ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Осипова Любовь Борисовна

В настоящее время очень много детей с речевой патологией и это число продолжает увеличивается. Дети с общим недоразвитие речи, испытывают большие трудности в обучении, особенно в усвоении грамматики русского языка. Уровень сформированности звукопроизношения и грамматического строя речи, является важным фактором овладения чтением, письмом, орфографией, имеет немало важное значение для развития познавательной деятельности ребенка, т.е. является необходимым условием для успешного обучения в школе. Логопедическое обследование каждый раз выявляет у большинства детей не только дефекты звукопроизношения, но несформированность лексико-грамматических категорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_leksiko.docx16.6 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. Именно речевое развитие во многом определяет уровень коммуникативной активности, а, следовательно, и социальную успешность на всех последующих этапах жизненного пути.

В настоящее время очень много детей с речевой патологией и это число продолжает увеличивается. Дети с общим недоразвитие речи, испытывают большие трудности в обучении, особенно в усвоении грамматики русского языка. Уровень сформированности звукопроизношения и грамматического строя речи, является важным фактором овладения чтением, письмом, орфографией, имеет немало важное значение для развития познавательной деятельности ребенка, т.е. является необходимым условием для успешного обучения в школе. Логопедическое обследование каждый раз выявляет у большинства детей не только дефекты звукопроизношения, но несформированность лексико-грамматических категорий.

Для своевременного эффективного приближения детей с общим недоразвитием речи к норме возрастного развития возникает необходимость, как можно полезнее использовать время коррекционной работы. Для оптимизации коррекционного процесса параллельно с автоматизацией звуков решаются проблемы формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников.

У детей с тяжелыми нарушениями речи формирование грамматического строя речи происходит в той же последовательности, что и у нормотипичных детей, но у них этот процесс наиболее затруднен. Часто в речи наблюдаются неправильные формы сочетания слов в предложении, что выражается в неправильном употреблении различных окончаний. Учитывая данные аграмматизмы, возникла потребность в речевом материале, который одновременно с автоматизацией звуков в слове, фразовой речи решал бы и проблемы формирования грамматических категорий у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Предлагаем вашему вниманию ряд логопедических игр и упражнений, отвечающих данной проблеме.

1. Игровые упражнения для автоматизации вызванных звуков и формирования родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных. Например, для автоматизации звука [С] и формирования родовых окончаний местоимений используется упражнение «Жадина» (моя сумка, мой стакан, мои весы, мое солнце).

2. Игровые упражнения для автоматизации вызванных звуков и формирование умения правильно согласовывать количественные числительные с существительными употреблять падежные и родовые окончания. Например, при автоматизации звука [Ш] эффективна игра «Посчитай-ка» (одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин и т. д.).

3. Игровые упражнения для автоматизации вызванных звуков и формирование умения правильно согласовывать глаголы с существительными и местоимениями. На этапе автоматизации звука [Р] используются упражнение на спряжение «Измени по образцу» (Я собираю ракушки, ты собираешь ракушки, он собирает ракушки, она собирает ракушки, мы собираем ракушки, вы собираете ракушки, они собирают ракушки).

4. Игровые упражнения для автоматизации вызванных звуков и правильного употребления родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Для автоматизации звука [Л] и дифференциации звуков [Л-Ль] предлагается игры «Он, она, они», «Договори слово» холодная луна свети…(ла), небо темне…(ло), звезды погас… (ли), «Кто что делал?» (Лада читала – Даниил читал), «Подскажи словечко» и т. д.

5. Игровые упражнения для автоматизации вызванных звуков и формирование умения правильно употреблять падежные, предложно-падежные конструкции: «Исправь ошибки» (Шашлык готовит дедушку. Штаны штопают бабушку и т. д.). «Растеряша» (кукла под столом, лопата на полу и т. д.); «Прятки» (за забором завод, за замком бизон).

По всем группам автоматизируемых и дифференцируемых звуков тщательно подбирается речевой материал, помогающий ребенку правильно употреблять различные грамматических категорий русского языка.

Опыт работы показывает, что данная система коррекционной работы способствует ускорению автоматизации и дифференциации звуков и сокращению количества аграмматизмов в самостоятельной речи. Фонетически и грамматически правильная речь является необходимым компонентом всестороннего и гармоничного развития личности ребенка, которая позволяет в будущем включаться в общественную жизнь как яркая индивидуальность, способная вести с обществом равноправный диалог.

Список литературы

1. Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. – СПб.: КАРО, 2002.

2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименко. – М.: Национальный книжный центр, 2015.

3. Ковшиков В.А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных / В.А. Ковшиков. – СПб.: КАРО, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматического строя речи в процессе автоматизации звуков (карточки с домашними заданиями)

Данный материал поможет логопедам , воспитателям и родителям формировать лексико-грамматический строй речи у детей с речевыми нарушениями в процессе автоматизации определенного звука. Карточки содержа...

ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи

Представляю ООД по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи у детей 6 -7 лет в группеп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме &q...

Конспект ООД в подготовительной группе по формированию лексико-грамматического строя речи в процессе развития связной речи «Дом»

Конспект ОД по развитию речи с целью закрепления навыков правильного употребления лексико-грамматических категорий русского языка в процессе развития связной речи в рамках лексической темы...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в процессе развития правильной речи "Дом"

Конспект ОД по развитию речи с целью закрепления навыков правильного употребления лексико-грамматических категорий русского языка в процессе развития связной речи в рамках лексической темы...

Авторское дидактическое пособие: «Вместе с мамой, вместе с папой» (по формированию лексико-грамматических средств языка у детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи

Цель: вовлечение родителей в обучающий процесс, расширение Их компетентности в вопросах развития речи дошкольников.  Обучать, играя, а не просто играть – главная цель учителя-логопеда ...