Самообразование на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» в старшей группе
методическая разработка по рисованию (старшая группа) на тему
-Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального
мастерства и компетентности.
-Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на
развитие творческих способностей детей через нетрадиционную технику рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_shameeva_17-_18_god.docx | 53.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 167» Ленинского района г. Саратова
Самообразование на тему:
«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
В старшей группе №5
«Жемчужинка»
на 2017 – 2018 учебный год
Воспитатель:
Шамеева Н.Ю.
Саратов 2017
План работы по самообразованию
Воспитатель: Шамеева Надежда Юрьевна, группа №5 МДОУ д\с № 167
Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Цель:
-Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального
мастерства и компетентности.
-Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на
развитие творческих способностей детей через нетрадиционную технику рисования.
Задачи:
-Повысить собственный уровень знаний путем изучения литературы, методик и
технологий по теме.
-Выявить особенности развития творческих способностей детей.
-Способствовать развитию интереса к нетрадиционной технике рисования.
-Побуждать к проявлению индивидуальности, своих способностей в изобразительной деятельности.
-Освоить разные способы и приемы работы.
Актуальность выбранной темы:
Проблемы развития творческих способностей дошкольников находится
сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих
в сфере образования. В соответствии с новыми Федеральными Требованиями
к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
одним из направлений содержания образовательной области «Художественное
творчество», направленного на достижение целей формирования интереса к
эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности
детей в самовыражении явления- развитие детского творчества.
Творчество - это универсальное средство развития индивидуальности, которое
обеспечивает устойчивую адаптацию к новым условиям жизни.
Все больше внимания уделяется изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. Опыт показывает, что в детских
образовательных учреждениях можно и нужно уделять большое внимание
нетрадиционной изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам, но
учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения,
для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной
информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем.
В процессе творчества ребенок гораздо ярче и нагляднее может проявить себя.
Это особенно важно для детей, которые не могут выговориться потому, что выразить свои чувства, фантазии в рисунке легче, чем о них рассказать.
В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.
Один из сравнительно недавнего появления нового вида в изобразительной деятельности -пластилинография. Основной материал- пластилин, а основным инструментом является рука, вернее обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей.
Содержание тематики строится на знакомстве детей с основами изобразительного искусства (цветоведении, композиции, формообразовании, изобразительным навыкам и умениям), обучению нетрадиционным способам рисования в процессе рисования на бумаге.
Работу по формированию навыков по нетрадиционной технике рисования проводила в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставила определенные задачи.
1 Подготовительный:
Освоить приемы рисования, разными способами, с помощью различных материалов; научиться работать на ограниченном пространстве.
2. Основной:
Научиться не выходить за контур рисунка, использовать несколько цветов, вспомогательных предметов для придания выразительности работам.
3. Итоговый:
Научиться самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы, самостоятельно выполнять задания, опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1. Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Гуашь.
4. Восковые мелки.
5. Трубочки для коктейля.
6. Ванночки с поролоном.
7. Баночки для воды.
8. Кисти круглые и плоские разного размера.
9. Салфетки.
10. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
11. Клей ПВА.
12. Аптечный парафин или восковые свечи.
Возраст: 5-6 лет.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети могут использовать различные изобразительные средства: линию, форму, цвет, композицию; используют разнообразные изобразительные материалы и нетрадиционные способы рисования: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.
Формы подведения итогов: оформление папки для родителей, выставки рисунков детей.
Список используемой литературы:
1.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей, 2002 г.
2. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: Скрипторий, 2009
3.Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»
Москва 2000 г.
4.Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2010.
5.Давыдова Г. Н. Пластилинография.- Москва, 2008 г.
6.Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. – Москва: Творческий центр
« Сфера», 2001 г.
7.Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. 1993 г. №2.
8.Комарова Т. С. «Детское художественное творчество Ф.Г.О.С.»
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
Изучение методической литературы | Сентябрь – май 2017 - 2018 | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких для получения прогнозирующих результатов). Оценка имеющихся условий для формирования и развития творческих способностей детей. Познакомится с интернет-ресурсами, пособиям Г.Н.Давыдовой . Создание копилки занятий в электронной форме. Изучить ФГОС (раздел инклюзивное образование и целевые ориентиры ребенка-дошкольника) | Разработка перспективного плана на учебный год по нетрадиционной технике рисования. Сентябрь - «Осень на опушке краски разбросала» Октябрь – «Танцующие листья» Ноябрь – «Ваза для мамы» Декабрь – «Морозный узор» Январь –«Новогодняя елочка» Февраль – «Кораблик для папы» Март –«Матрешки» Апрель-«Звездный коллаж» Май- «Праздничный салют над городом»
|
Работа с детьми
Работа с родителями | Сентябрь – май 2017 – 2018 г.
Октябрь, апрель 2018 г | Дидактические игры, подвижные игры, русские народные подвижные игры; продуктивная деятельность. Подведение итогов. Оформление результатов работы. консультации |
Показ детских работ. Консультации для родителей «Волшебная акварель»; «Развитие творческих способностей детей при помощи нетрадиционной техники рисования. |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Учебный год | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат |
2017/2018 | Изучение метод. литературы | 09.2017; 05.2018 | Консультация для родителей «Волшебная акварель». КОНСЛЬТАЦИЯ: «Развитие творческих способностей детей при помощи нетрадиционной техники рисования». |
Работа с детьми | 09.2017; 05.2018 | Изготовление наглядно – методических пособий; конспекты НОД. Разработка перспективного плана. | |
Работа с родителями | 10.2017; 04.2018 | Организация выставок. |
Индивидуальный план по самообразованию
Воспитатель: Шамеева Надежда Юрьевна, группа №5 МДОУ д\с № 167
Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Цель:
1. Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
2. Создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, художественно — творческих способностей у дошкольников
Настоящая программа основывается на дидактических принципах:
наглядности;
доступности;
последовательности и постепенности;
активности;
систематичности;
научности и достоверности;
сознательности.
Задачи:
- Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники.
-Закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.
Начало работы по теме .
Сентябрь 2017 окончание май 2018
Список используемой литературы:
1.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей, 2002 г.
2. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М.: Скрипторий, 2009
3.Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»
Москва 2000 г.
4.Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2010.
5.Давыдова Г. Н. Пластилинография.- Москва, 2008 г.
6.Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. – Москва: Творческий центр
« Сфера», 2001 г.
7.Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. 1993 г. №2.
8.Комарова Т. С. «Детское художественное творчество Ф.Г.О.С.»
Форма работы с детьми.
Групповая.
Работа педагога:
- Подбор литературы.
- Разработка плана.
- Создание предметно развивающей среды в группе.
- Знакомство с передовым педагогическим опытом.
-Посещение Н.О.Д. воспитателей, специалистов Д.О.У.
-Посещение педсоветов, методических объединений, семинаров, конференций.
-Изучение статей, журналов. «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ».
- Изучение методик и технологий педагогов в интернете.
- Творческое сотрудничество со старшим воспитателем и воспитателями ДОУ.
Практический выход:
Консультации и выставки для родителей.
Создание предметно развивающей среды.
Использование нетрадиционной техники рисования на занятиях.
Предполагаемый результат.
-У детей стойкий интерес к нетрадиционной технике рисования, как во время НОД, так и в свободное время.
-К концу года дети могут использовать различные изобразительные средства: линию, форму, цвет, композицию.
-Используют разнообразные изобразительные материалы и нетрадиционные способы рисования: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др
-Рассказывают о последовательности выполнения своей работы.
-Радуются полученному результату.
-Повысился уровень развития мелкой моторики рук.
-Увеличился активный словарь детей, повысилось качество связной речи.
Дети научатся.
-Аккуратности в работе.
-Бережному отношению к продукту труда.
- Трудолюбию и старанию.
- Эстетическому вкусу, любови к прекрасному.
-Формировать устойчивый интерес к рисованию.
-Навыкам сотрудничества.
УТВЕРЖДАЮ
И.о.заведующего МДОУ
«Детский сад комбинированного
вида №167»
_______Н.В. Шамина
«_____»__________2017г.
Перспективный план по
«Развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Работа с детьми
В старшей группе №5
«Жемчужинка»
На 2017 – 2018 учебный год
Воспитатель:
Шамеева Н.Ю.
Саратов 2017
Перспективный план по самообразованию.
И.о.заведующего МДОУ
«Детский сад комбинированного
вида №167»
_______Н.В. Шамина
«_____»__________2017г.
.
Работа с родителями
В старшей группе №5
«Жемчужинка»
На 2017– 2018 учебный год
Воспитатель:
Шамеева Н.Ю. Саратов 2017
Тема | Месяц | Задачи |
Волшебная акварель или занимательное рисование… | Октябрь 2017 | Как развить мелкую моторику, пространственное мышление, фантазию. |
Роль нетрадиционной техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. | Апрель 2018 | Развивать мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, эта деятельность благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
laquo;Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»...
«Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
План по самообразованию...
«Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Методическая разработка...
Методическая разработка «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
laquo;Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....
План по самообразованию на 2023-2024гг. "Развитие творческих способностей у детей 4-5 лет через нетрадиционные техники рисования"
Целью работы над темой является создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации через творческое воплощение в художественной работе собственных неповтор...
План работы по самообразованию в средней группе №7 Тема: «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» Воспитатель Хохлова А.О
План работыпо самообразованиюв средней группе №7 Тема: «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через не...
План работы по самообразованию в средней группе №7 Тема: «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» Воспитатель Хохлова А.О
План работыпо самообразованиюв средней группе №7 Тема: «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через не...