План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» для детей средней группы
материал по художественной литературе (средняя группа)

Цаллагова Ксения Романовна

План работы по самообразованию на тему:

«Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_na_2023-2024_u.g.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новоильинский детский сад «Ромашка»

671332, Бурятия, Заиграевский район, с. Новоильинск, ул. Таёжная 7,тел. 8(30-136)45-5-93

План работы по самообразованию на тему:

«Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

для детей средней группы

Выполнила воспитатель:

Цаллагова К.Р.

Новоильинск

2023

ФИО

Цаллагова Ксения Романовна

Специальность

Воспитатель детей дошкольного возраста

Место работы

МБДОУ Новоильинский детский сад «Ромашка»

Стаж

4 года

Образование

ГБУ БРПК, Дошкольное образование

Квалификационная категория

1 категория

Дата начала работы над темой:

01.09.2023

Срок реализации:

1 год

Тема самообразования

«Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Обоснование актуальности темы

Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особенные причинно-следственные связи и явления делают ее особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языку красоту окружающего мира.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу и к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому с самого младшего возраста необходимо показывать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а так же с помощью народных сказок, в том числе и о животных. Почему же сказка так эффективна в работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно фантазировать и мечтать.

Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять. Что не у него одного есть проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы их различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. Пи этом ребенок отожествляет себя с положительным героем.

Цель:

Создание условий для развития и формирования нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).

Задачи:

  1. Развивать способность детей различать добро и зло, хорошее от плохого и в сказке, и в жизни, умение делать нравственный выбор.
  2. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведения и поведению других.
  3. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особенную роль в воспитании сегодняшнего и завтрашнего человека.

Форма самообразования: индивидуальная.

Предполагаемый результат:

Усвоение детьми норм нравственно-духовного воспитания, открытость их к доброму, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и к самому себе;

Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;

Знание определенных сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;

Формировать представление о честности, справедливости, доброте, отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости;

Развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться придти на помощь в трудную минуту.

Перспективный план работы

Разделы плана:

1.        Этап информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение учебно-методической литературы:

В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

Сборник научно-методических статей. Орел 2015г. под редакцией О. В. Бережнова

Ильин И. «Духовный мир сказки»

Занкевич- Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»

Э. И. Иванова «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г

2.        Этап – внедрение в практику.

3.         Этап – обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

Перспективный план на 2023-2024г.

Месяц

Тема

Форма отчетности

1

Сентябрь

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме.

Консультация для родителей: «Как подружить ребёнка с книгой».

2

Октябрь

1. Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей».

Методические приёмы:

-Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации.

-Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей».

3

Ноябрь

Создание картотеки сказок для работы с детьми.

Методические приёмы:

-Пересказ сказки детьми «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

-Дидактическая игра: «Угадай сказку».

Консультация: «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста».

4

Декабрь

1.Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми.

Методические приёмы:

- Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

-В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки».

2.Итоговое комплексное занятие «В гостях у сказок»

Фотоотчет

5

Январь

1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».

Методические приёмы:

-Чтение русской народной сказки «Зимовье»

-Чтение сказки и Пересказ сказки «Лиса и козел».

-Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой» - о пользе домашнего чтения.

Консультация для родителей: «Сказкотерапия как воспитательная система, органичная внутренней среде человека».

6

Февраль

1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей».

Методические приёмы:

- Чтение сказки «Чудо дерево» К. Чуковского

- Мини-викторина по сказкам К.Чуковского «Сказки дедушки Корнея».

Консультация для родителей: «Как читать сказку детям»

7

Март

1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».

Методические приёмы:

-Чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

-Постановка сказки «Репка» с привлечением родителей.

-Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке».

Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

8

Апрель

1.Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».

Методические приёмы:

-Чтение и пересказ сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстрации.

-Настольно-печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезанные картинки)

-Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

-Добавить материал в театральный уголок.

Консультация для родителей «У доброты есть лицо»

9

Май

1. Самоанализ плана по самообразованию.

Методические приёмы.

-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

2. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».

Фотоотчет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» для детей младшего среднего дошкольного возраста

Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, ...

План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» для детей средней группы".

Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочными героями, и это позволяет ему почувствовать и понять. Что не у него одного есть проблемы и переживания. С другой стороны,...

План работы по самообразованию на тему: «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Пояснительная запискаВ настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры,заметно утратило свое предназначение. Именно сказка играет важную роль в духовномобогащ...

План работы по самообразованию на 2023/2024 учебный год ТЕМА: «Экологическое воспитание дошкольников в средней группе»

laquo;Экологическое воспитание дошкольников в средней группе»Группа: средняя группаДата начала работы над темой: сентябрь 2023 годаОкончание работы: май 2024годаФормы самообразования:  инд...

Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников (для детей средней группы)

Важность роли сказок в воспитании подрастающего поколения отмечали В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой и другие известные отечественные педагоги, литературоведы, писатели, общественные деятели. Через русс...

План работы по самообразованию по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» в средней группе.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знако...