Совместный проект по развитию тактильной чувствительности и формированию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста «Волшебная палочка»
проект (старшая группа)

Царенко Юлия Александровна

Введение

Актуальная проблема проекта

     На первичной диагностике у детей подготовительной группы выявлены нарушения лексико-грамматического строя речи. Предложение простое, нераспространенное. Отмечены трудности выделения основных признаков предмета и составления рассказа-описания.

Актуальность темы

      Под лексико-грамматическим строем понимают словарь и грамматически правильное его использование. Своевременное формирование грамматического строя языка ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности  ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Гипотеза

     Дети изготовят свою индивидуальную тактильную палочку. Самостоятельно выберут декор для украшения. Научатся рассказу - описанию по заданной схеме. Свое изделие ребёнку интереснее представлять. Полученный опыт ярче отпечатается в сознании и мыслительной деятельности. В новой ситуации ребёнок вспомнит полученный опыт и перенесёт его  на другой предмет.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад комбинированного вида № 144

620072, г. Екатеринбург, ул. Сиреневый бульвар, 21 а; тел./факс: 347-59-40

Совместный проект по развитию тактильной чувствительности и формированию лексико-грамматического строя речи

детей старшего дошкольного возраста

«Волшебная палочка»

Автор составитель:

Учитель-логопед –

Царенко Юлия Александровна

Екатеринбург, 2021 г.

Введение

Актуальная проблема проекта.

     На первичной диагностике у детей подготовительной группы выявлены нарушения лексико-грамматического строя речи. Предложение простое, нераспространенное. Отмечены трудности выделения основных признаков предмета и составления рассказа-описания.

Актуальность темы.

      Под лексико-грамматическим строем понимают словарь и грамматически правильное его использование. Своевременное формирование грамматического строя языка ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности  ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Гипотеза.

     Дети изготовят свою индивидуальную тактильную палочку. Самостоятельно выберут декор для украшения. Научатся рассказу - описанию по заданной схеме. Свое изделие ребёнку интереснее представлять. Полученный опыт ярче отпечатается в сознании и мыслительной деятельности. В новой ситуации ребёнок вспомнит полученный опыт и перенесёт его  на другой предмет.

План проекта по развитию тактильной чувствительности

и формированию лексико-грамматического строя речи

детей старшего дошкольного возраста

Тип проекта:

По количеству участников – коллективный;

По приоритету метода –  творческий;

По продолжительности – долгосрочный.

Направленность проекта: речевое развитие воспитанников ДОУ

Этапы работы над проектом:

-Стартовый;

-Этап реализации;

-Рефлексивный;

-Послепроектный.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Этапы

Содержание

Моделирование

        Оценка образовательной ситуации, выявление проблем.

Тема: "Тактильные палочки»

Цель проекта: Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Знакомить детей с различными декоративными материалами и развивать тактильную чувствительность.

3. Развивать творческие способности и художественно-эстетический вкус.

4. Уметь выделять главные признаки предмета и рассказывать о них.

5. Самостоятельно составлять рассказ - описание о своей игрушке.

Участники:

Дети подготовительной группы

Учитель-логопед: Царенко Юлия Александровна.

Воспитатель подготовительной группы: Нигаматова Лилия Нуртдиновна

Родители подготовительной группы.

Продолжительность: два месяца; с 1октября по 30 ноября 2021.

Этапы работы по реализации проекта:

1.Подготовительный этап  

  Сбор информации о приёмах и методах формирования лексико-грамматического строя. Изучение современных методик. Выбор направления работы. Запись видеофильма: «Сделай тактильную палочку своими руками».

Консультация родителей.

2.Основной этап

Ответ на вопросы

1.Какие материалы подходят для декора тактильной палочки?

2.Как можно применить тактильную палочку в образовательно-коррекционном процессе?

3.Достигли участники процесса основной цели проекта?

     Решение поставленных задач совместно с участниками проекта.

  • Совместное изготовление в домашних условиях тактильной палочки, выбор декора,  получение удовольствия от общения ребенка с родителем.
  • Составление рассказа-описания о тактильной палочке, совместно ребёнок и учитель-логопед.

3.Заключительный  этап

    Самостоятельное представление своей тактильной палочки.

Ожидаемые результаты:

Специалист и воспитатель – решение задач программно-планового характера, активизация активного словаря, развитие лексико-грамматического строя речи и тактильных ощущений.

Дети:

  1. Смогут самостоятельно или с помощь родителей выбрать материалы для оформления тактильной палочки.
  2. Научатся выделять основные признаки предмета и рассказывать о них.
  3. Научатся составлять рассказ-описание с опорой на план.
  4. Представят свою тактильную палочку другим детям.
  5. Получат удовольствие от общения со всеми участниками проекта.

Родители – повышение интереса к образовательной деятельности, получение позитивных эмоций от совместной деятельности со своим ребёнком.

В заключение проекта проведена коллективная игра: «Бродилки».

Цель: Показать разнообразные способы применения тактильных палочек. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Описание: В лоток насыпают манку. Ребёнок двумя руками рисует различные дорожки и ставит следы.

Проектирование

Анализ условий и ресурсов показал, что необходимо:

  1. Подбор информационно-методического обеспечения о приёмах и методах формирования лексико-грамматического строя
  2. Разработка и монтаж видеофильма-инструкции
  3. Подбор материала для обеспечения интегративного подхода:

- конструирование;

- развивающие игры;

-опытно-экспериментальная деятельность.

     4. Подбор методов и приёмов для вовлечения родителей в образовательный процесс.

Конструирование

1.Разработка перспективного плана работы с детьми и родителями над проектом. Организация предметно-пространственной среды.

2.Планирование организации проектной деятельности.

3.Методическое обеспечение.

Этап реализации проекта

Отражен  в разделе моделирование, в презентации – для личного использования, опыт представлен внутри ДОУ.

Рефлексивный этап:

   Поставленные задачи были решены в полном объеме, цель проекта была достигнута в ходе реализации проекта. Полученные результаты соответствуют первоначальному замыслу. Полученный продукт преобразован в дидактическую игру «Волшебная палочка».

Послепроектный этап:

    Для обеспечения интеграции проектной деятельности, необходимо продолжать работу по развитию лексико-грамматического строя речи, разрабатывать и внедрять новые проекты. Провести этот проект в других группах.

        Перспективный план работы над проектом        Приложение 1.

этап

неделя

мероприятие

задачи

Место проведения

1

1 нед.

Сбор необходимой информации и разработка проекта: «Волшебные палочки».

Актуализация знаний

ДОУ

2

2 нед

Беседы с родителями о проведении проекта.

Вызвать интерес родителей к коррекционно-образовательному процессу

ДОУ

2.1

2 нед

Создание видеофильма-инструкции.

Создание чёткой инструкции по изготовлению тактильной палочки

дома

2.2

2-3 нед

Знакомство родителей с фильмом посредством сети What’sApp

Получение поэтапной инструкции

дома

3

3-4  нед

Совместное или самостоятельное изготовление ребёнком тактильной палочки.

Развитие мелкой моторики пальцев рук, тактильных ощущений. Развитие творческих способностей и художественно-эстетического вкуса.

дома

4

4-5 нед

Подготовка рассказа-описания о своей палочке.

Развитие лексико-грамматического строя речи.

ДОУ

5

5-8 нед

Самостоятельный рассказ в группе.

Отработка полученных навыков, применение их в практике.

ДОУ

  Организация предметно-пространственной         среды

  1. Знакомство с различными вариантами оформления тактильных палочек
  2. Демонстрация разнообразных материалов для стилизации тактильной

палочки (природных, искусственно созданных, синтетических)

Приложение 2

Организация проектной деятельности.

1.Обсуждение проблемной ситуации и составление плана действий.

    Знакомство детей подготовительной группы с различными тактильными палочками, их разнообразием по форме и используемым для украшения материалом. Педагог предлагает детям потрогать  тактильные палочки и подумать, чем ещё можно украсить их. Все тактильные палочки получаются яркими, интересными, чтобы оставить их в группе, нужно найти для палочек универсальное применение. Это может быть интересная игра со своими правилами и количеством участников. Как же нам это сделать? В этот момент дети предлагают свои варианты. Совместно с детьми принято решение изготовить тактильные палочки дома и придумать интересные игры.

2.Практические действия по реализации проекта.

2.1.Познавательно-исследовательская.

    Актуализируются знания детей о различных тактильных материалах. Дети тактильно и визуально исследуют различные материалы: наборы бусин, ткани, бумагу, кожу, камни, наклейки. Для детей проводят тактильные игры и загадывают загадки.

2.2.Художественно-эстетическая деятельность.

Дети совместно с родителями выбирают тактильный материал для тактильной палочки, оформляют её.

2.3.Речевая деятельность.

    Учитель-логопед помогает воспитаннику составить рассказ-описание о своей тактильной палочке.

  План рассказа-описания:

  • С кем я делал тактильную палочку.
  • Какие материалы использовал для её изготовления.
  • Как можно играть с моей палочкой.

2.4.Социально-коммуникативная деятельность.

    Дети самостоятельно представляют свою тактильную палочку в группе и презентуют игру. Учатся публично выступать, высказывать своё мнение, находить пути решения проблем.

  1. Рефлексия.        

     Каждый ребёнок получает жетон в форме бабочки и несёт его к понравившейся игре (тактильной палочке). Взрослый подсчитывает итоги, для победителей раздаются горячие аплодисменты.

      Педагог проводит свою тактильную игру в сухом бассейне.

 

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013);
  • Основная общеобразовательная программа – программа дошкольного образования МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 144;
  • Гризик Т.И. Речевое развитие детей 5-6 лет. Методическое пособие для воспитателей: Москва «Просвещение» 2015 г.

Фотоотчёт

C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Screenshot_20211214_200056_com.android.gallery3d.jpg C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Screenshot_20211214_200001_com.android.gallery3d.jpg

C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Screenshot_20211214_200008_com.android.gallery3d.jpg

C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Screenshot_20211214_200027_com.android.gallery3d.jpg                 C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Screenshot_20211214_200056_com.android.gallery3d.jpg

C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Screenshot_20211214_200036_com.android.gallery3d.jpg



Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Использование тактильных палочек

в коррекционно-педагогическом процессе».

Автор-разработчик:

учитель-логопед Царенко Ю.А.

     В момент прикосновения ребёнка к различным материалам и поверхностям, в мозге активно происходят мыслительные процессы, что позволяет идентифицировать объект по его основным признакам. Тактильные ощущения – одна из форм общения ребёнка с окружающим миром, является основой чувственного познания. Стимулирование тактильных чувств оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память. Таким образом, качественнее формируются высшие психические процессы, и развивается речевая функция.

       Для знакомства ребёнка с тактильными предметами используют различные виды деятельности, способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений.

Игровая деятельность - направлена на усвоение обществен- ного опыта в условных ситуациях.

Учебная деятельность – процесс систематического овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Трудовая деятельность - направлена на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей.

Речевая деятельность -  направлена на обмен информацией между общающимися людьми.

Цель: познание окружающего мира.

Цель: подготовка к будущей самостоятельной деятельности.

Цель: создание общественно полезного продукта.

Цель: Установление взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений.

Мотив: интерес к процессу игры, удовольствие физических и духовных потребностей.

Мотив: осознание общественного долга.

Мотив: осознание общественного долга, преобразование условий жизни

Мотив: обмен информацией.

 Игры с тактильными палочками.

1.Игра: «Волшебный сундучок»

Возраст: старший дошкольный.

Цель: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику пальцев рук.

Описание: Ребёнка знакомят с тактильными палочками, украшенными различными материалами. В волшебный сундучок складывают тактильные палочки. Воспитанник с закрытыми глазами, тактильно ощупывая предмет, пытается определить материал тактильной палочки. Формулирует речевое высказывание  о материале на тактильной палочке. Достаёт палочку и сравнивает её с ответом.

       C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20211029_091246.jpg      IMG_20211029_091016       IMG_20211029_091032       IMG_20211029_091059

2.Игра: «Светофор»

Возраст: старший дошкольный.

Цель: Учить детей соблюдать правила игры. Развивать внимание, память, мышление и скорость реакции.

Описание:  Детям зачитывают правила игры.

Взрослый поднимает зелёный круг – дети стучат палочками. Взрослый поднимает жёлтый круг – дети дирижируют палочками. Взрослый поднимает красный круг – дети прячут палочки за спины.

3.Игра: «Потеряшка»

Возраст: старший дошкольный.

Цель: Учить запоминать количество и место нахождения предметов. Развивать зрительную память и мышление.

Описание: Дети рассматривают тактильные палочки, определяют цвет и вид материала. Взрослый раскладывает палочки на столе друг за другом.  Накрывает палочки платком и убирает из ряда одну палочку. Дети должны указать  место положения пропавшей палочки в ряду и вспомнить основную характеристику палочки.

          IMG_20211029_091016                 C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20211029_091856.jpg

4.Игра: «Брякалки»

Возраст: младший и старший дошкольный.

Цель: Учить находить соответствие между слуховыми образами и предметами, их издающими. Развивать восприятие неречевых звуков по акустическим признакам.

Описание: Взрослый знакомит детей с разнообразными звуками: стучит тактильной палочкой по разным поверхностям (стекло, дерево, пластмасса, металл). За ширмой педагог воспроизводит звук, ребёнок угадывает и называет поверхность материала для извлечения звука.

5.Игра: «Шифровщик»

Возраст: старший дошкольный.

Цель: Учить выполнять ритмичные удары согласно заданной схеме. Развивать фонематический слух.

Описание: Взрослый отстукивает тактильной палочкой определённый ритм. Ребёнок должен самостоятельно повторить ритмичную дорожку. Постепенно количество звуков в дорожке увеличивается.

      IMG_20211029_091436     IMG_20211029_091648   IMG_20211110_093332  IMG_20211110_093258

6.Игра: «Букварики»

Возраст: старший дошкольный.

Цель: Учить алфавиту. Формирование зрительно-моторного образа буквы, развитие тактильных ощущений и памяти.

Описание: Взрослый выдаёт картинку с печатным образом буквы. Ребёнок с помощью тактильных палочек собирает букву и называет её.

IMG_20211029_092237

7.Игра: «Разбиралки»

Возраст: старший дошкольный.

Цель: Учить определять место звука в слове. Формирование

звукобуквенного анализа.

Описание: Взрослый выдаёт тактильные палочки с символами согласных и гласных звуков и картинку предмета для разбора. Ребенок выкладывает слово символами звуков на тактильную палочку. По заданию взрослого делит слово на слоги и определяет место звука в слове.

                            IMG_20211109_155406     C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20211109_155422.jpg

     Для младшего дошкольного возраста игру упрощаем. Просим сложить разные фигуры и предметы по заданному образцу.

IMG_20211029_094152IMG_20211029_094247 IMG_20211110_111447     IMG_20211110_111544

8.Игра: «Шаги» 

Возраст: младший дошкольный.

Цель: Учить находить различия в мелодико-интонационной стороне речи. Формирование темпа и ритма.

Описание: Взрослый тактильными палочками показывает на различных поверхностях, например твёрдых или сыпучих  шаги животных – крупных и мелких, активных и уставших.  При показе можно использовать звуковые и слоговые цепочки. Дети узнают животное по наводящим вопросам. На следующем этапе дети самостоятельно узнают и характеризуют животного, показывают своего персонажа.

        IMG_20211029_093610     IMG_20211029_093804      IMG_20211029_093836

                 C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20211029_085346.jpg     C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20211029_085518.jpg

  Для старшего дошкольного возраста игру усложняем и произносим звуки и слоговые цепочки.

             IMG_20211109_091819  IMG_20211109_153939  C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20211108_085539.jpg  C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20211108_085631.jpg

9.Игра: «Повар»

Возраст: младший дошкольный.

Цель: Учить игровой деятельности. Формировать игровое поведение, развивать навыки общения.

Описание: Ребёнок тактильными палочками насыпает различные материалы в кастрюлю, помешивает и варит пищу. Кормит игрушки, оречевляя свои действия.

                  C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20211029_090025.jpg      IMG_20211029_090129

Желаю успехов в коррекционно-развивающей работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий "Птицы" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Занятие предназначено для детей с общим недоразвитием речи, является интегрированное по типу, обобщающим по теме "Птицы". Грамматические категории, отрабатываемые  ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности по теме "Путешествие в деревню к бабушке Кате"

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Домашние животные" по развитию лексико-грамматических категорий:образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языкау детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

Авторская игра для развития речи детей старшего дошкольного возраста "Волшебная карусель"

Игра «Волшебная карусель» обеспечивает эффективное восприятие нового материала, поскольку создает условия для активизации внимания детей, снимает психологическое и физическое напряжение. В...