Совместный проект по развитию тактильной чувствительности и формированию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста «Волшебная палочка»
проект (старшая группа)
Введение
Актуальная проблема проекта
На первичной диагностике у детей подготовительной группы выявлены нарушения лексико-грамматического строя речи. Предложение простое, нераспространенное. Отмечены трудности выделения основных признаков предмета и составления рассказа-описания.
Актуальность темы
Под лексико-грамматическим строем понимают словарь и грамматически правильное его использование. Своевременное формирование грамматического строя языка ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Гипотеза
Дети изготовят свою индивидуальную тактильную палочку. Самостоятельно выберут декор для украшения. Научатся рассказу - описанию по заданной схеме. Свое изделие ребёнку интереснее представлять. Полученный опыт ярче отпечатается в сознании и мыслительной деятельности. В новой ситуации ребёнок вспомнит полученный опыт и перенесёт его на другой предмет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnaya_palochka.docx | 769 КБ |
volshebnaya_palochka_metodicheskaya_razrabotka_2021.docx | 980.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад комбинированного вида № 144
620072, г. Екатеринбург, ул. Сиреневый бульвар, 21 а; тел./факс: 347-59-40
Совместный проект по развитию тактильной чувствительности и формированию лексико-грамматического строя речи
детей старшего дошкольного возраста
«Волшебная палочка»
Автор составитель:
Учитель-логопед –
Царенко Юлия Александровна
Екатеринбург, 2021 г.
Введение
Актуальная проблема проекта.
На первичной диагностике у детей подготовительной группы выявлены нарушения лексико-грамматического строя речи. Предложение простое, нераспространенное. Отмечены трудности выделения основных признаков предмета и составления рассказа-описания.
Актуальность темы.
Под лексико-грамматическим строем понимают словарь и грамматически правильное его использование. Своевременное формирование грамматического строя языка ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Гипотеза.
Дети изготовят свою индивидуальную тактильную палочку. Самостоятельно выберут декор для украшения. Научатся рассказу - описанию по заданной схеме. Свое изделие ребёнку интереснее представлять. Полученный опыт ярче отпечатается в сознании и мыслительной деятельности. В новой ситуации ребёнок вспомнит полученный опыт и перенесёт его на другой предмет.
План проекта по развитию тактильной чувствительности
и формированию лексико-грамматического строя речи
детей старшего дошкольного возраста
Тип проекта:
По количеству участников – коллективный;
По приоритету метода – творческий;
По продолжительности – долгосрочный.
Направленность проекта: речевое развитие воспитанников ДОУ
Этапы работы над проектом:
-Стартовый;
-Этап реализации;
-Рефлексивный;
-Послепроектный.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Этапы | Содержание |
Моделирование | Оценка образовательной ситуации, выявление проблем. Тема: "Тактильные палочки» Цель проекта: Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1.Развивать мелкую моторику пальцев рук. 2. Знакомить детей с различными декоративными материалами и развивать тактильную чувствительность. 3. Развивать творческие способности и художественно-эстетический вкус. 4. Уметь выделять главные признаки предмета и рассказывать о них. 5. Самостоятельно составлять рассказ - описание о своей игрушке. Участники: Дети подготовительной группы Учитель-логопед: Царенко Юлия Александровна. Воспитатель подготовительной группы: Нигаматова Лилия Нуртдиновна Родители подготовительной группы. Продолжительность: два месяца; с 1октября по 30 ноября 2021. Этапы работы по реализации проекта: 1.Подготовительный этап Сбор информации о приёмах и методах формирования лексико-грамматического строя. Изучение современных методик. Выбор направления работы. Запись видеофильма: «Сделай тактильную палочку своими руками». Консультация родителей. 2.Основной этап Ответ на вопросы 1.Какие материалы подходят для декора тактильной палочки? 2.Как можно применить тактильную палочку в образовательно-коррекционном процессе? 3.Достигли участники процесса основной цели проекта? Решение поставленных задач совместно с участниками проекта.
3.Заключительный этап Самостоятельное представление своей тактильной палочки. Ожидаемые результаты: Специалист и воспитатель – решение задач программно-планового характера, активизация активного словаря, развитие лексико-грамматического строя речи и тактильных ощущений. Дети:
Родители – повышение интереса к образовательной деятельности, получение позитивных эмоций от совместной деятельности со своим ребёнком. В заключение проекта проведена коллективная игра: «Бродилки». Цель: Показать разнообразные способы применения тактильных палочек. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Описание: В лоток насыпают манку. Ребёнок двумя руками рисует различные дорожки и ставит следы. |
Проектирование | Анализ условий и ресурсов показал, что необходимо:
- конструирование; - развивающие игры; -опытно-экспериментальная деятельность. 4. Подбор методов и приёмов для вовлечения родителей в образовательный процесс. |
Конструирование | 1.Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями над проектом. Организация предметно-пространственной среды. 2.Планирование организации проектной деятельности. 3.Методическое обеспечение. |
Этап реализации проекта
Отражен в разделе моделирование, в презентации – для личного использования, опыт представлен внутри ДОУ.
Рефлексивный этап:
Поставленные задачи были решены в полном объеме, цель проекта была достигнута в ходе реализации проекта. Полученные результаты соответствуют первоначальному замыслу. Полученный продукт преобразован в дидактическую игру «Волшебная палочка».
Послепроектный этап:
Для обеспечения интеграции проектной деятельности, необходимо продолжать работу по развитию лексико-грамматического строя речи, разрабатывать и внедрять новые проекты. Провести этот проект в других группах.
Перспективный план работы над проектом Приложение 1.
этап | неделя | мероприятие | задачи | Место проведения |
1 | 1 нед. | Сбор необходимой информации и разработка проекта: «Волшебные палочки». | Актуализация знаний | ДОУ |
2 | 2 нед | Беседы с родителями о проведении проекта. | Вызвать интерес родителей к коррекционно-образовательному процессу | ДОУ |
2.1 | 2 нед | Создание видеофильма-инструкции. | Создание чёткой инструкции по изготовлению тактильной палочки | дома |
2.2 | 2-3 нед | Знакомство родителей с фильмом посредством сети What’sApp | Получение поэтапной инструкции | дома |
3 | 3-4 нед | Совместное или самостоятельное изготовление ребёнком тактильной палочки. | Развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений. Развитие творческих способностей и художественно-эстетического вкуса. | дома |
4 | 4-5 нед | Подготовка рассказа-описания о своей палочке. | Развитие лексико-грамматического строя речи. | ДОУ |
5 | 5-8 нед | Самостоятельный рассказ в группе. | Отработка полученных навыков, применение их в практике. | ДОУ |
Организация предметно-пространственной среды
- Знакомство с различными вариантами оформления тактильных палочек
- Демонстрация разнообразных материалов для стилизации тактильной
палочки (природных, искусственно созданных, синтетических)
Приложение 2
Организация проектной деятельности.
1.Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.
Знакомство детей подготовительной группы с различными тактильными палочками, их разнообразием по форме и используемым для украшения материалом. Педагог предлагает детям потрогать тактильные палочки и подумать, чем ещё можно украсить их. Все тактильные палочки получаются яркими, интересными, чтобы оставить их в группе, нужно найти для палочек универсальное применение. Это может быть интересная игра со своими правилами и количеством участников. Как же нам это сделать? В этот момент дети предлагают свои варианты. Совместно с детьми принято решение изготовить тактильные палочки дома и придумать интересные игры.
2.Практические действия по реализации проекта.
2.1.Познавательно-исследовательская.
Актуализируются знания детей о различных тактильных материалах. Дети тактильно и визуально исследуют различные материалы: наборы бусин, ткани, бумагу, кожу, камни, наклейки. Для детей проводят тактильные игры и загадывают загадки.
2.2.Художественно-эстетическая деятельность.
Дети совместно с родителями выбирают тактильный материал для тактильной палочки, оформляют её.
2.3.Речевая деятельность.
Учитель-логопед помогает воспитаннику составить рассказ-описание о своей тактильной палочке.
План рассказа-описания:
- С кем я делал тактильную палочку.
- Какие материалы использовал для её изготовления.
- Как можно играть с моей палочкой.
2.4.Социально-коммуникативная деятельность.
Дети самостоятельно представляют свою тактильную палочку в группе и презентуют игру. Учатся публично выступать, высказывать своё мнение, находить пути решения проблем.
- Рефлексия.
Каждый ребёнок получает жетон в форме бабочки и несёт его к понравившейся игре (тактильной палочке). Взрослый подсчитывает итоги, для победителей раздаются горячие аплодисменты.
Педагог проводит свою тактильную игру в сухом бассейне.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013);
- Основная общеобразовательная программа – программа дошкольного образования МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 144;
- Гризик Т.И. Речевое развитие детей 5-6 лет. Методическое пособие для воспитателей: Москва «Просвещение» 2015 г.
Фотоотчёт
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Использование тактильных палочек
в коррекционно-педагогическом процессе».
Автор-разработчик:
учитель-логопед Царенко Ю.А.
В момент прикосновения ребёнка к различным материалам и поверхностям, в мозге активно происходят мыслительные процессы, что позволяет идентифицировать объект по его основным признакам. Тактильные ощущения – одна из форм общения ребёнка с окружающим миром, является основой чувственного познания. Стимулирование тактильных чувств оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память. Таким образом, качественнее формируются высшие психические процессы, и развивается речевая функция.
Для знакомства ребёнка с тактильными предметами используют различные виды деятельности, способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений.
Игровая деятельность - направлена на усвоение обществен- ного опыта в условных ситуациях. | Учебная деятельность – процесс систематического овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения трудовой деятельности. | Трудовая деятельность - направлена на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей. | Речевая деятельность - направлена на обмен информацией между общающимися людьми. |
Цель: познание окружающего мира. | Цель: подготовка к будущей самостоятельной деятельности. | Цель: создание общественно полезного продукта. | Цель: Установление взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений. |
Мотив: интерес к процессу игры, удовольствие физических и духовных потребностей. | Мотив: осознание общественного долга. | Мотив: осознание общественного долга, преобразование условий жизни | Мотив: обмен информацией. |
Игры с тактильными палочками.
1.Игра: «Волшебный сундучок»
Возраст: старший дошкольный.
Цель: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику пальцев рук.
Описание: Ребёнка знакомят с тактильными палочками, украшенными различными материалами. В волшебный сундучок складывают тактильные палочки. Воспитанник с закрытыми глазами, тактильно ощупывая предмет, пытается определить материал тактильной палочки. Формулирует речевое высказывание о материале на тактильной палочке. Достаёт палочку и сравнивает её с ответом.
2.Игра: «Светофор»
Возраст: старший дошкольный.
Цель: Учить детей соблюдать правила игры. Развивать внимание, память, мышление и скорость реакции.
Описание: Детям зачитывают правила игры.
Взрослый поднимает зелёный круг – дети стучат палочками. Взрослый поднимает жёлтый круг – дети дирижируют палочками. Взрослый поднимает красный круг – дети прячут палочки за спины.
3.Игра: «Потеряшка»
Возраст: старший дошкольный.
Цель: Учить запоминать количество и место нахождения предметов. Развивать зрительную память и мышление.
Описание: Дети рассматривают тактильные палочки, определяют цвет и вид материала. Взрослый раскладывает палочки на столе друг за другом. Накрывает палочки платком и убирает из ряда одну палочку. Дети должны указать место положения пропавшей палочки в ряду и вспомнить основную характеристику палочки.
4.Игра: «Брякалки»
Возраст: младший и старший дошкольный.
Цель: Учить находить соответствие между слуховыми образами и предметами, их издающими. Развивать восприятие неречевых звуков по акустическим признакам.
Описание: Взрослый знакомит детей с разнообразными звуками: стучит тактильной палочкой по разным поверхностям (стекло, дерево, пластмасса, металл). За ширмой педагог воспроизводит звук, ребёнок угадывает и называет поверхность материала для извлечения звука.
5.Игра: «Шифровщик»
Возраст: старший дошкольный.
Цель: Учить выполнять ритмичные удары согласно заданной схеме. Развивать фонематический слух.
Описание: Взрослый отстукивает тактильной палочкой определённый ритм. Ребёнок должен самостоятельно повторить ритмичную дорожку. Постепенно количество звуков в дорожке увеличивается.
6.Игра: «Букварики»
Возраст: старший дошкольный.
Цель: Учить алфавиту. Формирование зрительно-моторного образа буквы, развитие тактильных ощущений и памяти.
Описание: Взрослый выдаёт картинку с печатным образом буквы. Ребёнок с помощью тактильных палочек собирает букву и называет её.
7.Игра: «Разбиралки»
Возраст: старший дошкольный.
Цель: Учить определять место звука в слове. Формирование
звукобуквенного анализа.
Описание: Взрослый выдаёт тактильные палочки с символами согласных и гласных звуков и картинку предмета для разбора. Ребенок выкладывает слово символами звуков на тактильную палочку. По заданию взрослого делит слово на слоги и определяет место звука в слове.
Для младшего дошкольного возраста игру упрощаем. Просим сложить разные фигуры и предметы по заданному образцу.
8.Игра: «Шаги»
Возраст: младший дошкольный.
Цель: Учить находить различия в мелодико-интонационной стороне речи. Формирование темпа и ритма.
Описание: Взрослый тактильными палочками показывает на различных поверхностях, например твёрдых или сыпучих шаги животных – крупных и мелких, активных и уставших. При показе можно использовать звуковые и слоговые цепочки. Дети узнают животное по наводящим вопросам. На следующем этапе дети самостоятельно узнают и характеризуют животного, показывают своего персонажа.
Для старшего дошкольного возраста игру усложняем и произносим звуки и слоговые цепочки.
9.Игра: «Повар»
Возраст: младший дошкольный.
Цель: Учить игровой деятельности. Формировать игровое поведение, развивать навыки общения.
Описание: Ребёнок тактильными палочками насыпает различные материалы в кастрюлю, помешивает и варит пищу. Кормит игрушки, оречевляя свои действия.
Желаю успехов в коррекционно-развивающей работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на формирование лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
Авторские игры...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ТЕМА: Путешествие в деревню к бабушке Наташе
обмен опытом работы по развитию речи у детей с тяжелыми нарушениями речи старшего возраста...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий "Птицы" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Занятие предназначено для детей с общим недоразвитием речи, является интегрированное по типу, обобщающим по теме "Птицы". Грамматические категории, отрабатываемые ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности по теме "Путешествие в деревню к бабушке Кате"
НОД с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Домашние животные" по развитию лексико-грамматических категорий:образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языкау детей старшего дошкольного возраста с ОНР...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИE ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ТЕМЕ «СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ. ЖИВОТНЫЕ»
Занятие по активизации глагольного словаря....
Авторская игра для развития речи детей старшего дошкольного возраста "Волшебная карусель"
Игра «Волшебная карусель» обеспечивает эффективное восприятие нового материала, поскольку создает условия для активизации внимания детей, снимает психологическое и физическое напряжение. В...
- Мне нравится (1)