устанавливать окна (предлагаются окна разной формы), а геометрические фигуры не могут выбрать нужные окна. Дети помогают выбрать окна и устанавливают их (Прямоугольнику – прямоугольное, кругу – круглое…)

Геометрические фигуры благодарят детей и прощаются с ними. Дети возвращаются в группу на ковре-самолете.

VII. Рефлексия.

Детей встречает Вини-Пух, дети рассказывают ему, где были, что видели, чем занимались, что больше всего понравилось.

         Тема: «Мишка на прогулке»

           Загадки

           Игра «Собери картинку»

          Игровое упражнение «Найди такой же»

   

Задачи:

- закреплять знания геометрических фигур, цветов спектра;

 - сформировать понятия «такой же» и «одинаковый»;

 - развивать комбинаторные способности;

 - развивать классификационные умения;

 - развивать коммуникативные качества;

 - развивать внимание, память, мышление;

- развивать двигательные навыки, учить выполнять движения слаженно, дружно, развивать умение координировать движение с текстом стихотворения;

 - развивать мелкую моторику ;

 - воспитывать послушание, любовь к родителям.

Оборудование: костюмы мишки, медведицы, зайца, лисы; шишки (большие и маленькие), 2 корзины, горка, геометрические фигуры; разрезные и целые картинки с изображением Снеговика, зайца, медведя, лисы, Деда Мороза, мышки, волка, белки.

Содержание

Ведущий:

 - За окном холодно, метет метель. Мы с вами не пойдем гулять. Лучше я вам расскажу историю про мишку, мишку – шалунишку.

Жестовая игра «Мишка косолапый»

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает, песенку поет.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб!

Мишка рассердился и ногою – топ!

Больше он не будет по лесу гулять,

Сядет на машину и поедет спать.

Ведущий:

 - Обиделся мишка на шишку и лег спать в свою берлогу (укладывает мишку спать). Спит Мишутка и не знает, что осень закончилась, и наступила зима.

Жестовая игра  «Как на горке снег, снег…»

Как на горке – снег, снег.

И под горкой – снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише! Не шуметь!

Ведущий:

 - Прибежал к нему зайчонок, стал медвежонка будить.

Зайчик:

 - Мишка, мишка! Что с тобой?

   Почему ты спишь зимой?

Мишка:

 - Потому что снег и лед – не малина и не мед!

Ведущий:

 - Ребята, давайте попросим мишку не сердиться.

Жестовая игра «Мишка, не сердись!»

Миша, Миша, не сердись,

Лучше с нами веселись,

Миша,  поклонись!

Миша, покружись!

Миша, попрыгай!

Миша, вот – комок,

Миша, брось снежок!

Миша, вот – гора,

Вниз катись, ура!

Дети по очереди катаются с горки.

Ведущий:

 - Скатился мишка с горки и оказался на полянке. Смотрит: зайцы играют.

Подвижная игра «Лиса и зайцы»

На полянку, на тропинку

Тихо падают снежинки.

На снегу танцуют зайки,

Наши зайки – попрыгайки.

Зайки лапки согревают

И в ладоши ударяют.

Вот они какие – зайки.

Наши зайки – попрыгайки.

Зайки лапки согревают,

Зайки ножки выставляют.

Вот они какие – зайки.

Наши зайки – попрыгайки.

А лисичку увидали,

Сразу зайки задрожали.

Ведь они –

               трусишки – зайки,

Наши зайки – попрыгайки.

Ведущий:

 - Разбежались зайцы, и  лиса убежала. Присмотрелся мишка, а на полянке – шишек много-много! Давайте поможем мишке собрать шишки!  Большие шишки – в большую корзину, маленькие – в маленькую.

Мишке помогаем смело,

Ах! Какое это дело!

Любим все морозный день,

 Шишки собирать не лень!  (Дети собирают шишки)

Ведущий:

 - Молодцы! Хорошо потрудились. Как много маленьких шишек! А больших сколько? (Считают: « Один, два, три, четыре, пять») Посчитайте – ка опять! (Один, два, три, четыре, пять). (Воспитатель убирает две шишки). А теперь сколько? (3) Молодцы, ребята, все шишки сосчитали! Ой, что случилось с зайчиком? Он замерз!

«Зайцу холодно зимой,» -

 Про себя решил косой.

Зайчик:

 - Вот придет весна, потом

    Я себе построю дом!

Ведущий:

 - Зачем же ждать весну, давайте сейчас построим зайцу дом, а заодно и мишке. А чтобы узнать , из чего будем строить, надо отгадать загадки.

Нет углов у меня.

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо,

Кто же я такой, друзья?           (круг)

Он давно знаком со мной.

Каждый угол в нем – прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его….                             (квадрат)

Три угла, три стороны

Могут разной быть длины.

Если стукнешь по углам,

То скорей подскочишь сам.          (треугольник)

Дети отгадывают загадки, называют цвет геометрических фигур, определяют их количество. Затем строят домики для зверей.

Ведущий:

 - Ребята, пока  вы строили домики, на полянку прибежала лиса. Здравствуй, лисонька! Что ты хочешь нам сказать?

Лиса:

 - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, зверята!

   Лиса – лесных зверей краса:

   Что нос, что ушки, что глаза!

   Сидит и шубка ловко,

   Одна беда – плутовка!

Ведущий:

- И то правда, хороша. Красива лисонька? А какого цвета шубка? Давайте посчитаем, чего у лисоньки два? один? четыре? Лисонька больше не будет зайчиков пугать, позовем ее с нами поиграть?

Жестовая игра «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза… шляпа… нос… метла…

Но солнце припечет слегка –

Увы! И нет снеговика.

Ведущий:

- Как грустно, снеговик растаял. Чтобы звери не грустили, давайте им сделаем подарок.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Дети собирают из частей портреты лесных жителей.

Игровое упражнение «Найди такой же»

Медвежонок говорит, что слышал такие слова, как «одинаковый» и «такой же», но не знает, что они означают, просит детей объяснить и показать.

Воспитатель предлагает детям поискать одинаковые картинки.

Ведущий:

И тут мишка услышал, что его зовет мама – медведица. Он ведь вылез из берлоги и ушел гулять, не спросив свою маму. Вот она и волнуется. Мишка сразу побежал к маме – медведице.

Мишка:

 - Прости меня, я убежал!

   Спасибо, что нашла меня!

   И снова вместе ты и я!

Ведущий:

 - Мишка пообещал маме никогда не уходить из дома без спроса.

Медведица:

 - Мишка наш ходил гулять,

   Он устал и хочет спать.

   Вот его кроватка,

   Будет спать он сладко.

   Ну никак не хочет спать!

Жестовая игра «Хатка»

 Есть в лесу под елкой хатка,

 Там уснули медвежата,

 А меньшой не хочет спать,

 Маме стал надоедать.

 Капризуля косолапый

 Просит: «Ужин мне состряпай,

 Принеси скорей сюда

 Меду, рыбки из пруда.»

 «Баю – баю, надо спать,  -

 Напевает сыну мать –

 Ты уснешь, и сон придет –

 Все в корзине принесет!»

Ведущий:

- Спит мишка, а мы пойдем.

 А не то разбудем мишку.

 Пусть поспит он до весны, до конца посмотрит сны.

Тема: «Путешествие в волшебный лес».

            Игра «Загадки без слов».

            Игра «Засели домики».

            Игра «Четвертый  лишний».

            Игра «Сложи  квадрат».

Цель: развитие математических способностей, формирование классификационных умений.

Задачи:

 - развитие умения расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям;

 - закрепление умения узнавать,  называть, различать геометрические фигуры;

 - развитие умения классифицировать предметы по одному, двум свойствам;

 - развитие умения составлять целое из частей;

 - развитие умения находить общий признак предметов и находить в совокупности «лишний» предмет;

 - развитие восприятия, памяти, внимания, логического мышления;

 - формирование доброжелательного отношения к окружающему миру.

Материал: логические блоки Дьенеша, таблицы, карточки с обозначением свойств,  логические таблицы, игр «Сложи квадрат», карта, игрушки: Вини-Пух, медведица, пирамиды, конверты с цветовыми витражами (котенок, медвежонок).

С  о д е р ж а н и е

I.   Воспитатель сообщает детям, что в детский сад принесли письма.

В.:

 - Сколько писем ? (2).

 - Как вы думаете, в каком конверте письмо для нашего Вини? (в большом, с изображением медвежонка).Письмо прислала мама Вини – Пуха. Кто мама у медвежонка? (медведица). Где она живет? (в лесу, в берлоге). (Воспитатель читает письмо). Мама-медведица живет в волшебном лесу геометрических фигур, она очень скучает по своему сыну и просит нас привести его к ней в гости. А чтобы мы не заблудились, медведица прислала нам карту. (Рассматривают карту).

 - Что первое мы увидим на пути? (дерево). Куда потом отправимся? (к домикам). Что увидим в конце пути? (берлогу).

Повторим, чтобы запомнить( Дети хором повторяют: «Дерево – домики – берлога» 3 раза).

II. Игра «Загадки без слов».

 Дети берутся за руки, образуя цепочку. Воспитатель ведет их к дереву.

В.:

 - Вот стоит какое дерево большое. А что это под ним? (блоки Дьенеша, геометрические фигуры). Блоки Дьенеша предлагают нам поиграть  с ними. Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте эти фигуры. (Воспитатель показывает карточки, дети по очереди называют загаданную фигуру, все показывают соответствующий  блок).

Молодцы, все загадки отгадали. А теперь найдите маленькие блоки, им пора домой.

III. Игра «Засели домики».

Перед детьми таблицы с изображением дорожек и домиков. На перекрестках указан цвет, форма или цвет и форма блоков. Дети выбирают дорогу, раскладывают блоки в домики. (младшие – цвет или форма (1 свойство), старшие – цвет и форма (2 свойства)). В конце проверяют, объясняют свой выбор.

В.:

 - Молодцы! Фигуры говорят нам: «Спасибо!», а нам пора отправляться дальше. Вспомним, какой путь был указан на карте. (Дерево – домики – берлога). Дерево мы нашли, домики тоже, а где же берлога? (Дети показывают направление).

Но дорога перекрыта! (На полу разложены логические таблицы)

IV. Игра «Четвертый лишний».

Дети берут карточки и по очереди определяют общий  признак предметов и находят в совокупности «лишний» предмет, доказывая свой выбор.

В.:

 - Какие вы умные дети! Дорога свободна. Подойдем тихонько.

Очень интересный лес! Здесь вместо деревьев растут пирамиды. (Дети показывают большие и маленькие пирамиды). Какого цвета пирамиды? (разноцветные).

Дети здороваются с медведицей. Медведица благодарит их за то, что они привели к ней Вини.

Медведица сообщает, что в лесу геометрических фигур был очень сильный ветер. Все квадраты рассыпались и никто не может их собрать.

Дети принимают решение собрать квадраты.

  1. Игра «Сложи квадрат».

          Дети складывают квадраты (младшие – первый уровень сложности, старшие – второй уровень сложности) и относят их медведице. («Возьми, пожалуйста, мама – медведица!»). Медведица хвалит их.

В.:

 - Вот какие хорошие у нас ребята. Теперь медведица обними покрепче своего медвежонка и засыпай, ведь медведи зимой должны спать. А мы тебе на прощание засыпалочку расскажем.

       

         VI. Жестовая игра «Как на горке снег, снег…»

Дети проверяют, заснули ли медведи, и на цыпочках уходят из леса.

VII. Рефлексия ( Где были?  Что делали?  Что понравилось?)

Приложение 8.

                  Сценарий  математического праздника

                           «Поможем Карандашу»

Цель. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.

Материалы: цветные конверты размером 20х20 см. разного цвета и формы; картинки с изображением «Карандаша», резрезанные на части; планшеты с планом-картой; эмблемы на дверях групп; логические таблицы на поиск недостающего изображения, «палочки», головоломки «Танграмм», «Листик», «Монгольская игра», логические блоки Дьенеша; костюм для Карандаша; подарки; тетради, карандаши.

                                     Содержание.

В группе дети получают цветной конверт определенной формы, в который вложено изображение Карандаша, разрезанное на части. Для того, чтобы узнать, от кого конверт, нужно собрать картинку. Дети самостоятельно собирают картинки и догадываются, что письмо от Карандаша.

Затем в группе находят «следы» (цветные пятна – кляксы). Воспитатель предлагает подумать, чьи это следы и на что они похожи. Следы приводят детей к плану – схеме.

Дети вместе с воспитателем решают, ориентируясь на план, где можно найти Карандаша.

Начинается игра по станциям.

Каждая группа передвигается по станциям в соответствии со своим  планом. На станциях дети находят свой конверт (определенного цвета и формы). В конверте – задания, которые необходимо выполнить. За быстро и правильно выполненное задание дети получают жетон – карандаш определенного цвета.

1 станция – « Составь картинку». Детям дается задание составить робота по образцу из блоков Дьенеша.

2 станция – «Раздели блоки».  Дети раскладывают блоки Дьенеша в обручи в соответствии с заданным условием (старшая подгруппа – 3 обруча, младшая подгруппа – 2 обруча). Игра повторяется 2 – 3 раза.

Во время смены задания дети играют в игру «Замри».

3 станция – «Собери бусы». Дети продолжают собирать начатую «нитку бус»; зарисовывают узор к игре (ст. подгруппа – по памяти, мл. подгруппа – по образцу).

4 станция – «Сложи узор». Старшие выполняют задания на преобразование фигур, младшие – составляют узоры из мозаики.

5 станция – «Кубики для всех». Дети собирают куб (старшие –«Кубики для всех», младшие – «Уголки».

На переходе от одной станции к другой дети решают логические задачи на поиск недостающей фигуры.

Пройдя все станции, дети согласно плану продвижения, попадают в музыкальный зал, где встречают Карандаша. Карандаш обращает внимание на цветные карандаши, набранные детьми на станциях, добавляет необходимые цвета и предлагает составить радугу. Карандаш благодарит детей за то, что они помогли ему найти радугу, и предлагает поиграть с ним.

Дети играют в музыкальные игры, поют, танцуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методическое пособие по использованию элементов русского народного фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

В работе с детьми младшего дошкольного возраста  потешки и пальчиковые игры применяются не только с целью развития речи, но и для формирования привычки здорового образа жизни, развития мелкой мот...

ДОКЛАД: Использование малых форм фольклора в процессе работы с детьми младшего дошкольного возраста.

АКТУАЛЬНОСТЬ        Все что пришло к нам из глубины веков, принято называть народным творчеством. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего на...

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;- пространственной ориентировки на листе бу...

Обучение в движении – запас для дальнейшего развития интеллекта. Использование технологии В.Ф. Базарного в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

В статье говорится об использовании в организации образовательной деятельности технологии В.Ф. Базарного, цель которой формирование физически здоровой личности через обучение в движении как способа ра...

«Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

План по самообразованию по теме:  «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста»...

Мастер-класс по использованию игровой ширмы по ПДД в работе с детьми младшего дошкольного возраста

В младшей  группе для обогащения и развития ППРС была создана игровая ширма по ПДД и сшиты чехлы на стулья «Машины специального назначения». Данные  пособия  привлекает дете...