Консультация для воспитателей на тему : «Особенности организации наблюдения за объектами, как средства развития речи детей»
консультация
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
на тему: « Особенности организации наблюдения за объектами, как средства развития речи детей»
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.
Природа – богатейший источник для речевого развития ребёнка.
Наблюдения в природе способствуют развитию у детей любознательности, умению сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи.
Наблюдения в природе представляют широкий простор для обогащения знаний и опыта ребенка. Сознание ребенка обогащается запасом конкретных представлений о предметах, явлениях, тем самым обогащают словарный запас слов, с помощью которого они выражают свои мысли, впечатления, эмоциональные переживания .Ребенок не может наблюдать молча. О наблюдательном объекте (предмете) он говорит с другими детьми, с взрослыми или объектом наблюдения. Работая с детьми, я увидела у детей желание и интерес к наблюдениям в природе. Но сложность состояла в том, что у детей был недостаточный словарный запас слов, они не могли выразить свои мысли, впечатления об увиденном в наблюдениях, делали ошибки в словах (грамматический строй речи), а это имеет важное значение в развитии связной речи.
Начав работу с младшей группы и проведя диагностику детей, я увидела, что у детей недостаточный их возрасту словарный запас. Дети допускают ошибки по грамматическому строю речи, неправильно изменяют слова в падежах, родах, числах – говорили: много деревов, сабаков, цыплятов, щенок она пушистый и.т.д. Поэтому я решила взять тему своей работы – «Особенности организации наблюдения за объектами, как средства развития речи детей».
Цель: с помощью наблюдений в природе обогатить словарный запас слов у детей, сформировать граматический строй речи.
Свою работу начала с подборки и изучением методической литературы.
Обновила природную зону картотекой прогулок, разработками наблюдений по ознакомлению с явлениями неживой природы, материалом для дидактических игр, художественной литературой по теме и т.д.
Для успешной работы и её закрепления применяла в своей работе иллюстрации, плакаты, альбомы (времена года, животные, цветы, деревья...). Художественное слово -загадки, пословицы, приметы, поговорки, рассказы о природе, экологические сказки о явлениях природы. Сделала и использую в работе словесные дидактические игры, игры в картинках.
В зависимости от поставленных задач использовала различные виды наблюдений:
- Кратковременные (за погодой, поведением птиц, животных). В процессе наблюдений, учу детей различать и называть форму, цвет, величину (например, ворона большая, чёрная), пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характер движения, издаваемые звуки и т.д.
- Длительные (за развитием растений, сезонными явлениями). Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе использую более сложный вид наблюдения – длительное наблюдение; дети при этом сравнивают и называют наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше (например, что происходит с деревьями в разные сезоны?).
Наблюдения проводили как с отдельными детьми, с небольшими группами (3-6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это зависело от целей, задач и содержания наблюдения. Наблюдения в природе использовала систематически, тем самым приучала детей приглядываться, подмечать её особенности.
Готовясь к проведению наблюдения подбирала слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а так же определяла приёмы активизации речи детей. Каждое новое слово я старалась чётко проговаривать, а затем оно повторялось детьми. Во время наблюдений я ставила вопросы, чтобы ответы детей требовали обязательного употребления данного слова.
Во время наблюдений я учила детей высказывать свои суждения в форме сложных предложений. Основным приёмом обучения составлению сложных предложений являются вопросы и мой предлагаемый образец. в (На дороге лужи, потому что шёл дождь. Если сегодня будет солнечно, мы услышим звон капели. Чтобы птицы не голодали, мы насыплем на кормушку хлебные крошки).Так разнообразные наблюдения за объектами и явлениями природы создают возможность для совершенствования детской речи, и чем больше я использовала эту возможность, тем богаче и разнообразнее по форме и содержанию становилась речь детей. Старалась поощрять детей, когда они используют образные выражения, сложные, правильно построенные предложения, высказывают собственное отношение к событиям и явлениям. Положительная оценка придаёт ребёнку уверенность в своих силах, что благоприятно влияет на его речевое и умственное развитие.
Для успешного достижения поставленной цели я продумывала и использовала специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задавала вопросы, предлагала обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
- наблюдение сопровождала точным конкретным словом: называла предметы, их признаки, действия. Вопросами направляла внимание детей на те или иные стороны наблюдаемых объектов, объясняла связи между явлениями. Поощряла проговаривание детьми в ходе наблюдения названий объектов, действий, признаков, благодаря чему формировались более полные и осознанные представления, обогащался словарь, развивалась связная речь. По ходу наблюдения давала краткие пояснения, обращалась к строчке стихотворения, пословице, народной примете.
- Старалась, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляла их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивала любознательность, воспитывала интерес и бережное отношение к природе и всему окружающему.
- Беседы с детьми в процессе проведения повседневных наблюдений, помогали мне решать задачи словарной работы.
По итогам наблюдений проводила и индивидуальные беседы с детьми.
Полученные результаты наблюдений с детьми объектов природы показали положительную динамику:
• Дети стали активно использовать в речи существительные, прилагательные, наречия, глаголы.
• Дети научились с помощью взрослого: рассказывать об увиденном явлении природы, рассказывать о событиях, связанных с наблюдениями в природе, из личного опыта; слышать и понимать заданные вопросы воспитателя в процессе наблюдений в природе.
• Дети стали проявлять интерес к явлениям природы, доброжелательно относиться к живым существам.
Подводя итоги, пришла к выводу, что целенаправленная работа по развитию речевой активности детей через наблюдения за объектами живой и неживой природы способствует более глубокому решению речевого развития, а также развития личности ребёнка.
МБДОУ « Детский сад № 73 «Малыш»
Консультация
для воспитателей на тему :
« Особенности организации наблюдения за объектами, как средства развития речи детей»
Воспитатель : Демьянова Н.П
Г. Смоленск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/19/picture-195371-1363713234.jpg)
Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»
Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/06/picture-493143-1412622342.jpg)
Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»
Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/06/picture-493143-1412622342.jpg)
Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»
Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/21/picture-988878-1513864257.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ВИДЫ ТЕАТРА И ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/14/picture-784704-1481739800.jpg)
Консультация для воспитателей на тему "Занятия аппликацией из нетрадиционных материалов, как средство развития творчества детей дошкольного возраста"
В детском саду изобразительная деятельность включает в себя такие виды занятий; как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/10/picture-1462677-1678431709.jpg)
Доклад по теме самообразования «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» (обобщение опыта работы)
Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми из-за своей занятости. Дети и сами меньше говоря...