Консультация для воспитателей на тему « Использование предметно-графической схемы на занятии по развитию речи»
консультация по информатике на тему
Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений чаще всего свойствен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие. Важнейшей, если не основной, единицей семантической организации такого текста является «номинация», т. е. обозначение предметов действительности. Именно обозначения предметов выступают в качестве «опорных точек» при построении программы сообщения. Поэтому в основе способа наглядной записи смысловых связей предложений в рассказ – отражение предметных отношений в тексте.
Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста принята предметно-графическая схема. Схема представляет собой ряд горизонтальных плоскостей, каждая из которых символизирует структурные компоненты мысли: квадратами обозначены предметные значения сообщения — субъект и объект, стрелкой — предикат, выраженный глагольным словом. Пунктирная стрелка отражает наличие структурно-смысловой связи, общая рамка — подчиненность плана раскрытию единой темы.
Применение такой схемы дает реальную возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте — обозначение предмета, на втором — действия, на третьем — вновь обозначение уже нового предмета ситуации. Демонстрация подобного порядка смысловой организации текста оправдывает себя в полной мере, так как создает удобства для организации целенаправленного восприятия и последующего анализа, обеспечивая порядок выделения структурных компонентов отдельного суждения — предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_na_temu.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему « Использование предметно-графической схемы на занятии по развитию речи»
Выполнила учитель – логопед МБДОУ № 207Утемишева Г.К.
Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений чаще всего свойствен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие. Важнейшей, если не основной, единицей семантической организации такого текста является «номинация», т. е. обозначение предметов действительности. Именно обозначения предметов выступают в качестве «опорных точек» при построении программы сообщения. Поэтому в основе способа наглядной записи смысловых связей предложений в рассказ – отражение предметных отношений в тексте.
Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста принята предметно-графическая схема. Схема представляет собой ряд горизонтальных плоскостей, каждая из которых символизирует структурные компоненты мысли: квадратами обозначены предметные значения сообщения — субъект и объект, стрелкой — предикат, выраженный глагольным словом. Пунктирная стрелка отражает наличие структурно-смысловой связи, общая рамка — подчиненность плана раскрытию единой темы.
Применение такой схемы дает реальную возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте — обозначение предмета, на втором — действия, на третьем — вновь обозначение уже нового предмета ситуации. Демонстрация подобного порядка смысловой организации текста оправдывает себя в полной мере, так как создает удобства для организации целенаправленного восприятия и последующего анализа, обеспечивая порядок выделения структурных компонентов отдельного суждения — предложения.
Проиллюстрируем, как дети знакомятся с правилами строения цепного текста (фрагментом непосредственно-образовательной деятельности).
У Нины был день рождения.
На день рождения бабушка сшила Нине красивый сарафан.
К сарафану бабушка пришила карман.
А на кармане она вышила большой красный мак.
Красный мак ещё больше украсил сарафан.
Нарядный сарафан очень понравился Нине.
Анализируя предметную канву рассказа, дети замечают, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях, а в схеме это фиксируется двумя одинаковыми картинками. Так дошкольники подводятся к выводу о том, что именно за счет такого повтора предметов и осуществляется связь отдельных предложений в единое целое — рассказ. Закрепляя найденное правило, детям предлагается соединить стрелками красного цвета одинаковые картинки (или слова) двух соседних предложений, устанавливая тем самым цепь смысловых связей через единство предметных значений.
В заключение этой деятельности закрепляется первый опыт детей по усвоению правил смысловой связи предложений цепного текста через аналогию с процессом изготовления елочной гирлянды.
В работе с детьми предусматриваются тренировочные упражнения, на материале которых дошкольники учились обнаруживать места разрыва мысли, что подкреплялось аналогией с разорванной цепочкой. Для этого в структуру занятия вводились проблемно-игровые моменты, типа «предложения поссорились», «предложения рассыпались», «потерялось одно предложение» и т. д.
На базе усвоения принципа перехода мысли из одного предложения в другое дети знакомятся с правилами лексико-синтаксической организации предложений в цепном тексте.
Таким образом, применение графического плана смысловой программы текста позволяет показать детям приемы построения как отдельного предложения, так и целого, небольшого текста, и создает основу для развития осознанного самоконтроля за речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей»
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.Особенность методики в том, что для опосредованного запом...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ВИДЫ ТЕАТРА И ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей на тему : «Особенности организации наблюдения за объектами, как средства развития речи детей»
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы....
Консультация для воспитателей на тему: "Использование экспериментальной и исследовательской деятельности в экологическом развитии старших дошкольников"
Консультация на тему:«Использование экспериментальной и исследовательской деятельности в экологическом развитии старших дошкольников» То, что я услышал, я забыл.То, что я увидел, я по...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование карточек- схем для развития самостоятельной двигательной деятельности в группе».
В материале говорится о том, что представляет собой карта- схема, раскрывается вопрос организации динамического часа при помощи карты- схемы, этапы игрового динамического часа с картой- схемой....
Консультация для Воспитателей на тему: «Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство, развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»
Цели, задачи пальчиковой гимнастики, для детей....
Районное методическое объединение: Тема: Использование игр с песком на занятиях по развитию речи с детьми с ЗПР
Районное методическое объединение:Тема: Использование игр с песком на занятиях по развитию речи с детьми с ЗПР...