«Использование информационно коммуникативных (компьютерных) технологий в работе музыкального руководителя»
статья на тему
Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_informatsionno_kommunikativnyh.docx | 27.14 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Использование информационно коммуникативных (компьютерных) технологий в работе
музыкального руководителя»
Подготовила
Сухова О.В. – муз.руководитель
1-й квалификационной категории
МБДОУ №129
Н.Новгород 2013
Руководитель международной Лаборатории технологий
«Образование для Новой Эры» Анатолий Гин сказал:
««Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад».
Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Постепенно использование компьютерных технологий входит и в систему дошкольного образования.
Никого не удивляет, что многие дети с дошкольного возраста свободно владеют компьютером, для них это еще один источник информации и развития. И мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.
Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию.
Основной целью педагога-музыканта по ИКТ является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования.
Что же такое информационно коммуникационные технологии (ИКТ)?
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, интернет, телевизор, видео, DVD, CD, мультимедиа и т.д.)
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология». Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и её преобразование. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения- это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии.
Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Ведь использование информационно коммуникационных технологий позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного, задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.
Цель использования ИКТ:
С помощью средств ИКТ приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности, активизируя процесс формирования музыкальных способностей, развивать умственную и эмоциональную сферу ребёнка, воспитывать музыкальный вкус и кругозор дошкольников.
Использование ИКТ помогает решить ряд задач:
- сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
- существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;
- обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГТ;
- активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;
В образовательной области «Музыка» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.
Музыкальные занятия с использованием ИКТ базируются на следующих общедидактических принципах обучения:
принцип сознательности и активности - обучение эффективно, когда ребенок проявляет познавательную активность. Компьютер способствует развитию познавательной активности;
принцип связи обучения с практикой – компьютерные технологии предоставляют широкие возможности для просмотра и отработки приобретенных знаний посредством выполнения различных музыкальных заданий;
принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе;
принцип доступности требует учитывать особенности развития детей, их уровень усвоения музыки;
принцип наглядности - ИКТ включает в работу максимальное количество органов чувств зрительный, слуховой и тактильный;
принцип развивающего и воспитывающего характера обучения - возможности компьютера связаны с особенностями построения компьютерных программ, способствующих выбору индивидуальных образовательных траекторий;
принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкальной деятельности, их органическую взаимосвязь.
Рассмотрим, какие функции выполняет компьютер в педагогической деятельности музыкального руководителя:
- Компьютерные технологии являются источником учебной и музыкальной информации.
- Помогает создать дидактический материал, картотеки.
- Компьютер позволяет создавать наглядные пособия, как демонстрационный материал, так и раздаточный. Оформлять документацию.
- Работать с музыкальными файлами, создавать фонотеки.
- Помогает обобщать и распространять опыт работы.
Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности.
Восприятие музыки:
Использование компьютерных презентаций в разделе восприятия (слушания) позволяет: обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение; зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.
Это может быть:
- знакомство с творчеством того или иного композитора, использование портретов,
- видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям,
- знакомство с жанрами музыки
- клипы к песням
- классическая музыка в мультфильмах
- видеофильмы, видеоклипы, которых сейчас очень много по слушанию для всех возрастов и т.д.
- видео – иллюстрации с элементами анимации.
Пение:
По графическому изображению, видео-иллюстрациям разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата; по картинкам – подсказкам, узнавать и учить песни.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица (мнемотехника). Данный метод чрезвычайно эффективен при работе с детьми при разучивании песен на музыкальных занятиях.
В музыкально-ритмических движениях – это использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения, ориентировку в пространстве или разучивать элементы танцев.
А также - можно использовать видео – клипы для знакомства с танцами, особенностями их исполнения.
Музыкально – дидактические игры, продемонстрированные в виде презентаций, позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, динамический слух, чувство ритма, характера музыкального произведения.
В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» используются презентации – концерты, видеофильмы для знакомства с музыкальными инструментами и спецификой их звучания.
Например, видеофильм «Путешествие в мир симфонического оркестра» создан на основе аудиоэнциклопедии «Симфонический оркестр». Фильм в доступной форме познакомит детей с симфоническим оркестром и поможет пробудить интерес к миру классической музыки.
Неоценима помощь компьютера в ведении документации (создание текстов, таблиц, оформление титульных листов, папок-передвижек с консультациями для родителей и воспитателей).
Большую помощь музыкальному руководителю оказывают Интернет-ресурсы:
- Так на сайте Numi.ru можно разместить материал из опыта своей работы, принять участие в заочных конкурсах, как самому педагогу, так и детям;
- На сайте Музыкальный форум mp3sort.biz можно пообщаться с коллегами, обменяться своими наработками;
- На сайте Социальная сеть работников образования можно создать свой мини-сайт; есть много других сайтов, которые помогают в работе музыкального руководителя: forum.in-ku.com, Музыкальный сад, сайт Татьяны Боровик, Педагогическая газета ну и, конечно, youtube.
Во всей этой работе музыкальному руководителю помогают такие компьютерные программы как:
Microsoft Word – для работы с текстом;
PowerPoint – для создания презентаций;
Adobe Audition – для работы с музыкальными файлами;
Photoshop – для работы с фотографиями;
Nero express – для записи информации на диск;
Nero vision – для работы с видео файлами;
Adobe Reader – программа для работы с отсканированным текстом;
ProShow Producer – создание видеоклипов, флэш презентаций;
Movavi – видео конвертер.
Результаты музыкальной деятельности с использованием ИКТ:
•повышение качества знаний детей по специальным разделам
музыкального воспитания;
•повышение уровня развития памяти, внимания, мышления, речи,
восприятия воспитанников;
•значительное повышение мотивации дошкольников к изучению
Музыки.
Преимущества компьютера:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка;
обладает стимулом познавательной активности детей.
Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий в непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.
Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребёнка, но и для музыкального руководителя.
Но, нужно помнить, что использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников – это только средство для реализации цели и задач, поставленных перед педагогом.
Главная роль в музыкальном воспитании всегда останется за музыкальным руководителем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДОУ
В статье описываются возможности использования информационных и компьютерных технологий на занятиях по физической культуре, позволяющие повысить интерес дошкольников к занятиям, активизировать творчес...
Статья по теме: "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя"
Как организовать процесс обучения с использованием ИКТ.Использование презентаций во всех видах музыкальной деятельности....
Использование информационных и компьютерных технологий на музыкальных занятиях.
С помощью широкого спектра информационных технологий можно не только обогатить преподаваемый учебный материал, но и повысить интерес к изучаемому предмету, расширить общий кругозор учащихся, в полной ...
Консультация для воспитателей "Использование информационных и компьютерных технологий на занятиях по физической культуре в ДОУ"
Использование информационных и компьютерных технологий на занятиях по физической культуре в ДОУ...
Использование информационных и компьютерных технологий на музыкальных занятиях
В этой статье я рассматриваю вопросы о необходимости использования новых информационных технологий на музыкальных занятиях в детском дошкольном учреждении....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе с использованием информационно - коммуникативных, здоровьесберегающих технологий, нетрадиционной техники аппликации (обрывание)
НОД аппликация в средней группе...
«Витамины и здоровье» с использованием информационно-коммуникативных, игровых технологий.
laquo;Витамины и здоровье»с использованием информационно-коммуникативных,игровых технологий....