Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей»
консультация по логопедии на тему

Шишкина Анна Анатольевна

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx235.09 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский сад «Солнышко» пгт. Гвардейское»

Симферопольского района Республики Крым

Консультация  для  воспитателей

«Использование мнемотехники

в развитии речи детей»

Подготовила

учитель-логопед:

Шишкина

Анна Анатольевна

К.Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи.

Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов.

Мнемотехника помогает развивать:  ассоциативное мышление,  зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание,    воображение.

Мнемотаблицы-схемы используются:

  • при заучивании стихов;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при отгадывании и загадывании загадок;
  • для обогащения словарного запаса.

Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

•   развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, особенно, образного;

•         кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы;

         перекодирование информации, то есть, преобразование из абстрактных символов в образы;

  •     развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении информации.

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Как показывает практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы  являются дидактическим материалом по развитию речи; их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи; использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».

Перечень мероприятий с детьми старшей группы по развитию речи на тему "Мир природы"....

Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».

Перечень мероприятий по работе с детьми по разделу "Мир животных"....

Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».

Перечень мероприятий для детей старшей группы по разделу "Мир природы"...

Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».

Перечень мероприятий для детей старшей группы по разделу "Мир природы"...

Консультация для родителей на тему "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом....

Перспективное планирование по теме самообразования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики рук мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением....