Консультация для воспитателей на тему: "Использование экспериментальной и исследовательской деятельности в экологическом развитии старших дошкольников"
консультация (старшая группа)
Консультация на тему:
«Использование экспериментальной и исследовательской деятельности в экологическом развитии старших дошкольников»
То, что я услышал, я забыл. |
То, что я увидел, я помню. |
То, что я сделал, я знаю! |
китайская мудрость |
ВВЕДЕНИЕ
В современной образовательной практике значение исследовательской и экспериментальной деятельности ребенка явно недооценивается. Взрослые торопятся научить ребенка всему тому, что сами считают важным, порой не обращая внимание на то, что ребенок хотел бы исследовать все сам. Мы часто забываем, что дети по природе своей исследователи. Любой ребенок, практически постоянно, вовлечен в исследовательский поиск – и это его нормальное, естественное состояние. Он настроен на познание окружающего мира и хочет его познавать - проводить опыты с разными предметами: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за поведением птиц на прогулке, разбирать игрушки, изучая их устройство, рассматривать рыбок в аквариуме. Практически все, что нас окружает, есть объекты исследования ребенка.
Создав развивающую экспериментальную среду экологического направления в детском саду, мы помогаем дошкольникам самостоятельно познавать окружающий мир, выявлять различные связи, существующие в природе, наблюдать за объектами и явлениями живой и неживой природы, практически экспериментировать с ними. Ребёнок ближе знакомиться с изучаемыми объектами природы, экспериментирует, делает выводы, анализирует, учиться уважительно, с пониманием и бережно относиться к ним.
Не менее важным условием и средством воспитания личностного развития детей выступает и исследовательская деятельность, которая является инструментом, в том числе и экологического воспитания дошкольников. Педагоги и родители должны учить детей наблюдать и исследовать окружающую среду, воспитывая и закладывая основы экологической культуры у детей.
С уровнем развития исследовательской деятельности детей в природе, экологическое воспитание имеет одно из важнейших значений, т.к. именно в процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследовательской активности у ребенка, тем больше возможности для решения задач экологического воспитания. Поэтому целью исследования стало определение педагогических условий использования экспериментально — исследовательской деятельности для решения задач экологического воспитания старших дошкольников.
Предмет исследования: Использование экспериментальной и исследовательской деятельности в экологическом развитии старших дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю! китайская мудрость ВВЕДЕНИЕ В современной образовательной практике значение исследовательской и экспериментальной деятельности ребёнка явно недооценивается. Взрослые торопятся научить ребёнка всему тому, что сами считают важным, порой не обращая внимание на то, что ребёнок хотел бы исследовать все сам. Мы часто забываем, что дети по природе своей исследователи. Любой ребёнок, практически постоянно, вовлечён в исследовательский поиск – и это его нормальное, естественное состояние. Он настроен на познание окружающего мира и хочет его познавать - проводить опыты с разными предметами: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за поведением птиц на прогулке, разбирать игрушки, изучая их устройство, рассматривать рыбок в аквариуме. Практически все, что нас окружает, есть объекты исследования ребёнка.
Создав развивающую экспериментальную среду экологического направления в детском саду, мы помогаем дошкольникам самостоятельно познавать окружающий мир, выявлять различные связи, существующие в природе, наблюдать за объектами и явлениями живой и неживой природы, практически экспериментировать с ними. Ребёнок ближе знакомиться с изучаемыми объектами природы, экспериментирует, делает выводы, анализирует, учиться уважительно, с пониманием и бережно относиться к ним. Не менее важным условием и средством воспитания личностного развития детей выступает и исследовательская деятельность, которая является инструментом, в том числе и экологического воспитания дошкольников. Педагоги и родители должны учить детей наблюдать и исследовать окружающую среду, воспитывая и закладывая основы экологической культуры у детей.
С уровнем развития исследовательской деятельности детей в природе, экологическое воспитание имеет одно из важнейших значений, т.к. именно в процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследовательской активности у ребёнка, тем больше возможности для решения задач экологического воспитания. Поэтому целью исследования стало определение педагогических условий использования экспериментально — исследовательской деятельности для решения задач экологического воспитания старших дошкольников.
Предмет исследования : Использование экспериментальной и исследовательской деятельности в экологическом развитии старших дошкольников. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ В детстве у ребёнка формируются начальные отношения с важнейшими сферами жизни — миром людей, предметов, природой и своим внутренним миром. Если эти основы не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребёнка может стать неполноценной и, впоследствии, восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно. На этапе дошкольного образования необходимо формирование у ребёнка экологического сознания — единства психических процессов, участвующих в осмыслении взаимосвязи «человек - природа», выраженных в практической деятельности. В основе экологического сознания лежат те понятия и материал, которые развивают у ребёнка осознанное, правильное отношение к природе.
Критериями отбора таких понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - методы экспериментирования и исследований. Главное достоинство этих методов заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемых объектов, об их взаимоотношениях с другими объектами, со средой их обитания. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка , способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.
Результаты современных психологических и педагогических исследований показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции . При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование и исследование можно рассматривать как методы, близкие к идеальным. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно - образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.
Окружающий ребёнка мир - бездонный кладезь тайн и загадок, интересных открытий. В любой своей деятельности – игре или обучении - ребёнок стремится познать все новое и непонятное для него. Важно не пропустить момент заинтересованности ребёнка тем или иным явлением, не дать угаснуть естественной любознательности. Поэтому, чем раньше начать развивать у детей интерес к познавательной деятельности, тем лучше. В 90-е годы 20 – го века профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к выводу, что в детском возрасте, помимо игры, ведущим видом деятельности является и экспериментирование, проведение экспериментальных действий (игры - экспериментирования).
Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н. Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении. Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание определенных условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свои свойства, скрытые в обычных ситуациях. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ – КАК ОСНОВА ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях, это попытка осуществить что-либо. Эксперимент - это научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого объекта в специально созданных для этого условиях, позволяющих следить за ходом поведения наблюдаемого объекта и многократно воспроизводить его при повторении этих условий . Само слово «эксперимент» - происходит от греческого « еxperimеntum », что переводится как «проба, опыт». Эксперимент осуществляется на основе теории, определяет постановку задач и интерпретацию его результатов». Эксперимент – это планомерное проведение наблюдения.
Экспериментальная деятельность вызывает у детей огромный интерес. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Как показала практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Эксперименты и опыты можно классифицировать по разным принципам: По характеру объектов, используемых в эксперименте; По месту проведения опытов и количеству детей; По характеру включения в педагогический процесс и причине их проведения; По продолжительности и количеству наблюдений за одним и тем же объектом; По характеру мыслительных операций; По характеру познавательной деятельности детей;
Проведение опыта должно строиться на основе имеющихся представлений и знаний, которые дети получили в процессе наблюдений и экспериментальной деятельности. Задачи и цели проведения опыта должны быть ясны и понятны дошкольникам. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. План проведения опыта: Постановка проблемы; Выдвижение гипотез детьми; Проведение опыта; Вывод Во время опыта воспитатель должен поддерживать интерес к нему, фиксировать наиболее характерные этапы проведения в дневнике наблюдений (в виде рисунков, записей). Это помогает детям отмечать состояние условий и устанавливать причины изменений. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ
В заключение хочется привести слова академика К.Е.Тимирязева : « Люди, научившиеся ... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». В этом, на мой взгляд, и заключается актуальность темы использования экспериментальной и исследовательской деятельности в экологическом развитии старших дошкольников. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Спасибо за внимание!!!
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
«Использование экспериментальной и исследовательской деятельности в экологическом развитии старших дошкольников»
То, что я услышал, я забыл. |
То, что я увидел, я помню. |
То, что я сделал, я знаю! |
китайская мудрость |
ВВЕДЕНИЕ
В современной образовательной практике значение исследовательской и экспериментальной деятельности ребенка явно недооценивается. Взрослые торопятся научить ребенка всему тому, что сами считают важным, порой не обращая внимание на то, что ребенок хотел бы исследовать все сам. Мы часто забываем, что дети по природе своей исследователи. Любой ребенок, практически постоянно, вовлечен в исследовательский поиск – и это его нормальное, естественное состояние. Он настроен на познание окружающего мира и хочет его познавать - проводить опыты с разными предметами: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за поведением птиц на прогулке, разбирать игрушки, изучая их устройство, рассматривать рыбок в аквариуме. Практически все, что нас окружает, есть объекты исследования ребенка.
Создав развивающую экспериментальную среду экологического направления в детском саду, мы помогаем дошкольникам самостоятельно познавать окружающий мир, выявлять различные связи, существующие в природе, наблюдать за объектами и явлениями живой и неживой природы, практически экспериментировать с ними. Ребёнок ближе знакомиться с изучаемыми объектами природы, экспериментирует, делает выводы, анализирует, учиться уважительно, с пониманием и бережно относиться к ним.
Не менее важным условием и средством воспитания личностного развития детей выступает и исследовательская деятельность, которая является инструментом, в том числе и экологического воспитания дошкольников. Педагоги и родители должны учить детей наблюдать и исследовать окружающую среду, воспитывая и закладывая основы экологической культуры у детей.
С уровнем развития исследовательской деятельности детей в природе, экологическое воспитание имеет одно из важнейших значений, т.к. именно в процессе исследования формируется привычка к поиску. Чем выше уровень исследовательской активности у ребенка, тем больше возможности для решения задач экологического воспитания. Поэтому целью исследования стало определение педагогических условий использования экспериментально — исследовательской деятельности для решения задач экологического воспитания старших дошкольников.
Предмет исследования: Использование экспериментальной и исследовательской деятельности в экологическом развитии старших дошкольников.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
В детстве у ребенка формируются начальные отношения с важнейшими сферами жизни — миром людей, предметов, природой и своим внутренним миром. Если эти основы не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать неполноценной и, впоследствии, восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно. На этапе дошкольного образования необходимо формирование у ребенка экологического сознания — единства психических процессов, участвующих в осмыслении взаимосвязи «человек - природа», выраженных в практической деятельности. В основе экологического сознания лежат те понятия и материал, которые развивают у ребенка осознанное, правильное отношение к природе. Критериями отбора таких понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - методы экспериментирования и исследований.
Главное достоинство этих методов заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемых объектов, об их взаимоотношениях с другими объектами, со средой их обитания. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.
Результаты современных психологических и педагогических исследований показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование и исследование можно рассматривать как методы, близкие к идеальным. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно - образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами.
Окружающий ребенка мир - бездонный кладезь тайн и загадок, интересных открытий. В любой своей деятельности – игре или обучении - ребёнок стремится познать все новое и непонятное для него. Важно не пропустить момент заинтересованности ребёнка тем или иным явлением, не дать угаснуть естественной любознательности. Поэтому, чем раньше начать развивать у детей интерес к познавательной деятельности, тем лучше.
В 90-е годы 20 – го века профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н. Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к выводу, что в детском возрасте, помимо игры, ведущим видом деятельности является и экспериментирование, проведение экспериментальных действий (игры - экспериментирования).
Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н. Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении.
Термин «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание определенных условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свои свойства, скрытые в обычных ситуациях.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ – КАК ОСНОВА ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях, это попытка осуществить что-либо.
Эксперимент - это научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого объекта в специально созданных для этого условиях, позволяющих следить за ходом поведения наблюдаемого объекта и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.
Само слово «эксперимент» - происходит от греческого «еxperimеntum», что переводится как «проба, опыт». Эксперимент осуществляется на основе теории, определяет постановку задач и интерпретацию его результатов». Эксперимент – это планомерное проведение наблюдения.
Экспериментальная деятельность вызывает у детей огромный интерес. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Как показала практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Эксперименты и опыты можно классифицировать по разным принципам:
- По характеру объектов, используемых в эксперименте;
- По месту проведения опытов и количеству детей;
- По характеру включения в педагогический процесс и причине их проведения;
- По продолжительности и количеству наблюдений за одним и тем же объектом;
- По характеру мыслительных операций;
- По характеру познавательной деятельности детей;
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Проведение опыта должно строиться на основе имеющихся представлений и знаний, которые дети получили в процессе наблюдений и экспериментальной деятельности. Задачи и цели проведения опыта должны быть ясны и понятны дошкольникам. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.
План проведения опыта:
- Постановка проблемы;
- Выдвижение гипотез детьми;
- Проведение опыта;
- Вывод
Во время опыта воспитатель должен поддерживать интерес к нему, фиксировать наиболее характерные этапы проведения в дневнике наблюдений (в виде рисунков, записей). Это помогает детям отмечать состояние условий и устанавливать причины изменений.
Опыты помогают развить познавательный интерес ребенка и доставят ему огромную радость. Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта тем больше она способна рассуждать”. Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием целесообразно проводить с детьми различные опыты: с молоком, красками, песком, воздухом, с водой, солью, с тенью, с магнитом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочется привести слова академика К.Е.Тимирязева: «Люди, научившиеся ... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
В этом, на мой взгляд, и заключается актуальность темы использования экспериментальной и исследовательской деятельности в экологическом развитии старших дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно- исследовательская деятельность в экологическом образовании старших дошкольников
Я считаю, что данный опыт будет полезен педагогом средней полосы проживания, потому что мы находимся в одной территориальной и климатической зоне; родителям- обогатить свой опыт и передать его своим д...
Материал из опыта работы -презентация по теме: "Использование игры и игровых обучающих ситуаций в экологическом образовании старших дошкольников"
Использование игры и игровых обучающих ситуаций в экологическом образовании старших дошкольников...
План по самообразованию воспитателя детского сада "Использование новых технологий экспериментально – исследовательской деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников»
План по самообразованию на тему " Использование новых технологий экспериментально-исследовательской деятельности в экологтческом воспитании старших дошкольников"...
Проектно-исследовательская деятельность - основа познавательного развития старших дошкольников
Статья на тему: "Проектно-исследовательская деятельность - основа познавательного развития старших дошкольников"Подготовила: Еропова И.В. ...
Проектно-исследовательская деятельность – основа познавательного развития старших дошкольников
Консультацию подготовила для родителей...
Консультация для воспитателей на тему: "Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников"
С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в сторон...
Консультация для воспитателей на тему: "Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников"
С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в сторон...