Районное методическое объединение: Тема: Использование игр с песком на занятиях по развитию речи с детьми с ЗПР
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)
Районное методическое объединение:
Тема: Использование игр с песком на занятиях по развитию речи с детьми с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 "Радуга" Кулундинского района Алтайского края
Районное методическое объединение:
Тема: Использование игр с песком на занятиях по развитию речи с детьми с ЗПР
Составитель:
Штырева У.С.
Учитель – логопед
высшей квалификационной категории
МБДОУ детский сад №7 "Радуга"
Кулундинского района Алтайского края
2024
Цель: познакомить учителей-логопедов, дефектологов с новыми подходами в работе с песком на логопедических занятиях с детьми с ЗПР и ЗИР посредством открытого занятия, совершенствовать речевые навыки детей.
Задачи:
Образовательные: активизация речевого высказывания, запоминание и пересказ сказки «Репка», обогащение словарного запаса, автоматизация звука [д] в слогах, обучение простым приемам драматизации;
Воспитательные: воспитывать интерес к сказкам и к работе на песочном столе;
Развивающие: развивать речевое дыхание, сильный ротовой выдох, мелкую и общую моторику, фонематическое восприятие, артикуляционные мышцы, интонационную выразительность речи, слоговую структуру.
Оборудование: доска (для презентации, песочный стол с подсветкой, песочница, резиновые фигурки персонажей сказки, трубочки, картинки Жучки, награда для детей, теремок (за которым будут прятаться персонажи).
Ход мастер-класса
Вводная часть (теоретическая)
Здравствуйте уважаемые коллеги. Как вы догадались, сейчас я наглядно Вам продемонстрирую свой опыт включения элементов песочной терапии в обычное занятие по развитию речи. Но сначала давайте освежим в памяти, все, что мы знаем о песочной терапии.
Итак, песочная терапия – особый метод психотерапии, используемый для снятия внутреннего напряжения, отличающийся простотой манипуляций и активизацией фантазии. Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка, поэтому песком можно увлечь абсолютно любого малыша, независимо от его особенностей психики и интеллекта.
Таким образом, перенос традиционных логопедических занятий в «песочницу» дает больший образовательный и воспитательный эффект, и решает расширенный спектр задач.
Сейчас я вам продемонстрирую занятие по развитию речи по простой и известной сказке «Репка», а вы сами увидите, как песочный стол с подсветкой и обычный песок сделают его увлекательным.
Основная часть (практическая)
Организационный момент
Приветствие:
Логопед: сегодня мы с тобой отправимся в песочную страну в интересное путешествие. Но сначала давай я расскажу правила поведения в этой стране.
Правила поведения в песочной стране (ритуал входа):
Вы послушайте, ребята, что хочу вам рассказать,
Эти правила простые нужно будет выполнять:
Здесь нельзя кусаться, драться и в глаза песком кидаться!
Чтобы не болел живот, не бери песочек в рот,
Из песочницы песок не выбрасывай, дружок
Аккуратно с ним играй, а рассыпал – собирай.
Логопед: а теперь подойди к песочнице, выбери себе место. Смотри, здесь есть клад.
1. Игра «Найди клад»
Цель: развитие мелкой моторики, кинестетических ощущений, сюрпризный момент.
Инструкция: Давай представим, что мы сыщики, возьми эту лопатку и раскопай клад. Что это? (в песке ребенок находит фигурку репки)
Логопед: что мы раскопали? – Репку. Правильно это значит, что сегодня мы окунемся в песочную сказочную страну, чтобы вспомнить сказку Репка от начала до конца. А для этого нам нужно отправиться в огород.
Основная часть
Логопед: А вот и наша репка (ставим репку в центр стола). Кто посадил ее? – Дед.
Логопед: Давай позовем его «Дед, иди»! А дед не слышит.
2. Потешка на автоматизацию звука [д] «Дед»
Цель: автоматизация звука [д] в слогах, развитие темпо-ритма, координация речи и движения.
Инструкция: Давай позовем деда нашей громкой потешкой и стуком кулачков. Слоги будем вместе повторять, и отстукивать ритм кулачками, а на слова разгибаем и загибаем пальцы рук.
Да – да – да – да – есть у деда борода.
Де – де – де – де – и сединки в бороде.
Ду – ду – ду – ду – сбреем деду бороду.
Ды – ды – ды – ды – нет у деда бороды.
Логопед: Ой, нас дед услышал и пришел. (Появляется из теремка фигурка деда). Давай поздороваемся с ним. Поможем деду репку посадить (сажаем репку в песок, закапываем, поливаем. (Пересказ части сказки).
Логопед: Кого позвал дед на помощь? - Бабку. Давай позовем ее «Бабка, иди». Бабка не выходит, хочет проверить, как у тебя работает язычок.
3. Артикуляционная гимнастика с использованием рук и песка.
Цель: развитие мышц артикуляции, межполушарного взаимодействия.
Инструкция: Давай разомнем наш язычок, может, к тому времени, бабка к нам выйдет. Движения делаем языком, а руками помогаем.
- Часики. Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении
- Качели. Языком ритмично двигать вверх - вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
- Заборчик / трубочка. (руки разводим в стороны и соединяем).
- Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку»
Справились мы с заданием. Вот и вышла бабка к нам и стали они вместе репку тянуть.
А кого позвала бабка? - Внучку. Давай позовем ее «Внучка, иди». (появляется фигурка внучки). Давай поздороваемся с ней.
4. А давай внучке покажем, какие же у нас сильные и ловкие руки?
Пальчиковая игра на песке «Крепкие ручки»
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие тактильно-кинестетических ощущений, регуляция мышечного тонуса.
Топором дрова колю, Двумя руками ударяем по поверхности песка, ребром ладони.
А потом пилой пилю. Показываем на песочном планшете, как пилит пила.
Отнесу их бабушке, Шагаем по песку пальчиками как ножками
Чтоб испечь оладушки Переворачиваем ладошки на песке
5. Позвала внучка Жучку: «Жучка, иди к нам».
Не выходит Жучка, она пропала. Придется нам сделать ее самим. (Рисунок жучки с отверстием).
Цель: развитие дифференцированных движений пальцев рук, внимания, мышления.
Инструкция: Насыпь в фигурку песок. Наполни ее песком. Вот и появилась Жучка. Позвала Жучка Кошку.
6. Но кошка заблудилась, нужно из камушков выложить дорожку. Игра с камнями Марблс.
7. Кого кошка позвала на помощь? – Мышку. Давай позовем ее «Мышка, иди». Мышка не хочет выходить, потому что в песочной стране у нее нет домика. А как называется домик у мышки? – Норка.
Дыхательная гимнастика с использованием трубочек «Делаем норку»
Цель: развитие диафрагмального правильного дыхания, варьирование воздушной струи по силе.
Инструкция: давай сделаем мышке красивую норку с помощью трубочек. Подуем трубочкой на песок так, чтобы появилась «норка».
Логопед: Молодец Мышке понравилась твоя норка, и она решила выйти. Давай поздороваемся с ней. (Пересказ сказки)
Логопед: Ура, мы вытянули репку! Ты такой молодец! Дед и его семья говорит тебе «спасибо» и дарит вот такой урожай с их огорода (яблоки).
Итог занятия:
Логопед: вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! У какой сказки мы были в гостях? А что мы делали сегодня? (копали норки, разминали пальчики и язычок, играли с песком). Нам пора прощаться со сказочной песочной страной и возвращаться в садик. А для этого нам нужно отряхнуть ладошки.
Ритуал-завершение «Мы песочек отряхнем»
Мы с песочком поиграли (ладони вверх и вниз,
Наши пальчики устали (кулаки сжимаем и разжимаем,
Мы песочек отряхнем (отряхиваем песок с рук,
Ручки наши мы потрем (трем руки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему « Использование предметно-графической схемы на занятии по развитию речи»
Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи пр...
Выступление на районном методическом объединении. Тема: «Виды здоровьесберегающих технологий»
Выступление на районном методическом объединении. Тема: «Виды здоровьесберегающих технологий»...
Выступление на районном методическом объединении. Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков младших дошкольников через сказку».
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности дошкольника. В современных условиях актуальность данного вопроса возрастает в связи с ос...
Методическая разработка по теме: «Использование камешек Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ». (из опыта работы)
Методическая разработка по теме: «Использование камешек Марблс в коррекционной работе по развитию речи с детьми с ОВЗ».(из опыта работы)...
Районное методическое объединение Тема «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» от 29.11.2022г.
Районное методическое объединение Тема «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...
Выступление на методическом объединении тема "Использование методов и приемов ТРИЗ технологии, как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"
Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в шко...
Конспект выступления в Районном Методическом Объединении. Тема: «Влияние сказок на развитие речи детей раннего возраста»
Проблема развития речи в настоящее время приобретает актуальный характер. Современным родителям некогда заниматься детьми, мало читают сказок, учат стихов. Проще включить телевизор и посадить реб...