Рабочая программа кружка "Гостиная природы" для детей старшей группы
рабочая программа (старшая группа) на тему

Крылова Инга Михайловна

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Однако, исходя из ограниченности возможностей дошкольников в плане познания окружающего мира, деятельность эта осуществляется под руководством взрослого. Именно взрослый организует эту деятельность разрешения возникшей проблемы, руководит детской поисковой деятельностью и активностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.prgr_.kruzhka_gostinaya_prirody_v_st.gr_.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 34 «Улыбка» г. Йошкар-Олы»

 Принято

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 29.08.2017 г.

       Утверждаю

Оля - 0005 - копия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«ГОСТИНАЯ ПРИРОДЫ»

Разработала: воспитатель

высшей квалификационной категории

 Крылова Инга Михайловна

Йошкар-Ола

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Прежде чем давать знания, надо

научить думать, воспринимать,

наблюдать.

В. Сухомлинский.

          Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Мои дошколята самые активные, самые любознательные. У них очень много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Поэтому я решила начать с ними исследовательскую работу, чтобы они сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы. Основой всей исследовательской работой явились материалы О.В. Дыбиной  по книге «Неизведанное рядом»». Дети с большим желанием и интересом включились в работу.

          Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры.

           Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Однако, исходя из ограниченности возможностей дошкольников в плане познания окружающего мира, деятельность эта осуществляется под руководством взрослого. Именно взрослый организует эту деятельность разрешения возникшей проблемы, руководит детской поисковой деятельностью и активностью.

           Для исследовательской, кружковой  работы была поставлена цель – совершенствование умений для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

Были выделены следующие задачи:

1. Уточнение и конкретизация знаний детей о свойствах и качествах объектов природы.

2. формирование у детей старшего дошкольного возраста системы представлений об окружающей природе.

3. Развивать наблюдательность.

4. Развивать познавательный интерес детей и познавательную активность.

       К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.В процессе кружковой работы дети учатся:

- видеть и выделять проблему;

- принимать и ставить цель;

- решать проблему;

- анализировать объект или явление;

- выделять существенные признаки и связи;

- сопоставлять различные факты;

- выдвигать гипотезы, предположения;

- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

- осуществлять эксперимент;

- делать выводы;

- фиксировать этапы действий и результаты графически.

  Основные направления работы

1. Закрепление свойств теста, песка, глины и пластилина.

2. Закрепить знания о свойствах воздуха.

3. Дать элементарные представления о превращении воды в пар (переходе в газообразное состояние).

4. Закрепить знания о свойствах воды.

5. Уточнить представления о свойствах снега.

6. Учить сравнивать по запаху и вкусу хлеб.

7. Учить обнаруживать воздух в предметах, в окружающей обстановке, углублённо познакомить с его свойствами.

8. Закрепить знания о  свойствах и качествах материалов: бумага, металл, ткань.

9. Учить замечать изменения роста растений в зависимости от тепла, влаги и т.д.

10. Побуждать к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявления творчества.

11.Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность.

12. Развивать способность сравнивать, сопоставлять. Делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

13. Развивать собственный познавательный опыт.

14.Воспитывать любовь к природе.

        Условия реализации:

        Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования,  наглядной агитации, консультаций.

        Для реализации поставленной цели и задач созданы  условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
        Оборудование детской лаборатории:

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  •  разные виды бумаги, ткани;
  •  медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

        Программа кружка рассчитана на детей среднего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.

        Режим занятий:         1 раз в неделю;

                        продолжительность – 25минут.

        Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

         Игровые  приёмы:

  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
  • повтор инструкций;
  • выполнение действий по указанию детей;
  •  «намеренная ошибка»;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
  • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме  для последующего повторения и закрепления.

Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

        

Перспективное планирование кружка

Сентябрь:

1 н.: Опыты с тестом, глиной, пластилином.

Цель: Сравнить свойства материалов для лепки: тянется или нет, прилипает к рукам или нет и т.д.

Литература: Дошкольная педагогика. – 2007. - № 8 (41). – С.3

2 н.: Знакомство со свойствами песка в процессе изготовления песочных часов.

Цель: Закрепить знания о песке, его особенностях.

Литература: Дошкольная педагогика. – 2007. - № 8 (41). – С.33

3 н.: Игра – опыт «Слепки с природы»

Цель: Учить делать слепки из глины, прижимая её к коре дерева, кирпичу и т.д.

Литература: Дошкольное воспитание. – 2010. - №9 . -  С.112.

4 н.: Игра – опыт «Картофельный человечек».

Цель: Учить с помощью взрослого проращивать семена, используя овощи как основу.

Литература: Дошкольное воспитание. – 2010. № . -  С.112.

                                Октябрь:

1 н.: Занятие «Ветер, ветер, ты могуч…»

Цель: Закрепить знания о свойствах воздуха (движение воздуха – ветер).

Литература: Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. – С.125.

2 н.: Опыт «Превращение воды в пар»

Цель: Дать элементарные представления о превращении воды в пар (её переходе в газообразное состояние).

Литература: Дошкольное воспитание. – 1996. - № 7. – С.26.

3 н.: Занятие «Путешествие с капелькой»

Цель: Закрепить знания о свойствах воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная); воспитывать бережное отношение к воде.

Литература: Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. – С.132.

4 н.: Эксперимент «Где чей колосок»

Цель: Учить определять из каких злаков получают крупы.

Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.

                                Ноябрь:

1 н.: Эксперимент «Сравнение ржаного и пшеничного хлеба».

Цель: Учить определять внешние признаки, запахи и вкус хлеба.

Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.

2 н.: Эксперимент «Почему не падает дерево?»

Цель: Выяснить, почему дерево не падает в ветреную погоду.

Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.

3 н.: Эксперимент «Как расселяются деревья»

Цель: Выяснить, как и откуда  вырастают деревья.

Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.

4 н.: Эксперимент «Сколько лет дереву»

Цель: Учить определять по стволу количество годов дерева.

Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.

 

                                            Декабрь:

1 н.: Занятие «Вода и её превращения».

Цель: Закрепить знания о свойствах воды: жидкая, твёрдая и газообразная; учить замечать, что днём влага испаряется с поверхности, а ночью воздух остывает, а самым холодным он становится под утро.

Литература: Шорыгина Т.А. Зелёные сказки. – С.14.

2 н.: Опыт «Какие цветные льдинки».

Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды (на морозе замерзает и становится льдом; лёд твёрдый, не льётся, а вода принимает форму сосуда, в которой застывает; лёд холодный, хрупкий – его можно разбить, если ударить чем – нибудь твёрдым).

Опыт «Делаем цветные льдинки»

Цель: Показать, что вода может быть разноцветной, если в неё добавить краску.

Литература: Дошкольное воспитание – 1996. - № 7.- С.26.

3 н.: Опыт «Какой снег и сколько его на участке»

Цель: Уточнить представления о свойствах снега (белый, холодный, мягкий, рассыпчатый).

Литература: Дошкольное воспитание – 1996. - № 7.- С.26.

4 н.: Опыт «Отражение»

Цель: Понять, что отражение возникает на гладких, блестящих поверхностях и не только при свете.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.93.

                                            Январь:

1 н.: Опыт на прогулке «Как синичка отыскивает корни?»

Цель: Уточнить представления детей о том, что синицы – насекомоядные птицы.

Литература: Дошкольное воспитание – 1994. - № 7. – С.43.

2 н.: Эксперимент «Обнаружение воздуха в различных объектах»

Цель: Учить обнаруживать воздух в различных объектах.

Эксперимент «Обнаружение воздуха в пустом полиэтиленовом пакете»

Цель: Учить обнаруживать воздух в пакете; объяснять, почему так происходит.

Эксперимент «Обнаружение воздуха в банке»

Цель: Учить обнаруживать воздух в банке.

Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.

3 н.: Опыт «Притягивается – не притягивается.

Цель:  Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить предметы, не притягивающиеся к магниту.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.95.

4 н.: Опыт «Волшебный шарик».

Цель: Установить причины возникновения статического электричества.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.98.

                                           Февраль:

1 н.:  Опыт – наблюдение «Обледенение деревьев».

Цель: Обратить внимание на состояние деревьев; учить объяснять причины обледенения.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.173.

2 н.: Опыт «Роль снега в жизни растений».

Цель: Осуществить на участке работу по снегозадержанию, подсыпая снег с дорожек под деревья; подмечать, что под снегом растёт молодая трава.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.173.

3 н.: Опыт «Абсолютный и относительный покой деревьев».

Цель: Учить замечать при помощи срезанных веток «сон» деревьев; учить объяснять причину.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.174.

4 н.: Опыт «Строение почек».

Цель: Учить видеть отличия в строении почек на примере почек тополя и сирени; делать вывод, что почки – скрученные листья, когда холодно, они спят.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.174.

                                             Март:

1 н.: Опыт «Что вырастет из зёрнышка?»

Цель: Показать детям, как растения вырастают из семян.

Литература: Дошкольное воспитание – 1994. - № 7. – С.43.

2 н.: Опыт «две пробки».

Цель: Выяснить, как действует сила притяжения.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.102.

3 н.: Опыт «Роль тепла в жизни растений».

Цель: Учить наблюдать за срезанными ветками сирени; сравнивать, где быстрее появляются листья; сделать вывод, что для растений необходимо тепло.

Опыт «Влияние тепла на прорастание семян»

Цель: На основе опыта выявить, что для прорастания семян нужно тепло; помочь понять содержание значения сроков высева семян.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.122.

4 н.: Опыт «Твёрдые – жидкие».

Цель: Понять изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.102.

                                           Апрель:

1 н.: Опыт «Влияние на растения высокой температуры»

Цель: Обратить внимание на растения, которые живут в разных условиях: в тени и на солнце; выяснить, чем они отличаются.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.122.

2 н.: Опыт «Родственники стекла».

Цель: Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора; сравнить их качественные характеристики и свойства.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.116.

3 н.: Опыт «Мир бумаги».

Цель: Узнать различные виды бумаги; сравнить их качественные характеристики и свойства.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.117.

4 н.: Опыт «мир ткани».

Цель: Узнать различные виды тканей; сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материалов обуславливают способ его употребления.

Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.117.

                                               Май:

1 н.: Опыт «Зачем нужны плоды».

Цель: Показать, что в каждом плоде есть семена; учить их замечать и выделять особенности.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.123.

2 н.: Опыт «Внешние признаки растений».

Цель: Показать, что цвет листьев растений зависит от количества тепла, получаемого растением, а другие любят лишь холод.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.123.

3 н.: Опыт «В какое время суток следует поливать растения».

Цель: Учить замечать, что цветы любят воду, но поливают их в разное время суток.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.123.

4 н.: Наблюдение – опыт «Где вкуснее ягоды».

Цель: Учить сравнивать вкус ягод; выяснить, что ягоды, растущие на солнце слаще.

Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.124.

                                      Литература:

  1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2010.  – 152с.
  2. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с.  мир растений. – М.: ТЦ Сфера. 2004. – 240с.
  3. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание – 1994. - № 7. – С.43.
  4. Комлева И. Дети экспериментируют? Да! // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.
  5. Лазарева Л.П., Акшонова Е.С. Развиваем любознательность и самостоятельность дошкольников через экспериментирование. //
    Дошкольная педагогика. – 2007. - № 8 (41). – С.33.
  6. Листик Е. Организация взаимодействия родителей и детей в ДОУ (На основе детского экспериментирования). //Дошкольное воспитание. – 2010. №9 . -  С.112.
  7. Мартынова А. Опыт – вот учитель жизни вечный. //Дошкольное воспитание – 1996. - № 7.- С.26.
  8. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. / Под ред. К.Ю. Беловой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 176с.
  9. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки. – М.: Книголюб, 2005. – 104с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию детей старшей группы

Рабочая программа дает представление об организации режимных моментов в детском саду, об объеме образовательной нагрузки, о создании предметно-развивающей среды. Также знакомит с содержанием образоват...

Рабочая программа по развитию детей старшей группы.

Данная программа обеспечиваетразностороннее развитие детей в  возрасте от 5 до 6 лет с учетом ихвозрастных и  индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому,социаль...

Рабочая программа по развитию детей старшей группы 2016-2017 год

Рабочая программа по развитию детей старшей группы 2016-2017 год....

Рабочая программа «Ладушки» для детей старшей группы.

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы....

Рабочая программа воспитателя для детей старшей группы 2019-2020

Рабочая программа воспитателя для детей старшей группы 2019-2020...

Рабочая программа образовательной деятельности детей старшей группы компенсирующей направленности №2 «Звёздочки» на 2021-2022 учебный год

Программа разработана для старшей группы компенсирующей направленности(логопедическая группа)....

Рабочая программа по развитию детей старшей группы комбинированной направленности на 2020-2021 учебный год

разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой...