Конспект Итоговой интегрированной деятельности в рамках проекта «Традиционная народная тряпичная кукла» на тему: «Народная тряпичная кукла» (форма проведения – посиделки)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Володина Александра Сергеевна

в подготовительной группе рассатрели тряпичный кукол,детям очень понравилось.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volodina_moe_zanyatie_proekt.docx44.47 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Народная тряпичная кукла»

Характеристика проекта:

Вид проекта: смешанный (познавательный, творческий, художественный).

Характер контактов: внутри группы, в контакте с семьей.

Форма организации проекта: среди детей и родителей одной группы.

Количество участников: дети, родители, воспитатель.

Продолжительность проекта: средней продолжительности (1 месяц).

Проблема: у детей дошкольного возраста очень слабый интерес к народной тряпичной кукле.

Причины: незнание истории возникновения народной куклы. Отсутствие навыка изготовления тряпичной куклы.

Цель проекта: знакомство детей с русскими народными куклами и через игрушку -  с историей и традициями на Руси. Развитие интереса к национальной культуре.

Задачи проекта: обогащать словарный запас детей. Знакомить с новыми словами и их значениями: кукла-закрутка, оберег, лоскут, фартук, кайма и т.д. Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей. Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.

Формы и методы работы с детьми:

Игровая деятельность:

•        дидактические игры «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор» и др.;

•        народные подвижные игры, хороводные игры

•        сюжетно-ролевая игра «Семья».

Познавательное развитие:

•        рассматривание иллюстраций с народными игрушками;

•        занятие «Путешествие в прошлое куклы»;

•        обследование игрушек, составление описательных рассказов.

Конструирование, изобразительная деятельность:

•        Рисование «Раскрась матрешку»;

•        раскрашивание дымковской игрушки;

•        изготовление куклы Кувадки;  

Развитие речи:

•        заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке;

•        составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»;

•        беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Знакомство с бабушкиным сундуком», беседа о дымковской игрушке, о матрешке.

  • Народная сказка «Василиса Прекрасная» и др. о куклах

Формы и методы работы с родителями:

1.        Беседы с родителями о важности данной проблемы.

2.        Оформление папки-передвижки «Тряпичная кукла».

Список средств обучения

1.        Технические средства обучения - мультимедийное оборудование

2.        Учебно-наглядные пособия - схемы, модели.

3.        Оборудование – образцы народной тряпичной куклы, ножницы.

Предполагаемый результат:

1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления

2. В группе созданы необходимые условия для ознакомления детей с тряпичной куклой. Есть:

- альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;

- подборка иллюстраций и фотографий;

- технологические карты по изготовлению тряпичных кукол;

- мини-музей тряпичной куклы «Куделька».

3. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.

4. Закреплено умение детей высказывать идеи и предположения.

5. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.

6. Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

1. Беседа с детьми, постановка проблемы, подбор книг о тряпичных куклах.

2. Создание условий, необходимых для реализации проекта.

Основной этап:

1. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

2. Открытая итоговая интегрированная деятельность  «Традиционная тряпичная кукла».

3. Открытие в группе мини-музея «Куделька».

МКДОУ детский сад №13 «Искорка»

Конспект

Итоговой интегрированной деятельности

 в рамках проекта

«Традиционная народная тряпичная кукла»

на тему:

«Народная тряпичная кукла»

(форма проведения – посиделки)

Подготовила: воспитатель

 группы №5 «Гномики»

Володина А. С.

город Людиново 2016 г.


Итоговая интегрированная деятельность в рамках проекта «Традиционная народная тряпичная кукла».

Тема: «Народная тряпичная кукла»

Цель: привлекать внимание к народной игрушке, развивать интерес к культурным ценностям и традициям своего народа.

Задачи:

Воспитательные:

- Воспитывать уважение к народной культуре и традициям.

Развивающие:

- Развивать интерес  к культуре русского народа, через знакомство с народной игрушкой.

- Развивать желание изготовить игрушку самостоятельно старинным способом.

- Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов), координация речи с движением, согласованности действий, ловкость;

- Способствовать развитию речевой активности.

Образовательные:

- Обогащать и активизировать словарь детей («вертеть» куклу, безлика, оберег).

- Продолжить знакомство детей с технологией изготовления тряпичной куклы «Пеленашка», показать разнообразие материалов при ее изготовлении.

- Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами

Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Методы:

практические: изготовление куклы; подвижная игра «У Меланьи, у старушки»;

наглядные: рассматривание кукол, материала для изготовления кукол;

словесные: народные пословицы и поговорки, вопросы, ответы.

Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная, игровая, познавательно – исследовательская.

Оборудование: куклы – тряпичные куклы и современные, сундук, карточки со схемами изображения кукол, лоскутки ткани, нитки красные.

Ход деятельности

(Воспитатель в русском народном костюме, дети в костюмах входят в зал)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу ко мне в дом! Я рада видеть вас у себя. Давайте с вами поздороваемся по старинному русскому обычаю, прижав руку к сердцу. (воспитатель показывает как).

- В тесноте, да не в обиде. Сядем рядком, да поговорим ладком.

- Ребята, хочу открыть вам один небольшой секрет. Меня называют рукодельницей, потому что я умею делать красивые вещи своими руками. В старину рукодельницы работали в горнице.

- А как вы думаете, что такое горница?

Дети: Это комната, она была самой светлой, теплой, красивой. (Она находилась в избе. Избы люди строили из бревен.)

Воспитатель: Вечером после трудового дня, любили люди собираться в горнице на посиделки.

- Что делали взрослые на посиделках?

Дети: На посиделках никто не сидел сложа руки: вышивали, вязали, вырезали деревянную посуду.

Воспитатель: Дети тоже не оставались без дела.

- Что делали дети, расскажите?

Дети: Играли, помогали взрослым, делали себе игрушки, их мастерили из разных материалов – лоскутов ткани, ниток, соломы.

Воспитатель: Русский народ умел не только хорошо трудится, но и отдыхали люди весело, с душой.

«Дело время, а потехи час» - говорит русская пословица.

- Труд человека, его мастерство русский народ прославлял в пословицах.

- Вставайте в круг, клубочек нам поможет вспомнить… ( воспитатель бросает клубочек в руки, дети называют пословицу).

Игра «Скажи пословицу»

  1. «Дело мастера боится»
  2. «Хочешь есть калачи, не сиди на печи».
  3. «Труд человека кормит, а лень портит».
  4. «Глаза боятся, а руки делают».
  5. «Без труда, не вытащить и рыбки из пруда».
  6. «От лени – болезни, а от труда – здоровье».
  7. «От скуки бери дело в руки».
  8. «Кто в куклы не играет – тот счастья не знает».
  9. «Нетрудное дело, да не всякому дается».

Воспитатель: В каждом доме, в красивой горнице стоял сундук, который хранил в себе много тайн.

Наша горница большая,

Да красивая какая,

Там в углу сундук стоит,

Много он добра хранит.

Воспитатель: Посмотрим, что там в это сундучке. Но его так просто не открыть. Нужно ласково его попросить.

«Сундучок мой сундучок приоткрой нам свой бочок».

(Дети повторяют)

Воспитатель: Посмотрите, как много кукол хранит сундучок. Вы знает, что куклы бывают разные (показать кукол).

- Из чего они сделаны? Из какого материала?

Дети: Из пластмассы, у них есть глаза, рот, они твердые – это современные куклы, а другие куклы сделаны из ткани они мягкие, у них нет глаз и рта – их называют тряпичными.

Воспитатель: Расскажите, почему у тряпичных кукол нет глаз?

Дети: (размышления детей) Считалось, что если кукла будет с лицом, то в нее вселится злой дух.

Воспитатель: С эти куклами можно не только  играть, но и дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла.

Воспитатель: А вы можете рассказать про кукол?

Дети: Да!

Воспитатель: Я предлагаю сыграть в игру «Раз, два поверни, и про куклу расскажи!»

(Встанем вокруг стола, вокруг барабана разложены картинки кукол оберегов – он вращается, куда покажет стрелка, про ту куклу и расскажи). Дети крутят, рассказывают.

  1. Кукла – «Кувадка» - Эту куклу вешают над колыбелью младенца после крещения, чтоб она отгоняла злых духов. А связка из нескольких таких кукол заменяла ребенку погремушку.

Кувадка

Что за странная игрушка?

Чем – то схожа с погремушкой.

Это куколки – Кувадки.

Разместились над кроваткой

Но кувадки не гремят,

Молча деткам спать велят.

Перед сном их покачаю:

Спи, младенец, баю баю…

  1. Кукла «Зайчик – на пальчик» - Это не просто игрушка, а оберег. Ее делали из старой одежды мамы или папы. Ребенку одевали игрушку на пальчик и зайка всегда был с ним. Не убежит, не потеряется, всегда готов развлечь и выслушать самое важное и сокровенное – не зря же такие ушки длинные.

Зайчик на пальчик

Озорные, шустрые маленькие пальчики

Сделали веселого тряпичного зайчика.

Ситцевую полосу – пополам, а ушки

Ниточкой связали прямо на макушке

Вот головка мягкая с травкой в середине

Трубочкой лапки- зайка как с картинки.

Лапочки закрепят нитка – поясок.

Вот петелька, что бы не удрал в лесок.

Будет с нами зайка в доме проживать

Будет наших деток в играх забавлять.

  1. Кукла «Колокольчик» - считается оберегом хорошего настроения. Если в доме был такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.

Колокольчик

Круглый лоскуточек – раз, два, три

А внутри комочек – посмотри.

Ниточкой головку затяни

И рубашку сверху натяни.

Рукава с полоской яркой.

Ручки к солнцу тянутся жаркому.

А теперь платочек через грудь.

Сзади узелочек – не забудь.

Можно с этой куклой поиграть.

А к руке бубенчик привязать.

Кукла – колокольчик в дом войдет

И вестей хороших принесет.

  1. Кукла «Неразлучники» - символизировала жениха и невесту. Их делали из новой ткани, олицетворявшей новую жизнь. Основа куклы – длинная палочка –ручка.

Неразлучники

Жениху и невесте на свадьбу кукол чудесных вручают.

Как жених и невеста в новое их одевают.

Свадебные одежды и украшенья на них:

счастья, любовь и надежда, а ручка – одна на двоих.

Чтоб неразлучными были всегда.

Чтобы любовь не ушла никогда

  1. Кукла «Веснянка» -дарили с пожеланиями молодости и красоты, т.к. считалось, что именно она оберегает эти качества.

Веснянка

Будем мы сейчас играть, будем куклу создавать

Ткани белой мы возьмем, жгутик ровненький свернем.

Сложим жгутик пополам, подравняем по краям.

Выделим теперь головку – ниточкой затянем ловко.

Ткань другую мы возьмем, снова жгутиком свернем,

Ручки под головку вставим, ниткой пояс обмотаем.

Вот еще один кусочек – выйдет юбочка в цветочек.

Сделаем на юбке складки чтобы был наряд в порядке.

Поясок цветной завяжем, даже фартучек привяжем

Этой кукле – невеличке не хватает лишь косички.

Для косы, конечно, тут нитки яркие пойдут.

Мы в петельку  их протянем и плести косичку станем.

Бантик на косе завяжем и веснянку всем покажем.

  1. Кукла «Десятиручка» - помогает справится с большим объемом любой работы. На каждую ручку хозяйка загадывала особое желание: в каждом деле кукла могла ей помочь.
  2. Кукла «Северная берегиня» - оберег для дома и всегда ставится в северный угол избы. Она охраняла дом и его жилице, приносила здоровье, удачу и благополучие.
  3. Кукла «Травница»- Жильцы верили, что она запахом целебных или священных трав изгонит из дома злобных духов, виновников всех заболеваний. В Травницу заворачивали подсыхающие лекарственные растения, а потом аккуратно шевелили куклу. И по дому разносился чарующий аромат лета и здоровья..
  4. Кукла «Утешница» - С маленьким детьми во время игр могли произойти всякие неприятности. Мама, бабушка или няня успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, ее юбочкой утирали последние детские слезки и предлагали с куколкой поиграть.

Утешница

Время быстро мчится, подрастают ножки.

Вот уже шагают. Скачут по дорожке

Подвернулась кочка, шлеп и слезы градом.

Главное, что б мама оказалась рядом.

Слезки вытрет с щечек, крепко поцелует,

На больное место нежно так подует.

Улыбнется ласково и бранить не станет

Куколку – утешницу дитятке протянет.

Сделана Утешница из тряпицы пестрой.

 Голова в платочке – загляденье просто.

Уголки сложили тряпочки кусочек.

Внутрь положили трав сухих комочек.

Ниточку цветную туго завязали.

Пестренький платочек сверху повязали.

Куколка не простая, деток утешает.

Сарафаном мягким слезки вытирает.

Если неприятность с малышом случится,

Куколка – утешница очень пригодится.

  1. Кукла «Мировое дерево» - ее называют Мировым древом. Его корни уходили глубоко под землю. Ствол представлял мир живых людей, а его крона символизировала небеса. Рождение молодой семьи, представлялось как рождение нового древа. И молодой семье предстояло стать его мощными ветвями.
  2. Кукла «Масленица» Ее сжигали в последний день Масленицы, чтобы проводить зиму и встретить весну.

Масленица

Пора с зимой прощаться, весну – красну встречать,

На праздник собираться, блинами угощать.

Масленицу  - куклу из лыка да ткани,

Нитей и ленточек сделаем сами.

Яркий зажжем костер, и шумное будет гулянье,

Тихонько скажи заговор- исполнится вдруг пожеланье:

«Семь потов с меня беги, голод – голод, прочь уйди.

Огонь, подымайся, весна, зачинайся!

Что горит, тому не быть, а мне в золоте ходить»!

Воспитатель: Ребята вы знаете, как называется эта кукла?(показываю)

Дети: Пеленашка.

Воспитатель: Почему она так называется?

Дети: Она завернута в пеленку, очень маленькая, похожа на маленького малыша.

Воспитатель: Это самая первая кукла, при рождение ребенка ее делала мама. Делали из  кусков старой одежды, пропитанной энергетикой родителей ребенка, что б их тепло и любовь всегда были с ним, могли уберечь малыша от неприятностей. Пеленашку клали в колыбель к ребенку и не убирали, пока он не начинал ходить. Она уберегала малыша от плохих снов.

Воспитатель: А вы хотели бы научится делать куклу своими руками?

Дети: Да.

Воспитатель: Прежде чем приступить к изготовлению куклы м ы немного разомнем наши ручки и ножки.

Игра «У Меланьи, у старушки».

Воспитатель: Я буду Меланья, вы все мои ребятишки, поиграем?

-У Меланьи, у старушка (хлопки в ладоши)

-Жили в маленькой избушки (присесть сложить руки домиком)

-Семь сыновей (Семь пальцев)

-Все без бровей (очертить брови пальцем)

-Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)

-Вот с такими носами (показать нос двумя растопыренными руками)

-Вот с такими усами (нарисовать пальцем усы развести руки в стороны)

-Вот с такой головой (очертить большую голову)

-Ничего не ели (поднести ко рту одну руку – чашку, другую – ложку)

-На нее глядели (держа руки возле глаз, похлопывая пальцами, как ресницами)

-И все делали вот так…(любое движение)

Воспитатель: Я вас приглашаю в мою мастерскую, но сначала:

Соберемся все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся.

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)

Воспитатель: И вот сейчас мы будем творить чудеса, в хорошем, добром настроении. (Дети садятся).

- Сейчас я покажу вам, как делается такая кукла. В работе совершенно не используется игла – только закрутка тряпочки и завязывание ее хлопчатобумажной или шерстяной красной ниткой. Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому – то народ говорит: «Одной рукой узла не завяжешь». Значит для того чтобы сделать куклу, надо друг другу помогать. Ребята, вы мне поможете?

Дети: Да.

Воспитатель: Куклу смастерить хотите? Что ж внимательно смотрите! Все, что нужно для дела вам, все разложено по столам.

- За работу поскорей, начинайте подружней!

Изготовление куклы – последовательность

(Воспитатель вместе с детьми выполняют)

  1. Взять прямоугольный кусочек светлой ткани размером не больше ладони, свернуть «столбиком».
  2. Взять кусочек цветной ткани размером немного больше скрученного столбика. Положить столбик в середину цветной «пеленки» накрыть головку краем «пеленки».
  3.  Завернуть «пеленку» по бокам, спереди и сзади столбика.
  4.  «Пеленку» закрутить ниточкой в области шеи и ног.
  5. Наша куколка готова.

Воспитатель: Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок или подарить своему братику или сестричке.

- Я знаю, что одна девочка знает интересное стихотворение про куклу.

Свернута из старенькой рубашки,

Ниткой перетянута льняной,

Маленькая куколка – пеленашка

Охраняет малыша покой.

Не боится кукла непогоды,

Ни болезни, ни дурных людей

Обойдут младенца все невзгоды

Если спит он в колыбельке с ней.

Пеленащка день и ночь в работе –

Оберегом ведь недаром прослыла.

В ней частичка ласки и заботы,

И родителей любовь хранит она.

Воспитатель: Люди добрые! Наш русский народ! Веки вечные водили хоровод. Заведи хоровод, как в старину, куклу новую покажи свою!

Как маленькие солнышки

Куколки стоят

И глазками невинными

На вас сейчас глядят

Вы кукол не бросайте

Вы их не обижайте

Пусть будут они вечно

В доме вашем жить

Тепло, добро и счастье

Ваше сторожить!

Воспитатель: А ну – ка всю правду скажите не утаите, понравилось ли вам у меня в гостях? А что вам больше всего понравилось? Что нового узнали?

Воспитатель: Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Вижу, что вам понравилось делать кукол. Поэтому на память о нашей встречи я хочу подарить вам вот эти маленькие карточки с помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Что бы у вашей куклы была подружка. Спасибо за работу вашу, за старание.

  1. Кукла – «Кувадка» - Эту куклу вешают над колыбелью младенца после крещения, чтоб она отгоняла злых духов. А связка из нескольких таких кукол заменяла ребенку погремушку.
  2. Кукла «Зайчик – на пальчик» - Это не просто игрушка, а оберег. Ее делали из старой одежды мамы или папы. Ребенку одевали игрушку на пальчик и зайка всегда был с ним. Не убежит, не потеряется, всегда готов развлечь и выслушать самое важное и сокровенное – не зря же такие ушки длинные.
  3. Кукла «Колокольчик» - считается оберегом хорошего настроения. Если в доме был такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.
  4. Кукла «Неразлучники» - символизировала жениха и невесту. Их делали из новой ткани, олицетворявшей новую жизнь. Основа куклы – длинная палочка –ручка.
  5. Кукла «Веснянка» -дарили с пожеланиями молодости и красоты, т.к. считалось, что именно она оберегает эти качества.
  6. Кукла «Десятиручка» - помогает справится с большим объемом любой работы. На каждую ручку хозяйка загадывала особое желание: в каждом деле кукла могла ей помочь.
  7. Кукла «Северная берегиня» - оберег для дома и всегда ставится в северный угол избы. Она охраняла дом и его жилице, приносила здоровье, удачу и благополучие.
  8. Кукла «Травница»- Жильцы верили, что она запахом целебных или священных трав изгонит из дома злобных духов, виновников всех заболеваний. В Травницу заворачивали подсыхающие лекарственные растения, а потом аккуратно шевелили куклу. И по дому разносился чарующий аромат лета и здоровья..
  9. Кукла «Утешница» - С маленьким детьми во время игр могли произойти всякие неприятности. Мама, бабушка или няня успокаивали малыша, а потом доставали из кармана такую куколку, ее юбочкой утирали последние детские слезки и предлагали с куколкой поиграть.
  10. Кукла «Мировое дерево» - ее называют Мировым древом. Его корни уходили глубоко под землю. Ствол представлял мир живых людей, а его крона символизировала небеса. Рождение молодой семьи, представлялось как рождение нового древа. И молодой семье предстояло стать его мощными ветвями.

1.        «Дело мастера боится»

2.        «Хочешь есть калачи, не сиди на печи».

3.        «Труд человека кормит, а лень портит».

4.        «Глаза боятся, а руки делают».

5.        «Без труда, не вытащить и рыбки из пруда».

6.        «От лени – болезни, а от труда – здоровье».

7.        «От скуки бери дело в руки».

8.        «Кто в куклы не играет – тот счастья не знает».

9.        «Нетрудное дело, да не всякому дается».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Русская народная тряпичная кукла»

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью...

Проект "Русская народная тряпичная кукла" Презентация

Приобщение детей к русской народной культуре является актуальной темой. Детям нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, ощущать гордость за свою страну....

Моё увлечение "Традиционные народные тряпичные куклы"

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумас...

Проект «Русская народная тряпичная кукла»

Мы так мало знаем о своей культуре, о прошлом наших предков, об истории тех вещей, которые нас окружают...

Краткосрочный проект «Русская народная тряпичная кукла»

В народных играх ребёнок имеет большую возможность активно действовать, познавая окружающий мир, осваивая отношения между людьми....