ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ
статья по информатике (подготовительная группа) на тему

Шарова Елена Васильевна

Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sharova.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль предшкольной подготовки детей дошкольного возраста. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:

  • предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что
    вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
  • ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый
    материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
  • привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
  • поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности
    учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;
  • развивать у дошкольников исследовательское поведение;
  • расширять творческие возможности самого педагога

Одна  из важнейших линий умственного развития ребенка-дошкольника состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

  • дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
  • глубже постигаются понятия числа и множества;
  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
  • раньше овладевают чтением и письмом;
  • активно пополняется словарный запас;
  • развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
  • уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
  • воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
  • развивается воображение и творческие способности;
  • развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

        Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом  при подготовке детей к обучению школе.

В ДС «Весточка» компьютерный класс действует уже более 10 лет, последние два года в образовательный процесс детского сада внедрена интерактивная доска. Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность — понятие, используемое в области информатики и коммуникации, описывает характер взаимодействия между объектами. Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Она реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность. Интерактивная доска работает вместе с компьютером и видеопроектором, представляя собой единый комплекс. На ней можно делать все то же, что и на обычном компьютере. В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы занятия для дальнейшего использования и редактирования. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён микроскоп, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время занятия.  

Коллективом детского сада ведётся большая работа по накоплению методического материала для  занятий с применением компьютеров, интерактивной доски. Разработаны игры по формированию элементарных математических представлений для интерактивной доски:  для обучения счету и обозначению множества цифрой, закрепления знаний о величине предметов, их форме, знакомства с геометрическими фигурами (плоскими: кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником и др.); для ориентировки в пространстве (близко, далеко, справа, слева) и во времени (сутки, день, месяц, год). Эти игры помогают детям закрепить представление о том, что число не зависит ни от предметного содержания множества, ни от пространственного расположения его элементов, которые  происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей. В ходе занятия дети учатся построению предметных моделей на взаимно однозначном соответствии заместителей. Такая модель позволяет наглядно представить количественные отношения: замещение предметов происходит путем наложения или приложения заместителей, что способствует пониманию смысла замещения. Компьютерные математические игры, помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Благодаря этим играм занятия приобретают непринужденный характер, вызывают желание добиться успеха.

Наш опыт в использовании интерактивного оборудования в детском саду говорит о том, что оборудование можно  и нужно использовать для  интенсификации процесса обучения, развития творческих способностей у детей, путём создания анимации, работе со звуком, участия в процессе создания мультфильмов, рисовании и решении специальных задач.  

Для того, чтобы воспитательно-образовательный процесс с использованием информационных технологий строился более эффективно в детском саду организована «Школа ИКТ» для воспитателей, целью которой является обучение педагогов детского сада работе на интерактивной доске. В «Школе ИКТ» специалист развивающего обучения помогает воспитателям овладеть практическими навыками работы на интерактивной доске, учит создавать развивающие игры по различным образовательным областям, что  позволит воспитателям расширить их творческие возможности – это, в свою очередь, окажет положительное влияние на различные стороны психического развития детей.  

Литература:

  1. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. – М., 1994. – 354 с.
  2. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. – М., 1987. – 265 с.
  3. Интерактивная приставка mimio [Электронный ресурс]. – URL : http://www.delight2000.com/scatalog.html?id_rub=406494&obj=catalog&commodity_id=406526)
  4. Интерактивные доски – современные интерактивные средства для образования [Электронный ресурс]. – URL: http://www.delight2000.com/scatalog.html?id_rub=2592&obj=catalog&by=ord&showarc=1
  5. Кузнецова, В.Г. Математика для дошкольников. Популярная методика игровых уроков / В.Г. Кузнецова. – СПб. : Оникс ; Оникс-СПб, 2006. – 64 с.
  6. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е.И. Машбиц. – М., 1988. – 192 с.
  7. Новосёлова, С.Л. Компьютерный мир дошкольника / С.Л. Новоселова, Г.П. Петку. – М., 1997. – 128 с.
  8. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / под ред. Ю.М. Горвица. – М., 1998. – 328 с.
  9. Преимущества работы с интерактивными досками [Электронный ресурс]. – URL: http://edu-teacherzv.ucoz.ru/publ/innovacionnye_tekhnologii_obuchenija/ispolzovanie_interaktivnoj_doski_po_predmetam/3-1-0-39
  10. Черных, В.В. Использование компьютерных технологий в образовании / В.В. Черных // Российское образование. – 2009. – № 11. – 24 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих, игровых, информационно-коммуникативные (ИКТ), технологий в совместной деятельности с детьми по теме “Масленая неделя”

Использование здоровьесберегающих, игровых, информационно-коммуникативные (ИКТ), технологий в  совместной деятельности с детьми  по теме “Масленая неделя”...

Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе с использованием личностно-ориентированных, игровых, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий. Тема: «Чудесный мешочек»

Цель занятия: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.Дидактические задачи:1.Обогощать в играх чувственный опыт детей.2. Развивать внимание, зрительную память и тактильные ощущения.3.За...

«Использование информационно коммуникативных (компьютерных) технологий в работе музыкального руководителя»

Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию....