«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через кружковую работу»
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме
ЦЕЛЬ: повышение уровня развития творческих способностей дошкольников через продуктивную деятельность в художественном труде, посредством кружковой работы.(из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №2«Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»
«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через кружковую работу»
Секция «Работа с одаренными детьми»
Подготовила
Романенко Лариса Витальевна,
воспитатель МБДОУ №2
«Дюймовочка»
г. Шарыпово, 2013год
“Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.
В.А. Сухомлинский
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию- то есть те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном обществе.
Работы современных и зарубежных специалистов (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель) свидетельствуют о том, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное поведение ребенка. Согласно теории Л.С. Выготского сущность развития ребенка заключается в его постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение различными видами деятельности, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующими способами.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) определены целевые ориентиры, которые говорят о необходимости развития у дошкольников таких интегративных качеств, как: воображение, фантазия, творчество.
В основных направлениях приоритетного национального проекта «Наша новая школа» обозначены 5 задач, одной их которых является создание системы поддержки талантливых детей .
Наблюдая за детьми на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию и
анализируя продуктивную деятельность детей группы (рисунки, работы по аппликации и ручному труду), а также обобщая результаты первоначальной диагностики творческих способностей увидела, что у 25% детей творческие способности развиты на высоком уровне, 60% -творческие способности в ручном труде находятся на среднем (подражательно-исполнительском) уровне 15% детей имеют низкий уровень развития творческих способностей. Воспитанники затрудняются при создании оригинального продукта, изделия, слабо проявляют инициативу выдумку, самостоятельность. Поэтому, сопоставляя все вышеперечисленное и результаты диагностики развития детей группы, определила проблему: недостаточный уровень развития творческих способностей у детей группы.
Проанализировав данные, пришла к выводу, что для развития художественных навыков детей старшего дошкольного возраста, их творческих способностей необходим системный подход при организации работы и создание необходимых условий в группе.
Мною была определена цель работы: повышение уровня развития творческих способностей дошкольников через продуктивную деятельность в художественном труде, посредством кружковой работы.
Для реализации намеченной цели определила следующие задачи:
1. познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду. Углубить знания детей о свойствах, качествах и возможностях использования различных материалов (бумаги, картона, подручных материалов и др.)
2.Создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами в процессе совместной и самостоятельной деятельности.
3.Развивать творческую активность, воображение, поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок.
4.Развивать конструктивное взаимодействие с семьей для обеспечения творческого развития ребенка – дошкольника.
5Воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества.
Учитывая новые концепции образования и воспитания в дошкольном детстве, новые требования к содержанию и организации работы с детьми, выстроила свою работу с детьми поэтапно:
1 этап – подготовительный:
Изучила необходимую литературу, интересы детей, запросы родителей. Направления планирования работы с детьми определила через беседы, и рассматривание изделий, поделок, выполненных в различных техниках, путем детского экспериментирования с предложенными материалами, пособиями и т.д. Разработала перспективный план кружка с учетом комплексно- тематического планирования основной общеобразовательной программы МБДОУ и в соответствии с принципом учета индивидуальных особенностей дошкольников. Для реализации плана составила смету, которую утвердили в ходе родительского собрания «Мастерим игрушки вместе».
2этап - практический
Перспективный план работы кружка включает обучение выполнению поделок из различного материала (ватные диски, соленое тесто, макаронные изделия); бумаги (обычная, гофрированная бумага, салфетки) в технике бумагопластика, торцевание; модульное оригами. Перед обучением детей работе с разнообразными материалами проводила беседы по ознакомлению со свойствами и с практической деятельностью этих материалов. Совместно с детьми и родителями создала коллекции- «Фантики», «Бумага», «Нитки». Подобрала разный бросовый и подручный материал, наборы инструментов для работы, изготовила схемы последовательности выполнения работы. Систематизировала литературно- художественный материал: (пословицы и поговорки о труде, загадки, стихи и рассказы) для применения в процессе изготовления поделок. Разработала правила по технике безопасности при работе с природным, бросовым материалом и инструментами.
В своей работе использовала тематический принцип построения деятельности, что позволяет варьировать ее в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительных результатов.
Главными условиями творческого конструирования являлись:
- использование разных техник, начиная с более простых ее видов (сминание, скручивание, разрывание);
- формирование обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой (торцевание, модульное оригами, квиллинг и др.).
- педагогическая поддержка ребенка;
- совместная деятельность МБДОУ и семьи в плане художественно- эстетического развития ребенка.
Сначала с детьми отрабатывался сам способ конструирования вне конкретной задачи, а затем изученный способ использовался как основа изготовления целого ряда разных поделок. Далее детям давала возможность самостоятельно применять усвоенные способы конструирования для получения новых поделок. Благодаря этому дети проявляли способность к самостоятельному конструированию с использованием даже сложных видов техники.
Данная деятельность развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. В процессе труда дети познакомились с простейшими приспособлениями, учились бережно относиться к материалам, предметам труда.
Своевременное обучение умениям вносит значительные изменения в характер творческой деятельности. Владея навыками, дети успешнее претворяли свои замыслы в жизнь. Им становились посильными более высокие требования: самим придумать, как следует выполнить красиво работу, какому материалу отдать предпочтение в соответствии с назначением вещи. В работе с детьми предоставляла им возможность осуществлять свой замысел, проявлять творчество.
В работе с детьми использовала проектную деятельность. Она давала возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяло ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации. Результаты совместных с родителями исследовательско-творческих проектов оформлялись в виде коллажей, газет, стендов, детского дизайна и др.( «Птицы» , «В гостях у Деда Мороза» и др.)
При проведении кружковой работы учитывала индивидуальные особенности детей, их желания,
состояние здоровья и другие возможные факторы. Использовала усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера. Каждый ребенок работал на своем уровне сложности, начинал работу с того места, где закончил. Состав мини-группы одновременно работающих детей менялся в соответствии с вышеуказанными причинами. Во время работы использовала народную классическую и инструментальную музыку, что являлось хорошим фоном для практической деятельности, способствовало созданию эмоционального настроя, снижению утомляемости.
Формы работы с детьми:
теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия; практические - непосредственное изготовление изделий, самостоятельное художественное творчество детей, детское художественное экспериментирование, сотрудничество детей при выполнении коллективных работ, анализ и самооценка деятельности детьми, подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям.
Использовала разные формы объединения: парами, небольшими группами, все вместе, каждый отдельно. Так создали общие композиции – «Утки плавают в пруду», «Торт», Осень в парке», «Звездное небо» и другие. При выполнении коллективных работ осуществляла нравственно-эстетическое воспитание детей, через следующие умения: договариваться о совместной работе и её содержании, работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать, планировать свою работу, определять последовательность, содержание, композицию, дополнения, радоваться успехам своих товарищей при создании работы.
Дети становились более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повысилась коммуникабельность, они научились общаться, дружить, работать в коллективе.
Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служило одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Личностно-ориентированный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогало в раскрытии творческого потенциала. В решении проблемы не навязывала своего мнения детям, а участвовала в совместном поиске истины, выстраивала диалог и подводила каждого участника занятия к самостоятельным действиям, к эмоциональному проживанию информации, к высказыванию своих мыслей.
Для того, чтобы поддержать интерес по изготовлению поделок, в своей группе совместно с родителями организовала творческую мастерскую «Создаём красоту». Для неё отвели самое светлое, хорошо освещенное место. Весь материал расположила так, чтобы дети имели свободный доступ к нему. В мастерской предусмотрела место для небольшой выставки с образцами народно- прикладного промысла. Для повышения самооценки воспитанников организовывала персональные выставки. Итогами работы с детьми служили выставки: «Делаем сами своими руками», «Подарки для мам», «Зимние фантазии» и другие.
Также дети принимали участие в городской выставке «Островок безопасности!» и получили диплом 2 степени в номинации «Ручной труд »; Работа Клинниковой Сони была участником всероссийского детского творческого конкурса для дошкольников. Направление декоративно- прикладное творчество «Иллюстрация к русской народной сказке» http://www.maaam.ru/shop/order.html, и работы (Низсковских Ангелины, Загуменнова Жени, Торбиной Ани, Калинина Вани, Гутьяр Вероники) были участниками международного детского творческого конкурса поделок для дошкольников http://www.maaam.ru/concurs/11/view_photo/7887
Своим опытом работы по данной теме делилась с педагогами на МО воспитателей МБДОУ и в ходе конкурса профессионального мастерства «Творческие огоньки».
Работа с родителями.
Для достижения необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи родителям предлагала примерные планы их совместной деятельности с детьми дома, которые связаны с материалом, изучаемым в детском саду. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы проводила консультации с родителями.
На родительских собраниях обсуждали возникающие трудности и происходил обмен накопленным опытом. Родители принимали активное участие в обогащении развивающей предметной среды, вовлекались в выполнение творческих домашних заданий, привлекались к
участию в совместной проектной деятельности с детьми, совместных праздниках, конкурсах и развлечениях, мастер-классах.
Аналитико - прогнозирующий этап.
Ожидаемые результаты работы:
- ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- знает о свойствах, качествах и возможностях использования различных материалов (бумаги, картона, подручных материалов)
- осуществляет творческий подход к каждой работе;
- владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;
- проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов.
- воспитана аккуратность, самостоятельность при выполнении творческих заданий.
- 80% родителей станут активными участниками проводимых мероприятий и будут оказывать содействие в решении поставленных задач
Наряду с полученными результатами выявила качественную характеристику уровней выполнения задания и выделила уровни:
низкий уровень: не проявляет интерес и желание работать, не владеет техническими и художественными навыками и умениями.
средний уровень: проявляет интерес и желание работать, частично владеет техническими и изобразительными навыками и умениями.
высокий уровень: испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.
Проводя работу по приобщению детей к художественному и ручному труду, я добилась следующих результатов: повысился высокий уровень развития творческих способностей с 25% до 55% детей, средний уровень уменьшился с 60% до 45%, Низкого уровня нет. Не только у детей, но и у родителей появился огромный интерес к созданию поделок своими руками, 85% родителей приняли активное участие в творческом процессе.
Результатом моей работы стало повышение качественного уровня творческого развития детей. У них наблюдается ярко выраженная творческая фантазия, желание создавать неповторимые, оригинальные предметы, делающие мир приятней и уютней. Они научились планировать свою работу, придумывать образ, искать средства его воплощения, добиваться результата. В сотворчестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребёнка. В этом учебном году планирую продолжить работу кружка. В ходе практической деятельности дети познакомятся с новыми техниками, созданные детьми работы будут принимать участие в различных конкурсах, выставках, на различных уровнях и послужат фоном для создания предметно- развивающей среды группы при реализации различных тем комплексно- тематического планирования основной общеобразовательной программы МБДОУ. Считаю проделанную мною работу эффективной, поскольку у воспитанников развиваются необходимые интегративные качества, способствующие переходу на следующую возрастную ступень – школьное обучение. Опыт работы может использоваться педагогами других МБДОУ при организации кружковой работы и при проведении образовательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через кружковую работу"
Техника "Миллефиори" как способ развития творческих способностей старших дошкольников....
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилинографию в условиях внедрения ФГОС».
План самообразования воспитателя старшей группы комбинированной направленности «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- пластилин...
Доклад «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с различными жанрами живописи»
Доклад по работе над проектом по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с различными видами живописи....
Самообразование на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» в старшей группе
-Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.-Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих...
Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."
Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....
План работы по самообразованию 2016-2018 гг. на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия. Так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования для детей с ОВЗ.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Самыми простыми и доступным...