Методическая разработка образовательной программы кружка подготовки к развитию мелкой моторики рук «Умелые ручки (бисероплетение)»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение», являясь прикладной, направлена на овладение детьми основными приемами бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, развития познавательной активности и творческой самореализации детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             

Методическая разработка образовательной программы

кружка подготовки к развитию мелкой моторики рук

«Умелые ручки (бисероплетение)»

Срок реализации- 1 год

Возраст обучающихся 5-7 лет

                                                                                      Составитель:

                                                                 Егорова Татьяна Ивановна

Альметьевск

2016 год

Пояснительная записка

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Бисероплетение сохраняет свое значение и в наши дни.

Для реализации идей ребенка, проявления его творческих задумок очень подходит бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение или сувенир.

Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

Занятия бисероплетением вызывает у дошкольников большой интерес. Кружковые занятия по обучению учащихся бисероплетению направлены на воспитание художественной культуры дошкольников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию, совершенствуют творческие способности, дают большие познания в области цветоведения, развивают память, внимательность, моторику рук.

Актуальность программы.

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

Дополнительная образовательная программа «Бисероплетение», являясь прикладной, направлена на овладение детьми основными приемами бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, развития познавательной активности и творческой самореализации детей.

Овладение искусством бисероплетения начинается с изготовления изделий по образцу путем прямого повторения за педагогом, под диктовку, а затем постепенно вводятся образцы и схемы, здесь дети учатся прослеживать последовательность работы самостоятельно, у них формируются навыки счёта, внимание, память.

На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические действия. Воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” взрослого по принципу “делай как я”, находится в роли исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу рук», при этом педагог имеет большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям.

Цели и задачи программы.

Целями занятий в кружке «Бисероплетение» являются:

- нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения;

- активизация познавательной и творческой деятельности;

Задачами курса являются:

-углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения

-формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения;

-развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих

способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.

Основные направления и содержание деятельности программы.

Основным направлением программы обучения в кружке «Бисероплетение» является художественно-эстетическая деятельность. В ходе обучения дети получают знания, необходимые для создания различных украшений из бисера, создание цветочных композиций и игрушек, а также узнают основные сведения о цветоведении и цветовой композиции. Обучение по программе «Бисероплетение» базируется на трехуровневой системе, основными элементами которой являются:

-репродуктивный уровень с помощью педагога;

-репродуктивный уровень без помощи педагога;

-продуктивный.

Организация деятельности   кружка:

Форма работы: сочетание коллективных и индивидуальных форм организации на занятиях.

Программа рассчитана на один год обучения:  для детей 5-7 лет.

Количество занятий в неделю – 1, в месяц-4, в год – 32.

Количество групп: 1

Предельная наполняемость  кружка в течение  учебного  года – не более 10 человек.

Занятия проводятся в первой  половине дня.

Методика проведения занятий.

В начале каждого занятия детям сообщается тема занятия, рассказывается, какие материалы, инструменты и приспособления должны быть использованы для создания соответствующих украшений из бисера, какие правила техники безопасности должны быть при этом соблюдены.

Далее следует непосредственное плетение из бисера. В процессе плетения дети активно пользуются наглядными схемами, позволяющими детально изучить структуру и последовательность создания соответствующих изделий.

Занятия по бисероплетению построены на постоянном диалоге педагога и детей, когда дети имеют возможность получить ответ на все интересующие их вопросы, высказать свое мнение, предложить свои варианты решений.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

        Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями работы, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  

5-6 лет знают: 1. историю возникновения бисера, что такое бисероплетение; 2. название и назначение материалов (бусина, бисер, стеклярус, рубка); 3. название и назначение ручных инструментов (кусачки, ножницы); 4. правила безопасности труда при работе с бисером.  

5-6 лет умеют:  

1. организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом, поддерживать порядок во время работы; 2. соблюдать правила личной и общей безопасности во время бисероплетения; 3. под руководством педагога проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по эскизу, схеме, образцу;  4. самостоятельно подбирать цветовую гамму изделия, материал и детали для работы.  

6-7 лет знают:  

1. название материалов, ручных инструментов и приспособлений; 2. правила безопасности труда во время бисероплетения; 3. правила планирования и организации труда.  

6-7 лет умеют:  

1. самостоятельно создавать эскиз, составлять схему изделия; 2. работать самостоятельно, контролируя этапы работы; 3. понимать и читать схемы по бисероплетению.  

Месяц

Тема

Программные задачи

Техника

Материалы, инструменты, оборудование

Кол-во

занятий

Октябрь

Знакомство с бисером.

Знакомство с искусством бисероплетения, понятиями бисер, рубка, стеклярус. Ознакомление с правилами техники безопасности.  Знакомить детей с историей бисероплетения, с различными видами бисера, материалами для работы (леска, проволока, ножницы, украшениями из бисера, с техникой безопасности при работе с бисером. Установить такие взаимоотношения, которые позволят создать атмосферу увлеченности, эмоционального настроя, сотворчества взрослого и ребенка. Развивать любознательность, побуждать задавать вопросы взрослым и сверстникам. Рассказ об истории появления украшений из стекла, бус и бисера. Знакомить с историей появления украшений из стекла, бус и бисера. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Развивать любознательность, побуждать задавать вопросы взрослым и сверстникам.

Использование набора для бисероплетения, демонстрация образцов.

1

«Красивые осенние листочки»

Создать условия для развития умения нетрадиционным способом выполнять простое плоскостное моделирование; заполнять простой контурный рисунок пластилином, украшать пластилиновую картину бисером, умения ориентироваться на плоскости; для развития мелкой моторики рук, творческого воображения, исследования свойств различных материалов, тактильных ощущений, развития чувства уверенности, выдержки;

Заполнение простого контурного рисунка пластилином, украшение пластилинового рисунка бисером.

Пластилин, бисер, стеклярус., емкость для бисера.

1

«Бабочка»

Совершенствовать умение нанизывать бисер на проволоку, правильно держать проволоку в руке, нанизывать бусины на проволоку. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Создать радостное настроение. Закреплять знания детей о Насекомых. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Развивать любознательность, побуждать задавать вопросы взрослым и сверстникам.

Петельное плетение

Проволока, бусины, бисер мелкий и крупный

емкость для бисера

схема

2

Ноябрь

 «Плетем украшения »

Продолжать знакомить детей со способом простого низания бусин на леску. Развивать умение правильно держать леску в руке, нанизывать бусины на леску. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.

 Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Учить проявлять инициативу и самостоятельность в выборе цвета.

Нанизывание бусин на проволоку.

Проволока, бусины, бисер мелкий и крупный

емкость для бисера

2

«Цветок для мамы»

Совершенствовать умение нанизывать бисер на проволоку, правильно держать проволоку в руке, нанизывать бусины на проволоку. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Создать радостное настроение.

Петельное плетение

Проволока, бусины, бисер мелкий и крупный

емкость для бисера

схема

2

Декабрь

"Фабрика новогодних игрушек"

Закрепление навыков плоского параллельного и знакомство с ажурным плетением. Способствовать желанию выполнять украшения собственными руками к новогоднему празднику. Продолжать знакомить с традициями празднования Нового года. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Учить проявлять инициативу и самостоятельность в выборе цвета. Подготовка к выставке работ к Новому году.

Петельное, ажурное плетение

бисер, разных цветов, проволока или леска для бисероплетения, картон цветной и декоративный, клей, пайетки.

4

Январь

«Сказка о глупом мышонке».

Мышонок) 

 (Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Знакомить с произведениями детской литературысказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Использование набора для бисероплетения, демонстрация образцов.

Петельное, ажурное плетение

бисер, разных цветов, проволока или леска для бисероплетения, картон цветной и декоративный, клей, пайетки.

2

«Сказка о глупом мышонке».(кот)

Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. ПродолжатьЗнакомить с произведениями детской литературысказкой С. Маршака. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Использование набора длябисероплетения, демонстрация образцов.

Петельное, плетение

бисер, разных цветов, проволока или леска для бисероплетения, картон цветной и декоративный, клей, пайетки.

2

Февраль

«Сердечко»

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Воспитывать любовь и уважение к близким. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Использование набора для бисероплетения, демонстрация образцов

Петельное, ажурное плетение

бисер, разных цветов, проволока или леска для бисероплетения, картон цветной и декоративный, клей, пайетки.

2

«Самолет в небе»

(подарок папе).

Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Закреплять знания о празднике «День защитника Отечества». Воспитывать любовь и уважение к близким. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать

Заполнение простого контурного рисунка бисером.

Белый картон- клей ПВА
кисть (для клея)
бисер мелкий

емкость для бисера
лак для волос (для закрепления)

1

Март

«Красивый цветок для мамы».(подарок маме)

 Формировать умение выполнять параллельное плетение. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Закреплять знания о празднике «8 марта». Способствовать желанию выполнять подарок собственными руками. Воспитывать любовь и уважение к близким. Учить проявлять инициативу и самостоятельность в выборе цвета.

Петельное, ажурное плетение

бисер, разных цветов, проволока или леска для бисероплетения, картон цветной и декоративный, клей, пайетки.

2

 «Плетем украшения »

Продолжать знакомить детей со способом простого низания бусин на леску. Развивать умение правильно держать леску в руке, нанизывать бусины на леску. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения.

 Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Учить проявлять инициативу и самостоятельность в выборе цвета.

Нанизывание бусин на проволоку.

Проволока, бусины, бисер мелкий и крупный

емкость для бисера

2

Апрель

«Овощи» (морковка, перец, огурец).

Знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать умение составлять композицию из изделий из бисера. Закреплять знания об овощах. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Учить проявлять инициативу и самостоятельность в выборе цвета.

параллельное плетение

Проволока, бусины, бисер мелкий и крупный

2

«Фрукты в вазе»

Продолжать знакомить детей с техникой параллельного плетения. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Закреплять знания о фруктах.

Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Развивать любознательность, побуждать задавать вопросы взрослым и сверстникам.

параллельное плетение

Проволока, бусины, бисер мелкий и крупный

2

Май

Браслет "Змейка"

Знакомство с техникой плетения в две нити. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Отгадывание загадок про змею. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, побуждать к проговариванию своих действий. Использование набора для бисероплетения, демонстрация образцов

техника плетения в две нити

Проволока, бусины, бисер мелкий и крупный

2

«Наши друзья - смешарики».

Закреплять умение выполнять параллельное плетение из бисера. Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, технические навыки и умения. Учить выполнять фигурку собачки из бисера.  Способствовать развитию внимания, мышления, памяти. Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым, дополнять или изменять её. Создать радостное настроение.

Техника параллельного плетения.

Бисер, проволока

2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

1.Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М., 1997.  

2.Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М., 1993.  

3.Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000.  

4.Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.  

5.Божко Л. Бисер. – М., 2000.  

6.Божко Л. Бисер, уроки мастерства. – М., 2002.  

7.Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера. – Ростов-на-Дону, 2000.  

8.Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. – СПб., 2000.  

9.Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2000.  

10.Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб., 2000.  

11.Журнал "Школа и производство”. Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002.  

12.М.С. Зимина. Домоводство для девочек – «Все о бисере»  

13.Изабель Кассал-Селье «Объёмные фигурки из бисера» /издательская группа «Контэнт»,2009.  

14.Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. – Ростов-на- Дону 2004.  

15.Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский дом МСП, 2001  

16.Н.Л.Ликсо. «Бисер. Уроки, приемы и схемы»  

17.Магина А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки. – М.–СПб.,2002.  

18.Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., 1998.  

19.Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М., 2001.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа по развитию мелкой моторики "Мои умелые ручки"

Итоговая работа по теме самообразование: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста". В конспекте размещены упражнения способствующие развитию мелкой моторики такие как - пальчиковые гимна...

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.  «Руки дают человеку голову,затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки сноваспособствуют разви...

Дополнительная общеразвивающая программа по развитию мелкой моторики рук "Умелые ручки"

laquo;Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприя...

Программа дополнительного образования детей по развитию мелкой моторики рук "Умелые ручки"

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...

Программа дополнительного образования детей по развитию мелкой моторики рук "Умелые ручки"

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...

Программа по развитию мелкой моторики рук "Умелые ручки"

              Цель рабочей программы кружка – развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и раз...

Программа по развитию мелкой моторики рук "Умелые ручки"

              Цель рабочей программы кружка – развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и раз...