Рабочая программа кружка по художественному труду в старшей группе(по Л.В. Куцаковой)
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме
Рабочая программа кружка по художественному труду в старшей группе составлена на основе программ Л.В.Куцаковой и И.А. Лыковой. Основные цели, задачи, особенности программы написаны с опорой на книги данных авторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Уже в дошкольном детстве ребенок способен понять и впитать те человеческие мысли, чувства, ценности, идеалы и то отношение к жизни, которые выражены в народном искусстве и в художественном труде. Основополагающими ценностями духовной культуры народа, передаваемыми от поколения к поколению, выступают душевность, доброта, открытость, коллективизм, правдолюбие, бескорыстие, нестяжательство, толерантность, что способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, наделенных чувством гражданской ответственности и свободы.
Художественный труд — это универсальная интегрированная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции народной культуры. Все известные нам художественные техники и технологии имеют в своей основе древнейшие действия или операции: плетение, связывание, нанизывание, сшивание, резание, скручивание, свивание и т.д. И множество традиционных художественных изделий (пряники и бублики, корзинки и коврики, миски и горшочки, сережки и брошки) было изобретено в древнейшие времена и воплощено в народном декоративно-прикладном искусстве.
Художественный труд — это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты). Художественный труд доступен для успешного освоения детьми дошкольного возраста. Множество важных дел наполняют жизнь детей эмоционально значимыми событиями, создают «поле» для содержательного общения с родителями, педагогами и другими детьми. При этом художественный труд — это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией, саморазвитием, самопознанием на уровне подлинного творчества, в котором создается что-то новое.
Художественный труд — это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, нож, степлер, игла, крючок для вязания и др.), исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.
Прикладным результатом художественного труда выступают рукотворные игрушки и книжки, сувениры и подарки, различные предметы для обустройства игрового и жизненного пространства. Но наиболее значимым результатом является опыт освоения народной культуры на основе универсальных способностей, позволяющих человеку быть успешным в любой деятельности не зависимо от того, какую профессию он изберет в дальнейшем и в какую культуру будет интегрирован волею судьбы.
Содержание художественного труда в детском саду – это запечатленный в различных видах искусства духовный опыт всего человечества, раскрывающий вопросы бытия человека и смысла его жизни с эстетических позиций.
Цель программы – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру
Эту цель раскрывает ряд принципиальных теоретических положений.
Во-первых, художественный труд предстает перед детьми как универсальный способ приобщения к человеческой культуре. При этом принципиально меняется традиционное понимание методики как системы способов, методов и приемов, искусственно привнесенных педагогом «извне». Образовательный процесс начинает строиться «изнутри» в форме культуроосвоения, когда каждый ребенок не только переживает, но и «сопорождает» содержание на уровне культурных и личностных смыслов, проходя путь развития общечеловеческой культуры.
Во-вторых, центральными в новом содержании становятся не конкретные темы, образы или настроения, а смыслы и ценности как способ постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире. В соответствии со спецификой художественного труда, смыслы и ценности выражаются эстетическими понятиями: красиво/некрасиво, добро/зло, правда/ложь, живое/неживое, реальность/фантазия и мн. др. Эти понятия предстают как смысловое поле культуры, которое дети осваивают в активном творческом процессе на основе эмпатии, мышления и воображения.
В-третьих, смысловое поле культуры персонифицируется в образе человека (народного мастера, художника, дизайнера, педагога), который передает детям выкристаллизовавшийся опыт человечества и учит смотреть на мир «глазами человека». Человек как носитель культуры формирует у ребенка разноплановый опыт общения с предметами культуры и разных видов искусства: восприятие, исполнительство, творчество (по вектору «от жизни – к искусству»).
В дошкольном и семейном воспитании принципиальное значение имеет следование традициям народной педагогики, которая всегда была и остается педагогикой сотрудничества и сотворчества. Сотворчество – это та сфера и форма совместной деятельности, когда создаются наиболее благоприятные предпосылки духовно-нравственного, трудового и художественного воспитания, когда ребенок, сообразуясь со своими индивидуальными возможностями и способностями, выбирает свой путь приобщения к общечеловеческой культуре.
Основные задачи программы:
1. Раскрыть природу и сущность художественного труда как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии, красоты.
2. Содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к художественному труду как проявлению жизни человека во всем многообразии ее граней (природной, материальной, социальной, духовной); раскрыть специфику результата художественного труда – единство пользы и красоты (функционального и эстетического).
3. Расширять представление о видах художественно-творческой деятельности человека; знакомить с трудом народного мастера, художника-конструктора, дизайнера. Сформировать представление о том, что все виды труда могут быть творческими, если сам человек – творец.
4. Обогащать опыт художественно-продуктивной деятельности на всех ее уровнях: восприятие–исполнительство–творчество, в соответствии с возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями.
5. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, латеральное (гибкое, творческое) мышление, универсальные художественные способности и воспитывать качества человека труда – трудолюбие, ответственность, честность, коммуникативность и др.
6. Содействовать освоению художественных способов, техник, технологий и развитию общей ручной умелости на основе интеграции интеллектуальной и художественной деятельности.
7. Создать условия для личностного роста каждого ребенка.
Главное в программе – развитие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослыми, без запретов и категоричных отрицаний со стороны воспитателя. Она нацеливает на естественное и непринужденное приобщение детей к миру прекрасного, на развитие активного интереса к народному прикладному творчеству, архитектуре, к миру предметов и вещей, созданных людьми, на воспитание уважения к их творцам.
Особенности построения образовательного процесса в старшей группе дошкольного образовательного учреждения
Методика работы строится так, чтобы в процессе деятельности у ребят формировались такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, коммуникабельность. У дошкольника огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому задачей программы является удержать и развить этот потенциал, сформировать и совершенствовать уникальные детские способности.
Основные задачи педагогической работы с детьми по восприятию предметного мира в старшей группе:
- Расширить у детей интерес к жизни и деятельности людей;
- Воспитать уважение к труженикам, к результатам их деятельности;
- Уточнить представления детей о предметах, их особенностях, назначении;
- Научить видеть общие, типичные, индивидуальные признаки предметов и явлений окружающей действительности;
- Дать представление о труде художников, дизайнеров, конструкторов, инженеров, модельеров одежды.
В процессе организации занятий можно выделить несколько тематических блоков:
- Работа с бумагой и картоном («Мастерим из коробочек», «Мастерим из конусов», «Мастерим из цилиндров»);
- Работа с использованным материалом («Мастерим из готовых коробок», «Мастерим из поролона»);
- Работа с природным материалом. Есть несколько особенностей работы с ним:
Во-первых, во время наблюдений, проулок, экскурсий детей учат собирать различный природный материал: шишки, семена, желуди, каштаны, причудливые веточки и корешки, листья, мох и др. Приучают собирать его так, чтобы не нанести вред природе: веточки собираются только сухие, листья и семена опавшие.
Декоративные травы собирают в конце лета и осенью, когда они приобретут золотистый цвет и окрепнут. Срезанные растения подвешивают пучками за стебли (вниз ветками) и высушивают вдали от отопления и яркого света.
Во-вторых, нельзя использовать материал, который может нанести ребенку травму, угрожать здоровью (репейник, колосья, ядовитые растения, скорлупа сырых яиц).
Поделки из природного материала не рекомендуется окрашивать, сочетать в работе с ним другие виды материалов.
В-третьих, для работы с природным материалом каждому ребенку необходимо иметь дощечку, клей казеиновый или ПВА, салфетку, кисточку, стеку, ножницы. Воспитателю пригодятся перочинный нож, шило круглое и граненое, ручная дрель.
Основные задачи педагогической работы с детьми по художественному труду в старшей группе:
- Поупражнять детей в работе с бумагой, в разных способах вырезания симметричных форм, разной технике изображения (обрывании, выщипывании).
- Поупражнять в изготовлении игрушек по принципу оригами.
- Научить эстетически оформлять поделки аппликацией, прорисовывать мелкие детали фломастерами.
- Совершенствовать творческие способности детей в работе с тканью.
- Развить изобразительные способности в работе с природным материалом, изобретательность и творчество в процессе изготовления поделок из самых разных материалов (коробок, упаковок, проволоки, пластмассовых бутылок, шпагата, тесьмы, поролона и т.д.)
- Научить аккуратности в процессе деятельности.
В старшей группе программой предусмотрено проведение 36 занятий (Приложение 1). Методы и приемы работы с детьми несколько изменяются по сравнению с младшим возрастом. Воспитателям нужно реже давать образец поделки, а если дают, то примерный, чтобы показать основные части конструкции и помочь отобрать нужные детали; в качестве образца чаще использовать фотографии, рисунки. Воспитатели предлагают преобразовывать образец по условиям, строить по теме, по замыслу.
Таким образом дети чаще придумывают свой вариант поделки, перенимают друг у друга решения; при этом основными становятся словесные методы обучения: описание, напоминание, краткая беседа и др.
Старшие дошкольники с удовольствием играют в игры: «Угадай, что изменилось», «Так или не так». Воспитатель ставит в ряд детали и говорит: «На седьмом месте стоит цилиндр» (а на самом деле – куб), дети поправляют его и т.д.
«Какую деталь можно составить из двух маленьких призм? Двух полуцилиндров? Двух полуконусов? Двух полушаров? Восьми кирпичиков? Четырех больших призм?» - спрашивает воспитатель.
«Угадай на ощупь, какую фигуру я тебе положила в руку? У каких деталей есть такие стороны?» Показывает квадрат. – «У куба, бруска, призмы». Показывает прямоугольник. – «У кирпичика, у бруска, у пластины». Показывает круг. – «У цилиндра, конуса».
Посмотрите на детали у меня на столе и угадайте, с какой мы сегодня будем знакомиться». Среди знакомых деталей лежит новая.
Трудовые операции, которыми могут овладеть дети старшей группы.
Трудовые операции | Инструменты и оборудование | Материалы | Продукты труда |
Сгибание | Бумага, тонкий картон | Стрелы, самолеты, лодочки, пилотки, коробки, корзинки, пирамидки, домики, кукольная мебель, машины, украшения для елки, фигурки животных и людей (плоские) | |
Резание | Ножницы | Бумага, тонкий картон, проволока в полихлорвиниловой оболочке, фольга, тесьма, природный материал, поролон | Сувениры, украшения. Игрушки, изготовленные из цилиндров и конусов |
Склеивание и вклеивание | Кисточка, салфетка, клеенка, доска | Бумага, картон, использованный и природный материал, клейстер, клей казеиновый, ПВА | Плоские и объемные изображения машин, деревьев, зданий |
Нанизывание | Проволока в оболочке, шпагат, тесьма, бумага, картон, природный материал. Слепленные из глины и обожженные бусины разной формы и др. | Бусы, кулоны, елочные украшения, декоративные занавески и др. | |
Отделка объемной аппликацией | Кисточка, салфетка, клеенка | Бумага, картон, готовые объемные формы, природный и использованные производственные материалы | Декоративные панно, коробки, шкатулки и др. |
Обклеивание объемных форм способом папье-маше | Готовые объемные формы, бумажные отходы, клейстер | Посуда, головки куклам для театра би-ба-бо, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, оформление для утренников и др. | |
Вырезание и формовка | Лопатки, совки, рамки | Песок и снег | Здания, машины, фигуры |
Следует также выделять основные психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность освоения детьми содержания художественного труда как интегрированной деятельности:
– разнообразие видов художественно-продуктивной деятельности;
– постоянная смена видов деятельности, объединенных образовательной целью и программой развития (единство стратегии и тактики);
– индивидуальные программы и маршруты развития;
– роль педагога состоит в создании условий для свободной, самостоятельной деятельности и организации учебного процесса методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, художником, народным мастером, другими детьми) в разных формах взаимодействия;
– наличие специально оборудованного места (мастерская, дизайн-студия, центр ремесел и т.д.), включающего широкий выбор материалов, художественных инструментов, альбомов, предметов культуры и произведений искусства.
Вместо традиционных занятий предлагается форма творческих проектов, для которых характерно следующее:
– выявление не конкретной темы, а смысла как способа постижения каждым ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;
– расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);
– вовлечение в проектную деятельность других людей — взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;
– обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;
– презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции);
– отсутствие единой для всех задачи и единого критерия оценки результата.
Создание портфолио (индивидуальных, коллективных, семейных) и организация выставок детских творческих работ — общая задача, в решении которой принимают участие педагоги, родители и сами дети.
Сегодня педагоги и психологи отмечают, что каждый ребенок сам должен ставить перед собой цели, не может быть принуждения к творчеству, навязывания идей, интересов и решений. Индивидуальные программы развития, самостоятельная художественно-продуктивная деятельность в ситуации реальных «живых» дел, нацеленность на практическое постижение детьми смыслового поля народной культуры, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, подлинная интеграция интеллектуального и эстетического развития, презентация и фиксация результата, организация образовательной деятельности методом проектов — вот важнейшие черты проектирования художественного труда в современном детском саду.
Литература
- Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.
- Примерная основная общеобразовательная программа «Мир открытий» / Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. М.: ИД «Цветной мир», 2012.
- Школяр Л.В., Савенкова Л.Г. Сад детства. Новая модель дошкольного образования. М.: Русское слово, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по "Художественно - эстетическому развитию" (нетрадиционные техники рисования) в старшей группе (5 -6)
Вся НОД кружка направлена на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реал...
Рабочая программа кружка "Гостиная природы" для детей старшей группы
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Ис...
Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию « Мастерская чудес» для детей старшего дошкольного возраста.
У многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Одни не могут правильно держать ложку и ручку, другие - собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи - засте...
Рабочая программа кружка (Лучики) по рисованию в старшей группе «Ромашка» Нетрадиционная техника рисования
Рабочая программа кружка (Лучики) по рисованию в старшей группе «Ромашка»Нетрадиционная техника рисования Цель:Развивать интерес к творческому процессу, к стремлению достигать лу...
Рабочая программа кружка по ручному труду "Затейники" в старшей группе
Программа для старшей группы, включающая занятия по квиллингу, лепке, мыловарению...
Рабочая программа, образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", старшая группа
Рабочая программа разработана с учетом комплексной образовательной программы "Детство" под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой (обязательная часть) и программы художествен...
Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию «Мастерская Самоделкина» (Нетрадиционные техники рисования) в старшей группе №11 «Колокольчик»
Пояснительная записка.В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его п...