Рабочая программа, образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", старшая группа
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа разработана с учетом комплексной образовательной программы "Детство" под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой (обязательная часть) и программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки" под редакцией И.А.Лыковой (вариативная часть).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад №23 «Сказка»
СОГЛАСОВАНО На педагогическом совете № 1 от 30 августа 2019 г. | УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего МАДОУ ЦРР- детского сада № 23 «Сказка» О.Ю.Болониной от 30.08.2019г. № 145 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
(лепка, аппликация, рисование, конструирование)
возрастная группа 5- 6 лет
4 ступень обучения
автор программы:
Сумакова Е.В.
Зеленоградск, 2019
Содержание:
1.Целевой раздел программы 1.1. Пояснительная записка……………………………………………… 1.2. Характеристика особенностей развития детей 4-5 лет……………. 2.Содержательный раздел программы 2.1. Содержание программы ……………………………………………. 2.2. Учебно-тематический план…………………………………………. 2.3. Календарно – тематическое планирование……………………....... 2.4. Требования к результатам освоения программы………………….. 3.Организационный раздел программы 3.1. Методическое обеспечение программы. Средства обучения и воспитания.……………………………………………………………………… Список используемой литературы……………………………………..
| 3 4 7 9 10 31 32 33 |
1.Целевой раздел программы
1.1.Пояснительная записка
Актуальность
Художественно – эстетическая деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации, конструировании и музыке), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.
Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве со стороны педагога. Чтобы развивать у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог научить ребенка разбираться в изобразительном искусстве, научить владеть необходимыми способами художественной деятельности, изобразительными навыками и умениями, грамотно организовывать его художественно-эстетическое развитие.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями 2019 года, с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - детского сада №23 «Сказка», а также с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др. (обязательная часть), Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под редакцией И. А. Лыковой (вариативная часть).
Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по художественно – эстетическому развитию. Содержание рабочей программы отражает реальные возможности учреждения по предоставлению дошкольной образовательной услуги.
Цель и задачи программы, ее место в образовательном процессе
Цель: художественно – эстетическое развитие ребенка через организацию свойственных возрасту видов детской деятельности и создание развивающей предметно - пространственной среды.
Задачи
1. Активизировать проявление эстетического отношения к окружающему миру (искусству, природе, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям).
2. Развивать художественно-эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, произведениях искусства и собственных творческих работах; способствовать освоению эстетических оценок, суждений.
3. Развивать представления о жанрово-видовом разнообразии искусства,
способствовать освоению детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности, формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства.
4. Развивать эстетические интересы, эстетические предпочтения, желание
познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность.
5. Развитие умений откликаться и замечать красоту окружающего мира,
дифференцированно воспринимать многообразие форм, цвета, фактуры, способы их передачи в художественных образах, ассоциировать и образно воспринимать их.
6. Развивать художественно-эстетические способности.
7. Развивать умения самостоятельно и последовательно анализировать произведения и архитектурные объекты; выделять типичное, обобщенное.
8. Развивать изобразительную деятельность детей: самостоятельное определение замысла будущей работы, стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета, выбирать соответствующие образу изобразительные техники и материалы, планировать деятельность и достигать результата, оценивать его, взаимодействовать с другими детьми в процессе коллективных творческих работ.
9. Развивать технические и изобразительно-выразительные умения.
10. Поддерживать личностные проявления старших дошкольников в процессе освоения искусства и собственной творческой деятельности: самостоятельность, инициативность, индивидуальность, творчество.
11. Продолжать развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности.
1.2.Характеристика особенностей развития детей 5-6 лет
Дошкольное детство – период интенсивного развития интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности ребенка.
Старший дошкольный возраст – качественно новый этап в художественно-эстетическом развитии дошкольников.
Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.
Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Рисование — любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями, любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.
В старшем дошкольном возрасте дети хорошо ориентируются в лепных материалах и приспособлениях для работы, с легкостью и желанием вносят дополнения и изменения в работу, придают ей индивидуальность за счет дополнительных деталей. У детей достаточно развиты глазомер и мелкая моторика, чтобы передавать форму, строение, пропорции и величину всех составляющих работы.
При создании аппликаций дети учатся вырезать из бумаги, сложенной вдвое иди гармошкой, изображения или повторяющиеся элементы; самостоятельно создают работу из вырезанных форм, добавляя элементы по своему желанию; составляют узоры на бумаге разной формы по мотивам народных промыслов; работают с шаблонами и трафаретами.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Художественная деятельность является ведущих способом эстетического воспитания и основным средством художественного развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание программы
Основные разделы реализации образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
Художественное творчество Музыка
Основные модули образовательной деятельности «Художественное творчество»
Рисование.
Применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов (сангина, пастель, мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных размеров, гелевые ручки, витражные краски, уголь, фломастеры).
Умения создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон.
Пользоваться палитрой; техникой кистевой росписи; передавать оттенки цвета, регулировать силу нажима на карандаш.
Освоение разных изобразительных живописных и графических техник: способы работы с акварелью и гуашью (по сырому), способы различного наложения цветового пятна, техникой пера, тушевки, штриховки, оттиска, монотипии, «рельефного» рисунка, способов рисования кистью.
Аппликация.
Использование разнообразных материалов: бумаги разного качества и свойств, ткани, природных материалов и веществ, бросового материала.
Знакомство с техниками симметричного, ажурного вырезания; разнообразными способами прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации. Создание разнообразных форм. Последовательность работы над сюжетной аппликацией; умения создавать коллажи.
Лепка.
Использование разнообразных и дополнительных материалов для декорирования. Умения лепить конструктивным и смешанным способом; создавать многофигурные и устойчивые конструкции; создавать объемные и рельефные изображения; использовать разные инструменты: стеки, штампы, постамент, каркасы; передавать фактуру, сглаживать поверхность предмета; вылепливать мелкие детали.
Конструирование.
В конструировании из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов: развитие умений анализировать постройку, выделять крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения. Создание построек, сооружений с опорой на опыт освоения архитектуры: варианты построек жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт, сказочные постройки; придумывание сюжетных композиций. Создание построек по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям. Знакомство с некоторыми правилами создания прочных, высоких сооружений, декорирования постройки.
Конструирование из бумаги: создание интересных игрушек для самостоятельных игр с водой и ветром. Освоение обобщенных способов конструирования из бумаги; чтение схем сложения. Освоение приемов оригами.
Конструирование из природного и бросового материалов: умения выделять выразительность природных объектов, выбирать их для создания образа по заданной или придуманной теме. Освоение способов крепления деталей, использования инструментов.
Стремление к созданию оригинальных композиций для оформления пространства группы, помещений к праздникам, мини-музея и уголков, пространства для игр. Освоение несложных способов плоского, объемного и объемно-пространственного оформления. Использование разных материалов для создания интересных композиций; умения планировать процесс создания предмета. Развитие умений работы с тканью, плетение: разрезание, наклеивание, заворачивание, нанесение рисунка, декорирование элементами; изготовление простых игрушек.
Обыгрывание изображения, стремление создавать работу для разнообразных собственных игр, в подарок значимым близким людям.
Развитие умений сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения
коллективных творческих работ. Развитие умений адекватно оценить результаты деятельности, стремиться к совершенствованию умений, продуктов деятельности, прислушиваться к оценке и мнению взрослого.
2.2. Учебно-тематический план
Наименование раздела образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» | Количество часов/занятий по обязательной части программы | Количество часов/занятий по вариативной части программы |
Художественное творчество | 15/36 | 15/36 |
Общее количество часов/занятий | 15/36 | 15/36 |
2.3. Календарно – тематическое планирование
Месяц | Сроки. Тема недели | Тема, задачи НОД по обязательной части (программа «Детство») | Тема, задачи НОД по вариативной части («Цветные ладошки» Лыкова) |
Сентябрь | 1 неделя «День знаний» | Рисование «Веселое лето» (сюжетное рисование, мониторинг) Задачи: - учить детей отражать в рисунке летние впечатления, рисовать простые сюжеты, передавая движения человека, располагать изображение на всем листе бумаги, составлять композицию; - закреплять умения рисовать карандашами, наносить штриховку в зависимости от предмета; - вовлекать детей в коллективный разговор, взаимодействие со сверстниками; - развивать творческую активность; - выявлять умение передавать настроение в рисунке [6, с.62]. | Конструирование (режиссерское конструирование) «Как люди изобрели колесо и транспорт» Задачи: - знакомить с великим изобретением человечества; - дать представление о колесе как универсальном движителе, позволяющем любому предмету, механизму, транспорту катиться легко, быстро и без больших затрат сил (энергии); - познакомить со строительной деталью «диск» и помочь установить ассоциативную связь с колесом; - развивать любознательность, творческое воображение, наглядно-образное мышление; - воспитывать самостоятельность, активность, уверенность [8, с.26]. |
Сентябрь | 2 неделя «Семья» | Лепка «Лепим крямнямчики» (знакомство с картиной И.Машкова «Натюрморт с самоваром») (тестопластика) Задачи: - продолжать знакомить детей с натюрмортом как жанром изобразительного искусства; - познакомить с картиной Н.Машкова «Натюрморт с самоваром»; - учить рассматривать художественное произведение- натюрморт; - подвести к пониманию единства содержания и смысла картины и средств выразительности, найденных художником; - вызвать желание придумывать свой натюрморт, лепить предметы из соленого теста скульптурным способом; - развивать чувство формы и композиции, мелкую моторику рук при создании лепной композиции; - закреплять умения и навыки работы с лепным материалом (соленым тестом) [6, с.168]. | Аппликация из бумаги «Веселые портреты» Задачи: - учить составлять портрет из отдельных частей (овал-лицо, полоски или комки мятой бумаги – прическа); - познакомить с новым способом вырезания овала из бумаги, сложенной вдвое (по самостоятельно нарисованному контуру); - развивать цветовое восприятие [7, с.18]. |
Сентябрь | 3 неделя «Я в мире человек» | Рисование «Наши руки не для скуки» (нетрадиционное рисование) Задачи: - знакомить детей с возможностью создания образов, символов и эмблем на основе одинаковых элементов; - развивать творческое воображение, фантазию; - формировать умения рисовать изображение по сложному контуру (рисунок кисти руки); - вызвать интерес к собственной руке [6, с.73]. | Аппликация «Цветные ладошки» (фантазийные композиции) Задачи: - познакомить с возможностью создания образов, символов и эмблем на основе одинаковых элементов; - формировать умение вырезать изображение по сложному контуру (кисть руки); - вызвать интерес к собственной руке; - развивать воображение [7, с.24]. |
Сентябрь | 4 неделя «День воспитателя и всех дошкольных работников» | Рисование «Моя будущая школа» Задачи: - расширять представления детей о школе и детском саде; - поощрять попытки делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями; - расширять представления о правилах поведения в общественных местах, об обязанностях ребенка в группе детского сада; - подводить детей к созданию сюжетных композиций на тему школьной жизни; - развивать и совершенствовать творческие способности детей при использовании разных изобразительных материалов в процессе образовательной художественной деятельности; - совершенствовать изобразительные умения в художественной деятельности; - способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка [6, с.65]. | Аппликация ленточная «Дружные ребята» Задачи: - учить детей оформлять самодельный коллективный альбом аппликативными элементами; - показать декоративные и смысловые (содержательные) возможности ленточной аппликации, уточнить её специфику и раскрыть символику (дружба, взаимопомощь); - развивать композиционные умения, чувства цвета; - воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества со сверстниками и взрослыми [7, с.124]. |
Октябрь | 1 неделя «Осень» | Рисование «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный» (рисование пейзажа по замыслу) Задачи: - развивать у детей интерес к пейзажной живописи, способность сопереживать настроению художественного произведения, желание любоваться им, высказывать личные оценки и суждения, соотносить увиденное на картине с собственным настроением и опытом восприятия природы; - учить рисовать осенний пейзаж, выделять в своем рисунке главное; - развивать фантазию, творческое воображение; - совершенствовать владение различными приемами рисования; - упражнять в видении цветовой гаммы картины и подборе красок к ней; - обогащать словарь эмоционально-оценочной лексикой, искусствоведческими терминами: золотая осень, осенние мотивы, осенний пейзаж, терем расписной, лес багряный, лиловый, золотой; - закреплять знания о пейзаже как жанре живописи; - воспитывать любовь к природе [6, с.84]. | Аппликация (симметричная) «Листочки на окошке» (витраж) Задачи: - вызвать у детей желание создать коллективную композицию из вырезанных листочков из интерьера группы; - поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники аппликации; - учить оформлять созданные формы ритмом мазков и пятен (красками), наносить жилкование (карандашами, фломастерами); - формировать композиционные умения и чувство цвета при восприятии красивых осенних цветосочетаний, развивать описательную речь [7, с.48]. |
Октябрь | 2 неделя «Знакомство с народной культурой и традициями» | Лепка «Богатыри – защитники русской земли» (сюжетная лепка) Задачи: - формировать представления детей о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках земли русской; - познакомить с русскими богатырями: Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем и др.; - расширить и уточнять знания о произведениях устного народного творчества – былинах; - вызывать эмоциональный отклик на произведения искусства; - вызывать интерес к созданию выразительности образов; - продолжать освоение скульптурного способа лепки (из целого куска) путем вытягивания и моделирования частей, развивать умение декорировать лепной образ; - воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать [6, с.173]. | Конструирование (из ткани) «Как лоскутные куколки повели хоровод» Задачи: - приобщать детей к традициям и ценностям народной культуры; - продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла; - вызвать интерес к конструированию лоскутных кукол бесшовным способом по модели «Кувадка»; - формировать трудовые действия: складывание, сворачивание, скручивание, завязывание, обматывание, нанизывание и др.; - развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию «глаз-рука», пространственное мышление, творческое воображение; - воспитывать интерес к созданию и обыгрыванию рукотворных игрушек [8 с.38]. |
Октябрь | 3 неделя «Витамины на грядке и на дереве» | Рисование «Овощи в корзине» (предметное рисование) Задачи: - продолжать знакомить детей с овощами; - формировать умение изображать красками овощи, равномерно их располагать в большой корзине; - развивать творческое воображение; - формировать умение работать с изобразительными материалами; - воспитывать интерес к осенним овощам. [6, с.71]. | Конструирование (из бумажных полосок) «Как люди вырастили хлеб (колоски)» Задачи: - продолжать знакомить с великими открытиями человечества; - создать условия для отражения представлений о хлебе в конструктивной деятельности; - инициировать освоение новой техники «квиллинг» для конструирования зернышка и колоска; - вызвать желание украсить игровую комнату коллективной композицией; - развивать творческое воображение, наглядно-образное мышление, мелкую моторику, согласованность в системе «глаз-рука»; - воспитывать уважение к хлебу, интерес к истории человечества [8, с.40]. |
Октябрь | 4 неделя «В мире вещей» | Рисование «Шьем одежду» (предметно-декоративное рисование) Задачи: - знакомить детей с одеждой и ее разновидностями; - учить рисовать одежду с помощью изобразительных материалов; - закреплять умения пользоваться графическим материалом при создании наброска; - воспитывать интерес к одежде, бережное отношение к ней [6, с.90]. | Конструирование из строительного материала «Что люди умеют делать из дерева?» Задачи: - расширить и систематизировать представление о дереве как важнейшем материале, из которого люди создают жилище, мебель, посуду, игрушки и др.нужные предметы; - создать условия для самостоятельного конструирования из строительного материала по предложенной теме; - продолжать учить планировать деятельность; - воспитывать инициативность, активность, самостоятельность [8, с.54]. |
Ноябрь | 1 неделя «Игрушки» | Лепка «Лепим животных» Задачи: - познакомить с особенностями декоративной лепки; - закрепить умение лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек; - развивать мелкую моторику, творческие способности [4, с.151]. | Конструирование из природного материала «Как пучок золотой соломы стал игрушкой» Задачи: - расширить круг художественного конструирования; - вызвать интерес к созданию игрушек из соломки; - познакомить со способом конструирование кукол «мальчик» и «девочка»; - развивать творческое воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию в системе «глаз-рука», обогащать тактильные ощущения; - воспитывать бережное отношение к природе, желание создавать свое игровое пространство [7, с.50]. |
Ноябрь | 2 неделя «День матери» | Рисование «Подарок для мамочки. Хохломская посуда» (декоративное рисование) Задачи: - продолжать знакомить детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства; - учить замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой Хохломы»: назначение предметов, материал, технология изготовления, колорит, узор; - учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи; - развивать технические умения (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать ею в разных направлениях); - вызывать желание сделать приятное маме, создать творческую работу в подарок; - воспитывать любовь и уважение к близким [6, с.94]. | Аппликация с элементами рисования (по замыслу) «Жила-была конфета» (витрина магазина) Задачи: - обогатить содержание изобразительной деятельности детей в соответствии с задачами познавательного развития; - инициировать выбор сюжета о бытовых явлениях; - учить детей грамотно отбирать содержание рисунка в соответствии с поставленной задачей и своим замыслом; - развивать композиционные умения – правильно передать пропорциональные соотношения между предметами и показывать их расположение в пространстве; - сопоставлять объекты изображения, видеть между ними смысловую связь и отражать её доступными изобразительными средствами [7, с.78]. |
Ноябрь | 3 неделя «Профессии» | Рисование предметное «Все профессии нужны, все профессии важны» (сюжетное рисование) Задачи: - дать детям представления о женских и мужских профессиях; - развивать эстетическое отношение к окружающему, умение передавать в рисунке образ человека труда, изображая фигуры людей в характерной профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами; - закреплять умение рисовать основные части простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки; - воспитывать уважение к людям труда, художественный вкус, фантазию, творческие способности [6, с.142]. | Конструирование из бумаги и теста «Как тесто превратилось в заплетушки» Задачи: - расширять опыт художественного конструирования и экспериментирования; - создавать условия для моделирования и освоения способов конструирования хлебобулочных изделий разной формы; - закрепить умение преобразовывать форму; - знакомить с трудом пекаря; - развивать интерес к традициям народной культуры; - воспитывать любовь к семье, гостеприимство, бережное отношение к хлебу [8, с.46]. |
Ноябрь | 4 неделя «Мой город» | Рисование «Мой любимый город» (нетрадиционное рисование) Задачи: - продолжать знакомить детей с малой Родиной, достопримечательностями родного города; - учить передавать в рисунке впечатления о праздника День города (украшенные дома, улицы, салют); - познакомить с монотипией – нетрадиционным приемом рисования; - закреплять умение передавать в рисунке изображения домов разных пропорций; - формировать умения работать всей кистью и ее концом; - развивать творческие способности [6, с.81]. | Аппликация сюжетная «Наш город» Задачи: - учить детей вырезать дома из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам; - совершенствовать технику вырезания ножницами: на глаз по прямой (стены домов), по косой (крыши) и по сгибам (окошки); - развивать композиционные умения – при создании панорамы города ритмично располагать дома рядами, начиная сверху и частично перекрывая изображения [7, с.30]. |
Декабрь | 1 неделя «Моя родина - Россия» | Рисование «Государственные символы России» (предметное рисование) Задачи: - формировать у детей элементарное представление о символике нашей страны, ее значении, развивать интерес к истории государства; - обогащать словарный запас, формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы педагога; - развивать изобразительно-художественные навыки, способствовать создавать государственные символы своей страны, подбирая цвет, детали, учить создавать первоначальный эскиз простым карандашом по образцу, предложенному педагогом; - воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны (гербу, флагу) [6, с.77]. | Аппликация сюжетная «Где-то на белом свете» Задачи: - инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания несложного сюжета в аппликации из бумаги, поддержать творческое применение разных техник аппликации (симметричная, обрывная, накладная); - расширить спектр технических приемов обрывной аппликации (разрывание, обрывание, выщипывание, сминание); - развивать чувство формы и композиции [7, с.110]. |
Декабрь | 2 неделя «Зима» | Рисование «Здравствуй гостья-зима! Просим милости к нам…» (рисование пейзажа по замыслу) Задачи: - знакомить детей с зимнем временем года, сезонными изменениями, учить устанавливать связи с закономерности в природе; - вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы; - развивать интерес к пейзажной живописи, способность сопереживать настроению художественного произведения, желание любоваться им, выражать личные оценки и суждения, соотносить увиденное на картине с собственным настроением и опытом восприятия природы; - развивать эстетические оценки, суждения; - упражнять в видении цветовой гаммы картины и подборе красок к ней, подводить к пониманию того, что с помощью холодных цветосочетаний художник передает в картине ощущение зимы [6, с.96]. | Аппликация из фольги и фантиков «Звёздочки танцуют» (зимнее окошко) Задачи: - учить детей вырезать звездочки из красивых фантиков и фольги; - совершенствовать технику вырезания из бумаги, сложенной дважды по диагонали; - вызвать у детей желание создать коллективную композицию из вырезанных звездочек и нарисованных снежинок для интерьера группы; - поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники аппликации; - формировать композиционные умения [7, с.96]. |
Декабрь | 3 неделя «Мы – друзья зимующих птиц» | Рисование «Сидят на ветках снегири, сияют словно фонари» (предметное рисование) Задачи: - продолжать знакомить детей с зимующими птицами; - закрепить знания о внешнем виде птиц (снегирей) и повадках (летают, сидят); - учить изображать снегирей на ветке, передавать их строение (овальное туловище, круглая голова, острый небольшой треугольный клюв, короткий хвост); - развивать творческие способности, умение подбирать соответствующую цветовую гамму, смешивать краски для получения нужного оттенка; - проявлять оценочное отношение к работам сверстников, доброжелательное отношение к ним; - воспитывать любовь и уважение к птицам, желание проявлять заботу о них [6, с.101]. | Моделирование новогодних игрушек из ваты и бумаги «Снегири и яблоки» Задачи: - показать возможность лепки птиц из ваты в сравнении с техникой папье-маше; - расширить представление детей о способах создания пластичных образов; - учить самостоятельно выбирать и грамотно сочетать разные изобразительные техники при создании одной поделки (лепка, аппликация, рисование); - развивать восприятие объемных форм в трехмерном пространстве; - вызвать желание украсить новогоднюю ёлку своими руками [7, с.98]. |
Декабрь | 4 неделя «Новый год» | Лепка «Динь-дон – это колокольчика звон (тестопластика) Задачи: - учить детей лепить новогодние атрибуты скульптурным способом – из целого куска лепного материала; - учить создавать объемные полые поделки из соленого теста; - совершенствовать изобразительную технику вдавливания и моделирования формы; - показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывание орнамента из бусинок, нанесение узоров стекой, щтампование узора колпачками фломастеров; - учить синхронизировать работу обеих рук; - развивать чувство формы, пропорций [6, с.181]. | Конструирование из различных материалов «Как мы создали усадьбу Деда Мороза» Задачи: - дать представлении о вотчине Деде Мороза в Великом Устюге; - вызвать интерес к конструированию архитектурного комплекса, включающего терем и зимний парк с силуэтами заснеженных деревьев и ледяными скульптурами; - создать условия для сотворчества детей по предложенной теме; - инициировать освоение новой техники – киригами; - усложнить каркасный способ конструирования из фольги; - формировать опыт организации коллективной деятельности; - развивать эстетическое восприятие, креативность, пространственное мышление коммуникативные способности; - воспитывать любознательность, активность, интерес к архитектуре и ландшафтному дизайну [8, с.72]. |
Январь | 2неделя «Каникулы» | Рисование «Мы во двор пошли гулять…» (рисование по замыслу) Задачи: - закреплять у детей знание зимних явлений природы; - учить отображать в рисунке свои впечатления о зимних забавах; - формировать умение выбирать несложный сюжет по предложенной теме, рисовать гуашью; - развивать творческое воображение, эстетическое восприятие цвета [6, с.108]. | Конструирование из снега на прогулке «Как снег превратился в надёжную крепость» Задачи: - создать условия для художественного экспериментирования со снегом; - расширять опыт творческого конструирования в свободном сочетании природного и бытового материала; - вызвать интерес к конструированию снежной крепости; - уточнить понятие о базовой конструкции «стена»; - продолжать знакомить со скульптурой деятельности, учить планировать последовательность действий и распределять объем работы в коллективной постройке; - развивать восприятие, творческое воображение, пространственное мышление, способности к продуктивному взаимодействию и общению; - воспитывать активность, инициативность, устойчивый интерес к конструированию, желание участвовать в оборудовании прогулочной площадки – создавать красивые и необычные композиции из снега [8, с.82]. |
Январь | 3 неделя «Народная культура и традиции» | Рисование (декоративное) «Чудо на фарфоре, синяя капель. Это называется просто роспись «гжель» Задачи: - продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики; - закреплять приемы рисования в технике «мазок с тенью», «капельки» концов кисти (спирали, травинки, завитки, волнистые линии); - развивать творческую активность и интерес к рисованию; - развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса; - воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками гжельскую посуду; - вызвать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров [6, с.137]. | Аппликация (сюжетная) «А водица далеко, в ведерко велико» Задачи: - вызвать интерес к созданию простого сюжета аппликативными средствами; - учить изображению женской фигуры в народной стилистике; - познакомить с разными приемами вырезания одной геометрической формы (трапеции из треугольника и прямоугольника); - показать возможность получения разных образов из одной формы (сарафан и ведро из трапеций разного размера; - развивать чувство формы и композиции; - воспитывать интерес к народной культуре [7, с.162]. |
Январь | 4 неделя «Спорт» | Рисование «Зимний спорт» Задачи: - познакомить с произведениями живописи и скульптуры спортивной тематики; - закрепить умения работать с пластилином, знания о здоровом образе жизни; - учить делать выводы по результатам наблюдение и экспериментов; - углубить знания о зимних видах спорта, интерес к физической культуре и спорту [4, с.163]. | Аппликация с элементами рисования «Весело качусь я под гору и в сугроб» Задачи: - учить передавать сюжет доступными графическими средствами; - показать средства изображения сюжетной (смысловой) связи между объектами: выделение главного и второстепенного, передача взаимодействия, изменение формы в связи с характером движения (руки подняты, согнуты, туловище наклонено и пр.); - расширить возможности применения техники обрывной аппликации; - развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, проводя линию горизонта, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами) [7, с.116]. |
Февраль | 1 неделя «Дикие животные» | Лепка (пластилинография) «Мишка косолапый по лесу идет…» Задачи: - продолжать знакомить детей с дикими животными; - дать представление об образе жизни бурых медведей, о том, как они приспособлены к жизни в природных условиях; - учить создавать образ медведя в технике пластилинографии по образцу педагога, передавая строение тела животного, пропорции и характерные детали; - учить работать с пластилином, формировать умение проводить растяжку разных цветов пластилина, аккуратно соединять части в единое целое путем примазывания и сглаживания; - развивать творческие способности [6, с.185]. | Аппликация с элементами рисования «Зайчишки-трусишки и храбришка» Задачи: - учить рисовать, раскрывать тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев; - вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами; - познакомить с приёмами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане; - учить передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами; - развивать композиционные умения [7, с.72]. |
Февраль | 2 неделя «Домашние животные» | Рисование (парное) «Серенькая кошечка села на окошечко» Задачи: - продолжать знакомить детей с домашними животными; - учить изображать выразительный образ кошки и её детенышей; - продолжать учить создавать парную сюжетную композицию, самостоятельно применяя ранее освоенные приемы рисования; - знакомить с искусством силуэта; - воспитывать любовь и уважение к домашним животным [6, с.69]. | Конструирование из природного материала «Как шишки стали домашними животными» Задачи: - продолжать знакомить детей с художественным видом конструирования – из природного материала; - вызвать интерес к обследованию шишек и созданию фигурок животных по замыслу; - вызвать интерес к обследованию шишек и созданию фигурок животных по замыслу; - уточнить понятие о том, что из одной и той же природной формы (шишки) могут получиться разные образы; - напомнить способы соединения деталей; - предложить для освоения новые способы соединения деталей; - расширить опыт обследования природной формы с участием разных анализаторов; - развивать творческое воображение, чувство формы и композиции; - воспитывать бережное отношение к природе, поддерживать интерес к экопластике как искусству создания различных композиций из природного материала [8, с.34]. |
Февраль | 3 неделя «День защитника Отечества» | Рисование (декоративное) «Подарок для папы» Задачи: - дать детям представление о галстуке как о детали мужского туалета; - вызвать интерес к изготовлению подарков и сувениров; - учить декоративному оформлению галстука; развивать чувство композиции; развивать чувство композиции, технические навыки; - воспитывать любовь и уважение к близким людям [6, с.126]. | Аппликация (предметно-декоративная) «Галстук для папы» Задачи: - вызвать у детей интерес к подготовке подарков и сувениров; - показать способы изготовления галстука из цветной бумаги для оформления папиного портрета; - подвести к пониманию связи формы и декора на сравнении разных орнаментальных мотивов [7, с.138]. |
Февраль | 4 неделя «Морские обитатели» | Рисование (предметное) «У моржа смешная морда, он почти как слон морской» Задачи: - продолжать знакомить детей с жителями Севера; - познакомить с моржом, дать представление о его внешних признаках, строении его тела, чем питается, характерные повадки, семья; - учить рисовать моржа, закрашивать рисунок карандашом, не выходя за пределы контура; - закреплять умение правильно держать карандаш; - воспитывать интерес к обитателям Севера [6, с.124]. | Аппликация силуэтная «Стайка дельфинов» Задачи: - учить детей самостоятельно и творчески отражать представление о морских животных разными изобразительно-выразительными средствами; - активизировать технику силуэтной аппликации или вырезания по нарисованному контуру; - развивать чувство формы и пропорций; - воспитывать эстетическое отношение к природе [7, с.182]. |
Март | 1 неделя «Международный женский день» | Рисование. «Мы нарисуем мамочке красивые цветы» Задачи: - вызвать желание поздравить мам с праздником и подарить коллективную работу; - закреплять умение рисовать цветы, создавать коллективную работу; - создавать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками; - развивать чувство композиции, технические навыки; - воспитывать любовь и заботу о маме, вызывать желание сделать ей приятное [6, с.128]. | Аппликация коллективная «Весенний букет» Задачи: - учить детей вырезать цветы и листья из бумажных квадратов и прямоугольников, сложенных пополам; - учить создавать коллективную композицию из отдельных элементов; - показать разные способы декорирования цветка; - развивать чувство цвета и композиции; - - познакомить с этикетом поздравления; - воспитывать желание поздравить маму [7, с.146]. |
Март | 2неделя «Транспорт. Правила дорожного движения» | Лепка (пластилинография) «Мы летим над облаками, а земля плывет над нами…» Задачи: - продолжать знакомить детей с историей возникновения и развития авиации; - учить лепить самолет в технике пластилинографии; - упражнять в создании образа самолета, используя конструктивный способ лепки; - закреплять умение делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней; - продолжать учить собирать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваясь точной передачи формы предмета, его строения; - развивать мелкую моторику кистей рук- продолжать формировать интерес к пластилинографии – работе с пластилином на горизонтальной плоскости [6, с.189]. | Конструирование из бумаги, фольги, ткани «Куда плывут кораблики» Задачи: - расширить представление о воде в природе и жизни человека; - вызвать интерес к конструированию различных водоемов (по выбору ребенка) из бумаги, фольги, ткани; - инициировать освоение способа конструирования бумажного кораблика; - продолжать знакомить с искусством оригами; - создать условия для экспериментирования; - развивать восприятие, воссоздающее творческое воображение, память, пространственное мышление, коммуникативные способности; - поддерживать интерес к конструированию и обыгрыванию построек; - воспитывать любознательность, эстетическое отношение к воде в природе и изобразительном искусстве [8, с.122]. |
Март | 3 неделя «Международный день театра» | Лепка (коллективная) «На арене цирка» Задачи: - учить детей составлять композицию из разнообразных объектов; - учить лепить из цилиндра, согнутого дугой и надрезанного с двух концов; - учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям; - вызвать интерес к изготовлению цирковых аксессуаров из разных материалов [6, с.195]. | Конструирование из силуэтов рук «Как люди приручили тень». Театр теней». Задачи: - расширить представление о театре, истории его создания и разнообразии видов; - дать общее представление о театре теней как древнейшем искусстве, основанном на игре света и тени; - вызвать интерес к «приручению» тени, созданию и показу театра ручных теней; - помочь установить связь между теневыми силуэтами и объектами реального мира (домашними животными); - развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, ассоциативное мышление, способность к пластической импровизации; - воспитывать желание создавать своими руками театрально-игровое пространство и показывать спектакли [8, с.88]. |
Март | 4 неделя «Международный день птиц» | Лепка (предметная) «Царевна-Лебедь» Задачи: - продолжать знакомить детей со сказками А.С. Пушкина; - учить лепить образ птицы Царевны – Лебеди из «Сказки о царе Салтане…» по образцу, предложенному педагогом, передавать сказочный образ птицы (величавая поза, гордый изгиб шеи, корона на голове); - учить находить способы лепки птицы, опираясь на умения, полученные ранее; - развивать глазомер, мелкую моторику, синхронизировать движения обеих рук [6, с.193]. | Конструирование из природного материала «Как шишки стали птицами» Задачи: - продолжать знакомить детей с художественным видом конструирования – из природного материала; -вызвать интерес к обследованию шишек и созданию фигурок животных по замыслу ; - уточнить понятие о том, что из одной и той же природной формы (шишки) могут получиться разные образы; - напомнить способы соединения деталей; - предложить для освоения новые способы соединения деталей (нанизывание, приклеивание, привязывание, соединение детали с помощью палочки или веточки). - расширить опыт обследования природной формы с участием разных анализаторов (зрения, осязания, обоняния, барического чувства); - развивать творческое воображение, чувство формы и композиции; - воспитывать бережное отношение к природе, поддерживать интерес к экопластике как искусству создания различных композиций из природного материала [8, с.34]. |
Апрель | 1 неделя «День космонавтики» | Рисование (нетрадиционное) «В темном небе звезды светят, космонавт летит в ракете» Задачи: - Расширить представления детей об окружающем мире (космос); - развивать способность устанавливать простейшие связи; - учить изображать звездное небо с помощью нетрадиционной техники; - учить придумывать композицию и содержание рисунка, инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания фантазийных сюжетов на тему космоса; - закреплять навыки работы с разными изобразительными материалами [6, с.145]. | Конструирование и рисование по замыслу «Как люди познали невидимое. Чудо-приборы» Задачи: - продолжать знакомить с великими изобретениями человечества; - расширить представление о приборах, созданных для исследования того, что невозможно увидеть невооруженным глазом (микроскоп, телескоп, позорная труба, бинокль); - вызвать интерес к конструированию игрушечных приборов и рисованию того, что с их помощью можно увидеть; - создать условия для художественного экспериментирования; - развивать логическое мышление, восприятие, творческое воображение; - воспитывать любознательность, поддерживать желание создавать конструкции для игр, наблюдений, опытов [8, с.142]. |
Апрель | 2 неделя «Международный день детской книги» | Рисование (предметное) «Федорина посуда» (по сказке К.И.Чуковского «Федорино горе») Задачи: - развивать у детей устойчивый интерес к творчеству К.И Чуковского; - учить эмоционально воспринимать содержание произведений; К.И.Чуковского, понимать их нравственный смысл; - формировать умение мотивированно оценивать поступки героев; - систематизировать знания о посуде, активизировать словарь, согласовывая существительные с прилагательными; - продолжать учить рисовать посуду, упражнять в умении аккуратно закрашивать рисунок, не заходя за контур; - воспитывать интерес и бережное отношение к книгам [6, с.149]. | Конструирование режиссерское «Как мы вместе построили «Кошкин дом»» Задачи: - углублять представление о значении архитектуры в жизни человека и о его жилище как самом распространенном архитектурном сооружении; - вызвать интерес к коллективному конструированию построек по сюжету сказки С.Я.Маршака «Кошкин дом»; - расширять опыт создания сказочных домов с учетом характера персонажей; - уточнить понятие о строении дома (фундамент, стены, крыша, окна, двери, крыльцо); - продолжать знакомить со строительными деталями; - формировать опыт сотрудничества и организации совместной деятельности; - развивать эстетическое восприятие, пространственное мышление, творческое воображение; - поддерживать устойчивый интерес к конструированию и обыгрыванию построек по мотивам литературных произведений; - воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь тем, кто попал в беду [8, с.106]. |
Апрель | 3 неделя «Безопасность на улице» | Рисование (предметное) «Правила движения достойны уважения» Задачи: - формировать знания детей о «Правилах дорожного движения (ПДД); - учить различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, указательные), предназначенные для водителей и пешеходов; - закреплять умение изображать дорожные знаки графическим способом; - формировать осознание важности соблюдения Правил дорожного движения [6, с.162]. | Конструирование из разных материалов «Как люди приручили и где поселили огонь» Задачи: - расширить представление о важнейших изобретениях человечества; - показать место огня в развитии человеческой культуры; - создать условия для самостоятельного конструирования «домиков для огня» из различных материалов (по замыслу ребенка); - продолжать учить планировать деятельность: определять замысел (цель) и мотив, выбирая материал и подходящий способ (или способы), разрабатывать содержание и достигать поставленной цели, анализировать и оценивать результат; - развивать творческое воображение, ассоциативное мышление; - воспитывать инициативность, самостоятельность [8, с.94]. |
Апрель | 4 неделя «День Земли» | Рисование (мелками на асфальте) «Путешествие по экологической тропе» Задачи: - познакомить с разными породами деревьев; - дать представление о значении растений; - воспитывать интерес, бережное отношение к деревьям как к живым существам; - развивать самостоятельную творческую изобразительную деятельность детей [4, с.318]. | Конструирование из разных материалов «Как родник превратился в поющий фонтан» Задачи: - расширить опыт художественного экспериментирования; - вызвать интерес к конструированию родника и его творческого преобразования в фонтан; - инициировать выбор материала и способа конструирования; - закрепить технику каркасного конструирования; - развивать творческое воображение, пространственное мышление, чувство формы, цвета и ритма; - воспитывать эстетические эмоции, желание передавать представления об окружающем мире «языком искусства» [8, с.132]. |
Май | 1 неделя «День Победы» | Рисование сюжетное «Это праздник со слезами на глазах» Задачи: - расширить знания детей о Великой Отечественной войне, знакомить дошкольников с жизнью народа в этот период; - учить создавать сюжетный рисунок с помощью гуаши; - закреплять знания о свойствах различных изобразительных материалов; - воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ [6, с.155]. | Конструирование по замыслу в технике папье-маше «Что можно увидеть в мирном небе» Задачи: - расширить представление о мире в трех смысловых трактовках: окружающее пространство, отсутствие войны, единение людей; - углубить и систематизировать представления о небе, воздушном транспорте, воздушных игрушках, фейерверках; - вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Мирное небо»; - формировать опыт художественного конструирования в технике «папье-маше»; - предложить для сравнения и свободного выбора два варианта каркасного способа; - продолжать учить планировать деятельность и оценивать ее результат; - развивать творческое воображение, пространственное мышление, тактильные ощущения, ловкость, усидчивость; - воспитывать активность, инициативность, уверенность, коммуникативные качества [8, с.134]. |
Май | 2 неделя «Цветы и травы» | Рисование (нетрадиционное) «Носит одуванчик желтый сарафанчик» Задачи: - продолжать знакомить детей с растениями луга; - учить обогащать сюжет деталями, рисовать одуванчики, пользуясь приемом набрызгивания; - закреплять навыки рисования красками; - развивать эмоциональное отношение ко всему живому; - воспитывать эстетический вкус, любовь и уважение к природе [6, с.160]. | Аппликация коллективная (панорамная композиция) «Цветы луговые» Задачи: - продолжать учить детей вырезать розетковые цветы из бумажных квадратов, сложенных знакомым способом «дважды по диагонали»; - обогатить аппликативную технику – вырезать лепестки разной формы, передавая характерные особенности конкретных цветов (белые ромашки, синие васильки, красные маки или гвоздики); - показать детям возможность составления панорамной коллективной композиции на единой основе из множества элементов (цветков); - развивать пространственное мышление и воображение; - воспитывать интерес к сотворчеству [7, с.198]. |
Май | 3 неделя «Мир насекомых» | Рисование (нетрадиционное) «Насекомые на полянке» Задачи: - закреплять знания детей о многообразии мира насекомых и среде их обитания; учить изображать насекомых разными способами; - учить отображать насекомых разными способами; - совершенствовать технические навыки; - формировать умение самостоятельно подбирать цветовую гамму красок; воспитывать любовь к природе [7, с.157]. | Конструирование из ткани «Как куколка превратилась в бабочку» Задачи: - продолжать знакомить с традиционной народной игрушкой; - вызвать интерес к конструированию модели «Бабочка» с опорой на технологическую карту; - создать проблемную ситуацию, связанную с поиском способов превращения гусеницы в куколку, а куколки в бабочку; - формировать универсальные действия; складывание, скручивание, обматывание, завязывание узлов и др.; - знакомить с цветочной символикой; - развивать художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, тактильное восприятие, ловкость, аккуратность; - приобщить к традициям и ценностям народной культуры; - воспитывать трудолюбие, желание заниматься рукоделием, украшать свой дом и делать подарки.[8, с.144]. |
Май | 4 неделя «Лето» | Лепка (по замыслу, мониторинг) «Мы все знаем и умеем» Задачи: - развивать воображение; - учить задумывать содержание работы, добиваться воплощение замысла, используя разнообразные приемы лепки; - закреплять технические умения и навыки; - выявлять уровень знаний, навыков и умений детей в работе с лепным материалом; - развивать творчество и фантазию [7, с.200]. Рисование (предметное) «Скоро в школу!» Задачи: - психологически готовить детей к школе; - уточнять знания детей о школе, закреплять названия и назначение школьных принадлежностей; - формировать умение рисовать школьные принадлежности, пользоваться разными приемами рисования и разными изобразительными материалами; - воспитывать интерес к школе и желание учиться [7, с.164]. | Аппликация декоративная (полихромная, накладная) «Солнышко, улыбнись» Задачи: - вызвать у детей интерес к созданию солярных образов в технике аппликации; - учить детей вырезать солнышко из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали, и составлять из них многоцветные (полихромные) образы, накладывая вырезанные формы друг на друга; - показать варианты лучиков и способы их изготовления; - развивать чувство цвета, формы и композиции [7, с.150]. |
2.4. Требования к результатам освоения программы
- Ребенок высказывает предпочтения, ассоциации; стремится к самовыражению впечатлений; эмоционально-эстетически откликается на проявления прекрасного.
- Последовательно анализирует произведение, верно понимает художественный образ, обращает внимание на наиболее яркие средства выразительности, высказывает собственные ассоциации.
- Различает и называет знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов по материалам, функциональному назначению, узнает некоторые известные произведения и достопримечательности.
- Любит по собственной инициативе рисовать, лепить, конструировать необходимые для игр объекты, подарки родным, предметы украшения интерьера.
- Самостоятельно определяет замысел будущей работы, может ее конкретизировать; уверенно использует освоенные техники; создает образы, верно подбирает для их создания средства выразительности.
- Проявляет творческую активность и самостоятельность; склонность к интеграции видов деятельности.
- Демонстрирует хороший уровень технической грамотности; стремится к качественному выполнению работы; к позитивной оценке результата взрослым.
- Принимает участие в процессе выполнения коллективных работ.
3.Организационный раздел программы
3.1. Методическое обеспечение программы. Средства обучения и воспитания
По программе образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» используются следующие материалы и оборудование:
- интерактивная доска;
- ноутбук;
- двухсторонний мольберт (магнитная и для написания мелом доски);
- стеклянный мольберт для нетрадиционного рисования;
- музыкальный центр;
- компактная стереосистема «Panasonic»;
- модуль «Уголок творчества» для самостоятельной изобразительной и конструктивной деятельности детей;
- учебно-наглядные пособия: демонстрационный материал, карточки, дидактические музыкальные игры и т.п.;
- художественные средства и инструменты для рисования и лепки- наборы для творчества;
- конструкторы: «Соты», «Великан», «Собирай-ка», «Юный строитель №1», «Веселые горки», «Лего», «Лего-дупло», конструктор из настоящих кирпичиков (37деталей), кинетический конструктор «Веселые шестеренки», «Цветные магниты»;
- магнитный планшет для рисования;
- строительные наборы (разных размеров);
- блоки Дьенеша для малышей;
- цветные палочки Кюинезера;
- мозаики с разным количеством и формой деталей;
- книжная иллюстрация (художники: Ю.Васнецов, В.Сутеев, Е.Чарушин и др.).
- костюмы разных персонажей, атрибуты к играм-драматизациям, музыкальным развлечениям, праздникам и т.п.
- предметы народных промыслов. Игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская), из дерева (полхов-майданская, вологодская). роспись и резьба по дереву (Городец); роспись на подносах (Жостово);
- Книжки-раскраски «Дымковская игрушка», «Филимоновская роспись», «Городецкая игрушка», «Гжель».
- Дидактические игры («Укрась матрешку», «Раскрась сарафан», «Украшаем поднос», «Украшаем коврик», «Подарок маме»).
- Дидактические игры («Игры-загадки», «Силуэты», «Путаница», «Составь предмет», «Угадай-ка»).
- Тематические картинки и иллюстрации художников, альбомы с иллюстрациями.
- Репродукции картин художников: А.Головин, И.Левитан, И.Айвазовский, Э.Мане, И.Репин, Б.Кустодиев, В.Поленов, А.Саврасов, И.Шишкин, В.Васнецов, И.Репин, К.Брюллов
Список использованной литературы.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155. Основан на ФЗ №273от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации». М.: Педагогическое общество России, 2014. 31 с.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОО. М.: Сфера, 2016. 96 с.
- Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». СПб.: Детство- Пресс, 2019. 352 с.
- Ефанова З.А., Симонова О.В., Фролова О.А. Комплексные занятия по программе «Детство». Старшая группа. Волгоград: Учитель, 2016. 331 с.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1985. 96 с.
- Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. СПб.: Детство-Пресс, 2014. 240 с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: старшая группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М.: Карапуз-Дидактика, 2017. 208 с.
- Лыкова И.А.: Конструирование в детском саду. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. М.: Цветной мир, 2017. 176 с.
- Лыкова И.А Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. М.: Цветной мир, 2010. 144 с.
- Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюинезера. Для работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 72 с.
- Силантьева С.В. Игры и упражнения для свободной двигательной
активности детей дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2013. 208 с.
- Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. Методическое пособие для воспитателей. СПб.: Детство-Пресс, 2016. 64 с. ил., + цв.вкл.
- Юдаева М.В. Хрестоматия для старшей группы. М.: Самовар, 2015. 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа образовательной области «Познавательное развитие» средней группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
При составлении рабочей учитывалось обязательное условие: выполнение в полном объёме целей и задач образовательной области «Познавательное развитие» адаптированной основной образовательной программы д...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/26/picture-58586-1359228239.jpg)
Рабочая программа образовательной деятельности для воспитанников старшей группы общеразвивающей направленности (с учетом примерной ООП ДО « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «ИЗДАТЕЛЬСТВО «МОЗАИКА-СИН
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для воспитанников старшей группыобщеразвивающей направленности(с учетом примерной ООП ДО « От рождения до школы» под редакцией...
Рабочая программа образовательной деятельности с детьми старшей группы 2016 - 2017 учебный год
Рабочая программа разработанная на основе образовательной программы ДОУ, примерной общеобразовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/07/picture-902157-1488845413.jpg)
Рабочая программа образовательной деятельности с детьми старшей группы «Морячки» (5-6 лет) на 2016-2017 учебный год
Содержание I. Целевой раздел1.1. Пояснительная записка- Подходы к формированию программы…………………………………………..... 3- Структура программы ……………………………………………………………. 3- Цель реализации программы .....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/10/picture-213778-1491833961.jpg)
Рабочая программа образовательной области «Речевое развитие» (старшая группа)
Данная программа разработана с учётом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2016г. Про...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/23/picture-1047476-1532294383.jpg)
Рабочая программа, образовательная область "Познавательное развитие", старшая группа
Рабочая программа разработана с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования "Детство" под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/23/picture-1047476-1532294383.jpg)
Рабочая программа, образовательная область "Речевое развитие", старшая группа
Рабочая программа разработана с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования "Детство" под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др. (обязательн...