Рабочая программа кружка "Гостиная природы" для детей старшей группы
рабочая программа (старшая группа) на тему
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Однако, исходя из ограниченности возможностей дошкольников в плане познания окружающего мира, деятельность эта осуществляется под руководством взрослого. Именно взрослый организует эту деятельность разрешения возникшей проблемы, руководит детской поисковой деятельностью и активностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.prgr_.kruzhka_gostinaya_prirody_v_st.gr_.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 34 «Улыбка» г. Йошкар-Олы»
Принято на педагогическом совете Протокол № 1 от 29.08.2017 г. | Утверждаю |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
«ГОСТИНАЯ ПРИРОДЫ»
Разработала: воспитатель
высшей квалификационной категории
Крылова Инга Михайловна
Йошкар-Ола
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать,
наблюдать.
В. Сухомлинский.
Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Мои дошколята самые активные, самые любознательные. У них очень много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Поэтому я решила начать с ними исследовательскую работу, чтобы они сами могли найти ответы на свои многочисленные вопросы. Основой всей исследовательской работой явились материалы О.В. Дыбиной по книге «Неизведанное рядом»». Дети с большим желанием и интересом включились в работу.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Однако, исходя из ограниченности возможностей дошкольников в плане познания окружающего мира, деятельность эта осуществляется под руководством взрослого. Именно взрослый организует эту деятельность разрешения возникшей проблемы, руководит детской поисковой деятельностью и активностью.
Для исследовательской, кружковой работы была поставлена цель – совершенствование умений для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
Были выделены следующие задачи:
1. Уточнение и конкретизация знаний детей о свойствах и качествах объектов природы.
2. формирование у детей старшего дошкольного возраста системы представлений об окружающей природе.
3. Развивать наблюдательность.
4. Развивать познавательный интерес детей и познавательную активность.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.В процессе кружковой работы дети учатся:
- видеть и выделять проблему;
- принимать и ставить цель;
- решать проблему;
- анализировать объект или явление;
- выделять существенные признаки и связи;
- сопоставлять различные факты;
- выдвигать гипотезы, предположения;
- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
- осуществлять эксперимент;
- делать выводы;
- фиксировать этапы действий и результаты графически.
Основные направления работы
1. Закрепление свойств теста, песка, глины и пластилина.
2. Закрепить знания о свойствах воздуха.
3. Дать элементарные представления о превращении воды в пар (переходе в газообразное состояние).
4. Закрепить знания о свойствах воды.
5. Уточнить представления о свойствах снега.
6. Учить сравнивать по запаху и вкусу хлеб.
7. Учить обнаруживать воздух в предметах, в окружающей обстановке, углублённо познакомить с его свойствами.
8. Закрепить знания о свойствах и качествах материалов: бумага, металл, ткань.
9. Учить замечать изменения роста растений в зависимости от тепла, влаги и т.д.
10. Побуждать к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявления творчества.
11.Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность.
12. Развивать способность сравнивать, сопоставлять. Делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.
13. Развивать собственный познавательный опыт.
14.Воспитывать любовь к природе.
Условия реализации:
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Оборудование детской лаборатории:
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
- разные виды бумаги, ткани;
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
Программа кружка рассчитана на детей среднего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.
Режим занятий: 1 раз в неделю;
продолжительность – 25минут.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).
Игровые приёмы:
- моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
- повтор инструкций;
- выполнение действий по указанию детей;
- «намеренная ошибка»;
- проговаривание хода предстоящих действий;
- предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
- фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Ожидаемые результаты:
- Проявление интереса к исследовательской деятельности;
- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- Развитие коммуникативных навыков.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.
Перспективное планирование кружка
Сентябрь:
1 н.: Опыты с тестом, глиной, пластилином.
Цель: Сравнить свойства материалов для лепки: тянется или нет, прилипает к рукам или нет и т.д.
Литература: Дошкольная педагогика. – 2007. - № 8 (41). – С.3
2 н.: Знакомство со свойствами песка в процессе изготовления песочных часов.
Цель: Закрепить знания о песке, его особенностях.
Литература: Дошкольная педагогика. – 2007. - № 8 (41). – С.33
3 н.: Игра – опыт «Слепки с природы»
Цель: Учить делать слепки из глины, прижимая её к коре дерева, кирпичу и т.д.
Литература: Дошкольное воспитание. – 2010. - №9 . - С.112.
4 н.: Игра – опыт «Картофельный человечек».
Цель: Учить с помощью взрослого проращивать семена, используя овощи как основу.
Литература: Дошкольное воспитание. – 2010. № . - С.112.
Октябрь:
1 н.: Занятие «Ветер, ветер, ты могуч…»
Цель: Закрепить знания о свойствах воздуха (движение воздуха – ветер).
Литература: Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. – С.125.
2 н.: Опыт «Превращение воды в пар»
Цель: Дать элементарные представления о превращении воды в пар (её переходе в газообразное состояние).
Литература: Дошкольное воспитание. – 1996. - № 7. – С.26.
3 н.: Занятие «Путешествие с капелькой»
Цель: Закрепить знания о свойствах воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная); воспитывать бережное отношение к воде.
Литература: Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. – С.132.
4 н.: Эксперимент «Где чей колосок»
Цель: Учить определять из каких злаков получают крупы.
Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.
Ноябрь:
1 н.: Эксперимент «Сравнение ржаного и пшеничного хлеба».
Цель: Учить определять внешние признаки, запахи и вкус хлеба.
Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.
2 н.: Эксперимент «Почему не падает дерево?»
Цель: Выяснить, почему дерево не падает в ветреную погоду.
Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.
3 н.: Эксперимент «Как расселяются деревья»
Цель: Выяснить, как и откуда вырастают деревья.
Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.
4 н.: Эксперимент «Сколько лет дереву»
Цель: Учить определять по стволу количество годов дерева.
Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.
Декабрь:
1 н.: Занятие «Вода и её превращения».
Цель: Закрепить знания о свойствах воды: жидкая, твёрдая и газообразная; учить замечать, что днём влага испаряется с поверхности, а ночью воздух остывает, а самым холодным он становится под утро.
Литература: Шорыгина Т.А. Зелёные сказки. – С.14.
2 н.: Опыт «Какие цветные льдинки».
Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды (на морозе замерзает и становится льдом; лёд твёрдый, не льётся, а вода принимает форму сосуда, в которой застывает; лёд холодный, хрупкий – его можно разбить, если ударить чем – нибудь твёрдым).
Опыт «Делаем цветные льдинки»
Цель: Показать, что вода может быть разноцветной, если в неё добавить краску.
Литература: Дошкольное воспитание – 1996. - № 7.- С.26.
3 н.: Опыт «Какой снег и сколько его на участке»
Цель: Уточнить представления о свойствах снега (белый, холодный, мягкий, рассыпчатый).
Литература: Дошкольное воспитание – 1996. - № 7.- С.26.
4 н.: Опыт «Отражение»
Цель: Понять, что отражение возникает на гладких, блестящих поверхностях и не только при свете.
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.93.
Январь:
1 н.: Опыт на прогулке «Как синичка отыскивает корни?»
Цель: Уточнить представления детей о том, что синицы – насекомоядные птицы.
Литература: Дошкольное воспитание – 1994. - № 7. – С.43.
2 н.: Эксперимент «Обнаружение воздуха в различных объектах»
Цель: Учить обнаруживать воздух в различных объектах.
Эксперимент «Обнаружение воздуха в пустом полиэтиленовом пакете»
Цель: Учить обнаруживать воздух в пакете; объяснять, почему так происходит.
Эксперимент «Обнаружение воздуха в банке»
Цель: Учить обнаруживать воздух в банке.
Литература: Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.
3 н.: Опыт «Притягивается – не притягивается.
Цель: Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить предметы, не притягивающиеся к магниту.
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.95.
4 н.: Опыт «Волшебный шарик».
Цель: Установить причины возникновения статического электричества.
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.98.
Февраль:
1 н.: Опыт – наблюдение «Обледенение деревьев».
Цель: Обратить внимание на состояние деревьев; учить объяснять причины обледенения.
Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.173.
2 н.: Опыт «Роль снега в жизни растений».
Цель: Осуществить на участке работу по снегозадержанию, подсыпая снег с дорожек под деревья; подмечать, что под снегом растёт молодая трава.
Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.173.
3 н.: Опыт «Абсолютный и относительный покой деревьев».
Цель: Учить замечать при помощи срезанных веток «сон» деревьев; учить объяснять причину.
Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.174.
4 н.: Опыт «Строение почек».
Цель: Учить видеть отличия в строении почек на примере почек тополя и сирени; делать вывод, что почки – скрученные листья, когда холодно, они спят.
Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.174.
Март:
1 н.: Опыт «Что вырастет из зёрнышка?»
Цель: Показать детям, как растения вырастают из семян.
Литература: Дошкольное воспитание – 1994. - № 7. – С.43.
2 н.: Опыт «две пробки».
Цель: Выяснить, как действует сила притяжения.
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.102.
3 н.: Опыт «Роль тепла в жизни растений».
Цель: Учить наблюдать за срезанными ветками сирени; сравнивать, где быстрее появляются листья; сделать вывод, что для растений необходимо тепло.
Опыт «Влияние тепла на прорастание семян»
Цель: На основе опыта выявить, что для прорастания семян нужно тепло; помочь понять содержание значения сроков высева семян.
Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.122.
4 н.: Опыт «Твёрдые – жидкие».
Цель: Понять изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.102.
Апрель:
1 н.: Опыт «Влияние на растения высокой температуры»
Цель: Обратить внимание на растения, которые живут в разных условиях: в тени и на солнце; выяснить, чем они отличаются.
Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.122.
2 н.: Опыт «Родственники стекла».
Цель: Узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора; сравнить их качественные характеристики и свойства.
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.116.
3 н.: Опыт «Мир бумаги».
Цель: Узнать различные виды бумаги; сравнить их качественные характеристики и свойства.
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.117.
4 н.: Опыт «мир ткани».
Цель: Узнать различные виды тканей; сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материалов обуславливают способ его употребления.
Литература: Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – С.117.
Май:
1 н.: Опыт «Зачем нужны плоды».
Цель: Показать, что в каждом плоде есть семена; учить их замечать и выделять особенности.
Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.123.
2 н.: Опыт «Внешние признаки растений».
Цель: Показать, что цвет листьев растений зависит от количества тепла, получаемого растением, а другие любят лишь холод.
Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.123.
3 н.: Опыт «В какое время суток следует поливать растения».
Цель: Учить замечать, что цветы любят воду, но поливают их в разное время суток.
Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.123.
4 н.: Наблюдение – опыт «Где вкуснее ягоды».
Цель: Учить сравнивать вкус ягод; выяснить, что ягоды, растущие на солнце слаще.
Литература: Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. – С.124.
Литература:
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 152с.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. мир растений. – М.: ТЦ Сфера. 2004. – 240с.
- Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание – 1994. - № 7. – С.43.
- Комлева И. Дети экспериментируют? Да! // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 8. – С.31.
- Лазарева Л.П., Акшонова Е.С. Развиваем любознательность и самостоятельность дошкольников через экспериментирование. //
Дошкольная педагогика. – 2007. - № 8 (41). – С.33. - Листик Е. Организация взаимодействия родителей и детей в ДОУ (На основе детского экспериментирования). //Дошкольное воспитание. – 2010. №9 . - С.112.
- Мартынова А. Опыт – вот учитель жизни вечный. //Дошкольное воспитание – 1996. - № 7.- С.26.
- Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. / Под ред. К.Ю. Беловой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 176с.
- Шорыгина Т.А. Зелёные сказки. – М.: Книголюб, 2005. – 104с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию детей старшей группы
Рабочая программа дает представление об организации режимных моментов в детском саду, об объеме образовательной нагрузки, о создании предметно-развивающей среды. Также знакомит с содержанием образоват...
Рабочая программа по развитию детей старшей группы.
Данная программа обеспечиваетразностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учетом ихвозрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому,социаль...
Рабочая программа по развитию детей старшей группы 2016-2017 год
Рабочая программа по развитию детей старшей группы 2016-2017 год....
Рабочая программа «Ладушки» для детей старшей группы.
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы....
Рабочая программа воспитателя для детей старшей группы 2019-2020
Рабочая программа воспитателя для детей старшей группы 2019-2020...
Рабочая программа образовательной деятельности детей старшей группы компенсирующей направленности №2 «Звёздочки» на 2021-2022 учебный год
Программа разработана для старшей группы компенсирующей направленности(логопедическая группа)....
Рабочая программа по развитию детей старшей группы комбинированной направленности на 2020-2021 учебный год
разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой...