Программа кружка "Бисероплетение"
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (средняя группа) на тему
Бисероплетение – занятие увлекательное и полезное. Развитие с бисером развивает у детей художественный вкус, конструирование мышление, внимание, наблюдательность, память, пространственное представление, воспитывает терпение, приучает к аккуратности, точности и, в конечном итоге, приносит огромное удовольствие. Бисероплетение формирует навыки исполнительского мастерства и разрабатывает сложную моторику движения кисти. Сейчас уже доказана связь способности ребенка совершать координированные движения пальцев с развитием интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.79 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Без “духовной осёдлости”, без ощущения корней, без любви,
без интереса к собственной истории, далёкой и близкой,
не может быть полноценного человеческого счастья.
Культурная среда также необходима для нравственной жизни, как растительный и животный мир для нашего биологического существования.
Академик Д.С. Лихачёв
Пояснительная записка.
Бисероплетение – занятие увлекательное и полезное. Развитие с бисером развивает у детей художественный вкус, конструирование мышление, внимание, наблюдательность, память, пространственное представление, воспитывает терпение, приучает к аккуратности, точности и, в конечном итоге, приносит огромное удовольствие. Бисероплетение формирует навыки исполнительского мастерства и разрабатывает сложную моторику движения кисти. Сейчас уже доказана связь способности ребенка совершать координированные движения пальцев с развитием интеллекта.
Кроме того, поделки из бисера – прекрасное средство развития творчества. Из разноцветного бисера, бусин и природных материалов дети могут сделать много интнресных и полезных вещей. Хотя детские работы далеки от совершенства, но в них, как правило, много фантазии, старания. Они отличаются выдумкой, оригинальным исполнением.
Плести изделия из бисера можно на леске, на нитях и на проволоке. Техника плетения на проволоке очень проста и доступна.
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.
Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. В настоящее время этот вид народного творчества переживает новый этап своего развития. Занятия бисероплетением вызывает у дошкольников большой интерес.
Цели: формирование художественной культуры дошкольников как части культуры духовной, приобщение детей общечеловеческим ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Задачи:
Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.
Воспитательные – привитие интереса к истокам народного творчества, воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности.
Принципы содержания:
1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
4. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».
5. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
6. Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети — дети, дети — родители, дети — педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
Общие принципы, содержания и технологии.
Содержание бисероплетения ориентировано на знакомство детей с разнообразием бисера (бисер, бусины, стеклярус, рубка), с разными материалами (иглы, фурнитура, ножницы, цветные карандаши, бумага), а также с основными приемами их применения.
Возраст обучающихся – 5-6 лет. Количество детей в группе не должно превышать 7-9 человек, т.к руководитель группы много работает индивидуально с каждым. Программа рассчитана на 2 года обучения. Длительность занятий — 25-30 минут. Занятия комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий общей программы. Они являются надпрограммными. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю, без перерыва или с короткими перерывами (общими или индивидуальными) по желанию детей. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. В группу зачисляются дети, не имеющие специальных навыков.
Планируя занятия, педагог может выбирать для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая оснащенность и специфику творческой мастерской.
Занятия могут проводиться в групповой комнате или в специально оборудованном помещении детского сада. Формы занятий должны быть подвижными, разнообразными и меняться в зависимости от поставленных задач.
Условия для занятий.
1. Занятия проходят в специально оборудованном помещении.
2. Подбор материала и инструментов для творческой деятельности детей.
3. Систематизация литературно-художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки — с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем.
4. Изготовление картотеки гимнастики для глаз, пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.
5. Составление фонотеки — подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей.
6. Подбор дидактических, развивающих и подвижных игр.
Одним из способов достижения цели программы является непрерывность, т.е. последовательность цепи учебных задач на протяжении всего процесса овладения бисероплетением.
Что нужно для работы.
Бисер – мелкие бусинки из стекла и различного цвета, размера и формы.
Бисер рубленый – стеклянные трубочки длинной 3-4 мм.
Стеклярус – стеклянные трубочки длинной 5-15 мм.
Проволока – специальная медная проволока диаметром 0,28-0,34 мм различных цветов. Не допускайтезаломов проволоки, т.к. в дальнешем она может сломаться именно в этих местах! Выпрямлять скрученную проволоку нужно очень осторожно.
Ножницы (также удобно пользоваться бокорезами или маникюрными щипцами) – для разрезания проволоки.
Салфетка – размером 20-20см – на не раскладывают бисер разных цветов и подцепляют его проволокой.
Сантиметровая лента – для определения длины прволоки, необходимой для работы.
Форнитура для украшений – замочки для серег, наконечники или бисерные коробочки.
Тематический план.
Навыки детей в бисероплетении формируются в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой материалов и техник. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.
Все темы, входящие в программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.
План кружка:
№ п/п | Наименование темы | Часы | ||
Всего | Беседа | Практика | ||
1. | Вводное. Рассматривание готовых изделий из бисера. История бисероплетения. Набор бисера на проволоку. | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
2. | Знакомство набора бисера из двух цветов. | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
3. | Знакомство со схемой плетения. Создание своей схемы. Набор на проволоку. Чередование по форме. | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
4. | Брошь «Бабочка» | 60 мин | 10 мин | 50 мин |
5. | Подвеска «Хрустальный башмачок» | 60 мин | 10 мин | 50 мин |
6. | Подвеска «Золотой ключик» | 60 мин | 20 мин | 50 мин |
7. | Новогоднее украшение «Елка с бусами» | 60 мин | 15 мин | 45 мин |
8. | Серьги «Божья коровка» | 60 мин | 15 мин | 45 мин |
9. | Украшение «Букет» | 90 мин | 15 мин | 75 мин |
10. | Косметичка «Тюльпан» | 30 мин | 5 мин | 25 мин |
11. | Кольцо «Божья коровка» | 60 мин | 15 мин | 45 мин |
12. | Поделка «Мышонок и сыр» | 60 мин | 15 мин | 50 мин |
Календарно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Количество Часов | Программное содержание, материал к занятию, практическое применение |
Сентябрь | Приглашение в мир бисера и красоты | 1 | Предоставить детям возможность увидеть разнообразие бисера разных фактур, вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявляя свойства и связи. Материал к занятию: разноцветный бисер отличный по форме и размеру. |
Сентябрь | Брошь «Бабочка» | 2 | Способствовать развитию умения нанизывать бисер на проволоку. Материал к занятию: бисер, проволока, ножницы. |
Октябрь | Подвеска «Хрустальный башмачок» | 1 | Способствовать развитию умения нанизывать бисер на проволоку. Материал к занятию: прозрачный бисер большого размера, 1 бусина диаметром 5-6 мм, ножницы. |
Ноябрь | Подвеска «Золотой ключик» | 2 | Поощрять желание детей сделать своими руками забавную подвеску. Материал к занятию: золотой бисер, проволока, ножницы. |
Декабрь | Новогоднее украшение «Елка с бусами» | 2 | Поощрять интерес детей к изготовлению изящного новогоднего украшения. Материал к занятию: расноцветные бусины, белая ткань, проволока. |
Январь | Серьги «Божья коровка» | 3 | Расширять и уточнять знания детей, насыщать детскую жизнь новыми впечатлениями, стимулировать детское творчество. Научить детей делать красивые серьги своими руками. Материал к занятию: красный, черный и зеленый бисер, 2 замочка для серег, ножницы. |
Февраль | Украшение «Букет» | 2 | Поощрять дружеские взаимоотношения между детьми, желание оказывать друг другу помощь при выполнении украшения. Материал к занятию: белый, голубой, красный, зеленый, желтый бисер, 1 большая бисерина, ткань, клей, проволока, игла. |
Март | Косметичка «Тюльпан» | 2 | Научить детей делать своими руками тюльпан и пришить к косметичке. Материал к занятию: красный, белый, желтый и зеленый бисер, проволока. |
Апрель | Кольцо «Божья коровка» | 2 | Насыщать детскую жизнь новыми впечатлениями, стимулировать детское творчество. Закреплять навык соединения концов из бисера, образуя из нее колечко. Материал к занятию: красный, черный и зеленый бисер, проволока, ножницы. |
май | Поделка «Мышонок и сыр» | 2 | Поощрять дружеские взаимоотношения между детьми, желание оказывать друг другу помощь при выполнении поделки. Материал к занятию: белый, розовый,желтый, красный бисер, 2 большие черные бисерины, 1 черная бусина, поволока, ножницы. |
В конце изучения курса "Бисероплетение" обучающиеся должны знать основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера; уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, в соответствии с техникой безопасности пользоваться ножницами, иглами, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, изготавливать украшения, плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, хранить изделия из бисера согласно правилам.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков детей осуществляется с помощью диагностики в несколько этапов: поступление детей в группу, в конце первого года обучения, в конце второго года обучения.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является выставка творческих работ дошкольников по бисероплетению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа и тематическое планирование кружка бисероплетения в ДОУ
Содержание программы, примерное тематическое планирование и содержание деятельности для ведения кружка художественного бисероплетения в ДОУ, для детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка образовательной программы кружка подготовки к развитию мелкой моторики рук «Умелые ручки (бисероплетение)»
Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение», являясь прикладной, направлена на овладение детьми основными приемами бисероплетения. Обучение по данной программе с...

Рабочая программа кружка по бисероплетению "Разноцветные бусинки"
Рабочая программа кружка по бисероплетению "Разноцветные бусинки"...

Программа кружка бисероплетения «Разноцветная мозаика»
В качестве средства эстетического воспитания целесообразно использовать народное декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность, а так...

Рабочая программа кружка по бисероплетению "Волшебная бусинка"
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство ...

Рабочая программа кружка по бисероплетению художественно-эстетической направленности «Бусинка» - «Ӈодяко»
Образовательная программа «Бисероплетение» направлена на художественно - эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творч...