"Формирование лексико - грамматического строя речи детей в процессе конструктивной деятельности"
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме
В современном мире воспитания и обучения детей дошкольного возраста центральное место занимает ворпос развития связной речи. Каждый педагог задает себе вопрос: "Как грамотно "построить" образовательный процесс, чтобы взаимодействие с детьми было продуктивным с точки зрения формирования речи. Было решено рассмотреть конструктивную деятельность дошкольников как один из возможных способов формирования лексико - грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга
Статья
«Формирование лексико-грамматического строя речи детей в процессе конструктивной деятельности»
Разработала
воспитатель высшей категории
Рожкова Татьяна Михайловна
Санкт-Петербург
2012 год
Конструирование. Роль конструирования в развитии детей.
Термин «конструирование» (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.
Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» отводит конструированию значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала: здания, мосты и т.д. или делать из бумаги различные поделки: елочные игрушки, кораблики и т.д.), но и обобщенные умения: целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.
Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.
Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.
Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т.д.) развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения и т. д.
Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.
Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.
Виды конструктивного материала
При обучении детей конструктивной деятельности в детском саду используются строительный материал, конструкторы, бумага, бросовые и природные материалы. Вид материала определяет и вид конструирования — конструирование из строительного материала, конструирование из бумаги, конструирование из природного материала и т. д.
Строительный материал представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.). Он делится на мелкий (настольный) и крупный. На занятиях используются разнообразные наборы мелкого (настольного) строительного материала М.П.Агаповой, наборы № 2, 3, 4, 5, 6, 7, разработанные НИИ игрушки, набор «Коммунар» и др.
Во время занятий материала должно быть больше, чем требуется для данной постройки (и по элементам, и по количеству), чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу.
Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, воспитатель использует и разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т. д. Дети дошкольного возраста, создавая предметы окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью — домик для зайчика, мост для транспорта и пешеходов и т. д. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей. Хранить строительный материал удобнее всего в специальных шкафчиках с отделениями для каждого вида деталей, при этом материал всегда должен быть уложен строго по формам, чтобы дети могли быстро взять любую из них. Раскладывание материала по формам не только облегчает работу с ним, но и способствует ускорению запоминания названий этих форм.
Конструкторы. Дети старшего дошкольного возраста в свободное от занятий время используют также различные конструкторы — деревянные, пластмассовые, металлические и керамические. Они позволяют создавать подвижные конструкции, но отличаются достаточно сложными способами крепления деталей.
Под руководством воспитателя дети осваивают новые для них способы соединения, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам, чертежам. При этом особое внимание обращается на специальную отработку у детей умения соединять детали при помощи гаек и гаечных ключей, так как это требует участия мелкой мускулатуры руки, которая у дошкольника еще несовершенна.
В детском саду имеются разные тематические конструкторы: «Мосты» Ю. П. Серебрякова, «Собери автомобиль», «Подъемные краны» и «Юный кораблестроитель» М. П. Борисова, «Гараж», «Сделай сам» и др.
Перед тем как давать эти конструкторы детям, воспитатель должен сам тщательно изучить методические указания по сборке, приложенные к каждому из них, и продумать, что детям нужно подробно объяснить, а что они будут делать сами. Наборы строительного материала и конструкторы даются не все сразу, а постепенно, по мере их освоения детьми. После того, как дети под руководством воспитателя освоят тот или другой конструктор, его помещают вместе с настольными играми или в уголке ручного труда, и дети используют его в своей самостоятельной деятельности.
Бумага, природный и бросовый материалы. Эти материалы широко используются в детском саду (как отдельно, так и в сочетании друг с другом) для изготовления различных поделок и игрушек, что является не только полезным, но и интересным занятием для детей.
Детям дают различные сорта бумаги: плотная настольная, писчая, глянцевая, полуватман, а также тонкий картон.
Разнообразие природного материала (шишки, желуди, ветки, семена, трава и т.д.) и легкость обработки позволяют широко использовать его в работе с дошкольниками.
Воспитатель вместе с детьми своевременно заготавливают природный материал и пополняют его запасы в течение всего года. Например, летом собирают траву (осока) одинаковой длины, которая плетется в косы; солому, связанную пучками; шишки сосны, ели, ольхи, лиственницы, пихты, кедра, обработанные затем столярным клеем (для того чтобы они зимой при высыхании не раскрывались). А желуди и каштаны заготавливаются, как только они упадут с деревьев (пересохшие желуди и каштаны затрудняют работу — крошатся и раскалываются). Косточки от фруктов (слив, абрикосов, персиков), тщательно промытые и просушенные, собираются в любое время, а вот семена ясеня, клена — только зимой.
Каждый вид материала хранится в отдельной коробке или пакете. При создании поделок используются дополнительные материалы: бумага, картон, пластилин, проволока, спички; клей — казеиновый, синтетический, декстриновый и инструменты — нож, ножницы, шило, иголка.
Из всего выше сказанного вывод очевиден: конструктивная деятельность детей способствует всестороннему развитию детей дошкольного возраста, в том числе и речи.
Рассмотрим теперь конструктивную деятельность с точки зрения формирования лексико-грамматического строя речи.
Формирование лексико-грамматического строя речи детей в процессе конструктивной деятельности.
1. Детское конструирование.
Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, природного и бросового материала.
Детское конструирование тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры. А поскольку строительных игр просто не существует, то мы имеем дело либо с ролевой игрой, в которую включаются элементы конструирования, способствующие развитию игрового сюжета, либо с полноценным конструированием как деятельностью, в которой используются игрушки, элементы игры, положительно влияющие на процесс конструирования.
Учет особенностей игры и конструирования, их взаимосвязи необходим при определении педагогом форм и методов организации детской деятельности. Нередко требования воспитателя к качеству конструкций, возводимых в процессе ролевой игры – неоправданны, поскольку эти требования могут ее разрушить и, наоборот, довольно примитивными детскими постройками и не формировать полноценное конструирование как деятельность – значит существенно обеднять развитие детей. Поэтому при организации конструктивной деятельности детей необходимо педагогам учитывать недостатки детского конструирования.
2. Недостатки детского конструирования.
- Нечеткость замысла, объяснимая нечеткостью структуры образа.
- Неустойчивость замысла – дети начинают создавать один объект, а получают другой и довольствуются этим.
- Поспешность исполнительной деятельности и излишняя увлеченность, соответственно, замыслу уделяется крайне мало внимания.
- Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать.
- Неумение предварительно анализировать задачу. Следовательно, конструирование может протекать на очень низком уровне, препятствующем развитию полноценной деятельности творческого характера.
Поэтому необходимо обогащать разные виды детской деятельности новым содержанием, способами и приемами, чтобы у детей возникла способность к построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно скажется на развитии как детского мышления, так и самой детской деятельности. В том числе и конструирования.
3. Система работы.
Воспитатель для достижения наилучших результатов должен хорошо продумывать всю систему работы по конструктивной деятельности на отведенную лексическую тему.
Например, тема «Грузовые машины».
На первом занятии детям предлагают образец постройки, который они анализируют с помощью взрослого по следующей схеме:
- Рассматривание объекта в целом
- Установление практического назначения
- Выделение основных частей
- Определение функционального назначения в соответствии с назначением объекта в целом
- Установление пространственного расположения этих деталей по отношению друг к другу
Формируем лексико-грамматический строй речи, развиваем связную речь.
Затем педагог предлагает построить машинку, предварительно рассказав, как они будут ее строить.
На втором занятии воспитатель предлагает вспомнить конструкцию машин, которую они строили по образцу. По памяти дети называют основные части, детали. Ответы уточняются и направляются вопросами воспитателя. Затем дети строят машину такой же конструкции для перевозки определенного груза. Так происходит конструирование по условию. Варианты полученных машин обсуждаются со всеми детьми.
В следующий раз можно предложить построить машину собственной конструкции для перевозки мебели. При этом мебель предложить детям сделать самостоятельно (из спичечных коробков). После работы происходит обсуждение, в котором дети уже могут сами отметить оригинальные постройки. Если дети затрудняются, то это делает педагог. Закреплению умений, полученных на занятиях, посвящают следующее занятие по теме «Гаражи» (Л.А. Парамонова).
4. Особенности обучения детей с речевой патологией.
Обучение детей с речевой патологией имеет некоторые особенности:
- При обучении необходимо учитывать речевые и психофизические возможности детей. Необходимо очень четко продумывать количество и качество лексического материала (педагогам: воспитателям и учителю – логопеду очень важно работать сообща).
- Занятия строятся таким образом, чтобы они содержали образцы речевого поведения, способствовали развитию речи, активизировали имеющие у детей речевые средства. Важно создать такие условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по собственной инициативе.
- Педагогам необходимо обращать внимание на формирование навыков разговорной речи у детей, как самостоятельной, так и отраженной. Задавая вопросы, педагог побуждает детей к речевому высказыванию. Отвечая на поставленные вопросы, дошкольники решают познавательные задачи.
- В процессе обучения необходимо обращать внимание не только на логичность и точность построения ответа, соблюдения порядка слов в предложении, вариантности его построения, но и на то, чтобы дети использовали специфические слова, термины, т.е. обогащали свой словарный запас и делали его активным.
- Конструктивная деятельность – это еще и деятельность благоприятная для формирования связной речи дошкольников. Специфика обучения рассказыванию состоит в воспитании умения последовательно и логично строить речевое высказывание. При проведении спонтанной конструктивно – игровой деятельности, детям трудно составить рассказ об этапах планирования будущей постройки, о ее выполнении, о будущей игре с постройкой.
Для более успешной работы детям можно предложить схемы, составленные на основе наглядного моделирования, при помощи которых они будут строить рассказ. Схемы хорошо воспринимаются и легко запоминаются. Педагогу необходимо поощрять элементы фантазии, которые дети вносят в свой рассказ, обращать на них внимание других детей, тем самым способствуя их речевой активности и воображению.
5. Примерные схемы составления рассказов.
- «О будущей постройке»:
- Что ты будешь строить?
- Какие детали выберешь по форме?
- Какие детали выберешь по цвету?
- Как будешь их скреплять?
- «О выполненной постройке»:
- Что ты сделал?
- Какие детали по форме ты выбирал?
- Какие детали по цвету ты выбирал?
- Как соединял детали?
- Что ты еще хочешь рассказать о своей постройке?
- «Об игре с постройкой»:
- У тебя красивая постройка, назови ее.
- Как ты будешь с ней играть?
- Что будет делать твоя постройка?
- Ты будешь играть один или с друзьями?
- Что будут делать твои друзья? А что ты?
- Что ты еще хочешь рассказать?
Используемая литература:
1. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду.- М., 2008
2. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – Академия, 2002
3.Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. – М., 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование театрализованной деятельности, как способа повышения эффективности коррекционной работы в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей-логопатов старшего дошкольного возраста.
Данная работа посвящена одной из важных проблем в логопедии - преодолению общего недорозвития речи у детей дошкольного возраста средствами игры.Последнее время становится важным вопрос о коррекции реч...
Игры на формирование лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Авторские игры...
Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему....
Игры для формирования лексико-грамматического строя речи детей
Очень важно учить ребенка пониманию значений грамматических форм как можно раньше (с 3—4 лет). В процессе их усвоения приобретаются грамматические навыки, формируется грамматический строй речи. ...
Игры на формирование лексико-грамматического строя речи детей 4-5 лет
Полезные игры с мамой на формирование лексико-грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста...
Конспект ООД в подготовительной группе по формированию лексико-грамматического строя речи в процессе развития связной речи «Дом»
Конспект ОД по развитию речи с целью закрепления навыков правильного употребления лексико-грамматических категорий русского языка в процессе развития связной речи в рамках лексической темы...
Совместный проект по развитию тактильной чувствительности и формированию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста «Волшебная палочка»
ВведениеАктуальная проблема проекта На первичной диагностике у детей подготовительной группы выявлены нарушения лексико-грамматического строя речи. Предложение простое, нераспр...