Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию «Мастерская Самоделкина» (Нетрадиционные техники рисования) в старшей группе №11 «Колокольчик»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Пояснительная записка.

В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде  всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.

Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребёнку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической практики и теории на современном этапе. Наиболее эффективное средство для всестороннего развития детей является для них самой интересной, она позволяет передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение, желание творить.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Рисование является одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти, мышления, воображения. Поэтому рекомендуется шире вводить рисование в процесс обучения  и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, прием обучения при изучении других предметов. Традиционная классификация методов

обучения становиться узкой, не позволяющей решить все задачи, поэтому необходимо проводить нетрадиционные

занятия, сочетание разных способов изображения предметов и явлений действительности, использование методов развивающего обучения.

Для развития творчества важно все, что значимо для ребёнка, что ему интересно, вызывает положительное

отношение. Для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими художественного опыта.

Предполагаемая программа по изобразительной деятельности предусматривает: формирование  у детей эстетического восприятия, обучение способам действия, развитие творчества. Все эти процессы между собой тесно связаны, их единству помогают методы и приемы, используемые в работе с детьми. Выбор методов и приемов определяется целями и задачами конкретного занятия, содержанием обучения. На занятиях главное внимание уделено формированию у детей нравственно - волевых качеств личности, эмоционально – образного восприятия изобразительного искусства, художественно – образного начала в рисунках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка № 86 "Оюна"- детский сад г.Улан-Удэ

Программа по кружку

 "Волшебные пальчики" 

Младшая группа

воспитатель Борисова Т.В.

высшая квалификационная категория

г. Улан-Удэ, 2022г

Пояснительная записка

В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Актуальность 

Работая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание на то, что дети неуверенны, скованны в действиях и ответах на занятиях. Пассивны в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе. У детей нет умения - экспериментировать с изобразительным материалом. Они ожидают четкого объяснения педагога знакомого способа рисования и простых действий с бумагой, нет умения - передавать личное отношение к объекту изображения и материалу. Я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения и самостоятельности.        

Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу. Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, работой с нетрадиционными материалами и «бумажной пластикой», как вид изобразительной деятельности, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить мыслить, активизировать творческую активность и уверенность в себе.

Появилось желание открыть кружок художественного творчества «Умелые пальчики». Программа кружка построена «от простого к сложному».  

Данное направление в работе с детьми, я считаю актуальным, важным и необходимым, потому что нетрадиционная техника рисования, работа с нетрадиционным материалом и техника «бумажной пластики» позволяет создавать яркие композиции. А также открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.

Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет

детям быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Новизной и отличительной особенностью программы  является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Эмоционально-образное познание мира ребенком в рамках программы я строю по поступательной системе действий: видим (изображение), слышим (слово, звук), чувствуем, представляем, действуем – творим.

Программа предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие трех видов художественной деятельности: изобразительной (рисование красками, лепка); декоративной (украшение – аппликация, работа в разных материалах); конструктивной (постройка – бумажная пластика, объемное и плоскостное конструирование из природных материалов, бумаги).

Эти  эмоционально-познавательные и  творческие задачи будут решаться вместе с освоением способов деятельности, развитием координации движений руки и особенно мелкой моторики.  «Рука – развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. Но умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш или ручку, самостоятельно шнуровать ботинки, мастерить поделки и подарки для своих близких. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Цель:

 Формирование творческих способностей воспитанников посредством расширения общекультурного кругозора и создания условий для творческой самореализации личности ребенка.

Цель программы- создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации

личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и

индивидуальности.

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи:

1. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

2. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

3. Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.

4. Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.

5. Формировать художественный вкус.

6. Осуществлять индивидуальный подход к детям, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной деятельности.

Форма работы:

    Программа предполагает проведение двух занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка. Общее количество занятий в год -30   Возраст детей 2- 3 года, количество детей 6 человек, время занятий 15 мин.

Форма и методы реализации программы:

  • Групповая и индивидуальная работа с детьми;
  • Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;
  • Мастер-классы с педагогами и родителями;
  • Консультации для родителей и педагогов;
  • Родительские собрания с использованием ИКТ;
  • Публикация информации на сайте ДОУ;
  • Оформление предметно-окружающей среды.

Ожидаемый результат
посредством данной программы педагог получит возможность более
эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного
возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.

Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль,
самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг
с другом.
-Сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств
выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески
подходить к видению мира, который изображают, и использовать для

          самовыражения любые доступные средства.

Материал для работы с детьми

1.Бумага (цветная, гофрированная, самоклеющаяся).

2.Картон цветной и белый.

3.Природный материал (шишки, желуди, ракушки, листья, ветки, солома).

4.Фломастеры, маркеры, карандаши, гуашь.

5.Нитки (простые, шерстяные, капроновые).

6.Пуговицы.

7.Скотч.

8.Ткань.

9. Цветной бисер, бусы, стразы.

10. Киндер– сюрпризы.

11.Семечки. Крупа. Макароны.

12.Вата.

13.Обертки от конфет и шоколада.

14.Цветные иллюстрации.

15.Клей. Пластилин.

16.Соленое тесто

17. Печатки

18.Леска

                                         Январь

п/п

Занятия

Тема

занятий

Нетрадиционные

техники

Программные задачи

1

2

3

4

5

1) Вводное занятие

«Ознакомление

с материалами для работы»  

 

  Знакомство с разными видами бумаги, материалами для работы, клеем, кисточками, ножницами и другим.  

2)Аппликация

«Зимушка-зима»

Салфетки

Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к зимней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.  

 Познакомить детей с отрывной аппликацией – отрывать салфетку на мелкие кусочки и наносить равномерно на всю поверхность бумаги,   Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус. Воспитывать аккуратность и внимательность.     Развивать мелкую моторику рук, творческие способности. Формировать тактильные ощущения, развивать цветовое восприятие ребенка.

Воспитывать интерес к живой природе.

3)Лепка

«Ёлочная игрушка»

Пластилин

Научить детей украшать объёмное изделие маленькими пластилиновыми шариками, украшать заготовку. Воспитывать аккуратность. Развивать мелкую моторику.

4)Аппликация

 

«Рукавичка Деда Мороза».

  Ниткография

  Познакомить детей с нетрадиционной техникой – ниткография.  Учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями двух цветов. Воспитывать аккуратность.

5)Рисование

«Дерево в снежной шубке»

 

Ватные

 палочки

Познакомить с новой техникой рисования ватными палочками.

Развивать умение располагать изображение по всему листку бумаги, способствовать развитию мелкой моторики, вниманию.

Рассматривание альбома времена года, просмотр

видеозаписи о зиме.

Учить детей создавать в рисовании  падающий снег ватными палочками. Развивать творческие способности.

6)Аппликация

«Зайчик»  

Ниткография  

 Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой - ниткография. Учить намазывать небольшие участки изображения клеем и посыпать их мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерстки». Развивать творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность.

7) Лепка

«Варежки»
   

Пластилинография

Познакомить с нетрадицинной техникой- пластилиннография. Учить  наносить  пластилин на поверхность. Научить самостоятельно украшать изделие. Укреплять мелкую моторику рук.  

8)Конструирование.

Ручной труд.

Гирлянда

Конструирование из бумажных полосок

Познакомить  с клеем. Учить намазывать клеем полоски бумаги. Делать из бумаги колечко.

                Февраль

1)Аппликация

«Снеговичок»

        Мятая бумага        

 Познакомить детей с техникой – мятая бумага. Учить доводить предмет до нужного образа и с помощью мелких деталей оживить его. Развивать творчество, воображение. Развивать интерес к неживой природе.

2) Лепка

«Ёжик»

Пластилин. Семечки.

 Учить создавать из пластилина тело ёжика. Учить вдавливать семечки в пластилин. Развивать мелкую моторику.

3)Конструирование.

Ручной труд

«Игрушки из коробочек»

 

Коробочки, обклеенные белой бумагой.

Развивать желание мастерить из бумаги, способствовать проявлению творчества и фантазии.

Предлагается обклеить коробочки разноцветными кусочками бумаги, создавая узор по замыслу.

4)Рисование

 «Гусеница»

 Печатки из поролона

 

Познакомить детей с техникой работы с печаткой, показать способ получения отпечатка. Тренировать мускулатуру пальцев. Учить красиво компоновать цвета.

5)Аппликация

«Барашек»

Вата, нитки

Познакомить с техникой рисования клеем и ватой. Учить детей отрывать маленькие кусочки ваты и наклеивать его на поверхность бумаги, заполняя пустое пространство. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности. Воспитывать интерес к живой природе.

6)Лепка

«Тили- тили, тесто …»

 

Солёное тесто

Экспериментирование, рисование на тесте) Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности материала, создание изображения на пласте теста: отпечатки ладошек.  Учить лепить из солёного теста. Расплющивать его, проделывать дырочку и раскрашивать гуашью.

  7)Конструирование.

Ручной труд

«Паровозик»

Коробочки, бумага.

Учить наклеивать на коробочку детали, знакомить с коллективной работе, помогать испытывать радость за изготовление совместной работы.

 8)Рисование

«Узоры на платье».

 Ватные палочки

 Научить украшать изделие точками, колечками, мазками, полосками с помощью ватных палочек.

Март

1)Лепка

«Угощение для гостей»    

Солёное тесто

  Продолжать учить детей лепить из солёного теста.

Учится различным приёмам лепки(раскатывание, скатывание, сплющивание). Продолжаем учить наносить отпечатки.  

Развивать   мышление, мелкую моторику.  

2)Конструирование.

Ручной труд

«Бусы из макарон»
 

Макароны

 Учить детей нанизывать макароны на леску, аккуратно закрашивать объёмные предметы. Развивать мелкую моторику рук, чувство ритма.  

3)Аппликация

«Солнышко лучистое»

Аппликация

из ладошек

Создать образ весеннего солнышка: наклеивают мелкие детали (ротик, глаза), наклеить готовые ладошки, цветочки, бантики. Развивать воображение, пространственное мышление, глазомер, мелкую моторику. Воспитывать интерес к неживой природе.

4)Рисование

«Красивая бабочка»

Пластилинография

(шаблон) 

Продолжать учить детей наносить пластилин на поверхность тонким слоем внутри контура рисунка, украшать аккуратно изделие.

5)Аппликация

«Воробей»

Аппликация

из крупы

Познакомить  детей с техникой наклеивание крупы на бумажную основу. Закреплять навыки рисования кончиком тонкой кистью. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности. Воспитывать у детей добрые чувства к животным.

 6)Лепка

«Подсолнухи»

Пластилин, гречка.

Продолжать учить вдавливать в пластилин крупу, не выходя за контур рисунка. Развивать мелкую моторику рук.

7)Конструирование.

Ручной труд.

«Цветок для мамы»

Пластилин, яйцо от киндер сюрприза

Учить детей конструировать цветок из бросового материала, украшать пластилином. Развивать фантазию, учить работать не по шаблону.

8)Аппликация

«Веточка вербы»

Вата

ватные диски

бумага

Учить детей выполнять аппликацию из разных материалов: ваты, ватных дисков и бумаги. Упражнять детей в отрывании небольших кусочков ваты, скатывать ватных комочков и наклеивать их на основу для аппликации. Развивать мелкую моторику рук, творчество. Воспитывать интерес к живой природе.

            Апрель

1)Аппликация

  «Началась капель»

 Салфетки

Продолжать формировать умение работать с  салфетками в технике обрывной аппликации.    Развивать мелкую моторику рук.  

2)Лепка

«Медальки».

Солёное тесто

Продолжать учить работать с тестом. Расплющивать  шарик, проделывать дырочку и раскрашивать гуашью.  

3)Конструирование из бумаги.

Ручной труд.

«Снегири на ветке рябины»

(коллективная работа).

Бумага

Продолжать учить детей сминать пальцами мягкую бумагу в крепкие комочки, работать самостоятельно, аккуратно. Уточнять и обобщать знания детей о снегире, о деревьях зимой. Развивать воображение, учить видеть снегирей в комках бумаги определенного цвета, формы и величины. Воспитывать интерес к коллективной работе.

4)Рисование

«Бусы для Кати»

Рисование пальчиками

Развивать умение располагать изображение по всему листку бумаги, способствовать развитию мелкой моторики, вниманию.

Рассматривание бус разной величины и цвета.

Рисование пальцем, гуашь трех цветов, половинка листа альбома с нарисованной ниточкой, кукла, коробочка, настоящие бусы, "волшебная палочка", салфетки.

5) Лепка

«Сосульки – воображульки»  

Пластилинография  

  Учить детей лепить предметы в форме конуса. Вызвать интерес к моделированию сосулек разной длины и толщины. Побуждать самостоятельно сочетать разные приемы для усиления выразительности образов: сплющивать, скручивать, вытягивать, свивать. Показать возможность смешивания в одном комке пластилина 2-3 цвета. Развивать чувство формы. Воспитывать интерес к природным явлениям и передаче своих впечатлений в изобразительной деятельности..

6)Рисование

«На что похо-

 жи облака?»

Рисование по – мокрому.

Создать условия для развития творческих способностей

Рассматривание облаков на картинке. Познакомить с новой техникой рисования по – мокрому. Значительное повышение уровня развития творческих способностей.

Расширение и обогащение художественного опыта.

Овладение простейшими приемами рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук.

 

7)Конструирование.

Ручной труд

«Одуванчики»

  

 

Влажные листы бумаги

 Формировать умение преобразовывать листы влажной бумаги жёлтого цвета в объёмные круглые формы (сминать). Развивать воображение, учить видеть цветы в комках бумаги определенного цвета, формы и величины. Воспитывать интерес к коллективной работе.

8)Рисование

«Щенок»

Ватные палочки

Учить детей рисовать пальчиками точками, располагая их близко друг к другу. Развивать мелкую моторику рук.  

        Май

1)Аппликация (с элементами рисования)

«Колобок покатился по лесной дорожке».

 

 

Ватные диски

Продолжать умение работать с бумагой, наклеивать из скатанных комочков. Развивать мелкую моторику рук.  

  Создание образа колобка из ватного диска и наклеивание на дорожку, нарисованную фломастером; развитие восприятия; сравнение объемной  формы и плоскостного рисунка, воспитание интереса к изодеятельности .

2)Лепка

« Рыбки в аквариуме»

Пластилинография

Формировать умение передаче характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйкиРазвивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях.

Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.

Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений.

Упражнять в раскатывании пластилина прямыми и круговыми движениями рук при лепке водорослей, камешков, дна аквариума.

3)Конструирование (с элементами лепки).

 

«Домик для зайчика»

Пластилин

Учить детей конструировать из вылепленных «бревен» домик. Закреплять умение раскатывать  из комков пластилина, между ладонями  «колбаски-бревнышки». Развивать у детей интерес к лепке. Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность. Формировать умение детей доводить изделие до нужного образа. Развивать желание пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации и отображать их в лепке. Воспитывать умение работать в паре.

4)Рисование

«Праздничный салют»

Набрызг

Познакомить с новой техникой рисования - набрызг. Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета, развивать чувство цвета, воспитывать самостоятельность, инициативность. Кисть для рисования, бумага для рисования, гуашь разного цвета.

5)Аппликация

«Стрекоза»

Фантики

фольга

Продолжать учить работать с различными материалами. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к живой природе.

6) Рисование

«Букет ландышей»

Отпечатки поролоном.

Продолжать учить работать с различными материалами. Развивать творческие способности, мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к живой природе.

7)Конструирование.

Ручной труд

«Подсолнух»

Аппликация из крупы

 

Учить детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, середину промазать клеем и нанести крупу. Развивать творческие способности. Воспитывать интерес к живой природе.

8)Рисование

«Воздушные шарики -ветерку послушные»  

 Монотипия

Познакомить с новой техникой рисования-монотипия. Вызывать интерес к новой технике. Учить радоваться выполненной работе. Продолжать учить работать с кисточкой.

Список использованной литературы:

1. «Волшебные полоски». Петрова И. М.

3. «Детское творческое конструирование». Парамонова Л. А.

5. «Аппликация в детском саду». Малышева А. Н. ; Ермолаева Н. В.

6. «Пластилинография -Детский дизайн 3». Давыдова Г. Н.

7. «Поделки из бумаги», Москва, Лада издательство, 2008г. Агапова И., Давыдова М.

8. «Программа для дошкольных учреждений. Первые шаги в мире искусства» Н.А.Горяева - под ред. Б.М.Неменского, Москва, «Просвещение», 2011.

9.  . «Конструирование и ручной труд в детском саду». Куцакова Л.В.

 

 

 

Тема: «Шарики воздушные - ветерку послушные». Задачи: Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, закрашивать круговыми движениями от края к центру.

Направление Художественно – продуктивная деятельность Цель Развитие познавательных, конструктивных, творческих способностей дошкольников в процессе создания образов, используя различные материалы и техники. Задачи 1. Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов. 2. Развивать воображение, умение видеть необычное в обычных предметах, развитие художественнотворческих способностей детей. 3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. Актуальность Воспитание гармонично-развитой личности, развитие

Вводное занятие Игра с элементами тренинга по сплочению детского коллектива «Как правильно дружить», «Откроем сердце друг другу» «Групповая картина» 1. Знакомство с разными видами бумаги. 2. Пальчиковая игра "Цветы" 3. Выполнение работы. Бумага разных видов, клей ПВА, кисточка, карандаш. Выставка детских работ. «Ёжик» (аппликация из осенних листьев) Развивать эстетический вкус, закрепить умение вырезать из бумаги прямоугольной формы треугольную, не используя шаблоны; пользоваться ножницами. 1. Пальчиковая игра "Ежик" 2. П/игра "Грибы для ежика" 3. Выполнение аппликации. Клей ПВА, Картон, листья клена, кисть, ножницы, цветная бумага, салфетка. Выставка

Зверюшки и птички в лесу

Познакомить детей со свойствами бумаги, развить желание мастерить, проявлять фантазию.

Детям раздаются заранее вырезанные силуэты животных и птиц, предлагая украсить их кусочками бумаги, скатывая и наклеивая на силуэт.

«Шарики»

Цель игры: 

  • Развитие умения узнавать и называть цвета,
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Игровой материал:
Плоские шарики 4 основных цветов, и  4 ленты аналогичных цветов к ним.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать ленточку того же цвета.

                                                          Красный, желтый, голубой, 

Шар выбирай себе любой.

Чтобы шарик удержать

Нужно ленту привязать,

Мы в руки ленточки возьмем

И шар по цвету им найдем.




4.Конструирование из бумаги (коллективная работа)

Тема: «Одуванчики весной»

Цель: Формировать умение преобразовывать листы влажной бумаги жёлтого цвета в объёмные круглые формы (сминать). Развивать воображение, учить видеть цветы в комках бумаги определенного цвета, формы и величины. Воспитывать интерес к коллективной работе.

Демонстрационный и раздаточный материал: 

Билингвальный компонент: одуванчик – бақбақ, солнце – күн, трава – шөп, зелёный – жасыл, жёлтый – сары.

Ход занятия.

Воспитатель беседует с детьми о весне, о зеленой траве, о красоте зеленого луга, показывает иллюстрации пейзажных композиций.

Задаёт вопросы: «Что изображено на этой картине? (одуванчики, трава, бабочки.) Что это у одуванчика? (лепестки, цветочки.)  Какого цвета одуванчики? (желтые) Как еще можно сказать: одуванчики какие? (красивые, весенние.)  С чем можно сравнить одуванчики? (с солнышком)

Давайте сделаем одуванчики из бумаги и объединим их в большое панно. Спрашивает, какого цвета возьмем бумагу. Одуванчики мы выполним сминая бумагу в круглые формы, и разместим на этой зелёной полянке (разворачивает на столе ватман)

Воспитатель напоминает способ изготовления одуванчика: лист желтой бумаги, слегка смачиваем мокрой тряпочкой и хорошо сминаем, формируя круглую форму. Затем получившиеся цветы, кладём на зелёную полянку.

Пальчиковая гимнастика.

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель оказывает детям практическую помощь, учит работать аккуратно, рвать бумагу на ровные полоски, красиво располагать их на фоне и самостоятельно приклеивать, согласуя свою работу с действиями других детей.

Итог занятия.

Дети любуются сделанной работой, отмечают красивое сочетание желтого и зеленого цветов. Воспитатель говорит, что все они старались. Задаёт вопросы: «Какой луг у нас получился? (красивый, жёлтый, весенний.) 
Какие цветы цветут на нашем лугу, как они называются? (одуванчики)

Читает стихотворение М. Полянская:

Одуванчики везде

По весенней травке:

Замелькали во дворе,

Разбежались по горе,

Спрятались в канавке.

5.Конструирование из бумаги (коллективная работа)

Тема: «Снегири на ветке рябины»

Цель: Продолжать учить детей сминать пальцами мягкую бумагу в крепкие комочки, работать самостоятельно, аккуратно. Уточнять и обобщать знания детей о снегире, о деревьях зимой. Развивать воображение, учить видеть снегирей в комках бумаги определенного цвета, формы и величины. Воспитывать интерес к коллективной работе.

Демонстрационный и раздаточный материал: картинка, изображающая снегирей на ветке рябины; лист ватмана с нарисованной на нем веткой рябины, бумага красная.

Билингвальный компонент: снегирь - Бозторғай

Ход занятия.

Педагог предлагает отгадать загадку:

Выпал снег, а эта птица

Снега вовсе не боится.

Эту птицу мы зовем

Красногрудым... (снегирем).

Ставит на доску картинку, изображающую снегирей на рябине.

Предлагает рассмотреть снегиря и: обращает внимание на то, что тело птицы покрыто перьями, на грудке перья красные, на спинке — серые, а на головке — черные. У снегиря два крыла, и он летает; есть хвост, клюв, ноги с коготками. У снегиря не видно шеи, его голова сразу переходит в тело, округлое и недлинное. Снегирь - очень красивая и важная птица.

Рассказывает о рябине. Зимой деревья стоят голые, без листьев. Снег падает на деревья. Зимой деревья в снегу очень красивые. На рябине сохранились ягоды. На красных ягодах рябины лежит белый снег. Птицы прилетают и клюют ягоды с рябины.

Давайте сделаем этих птичек из бумаги и объединим их в большое настенное панно. Снегирей мы выполним сминая бумагу в круглые формы, и разместим на этих ветках (разворачивает на столе ватман)

Показывает способ изготовления снегиря: лист красной бумаги, слегка смачиваем мокрой тряпочкой и хорошо сминаем, формируя круглую форму. Затем получившиеся птички-снегири, располагаем на ветке рябины (прикалывает булавочкой).

Пальчиковая гимнастика.

Самостоятельная деятельность детей.

Педагог помогает затрудняющимся детям, напоминает способ сминания бумаги.

Итог занятия.

Ребята, вам понравилось работать вместе? Каждый сегодня сделал по одной птичке, а когда мы соединили их вместе, получилась целая стайка снегирей! Давайте украсим нашу комнату, повесив картину на стену.

Читает стихотворение А. Чепуров «Снегирь»:

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды,

С первым снегом

Тут как тут!

6.Конструирование из бумаги

Тема: «Новогодние украшения»

Цель: Познакомить детей с традицией украшать новогоднюю елку игрушками, гирляндами. Развивать воображение детей, учить видеть елочные украшения (шары) в разноцветных бумажных комочках. Упражнять детей сминать большой лист мягкой бумаги в плотный комок, конструировать новогоднюю гирлянду из разноцветных «шаров», чередуя их по цвету в заданном порядке. Учить работать совместно, согласуя свои действия с действиями детей группы.

Демонстрационный и раздаточный материал: картинки с изображением Новогоднего праздника, бумажные столовые салфетки (большие по величине) 3–5 цветов по 5–7 листов на каждого ребенка.

Билингвальный компонент: Новый год - Жаңа жыл, ёлка - шырша

Ход занятия.

Воспитатель напоминает детям о приближающемся празднике зимы; загадывает загадку о елке:

В каждый дом под Новый год

Это деревце придет,
Зеленое и колкое,
Оно зовется… (елкою).

Педагог вовлекает детей в беседу о предстоящем празднике, предлагает рассмотреть картинки с изображением праздника.

Задаёт вопросы: « Что это? (Елка.)  Елка, какая? (Красивая, нарядная, зеленая.) Чем украшена елка? (Шарами, игрушками.) Что мы повесим на елку? (Игрушки, огоньки.)  Это гирлянда. Асем, скажи: что это?  Гирлянда, какая? (Длинная, разноцветная.) Где висит гирлянда? Асем, скажи: где висит гирлянда? (Гирлянда висит на елке)»

Затем воспитатель читает стихотворение о наряженной елке Е.Благинина «Ёлка»:

Ну и елка, просто диво!
Как нарядна, как красива!
Вот огни зажглись на ней,
Сотни крошечных огней.

Дети с помощью воспитателя придумывают, как украсить елку в группе: можно сделать гирлянду из разноцветных бумажных «шаров».

Воспитатель напоминает, как из салфеток разного цвета делаются комки. Эти комки будут шарами для украшения елки. Воспитатель располагает комки-шары в определенной последовательности, обращает внимание на заданный порядок чередования цветов и просит назвать цвет каждого комка-шара.

Пальчиковая гимнастика.

Самостоятельная деятельность детей.

Дети работают самостоятельно. Воспитатель предлагает выкладывать готовые «шары» цепочкой на краю стола, чередуя их по цвету в заданном порядке.

Итог занятия.

В конце занятия воспитатель «собирает» все «шары» иголкой на нитку. Предлагает полюбоваться гирляндой.

Задаёт вопросы: «Что у нас получилось? Что это? (Гирлянда.) Куда мы ее повесим? На чем висит гирлянда?  На чем висят шары? (На нитке.)  Какого цвета эти шары, они какие? Какая получилась гирлянда? (Длинная, разноцветная.) Что мы сделали? (Мы нарядили елку)»

Дети вместе с воспитателем выбирают место в групповой комнате для гирлянды, любуются ею. Воспитатель обращает внимание детей на то, что такую красивую и длинную гирлянду можно сделать только всем вместе.

7. Конструирование из бумаги

Тема: «Снег идёт»

Цель: Продолжать учить обрывать бумагу маленькими кусочками. Развивать воображение детей, учить видеть в маленьких бумажных кусочках белый снег. Развивать интерес к природному явлению «снег идёт». Развивать мелкую моторику, согласованность обеих рук.

Демонстрационный и раздаточный материал: иллюстрация зимнего леса,

Билингвальный компонент:

Ход занятия.

Воспитатель приносит в группу ведёрко со снегом. Задаёт вопросы детям:

- Ребятки, посмотрите, что у меня в ведёрке? (снег)

- Посмотрите, какого цвета у нас снег? (белого)

- Потрогайте снежок. Какой он? Тёплый или холодный? (холодный)

Педагог показывает иллюстрационную картинку с изображением зимнего леса, показывает детям, что все деревья в лесу покрыты снегом. Это снежок укутал веточки, чтобы деревья не замёрзли зимой.

Воспитатель предлагает детям покружиться как снежинки (Дети кружатся под музыку)

Предлагает сделать снег и показать, как тихо падает снежок, белый, чистый, как пушок. А поможет нам с вами это сделать бумага.

Спрашивает, какого цвета мы с вами возьмем бумагу (белую). Раздаёт детям полоски бумаги белого цвета и предлагает разорвать на мелкие кусочки, чтобы получились маленькие, лёгкие снежинки.

Игровое упражнение.

«Пошел снег». Перестроение в круг.

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками Дети поднимают руки над головой и делают хва-

И покажем дома маме. тательные движения, словно ловят снежинки.

А вокруг лежат сугробы, Потягивания - руки в стороны.

Снегом замело дороги.

Вон лисица в лесу скачет, Прыжки на месте.

Словно мягкий рыжий мячик.

Ну а мы идем, идем Ходьба по кругу.

И к себе приходим в дом.

Самостоятельная деятельность детей.

Дети садятся за столы берут в руки полоски белой бумаги и разрывают её на мелкие части.

Воспитатель помогает у кого что- то не получается.

Итог занятия.

Педагог читает стихотворение И. Демьянова

Летят снежинки-звездочки.

Смотрю из-под руки:

Кружась, танцуют в воздухе,

Пушисты и легки! Светлее стала улица,

Наряднее село.

Летят снежинки, кружатся,

Вокруг белым-бело!

Предлагает всем вместе подкинуть снег высоко над собой и покружиться. Хвалит детей: «Как много ребята сделали белого, пушистого снега»

Задаёт вопросы: «А снежок наш может растаять? Что произошло с нашим снегом в ведёрке? Почему снежок растаял и превратился в воду?»

Снеговик заполнить салфетками

Белый снег идёт кругом, Снегом землю замело, Из пушистого снежка я слеплю снеговика….»

Проблемная ситуация

Показ картинки с контуром снеговика.

- Ребята только снеговик грустный? –Как вы думаете почему? Как вы думаете, что нужно сделать? ( помочь снеговику и украсить его)

3 Рассматривание  « Чем украсим снеговика?»

4 Пальчиковая гимнастика «Снеговик»

5Практическая работа «Украшение снеговика»

6 Выставка детских работ

Развивать мелкую моторику. Учить овладению трудовыми микропроцессами от простого к сложному. Воспитывать стремление оказывать помощь, заботиться о близких. Развивать творческую активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие по развитию речи и нетрадиционной технике рисования в старшей группе

учить детей рисовать нетрадиционными способами «кляксография» и отпечатки, расширение словарного запаса детей через словесно-речевые игры, формировать эстетическое отношение к весенним явлениям природ...

Рабочая программа кружка «Радуга красок» по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей младшей группы

Рабочая программа по изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Данная программа подойдет в качестве дополнительного образования по изодеятельности с использованием нетрадици...

Рабочая программа кружка по "Художественно - эстетическому развитию" (нетрадиционные техники рисования) в старшей группе (5 -6)

Вся НОД кружка направлена на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реал...

Рабочая программа кружка «Волшебные краски» по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей 1 младшей группы

Этой программой  пользуюсь при работе с детьми посещающими кружок. Результаты очень хорошие....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и нетрадиционной технике рисования в старшей группе «Путешествие в страну Фантазия»

Конспект  интегрированного занятия по развитию речи и нетрадиционной технике рисования в старшей группе...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Печать листьями»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования в старшей группе «Печать листьями»...