Образовательные технологии в эпоху современного сетевого информационно-коммуникативного общества.
статья по информатике на тему
Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Образовательные технологии в эпоху современного сетевого информационно-коммуникативного общества.
Компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами.
Все чаще педагоги дошкольных учреждений стали указывать как основное достижение – использование ИКТ в работе с детьми. Как правильно поступить? Использовать или не использовать ИКТ в детском саду?
Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру.
Если посмотреть на события, происходящие в стране в области образования, мы увидим, почему в последние пять лет ускоренно развиваются ИКТ в дошкольных учреждениях.
• Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;
• Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;
• Реализация программы «Электронная Россия»
• Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»
• Подключение в рамках национального проекта школ к интернету;
• Принятие поправок к Закону «Об образовании»;
• Формирование социальных сетей и др.
Все эти события привели к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, а, следовательно, и работы детских садов, их взаимоотношений с вышестоящими организациями и родителями.
Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Абсолютно ясно, что ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебно-воспитательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.
Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.
Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Данные навыки применяются в работе:
- с детьми
- с родителями
- с коллегами
- в методической, экспериментальной, инновационной деятельности.
Каковы же основные направления развития ИКТ?
• Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации.
• ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.
• ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр, является ведущим направлением моей работы.
• ИКТ целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов и специалистов. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ.
Основные формы использования ИКТ в работе воспитателя:
• Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);
• Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии);
• Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
• Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия.
• Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
• Использование фоторамки для ознакомления родителей насыщенной и интересной садовской жизнью детей;
• Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;
• Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
• Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы. Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности;
• Для ведения обстоятельных обсуждений педагогических тем с коллегами и консультации со специалистами я пользуюсь форумами в сетевых педагогических сообществах. Мне интересны сетевые технологии общения.
Новые виды деятельности способствуют развитию новых компетенций. Эти компетенции, конечно, - в области информационных технологий:
• Свободное владение средствами ИКТ сети Интернет;
• Стремление к изучению новых средств, сервисов сети;
• Овладение постоянно совершенствующимся коммуникационным инструментарием сети Интернет.
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект организованной образовательной деятельности по ФКЦМ с использованием информационно-коммуникативных технологий на тему «Транспорт» для детей подготовительной к школе группы.
Тип проекта: для дошкольниковВозраст: Cтарший дошкольный возраст (5-7 лет)Разделы: Коммуникация, Познание, Социализация.Преподаватель: Левашова Ирина Владимировна — воспитательОб...
Проект организованной образовательной деятельности по ФКЦМ с использованием информационно-коммуникативных технологий на тему «Транспорт» для детей подготовительной к школе группы.
Тип проекта: для дошкольниковВозраст: Cтарший дошкольный возраст (5-7 лет)Разделы: Коммуникация, Познание, Социализация.Преподаватель: Левашова Ирина Владимировна — воспитательОб...
«Реализация образовательной программы дошкольного учреждения с использованием информационно – коммуникативных технологий»
Опыт по созданию и реализации образовательной программыДОУ с презентацией...
Технология «Лэпбук», как результат использования информационно- коммуникативных технологий для развития дошкольника
В данном материале говорится о том, что такое лэпбук, как его изготовить самостоятельно и использовать в работе с детьми....
Конкурсное задание «Педагогическая находка» Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ФЭМП с использованием информационно-коммуникативных технологий в младшей группе
Организованная образовательная деятельность по ФЭМП с использованием информационно-коммуникативных технологийв младшей группе«Путешествие в сказочный лес».Описание материала: конспект сост...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе, образовательная область «Познавательное развитие» с применением информационно-коммуникативных, социо-игровых, экспериментальных технологий
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе, образовательная область «Познавательное развитие» с применением информационно-коммуникативных, социоигро...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности с использованием инновационных и информационно- коммуникативных технологий (лэпбук) (средняя группа)
Конспект Непрерывной образовательной деятельности с использованием инновационных и информационно- коммуникативных технологий (лэпбук) (средняя группа)...