Рабочая программа, образовательная область "Художественно-эстетическое развитие", старшая группа
рабочая программа (старшая группа)

Сумакова Елена Владимировна

Рабочая программа разработана с учетом комплексной образовательной программы "Детство" под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой (обязательная часть) и программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки" под редакцией И.А.Лыковой (вариативная часть).

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №23 «Сказка»

СОГЛАСОВАНО

На педагогическом совете    

№   1      от 30 августа 2019 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом заведующего МАДОУ ЦРР-

детского сада № 23 «Сказка»

О.Ю.Болониной

от 30.08.2019г. № 145

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

по образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

                (лепка, аппликация, рисование, конструирование)

возрастная группа 5- 6 лет

4 ступень обучения

автор программы:

Сумакова Е.В.

Зеленоградск, 2019

Содержание:

1.Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка………………………………………………

1.2. Характеристика особенностей развития детей 4-5 лет…………….

2.Содержательный раздел программы

2.1. Содержание программы …………………………………………….

2.2. Учебно-тематический план………………………………………….

2.3. Календарно – тематическое планирование…………………….......

2.4. Требования к результатам освоения программы…………………..

3.Организационный раздел программы

          3.1. Методическое обеспечение программы. Средства обучения  и воспитания.………………………………………………………………………

Список используемой литературы……………………………………..

        

3

4

7

9

10

31

32

33

1.Целевой раздел программы

1.1.Пояснительная записка

Актуальность

  Художественно – эстетическая  деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации, конструировании и музыке), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.

Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве со стороны педагога. Чтобы развивать у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог научить ребенка разбираться в изобразительном искусстве, научить владеть необходимыми способами художественной деятельности, изобразительными навыками и умениями, грамотно организовывать его художественно-эстетическое развитие.

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ  от 29.12.2012 с изменениями 2019 года,  с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - детского сада №23  «Сказка», а также с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др. (обязательная часть), Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» под редакцией И. А. Лыковой (вариативная часть).        

Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по  художественно – эстетическому развитию. Содержание рабочей программы отражает реальные возможности учреждения по предоставлению дошкольной образовательной услуги.

Цель и задачи программы, ее место в образовательном процессе

Цель: художественно – эстетическое развитие ребенка через организацию свойственных возрасту видов детской деятельности и создание развивающей предметно - пространственной среды.

Задачи

1. Активизировать проявление эстетического отношения к окружающему миру (искусству, природе, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям).

2. Развивать художественно-эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, произведениях искусства и собственных творческих работах; способствовать освоению эстетических оценок, суждений.

3. Развивать представления о жанрово-видовом разнообразии искусства,

способствовать освоению детьми языка изобразительного искусства и художественной деятельности, формировать опыт восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства.

4. Развивать эстетические интересы, эстетические предпочтения, желание

познавать искусство и осваивать изобразительную деятельность.

5. Развитие  умений откликаться и замечать красоту окружающего мира,

дифференцированно воспринимать многообразие форм, цвета, фактуры, способы их передачи в художественных образах, ассоциировать и образно воспринимать их.

6. Развивать художественно-эстетические способности.

7. Развивать умения самостоятельно и последовательно анализировать произведения и архитектурные объекты; выделять типичное, обобщенное.

8. Развивать изобразительную деятельность детей: самостоятельное определение замысла будущей работы, стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета, выбирать соответствующие образу изобразительные техники и материалы, планировать деятельность и достигать результата, оценивать его, взаимодействовать с другими детьми в процессе коллективных творческих работ.

9. Развивать технические и изобразительно-выразительные умения.

10. Поддерживать личностные проявления старших дошкольников в процессе освоения искусства и собственной творческой деятельности: самостоятельность, инициативность, индивидуальность, творчество.

11. Продолжать развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности.

1.2.Характеристика особенностей развития детей 5-6 лет

Дошкольное детство – период интенсивного развития интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности ребенка.

Старший дошкольный возраст – качественно  новый этап в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность.

В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Рисование — любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями, любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.

В старшем дошкольном возрасте дети хорошо ориентируются в лепных материалах и приспособлениях для работы, с легкостью и желанием вносят дополнения и изменения в работу, придают ей индивидуальность за счет дополнительных деталей. У детей достаточно развиты глазомер и мелкая моторика, чтобы передавать форму, строение, пропорции и величину всех составляющих работы.

При создании аппликаций дети учатся вырезать из бумаги, сложенной вдвое иди гармошкой, изображения или повторяющиеся элементы; самостоятельно создают работу из вырезанных форм, добавляя элементы по своему желанию; составляют узоры на бумаге разной формы по мотивам народных промыслов; работают с шаблонами и трафаретами.

 Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Художественная деятельность является ведущих способом эстетического воспитания и основным средством художественного развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание программы

Основные разделы  реализации образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

             Художественное творчество                              Музыка

Основные модули образовательной деятельности «Художественное творчество»

Рисование.

 Применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов (сангина, пастель, мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных размеров, гелевые ручки, витражные краски, уголь, фломастеры).

Умения создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон.

Пользоваться палитрой; техникой кистевой росписи; передавать оттенки цвета, регулировать силу нажима на карандаш.

Освоение разных изобразительных живописных и графических техник: способы работы с акварелью и гуашью (по сырому), способы различного наложения цветового пятна, техникой пера, тушевки, штриховки, оттиска, монотипии, «рельефного» рисунка, способов рисования кистью.

Аппликация.

Использование разнообразных материалов: бумаги разного качества и свойств, ткани, природных материалов и веществ, бросового материала.

Знакомство с техниками симметричного, ажурного вырезания; разнообразными способами прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации. Создание разнообразных форм. Последовательность работы над сюжетной аппликацией; умения создавать коллажи.

Лепка.

Использование разнообразных и дополнительных материалов для декорирования. Умения лепить конструктивным и смешанным способом; создавать многофигурные и устойчивые конструкции; создавать объемные и рельефные изображения; использовать разные инструменты: стеки, штампы, постамент, каркасы; передавать фактуру, сглаживать поверхность предмета; вылепливать мелкие детали.

Конструирование.

В конструировании из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов: развитие умений анализировать постройку, выделять крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения. Создание построек, сооружений с опорой на опыт освоения архитектуры: варианты построек жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт, сказочные постройки; придумывание сюжетных композиций. Создание построек по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям. Знакомство с некоторыми правилами создания прочных, высоких сооружений, декорирования постройки.

Конструирование из бумаги: создание интересных игрушек для самостоятельных игр с водой и ветром. Освоение обобщенных способов конструирования из бумаги; чтение схем сложения. Освоение приемов оригами.

Конструирование из природного и бросового материалов: умения выделять выразительность природных объектов, выбирать их для создания образа по заданной или придуманной теме. Освоение способов крепления деталей, использования инструментов.

Стремление к созданию оригинальных композиций для оформления пространства группы, помещений к праздникам, мини-музея и уголков, пространства для игр. Освоение несложных способов плоского, объемного и объемно-пространственного оформления. Использование разных материалов для создания интересных композиций; умения планировать процесс создания предмета. Развитие умений работы с тканью, плетение: разрезание, наклеивание, заворачивание, нанесение рисунка, декорирование элементами; изготовление простых игрушек.

Обыгрывание изображения, стремление создавать работу для разнообразных собственных игр, в подарок значимым близким людям.

Развитие умений сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения

коллективных творческих работ. Развитие умений адекватно оценить результаты деятельности, стремиться к совершенствованию умений, продуктов деятельности, прислушиваться к оценке и мнению взрослого.

2.2. Учебно-тематический план

Наименование раздела образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

Количество часов/занятий по обязательной  части программы

Количество часов/занятий по вариативной части программы

 Художественное творчество

15/36

15/36

Общее количество часов/занятий

15/36

15/36

2.3. Календарно – тематическое планирование

Месяц

Сроки.

Тема

недели

Тема, задачи НОД

по обязательной части

(программа «Детство»)

Тема, задачи НОД

по вариативной  части

(«Цветные ладошки» Лыкова)

Сентябрь

1 неделя

«День знаний»

Рисование

«Веселое лето» (сюжетное рисование, мониторинг)

Задачи:

- учить детей отражать в рисунке летние впечатления, рисовать простые сюжеты, передавая движения человека, располагать изображение на всем листе бумаги, составлять композицию;

- закреплять умения рисовать карандашами, наносить штриховку в зависимости от предмета;

- вовлекать детей в коллективный разговор, взаимодействие со сверстниками;

- развивать творческую активность;

- выявлять умение передавать настроение в рисунке [6, с.62].

Конструирование (режиссерское конструирование)

«Как люди изобрели колесо и транспорт»

Задачи:

- знакомить с великим изобретением человечества;

- дать представление о колесе как универсальном движителе, позволяющем любому предмету, механизму, транспорту катиться легко, быстро и без больших затрат сил (энергии);

- познакомить со строительной деталью «диск» и помочь установить ассоциативную связь с колесом;

-  развивать любознательность, творческое воображение, наглядно-образное мышление;

- воспитывать самостоятельность, активность, уверенность [8, с.26].

Сентябрь

2 неделя «Семья»

 Лепка

«Лепим крямнямчики» (знакомство с картиной И.Машкова «Натюрморт с самоваром») (тестопластика)

Задачи:

- продолжать знакомить детей с натюрмортом как жанром изобразительного искусства;

- познакомить с картиной Н.Машкова «Натюрморт с самоваром»;

- учить рассматривать художественное произведение- натюрморт;

- подвести к пониманию единства содержания и смысла картины и средств выразительности, найденных художником;

- вызвать желание придумывать свой натюрморт, лепить предметы из соленого теста скульптурным способом;

- развивать чувство формы и композиции, мелкую моторику рук при создании лепной композиции;

- закреплять умения и навыки работы с лепным материалом (соленым тестом) [6, с.168].  

Аппликация из бумаги

 «Веселые портреты»

Задачи:

- учить составлять портрет из отдельных частей (овал-лицо, полоски или комки мятой бумаги – прическа);

- познакомить с новым способом вырезания овала из бумаги, сложенной вдвое (по самостоятельно нарисованному контуру);

- развивать цветовое восприятие [7, с.18].

Сентябрь

3 неделя

«Я в мире человек»

Рисование

«Наши руки не для скуки» (нетрадиционное рисование)

Задачи:

- знакомить детей с возможностью создания образов, символов и эмблем на основе одинаковых элементов;

- развивать творческое воображение, фантазию;

- формировать умения рисовать изображение по сложному контуру (рисунок кисти руки);

- вызвать интерес к собственной руке  [6, с.73].

Аппликация  

«Цветные ладошки» (фантазийные композиции)

Задачи:

- познакомить с возможностью создания образов, символов и эмблем на основе одинаковых элементов;

- формировать умение вырезать изображение по сложному контуру (кисть руки);

- вызвать интерес к собственной руке;

- развивать воображение  [7, с.24].

Сентябрь

4 неделя

«День воспитателя и всех дошкольных работников»

Рисование

«Моя будущая школа»

Задачи:

- расширять представления детей о школе и детском саде;

- поощрять попытки делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями;

- расширять представления о правилах поведения в общественных местах, об обязанностях ребенка в группе детского сада;

- подводить детей к созданию сюжетных композиций на тему школьной жизни;

- развивать и совершенствовать творческие способности детей при использовании разных изобразительных материалов в процессе образовательной художественной деятельности;

- совершенствовать изобразительные умения в художественной деятельности;

- способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка [6, с.65].

Аппликация ленточная

 «Дружные ребята»

Задачи:

- учить детей оформлять самодельный  коллективный альбом аппликативными элементами;

- показать декоративные и смысловые (содержательные) возможности ленточной аппликации, уточнить её специфику и раскрыть символику (дружба, взаимопомощь);

- развивать композиционные умения, чувства цвета;

- воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества со сверстниками и взрослыми [7, с.124].

Октябрь

1 неделя

«Осень»

Рисование

«Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный» (рисование пейзажа по замыслу)

Задачи:

- развивать у детей интерес к пейзажной живописи, способность сопереживать настроению художественного произведения, желание любоваться им, высказывать личные оценки и суждения, соотносить увиденное на картине с собственным настроением и опытом восприятия природы;

- учить рисовать осенний пейзаж, выделять в своем рисунке главное;

- развивать фантазию, творческое воображение;

- совершенствовать владение различными приемами рисования;

- упражнять в видении цветовой гаммы картины и подборе красок к ней;

- обогащать словарь эмоционально-оценочной лексикой, искусствоведческими терминами: золотая осень, осенние мотивы, осенний пейзаж, терем расписной, лес багряный, лиловый, золотой;

- закреплять знания о пейзаже как жанре живописи;

- воспитывать любовь к природе [6, с.84].

Аппликация (симметричная)

«Листочки на окошке» (витраж)

Задачи:

- вызвать у детей желание создать коллективную композицию из вырезанных листочков из интерьера группы;

- поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники аппликации;

- учить оформлять созданные формы ритмом мазков и пятен (красками), наносить жилкование (карандашами, фломастерами);

- формировать композиционные умения и чувство цвета при восприятии красивых осенних цветосочетаний, развивать описательную речь [7, с.48].

Октябрь

2 неделя

«Знакомство с народной культурой и традициями»

Лепка

«Богатыри – защитники русской земли» (сюжетная лепка)

Задачи:

- формировать представления детей о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках земли русской;

- познакомить с русскими богатырями: Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем и др.;

- расширить и уточнять знания о произведениях устного народного творчества – былинах;

- вызывать эмоциональный отклик на произведения искусства;

- вызывать интерес к созданию выразительности образов;

- продолжать освоение скульптурного способа лепки (из целого куска) путем вытягивания и моделирования частей, развивать умение декорировать лепной образ;

- воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать [6, с.173].

Конструирование (из ткани)

«Как лоскутные куколки повели хоровод»

Задачи:

- приобщать детей к традициям и ценностям народной культуры;

- продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла;

- вызвать интерес к конструированию лоскутных кукол бесшовным способом по модели «Кувадка»;

- формировать трудовые действия: складывание, сворачивание, скручивание, завязывание, обматывание, нанизывание и др.;

- развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию «глаз-рука», пространственное мышление, творческое воображение;

- воспитывать интерес к созданию и обыгрыванию рукотворных игрушек [8 с.38].

Октябрь

3 неделя

«Витамины на грядке и на дереве»

Рисование

«Овощи в корзине» (предметное рисование)

Задачи:

- продолжать знакомить детей с овощами;

- формировать умение изображать красками овощи, равномерно их располагать в большой корзине;

- развивать творческое воображение;

- формировать умение работать с изобразительными материалами;

- воспитывать интерес к осенним овощам.

[6, с.71].

Конструирование (из бумажных полосок)

«Как люди вырастили хлеб (колоски)»

Задачи:

- продолжать знакомить с великими открытиями человечества;

- создать условия для отражения представлений о хлебе в конструктивной деятельности;

- инициировать освоение новой техники «квиллинг»  для конструирования зернышка и колоска;

- вызвать желание украсить игровую комнату коллективной композицией;

- развивать творческое воображение, наглядно-образное мышление, мелкую моторику, согласованность в системе «глаз-рука»;

- воспитывать уважение к хлебу, интерес к истории человечества [8, с.40].

Октябрь

4 неделя

«В мире вещей»

Рисование

«Шьем одежду» (предметно-декоративное рисование)

Задачи:

- знакомить детей с одеждой и ее разновидностями;

- учить рисовать одежду с помощью изобразительных материалов;

- закреплять умения пользоваться графическим материалом при создании наброска;

- воспитывать интерес к одежде, бережное отношение к ней [6, с.90].

Конструирование из строительного материала

«Что люди умеют делать из дерева?»

Задачи:

- расширить и систематизировать представление о дереве как важнейшем материале, из которого люди создают жилище, мебель, посуду, игрушки и др.нужные предметы;

- создать условия для самостоятельного конструирования из строительного материала по предложенной теме;

- продолжать учить планировать деятельность;

- воспитывать инициативность, активность, самостоятельность [8, с.54].

Ноябрь

1 неделя

«Игрушки»

Лепка

«Лепим животных»

Задачи:

- познакомить с особенностями декоративной лепки;

- закрепить умение лепить птиц, животных, людей по типу народных игрушек;

- развивать мелкую моторику, творческие способности [4, с.151].

 Конструирование из природного материала

«Как пучок золотой соломы стал игрушкой»

Задачи:

- расширить круг художественного конструирования;

- вызвать интерес к созданию игрушек из соломки;

- познакомить со способом конструирование кукол «мальчик» и «девочка»;

- развивать творческое воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию в системе «глаз-рука», обогащать тактильные ощущения;

- воспитывать бережное отношение к природе, желание создавать свое игровое пространство [7, с.50].

Ноябрь

2 неделя

«День матери»

Рисование

«Подарок для мамочки. Хохломская посуда» (декоративное рисование)

Задачи:

- продолжать знакомить детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства;

- учить замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой Хохломы»: назначение предметов, материал, технология изготовления, колорит, узор;

- учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи;

- развивать технические умения (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать ею в разных направлениях);

- вызывать желание сделать приятное маме, создать творческую работу в подарок;

- воспитывать любовь и уважение к близким [6, с.94].

Аппликация с элементами рисования (по замыслу)

«Жила-была конфета» (витрина магазина)

Задачи:

- обогатить содержание изобразительной деятельности детей в соответствии с задачами познавательного развития;

- инициировать выбор сюжета о бытовых явлениях;

- учить детей грамотно отбирать содержание рисунка в соответствии с поставленной задачей и своим замыслом;

- развивать композиционные умения – правильно передать пропорциональные

соотношения между предметами и показывать их расположение в пространстве;

- сопоставлять объекты изображения, видеть между ними смысловую связь и отражать её доступными изобразительными средствами [7, с.78].

Ноябрь

3 неделя

«Профессии»

Рисование предметное

«Все профессии нужны, все профессии важны» (сюжетное рисование)

Задачи:

- дать детям представления о женских и мужских профессиях;

- развивать эстетическое отношение к окружающему, умение передавать в рисунке образ человека труда, изображая фигуры людей в характерной профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами;

- закреплять умение рисовать основные части простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки;

- воспитывать уважение к людям труда, художественный вкус, фантазию, творческие способности [6, с.142].

Конструирование из бумаги и теста

«Как тесто превратилось в заплетушки»

Задачи:

- расширять опыт художественного конструирования и экспериментирования;

- создавать условия для моделирования и освоения способов конструирования хлебобулочных изделий разной формы;

- закрепить умение преобразовывать форму;

- знакомить с трудом пекаря;

- развивать интерес к традициям народной культуры;

- воспитывать любовь к семье, гостеприимство, бережное отношение к хлебу [8, с.46].

Ноябрь

4 неделя

«Мой город»

Рисование

«Мой любимый город» (нетрадиционное рисование)

Задачи:

- продолжать знакомить детей с малой Родиной, достопримечательностями родного города;

- учить передавать в рисунке впечатления о праздника День города (украшенные дома, улицы, салют);

- познакомить с монотипией – нетрадиционным приемом рисования;

- закреплять умение передавать в рисунке изображения домов разных пропорций;

- формировать умения работать всей кистью и ее концом;

- развивать творческие способности [6, с.81].

Аппликация сюжетная

«Наш город»

Задачи:

- учить детей вырезать дома из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам;

- совершенствовать технику вырезания ножницами: на глаз по прямой (стены домов), по косой (крыши) и по сгибам (окошки);

- развивать композиционные умения – при создании панорамы города ритмично располагать дома рядами, начиная сверху и частично перекрывая изображения [7, с.30].

Декабрь

1 неделя

«Моя родина - Россия»

Рисование

«Государственные символы России» (предметное рисование)

Задачи:

- формировать у детей элементарное представление о символике нашей страны, ее значении, развивать интерес к истории государства;

- обогащать словарный запас, формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы педагога;

- развивать изобразительно-художественные навыки, способствовать создавать государственные символы своей страны, подбирая цвет, детали, учить создавать первоначальный эскиз простым карандашом по образцу, предложенному педагогом;

- воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны (гербу, флагу) [6, с.77].

Аппликация сюжетная

«Где-то на белом свете»

Задачи:

- инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания несложного сюжета в аппликации из бумаги, поддержать творческое применение разных техник  аппликации (симметричная, обрывная, накладная);

- расширить спектр технических приемов обрывной аппликации

 (разрывание, обрывание, выщипывание, сминание);

- развивать чувство формы и композиции [7, с.110].

Декабрь

2 неделя

«Зима»

Рисование

«Здравствуй гостья-зима! Просим милости к нам…» (рисование пейзажа по замыслу)

Задачи:

- знакомить детей с зимнем временем года, сезонными изменениями, учить устанавливать связи с закономерности в природе;

- вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы;

- развивать интерес к пейзажной живописи, способность сопереживать настроению художественного произведения, желание любоваться им, выражать личные оценки и суждения, соотносить увиденное на картине с собственным настроением и опытом восприятия природы;

- развивать эстетические оценки, суждения;

- упражнять в видении цветовой гаммы картины и подборе красок к ней, подводить к пониманию того, что с помощью холодных цветосочетаний художник передает в картине ощущение зимы [6, с.96].

Аппликация из фольги и фантиков

«Звёздочки танцуют» (зимнее окошко)

Задачи:

- учить детей вырезать звездочки из красивых фантиков и фольги;

- совершенствовать технику вырезания из бумаги, сложенной дважды по диагонали;

- вызвать у детей желание создать коллективную композицию из вырезанных звездочек и нарисованных снежинок для интерьера группы;

- поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые техники аппликации;

- формировать композиционные умения [7, с.96].

Декабрь

3 неделя

«Мы – друзья зимующих птиц»

Рисование

«Сидят на ветках снегири, сияют словно фонари» (предметное рисование)

Задачи:

- продолжать знакомить детей с зимующими птицами;

- закрепить знания о внешнем виде птиц (снегирей) и повадках (летают, сидят);

- учить изображать снегирей на ветке, передавать их строение (овальное туловище, круглая голова, острый небольшой треугольный клюв, короткий хвост);

- развивать творческие способности, умение подбирать соответствующую цветовую гамму, смешивать краски для получения нужного оттенка;

- проявлять оценочное отношение к работам сверстников, доброжелательное отношение к ним;

- воспитывать любовь и уважение к птицам, желание проявлять заботу о них [6, с.101].

Моделирование новогодних игрушек из ваты и бумаги

«Снегири и яблоки»

Задачи:

- показать возможность лепки птиц из ваты в сравнении с техникой папье-маше;

- расширить представление детей о способах создания пластичных образов;

- учить самостоятельно выбирать и грамотно сочетать разные изобразительные техники при создании одной поделки (лепка, аппликация, рисование);

- развивать восприятие объемных форм в трехмерном пространстве;

- вызвать желание украсить новогоднюю ёлку своими руками [7, с.98]. 

Декабрь

4 неделя

«Новый год»

Лепка

«Динь-дон – это колокольчика звон (тестопластика)

Задачи:

- учить детей лепить новогодние атрибуты скульптурным способом – из целого куска лепного материала;

- учить создавать объемные полые поделки из соленого теста;

- совершенствовать изобразительную технику вдавливания и моделирования формы;

- показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывание орнамента из бусинок, нанесение узоров стекой, щтампование узора колпачками фломастеров;

- учить синхронизировать работу обеих рук;

- развивать чувство формы, пропорций [6, с.181].

Конструирование из различных материалов

«Как мы создали усадьбу Деда Мороза»

Задачи:

- дать представлении о вотчине Деде Мороза в Великом Устюге;

- вызвать интерес к конструированию архитектурного комплекса, включающего терем и зимний парк с силуэтами заснеженных деревьев и ледяными скульптурами;

- создать условия для сотворчества детей по предложенной теме;

- инициировать освоение новой техники – киригами;

- усложнить каркасный способ конструирования из фольги;

- формировать опыт организации коллективной деятельности;

- развивать эстетическое восприятие, креативность, пространственное мышление коммуникативные способности;

- воспитывать любознательность, активность, интерес к архитектуре и ландшафтному дизайну [8, с.72]. 

Январь

2неделя

«Каникулы»

Рисование

«Мы во двор пошли гулять…» (рисование по замыслу)

Задачи:

- закреплять у детей знание зимних явлений природы;

- учить отображать в рисунке свои впечатления о зимних забавах;

- формировать умение выбирать несложный сюжет по предложенной теме, рисовать гуашью;

- развивать творческое воображение, эстетическое восприятие цвета [6, с.108].

Конструирование из снега на прогулке

«Как снег превратился в надёжную крепость»

Задачи:

- создать условия для художественного экспериментирования со снегом;

- расширять опыт творческого конструирования в свободном сочетании природного и бытового материала;

- вызвать интерес к конструированию снежной крепости;

- уточнить понятие о базовой конструкции «стена»;

- продолжать знакомить со скульптурой деятельности, учить планировать последовательность действий и распределять объем работы в коллективной постройке;

- развивать восприятие, творческое воображение, пространственное мышление, способности к продуктивному взаимодействию и общению;

- воспитывать активность, инициативность, устойчивый интерес к конструированию, желание участвовать в оборудовании прогулочной площадки – создавать красивые и необычные композиции из снега [8, с.82].

Январь

3 неделя

«Народная культура и традиции»

Рисование (декоративное)

«Чудо на фарфоре, синяя капель. Это называется просто роспись «гжель»

Задачи:

-  продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики;

- закреплять приемы рисования в технике «мазок с тенью», «капельки» концов кисти (спирали, травинки, завитки, волнистые линии);

- развивать творческую активность и интерес к рисованию;

- развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса;

- воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками гжельскую посуду;

- вызвать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров [6, с.137].

Аппликация (сюжетная)

«А водица далеко, в ведерко велико»

Задачи:

- вызвать интерес к созданию простого сюжета аппликативными средствами;

- учить изображению женской фигуры в народной стилистике;

- познакомить с разными приемами вырезания одной геометрической формы (трапеции из треугольника и прямоугольника);

- показать возможность получения разных образов из одной формы (сарафан и ведро из трапеций разного размера;

- развивать чувство формы и композиции;

- воспитывать интерес к народной культуре [7, с.162].

Январь

4 неделя

«Спорт»

Рисование

«Зимний спорт»

Задачи:

- познакомить с произведениями живописи и скульптуры спортивной тематики;

- закрепить умения работать с пластилином, знания о здоровом образе жизни;

- учить делать выводы по результатам наблюдение и экспериментов;

- углубить знания о зимних видах спорта, интерес к физической культуре и спорту  [4, с.163].

Аппликация с элементами рисования

«Весело качусь я под гору и в сугроб»

Задачи:

- учить передавать сюжет доступными графическими средствами;

- показать средства изображения сюжетной (смысловой) связи между объектами: выделение главного и второстепенного, передача взаимодействия, изменение формы в связи с характером движения (руки подняты, согнуты, туловище наклонено и пр.);

- расширить возможности применения техники обрывной аппликации;

- развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, проводя линию горизонта, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами) [7, с.116].

Февраль

1 неделя

«Дикие животные»

Лепка (пластилинография)

«Мишка косолапый по лесу идет…»

Задачи:

- продолжать знакомить детей с дикими животными;

- дать представление об образе жизни бурых медведей, о том, как они приспособлены к жизни в природных условиях;

- учить создавать образ медведя в технике пластилинографии по образцу педагога, передавая строение тела животного, пропорции и характерные детали;

- учить работать с пластилином, формировать умение проводить растяжку разных цветов пластилина, аккуратно соединять части в единое целое путем примазывания и сглаживания;

- развивать творческие способности [6, с.185].

Аппликация с элементами рисования

«Зайчишки-трусишки и храбришка»

Задачи:

- учить рисовать, раскрывать тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев;

- вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами;

- познакомить с приёмами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане;

- учить передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами;

- развивать композиционные умения [7, с.72].

Февраль

2 неделя

«Домашние животные»

Рисование (парное)

«Серенькая кошечка села на окошечко»

Задачи:

- продолжать знакомить детей с домашними животными;

- учить изображать выразительный образ кошки и её детенышей;

- продолжать учить создавать парную сюжетную композицию, самостоятельно применяя ранее освоенные приемы рисования;

- знакомить с искусством силуэта;

- воспитывать любовь и уважение к домашним животным [6, с.69].

Конструирование из природного материала

«Как шишки стали домашними животными»

Задачи:

- продолжать знакомить детей с художественным видом конструирования – из природного материала;

- вызвать интерес к обследованию шишек и созданию фигурок животных по замыслу;

- вызвать интерес к обследованию шишек и созданию фигурок животных по замыслу;

- уточнить понятие о том, что из одной и той же природной формы (шишки) могут получиться разные образы;

- напомнить способы соединения деталей;

 - предложить для освоения новые способы соединения деталей;

- расширить опыт обследования природной формы с участием разных анализаторов;

- развивать творческое воображение, чувство формы и композиции;

- воспитывать бережное отношение к природе, поддерживать интерес к экопластике как искусству создания различных композиций из природного материала [8, с.34].

Февраль

3 неделя

«День защитника Отечества»

Рисование (декоративное)

«Подарок для папы»

Задачи:

- дать детям представление о галстуке как о детали мужского туалета;

- вызвать интерес к изготовлению подарков и сувениров;

- учить декоративному оформлению галстука; развивать чувство композиции;

развивать чувство композиции, технические навыки;

- воспитывать любовь и уважение к близким людям

[6, с.126].

Аппликация (предметно-декоративная)

«Галстук для папы»

Задачи:

- вызвать у детей интерес к подготовке подарков и сувениров;

- показать способы изготовления галстука из цветной бумаги для оформления папиного портрета;

- подвести к пониманию связи формы и декора на сравнении разных орнаментальных мотивов [7, с.138].  

Февраль

4 неделя

«Морские обитатели»

Рисование (предметное)

«У моржа смешная морда, он почти как слон морской»

Задачи:

-  продолжать знакомить детей с жителями Севера;

- познакомить с моржом, дать представление о его внешних признаках, строении его тела, чем питается, характерные повадки, семья;

- учить рисовать моржа, закрашивать рисунок карандашом, не выходя за пределы контура;

- закреплять умение правильно держать карандаш;

- воспитывать интерес к обитателям Севера [6, с.124].

Аппликация силуэтная

«Стайка дельфинов»

Задачи:

-  учить детей самостоятельно и творчески отражать представление о морских животных разными изобразительно-выразительными средствами;

- активизировать технику силуэтной аппликации или вырезания по нарисованному контуру;

- развивать чувство формы и пропорций;

- воспитывать эстетическое отношение к природе [7, с.182].

Март

1 неделя

«Международный женский день»

Рисование.

«Мы нарисуем мамочке красивые цветы»

Задачи:

- вызвать желание поздравить мам с праздником и подарить коллективную работу;

- закреплять умение рисовать цветы, создавать коллективную работу;

- создавать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками;

- развивать чувство композиции, технические навыки;

- воспитывать любовь и  заботу о маме, вызывать желание сделать ей приятное

[6, с.128].

Аппликация коллективная

«Весенний букет»

Задачи:

- учить детей вырезать цветы и листья из бумажных квадратов и прямоугольников, сложенных пополам;

- учить создавать  коллективную композицию из отдельных элементов;

- показать разные способы декорирования цветка;

- развивать чувство цвета и композиции;

- - познакомить с этикетом поздравления;

- воспитывать желание поздравить маму [7, с.146].

Март

2неделя

«Транспорт. Правила дорожного движения»

Лепка (пластилинография)

«Мы летим над облаками, а земля плывет над нами…»

Задачи:

- продолжать знакомить детей с историей возникновения и развития авиации;

- учить лепить самолет в технике пластилинографии;

- упражнять в создании образа самолета, используя конструктивный способ лепки;

- закреплять умение делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней;

- продолжать учить собирать на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваясь точной передачи формы предмета, его строения;

- развивать мелкую моторику кистей рук- продолжать формировать интерес к пластилинографии – работе с пластилином на горизонтальной плоскости [6, с.189].

Конструирование из бумаги, фольги, ткани

«Куда плывут кораблики»

Задачи:

- расширить представление о воде в природе и жизни человека;

- вызвать интерес к конструированию различных водоемов (по выбору ребенка) из бумаги, фольги, ткани;

- инициировать освоение способа конструирования бумажного кораблика;

- продолжать знакомить с искусством оригами;

- создать условия для экспериментирования;

- развивать восприятие, воссоздающее творческое воображение, память, пространственное мышление, коммуникативные способности;

- поддерживать интерес к конструированию и обыгрыванию построек;

- воспитывать любознательность, эстетическое отношение к воде в природе и изобразительном искусстве [8, с.122].

Март

3 неделя

«Международный день театра»

Лепка (коллективная)

«На арене цирка»

Задачи:

- учить детей составлять композицию из разнообразных объектов;

- учить лепить из цилиндра, согнутого дугой и надрезанного с двух концов;

- учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям;

- вызвать интерес к изготовлению цирковых аксессуаров из разных материалов [6, с.195].

Конструирование из силуэтов рук

«Как люди приручили тень». Театр теней».

Задачи:

- расширить представление о театре, истории его создания и разнообразии видов;

- дать общее представление о театре теней как древнейшем искусстве, основанном на игре света и тени;

- вызвать интерес к «приручению» тени, созданию и показу театра ручных теней;

- помочь установить связь между теневыми силуэтами и объектами реального мира (домашними животными);

- развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, ассоциативное мышление, способность к пластической импровизации;

- воспитывать  желание создавать своими руками театрально-игровое пространство и показывать спектакли  [8, с.88].

Март

4 неделя

«Международный день птиц»

Лепка (предметная)

«Царевна-Лебедь»

Задачи:

- продолжать знакомить детей со  сказками А.С. Пушкина;

- учить лепить образ птицы Царевны – Лебеди из «Сказки о царе Салтане…» по образцу, предложенному педагогом,  передавать сказочный образ птицы (величавая поза, гордый изгиб шеи, корона на голове);

-  учить находить способы лепки птицы, опираясь на умения, полученные ранее;

- развивать глазомер, мелкую моторику, синхронизировать движения обеих рук [6, с.193].

Конструирование из природного материала

«Как шишки стали птицами»

Задачи:

- продолжать знакомить детей с художественным видом конструирования – из природного материала;

-вызвать интерес к обследованию шишек и созданию фигурок животных по замыслу ;

- уточнить понятие о том, что из одной и той же природной формы (шишки) могут получиться разные образы;

- напомнить способы соединения деталей;

- предложить для освоения новые способы соединения деталей (нанизывание, приклеивание, привязывание, соединение детали с помощью палочки или веточки).

- расширить опыт обследования природной формы с участием разных анализаторов (зрения, осязания, обоняния, барического чувства);

- развивать творческое воображение, чувство формы и композиции;

- воспитывать бережное отношение к природе, поддерживать интерес к экопластике как искусству создания различных композиций из природного материала [8, с.34].

Апрель

1 неделя

«День космонавтики»

Рисование (нетрадиционное)

«В темном небе звезды светят, космонавт летит в ракете»

Задачи:

- Расширить представления детей об окружающем мире (космос);

- развивать способность устанавливать простейшие связи;

- учить изображать звездное небо с помощью нетрадиционной техники;

- учить придумывать композицию и содержание рисунка, инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для создания фантазийных сюжетов на тему космоса;

- закреплять навыки работы с разными изобразительными материалами [6, с.145].

Конструирование и рисование по замыслу

«Как люди познали невидимое. Чудо-приборы»

Задачи:

- продолжать знакомить с великими изобретениями человечества;

- расширить представление о приборах, созданных для исследования того, что невозможно увидеть невооруженным глазом (микроскоп, телескоп, позорная труба, бинокль);

- вызвать интерес к конструированию игрушечных приборов и рисованию того, что с их помощью можно увидеть;

- создать условия для художественного экспериментирования;

- развивать логическое мышление, восприятие, творческое воображение;

- воспитывать любознательность, поддерживать желание создавать конструкции для игр, наблюдений, опытов [8, с.142].

Апрель

2 неделя

«Международный день детской книги»

Рисование (предметное)

«Федорина посуда» (по сказке К.И.Чуковского «Федорино горе»)

Задачи:

- развивать у детей устойчивый интерес к творчеству К.И Чуковского;

- учить эмоционально воспринимать содержание произведений; К.И.Чуковского, понимать их нравственный смысл;

- формировать умение мотивированно оценивать поступки героев;

- систематизировать знания о посуде, активизировать словарь, согласовывая существительные с прилагательными;

- продолжать учить рисовать посуду, упражнять в умении аккуратно закрашивать рисунок, не заходя за контур;

- воспитывать интерес и бережное отношение к книгам   [6, с.149].

Конструирование режиссерское

«Как мы вместе построили «Кошкин дом»»

Задачи:

- углублять представление о значении архитектуры в жизни человека и о его жилище как самом распространенном архитектурном сооружении;

- вызвать интерес к коллективному конструированию построек по сюжету сказки С.Я.Маршака «Кошкин дом»;

- расширять опыт создания сказочных домов с учетом характера персонажей;

- уточнить понятие о строении дома (фундамент, стены, крыша, окна, двери, крыльцо);

- продолжать знакомить со строительными деталями;

- формировать опыт сотрудничества и организации совместной деятельности;

- развивать эстетическое восприятие, пространственное мышление, творческое воображение;

- поддерживать устойчивый интерес к конструированию и обыгрыванию построек по мотивам литературных произведений;

- воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь тем, кто попал в беду [8, с.106].

Апрель

3 неделя

«Безопасность на улице»

Рисование (предметное)

«Правила движения достойны уважения»

Задачи:

- формировать знания детей о «Правилах дорожного движения (ПДД);

- учить различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, указательные), предназначенные для водителей и пешеходов;

- закреплять умение изображать дорожные знаки графическим способом;

- формировать осознание важности соблюдения Правил дорожного движения [6, с.162].

Конструирование из разных материалов

«Как люди приручили и где поселили огонь»

Задачи:

- расширить представление о важнейших изобретениях человечества;

- показать место огня в развитии человеческой культуры;

- создать условия для самостоятельного конструирования «домиков для огня» из различных материалов (по замыслу ребенка);

- продолжать учить планировать деятельность: определять замысел (цель) и мотив, выбирая материал и подходящий способ (или способы), разрабатывать содержание и достигать поставленной цели, анализировать и оценивать результат;

- развивать творческое воображение, ассоциативное мышление;

- воспитывать инициативность, самостоятельность [8, с.94].

Апрель

4 неделя

«День Земли»

Рисование (мелками на асфальте)

«Путешествие по экологической тропе»

Задачи:

- познакомить с разными породами деревьев;

- дать представление о значении растений;

- воспитывать интерес, бережное отношение к деревьям как к живым существам;

- развивать самостоятельную творческую изобразительную деятельность детей [4, с.318].

Конструирование из разных материалов

«Как родник превратился в поющий фонтан»

Задачи:

- расширить опыт художественного экспериментирования;

- вызвать интерес к конструированию родника и его творческого преобразования в фонтан;

- инициировать выбор материала и способа конструирования;

- закрепить технику каркасного конструирования;

- развивать творческое воображение, пространственное мышление, чувство формы, цвета и ритма;

- воспитывать эстетические эмоции, желание передавать представления об окружающем мире «языком искусства» [8, с.132].

Май

1 неделя

«День Победы»

Рисование сюжетное

«Это праздник со слезами на глазах»

Задачи:

- расширить знания детей о Великой Отечественной войне, знакомить дошкольников с жизнью народа в этот период;

- учить создавать сюжетный рисунок с помощью гуаши;

- закреплять знания о свойствах различных изобразительных материалов;

- воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам ВОВ [6, с.155].

Конструирование по замыслу в технике папье-маше

«Что можно увидеть в мирном небе»

Задачи:

- расширить представление о мире в трех смысловых трактовках: окружающее пространство, отсутствие войны, единение людей;

- углубить и систематизировать представления о небе, воздушном транспорте, воздушных игрушках, фейерверках;

- вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Мирное небо»;

- формировать опыт художественного конструирования в технике «папье-маше»;

- предложить для сравнения и свободного выбора два варианта каркасного способа;

- продолжать учить планировать деятельность и оценивать ее результат;

- развивать творческое воображение, пространственное мышление, тактильные ощущения, ловкость, усидчивость;

- воспитывать активность, инициативность, уверенность, коммуникативные качества [8, с.134].

Май

2 неделя

«Цветы и травы»

Рисование (нетрадиционное)

«Носит одуванчик желтый сарафанчик»

Задачи:

- продолжать знакомить детей с растениями луга;

- учить обогащать сюжет деталями, рисовать одуванчики, пользуясь приемом набрызгивания;

- закреплять навыки рисования красками;

- развивать эмоциональное отношение ко всему живому;

- воспитывать эстетический вкус, любовь  и уважение к природе [6, с.160].

Аппликация коллективная (панорамная композиция)

«Цветы луговые»

Задачи:

- продолжать учить детей вырезать розетковые цветы из бумажных квадратов, сложенных знакомым способом «дважды по диагонали»;

- обогатить аппликативную технику – вырезать лепестки разной формы, передавая характерные особенности конкретных цветов (белые ромашки, синие васильки, красные маки или гвоздики);

- показать детям возможность составления панорамной коллективной композиции на единой основе из множества элементов (цветков);

- развивать пространственное мышление и воображение;

- воспитывать интерес к сотворчеству [7, с.198].

Май

3 неделя

«Мир насекомых»

Рисование (нетрадиционное)

«Насекомые на полянке»

Задачи:

- закреплять знания детей о многообразии мира насекомых и среде их обитания; учить изображать насекомых разными способами;

- учить отображать насекомых разными способами;

- совершенствовать технические навыки;

- формировать умение самостоятельно подбирать цветовую гамму красок; воспитывать любовь к природе

[7, с.157].

Конструирование из ткани

«Как куколка превратилась в бабочку»

Задачи:

- продолжать знакомить с традиционной народной игрушкой;

- вызвать интерес  к конструированию модели

«Бабочка» с опорой на технологическую карту;

- создать проблемную ситуацию, связанную с поиском способов превращения гусеницы в куколку, а куколки в бабочку;

- формировать универсальные действия; складывание, скручивание, обматывание, завязывание узлов и др.;

- знакомить с цветочной символикой;

- развивать художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, тактильное восприятие, ловкость, аккуратность;

- приобщить к традициям и ценностям народной культуры;

- воспитывать трудолюбие, желание заниматься рукоделием, украшать свой дом и делать подарки.[8, с.144].

Май

4 неделя

«Лето»

Лепка (по замыслу, мониторинг)

«Мы все знаем и умеем»

Задачи:

- развивать воображение;

- учить задумывать содержание работы, добиваться воплощение замысла, используя разнообразные приемы лепки;

- закреплять технические умения и навыки;

- выявлять уровень знаний, навыков и умений детей в работе с лепным материалом;

 - развивать творчество и фантазию [7, с.200].

Рисование (предметное)

«Скоро в школу!»

Задачи:

- психологически готовить детей к школе;

- уточнять знания детей о школе, закреплять названия и назначение школьных принадлежностей;

- формировать умение рисовать школьные принадлежности, пользоваться разными приемами рисования и разными изобразительными материалами;

- воспитывать интерес к школе и желание учиться [7, с.164].

Аппликация декоративная (полихромная, накладная)

«Солнышко, улыбнись»

Задачи:

- вызвать у детей интерес к созданию солярных образов в технике аппликации;

- учить детей вырезать солнышко из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали, и составлять из них многоцветные (полихромные) образы, накладывая вырезанные формы друг на друга;

- показать варианты лучиков и способы их изготовления;

- развивать чувство цвета, формы и композиции [7, с.150].

2.4. Требования к результатам освоения программы

  • Ребенок высказывает предпочтения, ассоциации; стремится к самовыражению впечатлений; эмоционально-эстетически откликается на проявления прекрасного.
  • Последовательно анализирует произведение, верно понимает художественный образ, обращает внимание на наиболее яркие средства выразительности, высказывает собственные ассоциации.
  • Различает и называет знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов по материалам, функциональному назначению, узнает некоторые известные произведения и достопримечательности.
  • Любит по собственной инициативе рисовать, лепить, конструировать необходимые для игр объекты, подарки родным, предметы украшения интерьера.
  • Самостоятельно определяет замысел будущей работы, может ее конкретизировать; уверенно использует освоенные техники; создает образы, верно подбирает для их создания средства выразительности.
  • Проявляет творческую активность и самостоятельность; склонность к интеграции видов деятельности.
  • Демонстрирует хороший уровень технической грамотности; стремится к качественному выполнению работы; к позитивной оценке результата взрослым.
  • Принимает участие в процессе выполнения коллективных работ.

3.Организационный раздел программы

3.1. Методическое обеспечение программы. Средства обучения  и воспитания

По программе образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» используются следующие материалы и оборудование:

- интерактивная доска;

- ноутбук;

- двухсторонний мольберт (магнитная и для написания мелом доски);

- стеклянный мольберт для нетрадиционного рисования;  

- музыкальный центр;

- компактная стереосистема «Panasonic»;

- модуль «Уголок творчества» для самостоятельной изобразительной и конструктивной деятельности детей;

- учебно-наглядные пособия: демонстрационный материал, карточки, дидактические музыкальные игры и т.п.;

- художественные средства и инструменты для рисования и лепки- наборы для творчества;

- конструкторы: «Соты», «Великан», «Собирай-ка», «Юный строитель №1», «Веселые горки», «Лего», «Лего-дупло», конструктор из настоящих кирпичиков (37деталей), кинетический конструктор «Веселые шестеренки», «Цветные магниты»;

- магнитный планшет для рисования;

- строительные наборы (разных размеров);

- блоки Дьенеша для малышей;

- цветные палочки Кюинезера;

- мозаики с разным количеством и формой деталей;

- книжная иллюстрация (художники: Ю.Васнецов, В.Сутеев, Е.Чарушин и др.).

- костюмы разных персонажей, атрибуты к играм-драматизациям, музыкальным развлечениям, праздникам и т.п.

- предметы народных промыслов. Игрушки из глины (дымковская, каргопольская, филимоновская), из дерева (полхов-майданская, вологодская). роспись и резьба по дереву (Городец); роспись на подносах (Жостово);

- Книжки-раскраски «Дымковская игрушка», «Филимоновская роспись», «Городецкая игрушка», «Гжель».

- Дидактические игры («Укрась матрешку», «Раскрась сарафан», «Украшаем поднос», «Украшаем коврик», «Подарок маме»).

- Дидактические игры («Игры-загадки», «Силуэты», «Путаница», «Составь предмет», «Угадай-ка»).

- Тематические картинки и иллюстрации художников, альбомы с иллюстрациями.

- Репродукции картин художников: А.Головин, И.Левитан, И.Айвазовский, Э.Мане, И.Репин, Б.Кустодиев, В.Поленов, А.Саврасов, И.Шишкин, В.Васнецов, И.Репин, К.Брюллов

Список использованной литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования -  утвержден  Приказом Министерства  образования и науки РФ  от 17 октября 2013 г.  №1155. Основан на ФЗ №273от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации». М.: Педагогическое общество России, 2014. 31 с.
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОО. М.: Сфера, 2016. 96 с.
  3. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». СПб.: Детство- Пресс, 2019.  352 с.
  4. Ефанова З.А., Симонова О.В., Фролова О.А. Комплексные занятия по программе «Детство». Старшая группа. Волгоград: Учитель, 2016. 331 с.
  5. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1985. 96 с.
  6. Леонова Н.Н. Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. СПб.: Детство-Пресс, 2014. 240 с.
  7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: старшая группа: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М.: Карапуз-Дидактика, 2017. 208 с.
  8. Лыкова И.А.: Конструирование в детском саду. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. М.: Цветной мир, 2017. 176 с.
  9. Лыкова И.А  Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. М.: Цветной мир, 2010. 144 с.
  10. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюинезера. Для работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 72 с.
  11. Силантьева С.В.  Игры  и упражнения для свободной  двигательной

активности детей дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2013. 208 с.

  1.  Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. Методическое пособие для воспитателей. СПб.: Детство-Пресс, 2016. 64 с. ил., + цв.вкл.
  2. Юдаева М.В. Хрестоматия для старшей группы. М.: Самовар, 2015. 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной области «Познавательное развитие» средней группы компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

При составлении рабочей учитывалось обязательное условие: выполнение в полном объёме целей и задач образовательной области «Познавательное развитие» адаптированной основной образовательной программы д...

Рабочая программа образовательной деятельности для воспитанников старшей группы общеразвивающей направленности (с учетом примерной ООП ДО « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой «ИЗДАТЕЛЬСТВО «МОЗАИКА-СИН

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  для воспитанников  старшей группыобщеразвивающей направленности(с учетом  примерной  ООП ДО « От рождения до школы» под редакцией...

Рабочая программа образовательной деятельности с детьми старшей группы 2016 - 2017 учебный год

Рабочая программа разработанная на основе образовательной программы ДОУ, примерной общеобразовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и...

Рабочая программа образовательной деятельности с детьми старшей группы «Морячки» (5-6 лет) на 2016-2017 учебный год

Содержание I. Целевой раздел1.1. Пояснительная записка- Подходы к формированию программы…………………………………………..... 3- Структура программы ……………………………………………………………. 3- Цель реализации программы .....

Рабочая программа образовательной области «Речевое развитие» (старшая группа)

Данная программа разработана с учётом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, 2016г. Про...

Рабочая программа, образовательная область "Познавательное развитие", старшая группа

Рабочая программа разработана с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования "Детство" под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой...

Рабочая программа, образовательная область "Речевое развитие", старшая группа

Рабочая программа разработана с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования "Детство" под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др. (обязательн...