План работы по самообразованию на 2023/2024 учебный год ТЕМА: «Экологическое воспитание дошкольников в средней группе»
методическая разработка (средняя группа)
«Экологическое воспитание дошкольников в средней группе»
Группа: средняя группа
Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 года
Окончание работы: май 2024года
Формы самообразования: индивидуальная.
Цель: Воспитание у ребенка основ экологической культуры.
Задачи:
- Формировать экологическую культуру.
- Развивать познавательный интерес к природе, психические процессы (речь, память), логическое мышление, познавательно-исследовательскую деятельность.
- Формировать представления о системном строении природы.
- Воспитывать осознанное бережное отношение к природе, желание ухаживать за растениями и животными.
Актуальность:
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности. Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей — большой потенциал их всестороннего развития. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезонам и среде обитания, обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков). Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Самым доступным примером бережного отношения к окружающему миру для детского мышления являются наблюдения за живой природой и забота о братьях наших меньших.
Дошкольники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но в связи со своим неразвитым еще восприятием, видят к сожалению не все, зачастую не замечая главного. В связи с чем, очень важно всегда быть рядом с ними, подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать, стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти незамысловатые приемы принесу свои плоды. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы, создадут условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала природа.
Ожидаемые результаты:
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;
- повышение экологической культуры воспитанников и их родителей
- воспитание защитников природы;
- творческая активность воспитанников;
- внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.
- оснащение, наполнение предметно-развивающей среды (центра «Наука и природа»)
- вовлечение родителей в образовательный процесс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobraz_sr_gr.docx | 33.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по социально-личностному развитию детей
Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад № 14 общеразвивающего вида Красносельского района Санкт-Петербурга)
План работы по самообразованию на 2023/2024 учебный год
ТЕМА: «Экологическое воспитание дошкольников в средней группе»
Педагог:
Куц Наталья Николаевна
Санкт-Петербург, 2023 г.
Содержание
Методическая тема:
«Экологическое воспитание дошкольников в средней группе»
Группа: средняя группа
Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 года
Окончание работы: май 2024года
Формы самообразования: индивидуальная.
Цель: Воспитание у ребенка основ экологической культуры.
Задачи:
- Формировать экологическую культуру.
- Развивать познавательный интерес к природе, психические процессы (речь, память), логическое мышление, познавательно-исследовательскую деятельность.
- Формировать представления о системном строении природы.
- Воспитывать осознанное бережное отношение к природе, желание ухаживать за растениями и животными.
Актуальность:
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности. Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей — большой потенциал их всестороннего развития. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и животных к сезонам и среде обитания, обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков). Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Самым доступным примером бережного отношения к окружающему миру для детского мышления являются наблюдения за живой природой и забота о братьях наших меньших.
Дошкольники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но в связи со своим неразвитым еще восприятием, видят к сожалению не все, зачастую не замечая главного. В связи с чем, очень важно всегда быть рядом с ними, подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать, стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти незамысловатые приемы принесу свои плоды. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы, создадут условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала природа.
Ожидаемые результаты:
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;
- повышение экологической культуры воспитанников и их родителей
- воспитание защитников природы;
- творческая активность воспитанников;
- внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.
- оснащение, наполнение предметно-развивающей среды (центра «Наука и природа»)
- вовлечение родителей в образовательный процесс
Перспективный план работы по самообразования
на 2022/2023 учебный год
Срок | Содержание работы | Форма отчетности |
Сентябрь |
за солнцем, за дождём, за ветром, за облаками, за изменением окраски листьев на деревьях и кустарниках, за насекомыми и пауками, за птицами.
|
|
Октябрь |
за процессом опадания листвы, за окраской листьев, за сокращением светового дня, за небом (затянуто тучами)
|
|
Ноябрь |
|
«Экологическое воспитание детей в семье».
|
Декабрь |
|
|
Январь |
«Снег. Какой он?» Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится) «Как из снега получить воду» Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле). «Как воду превратить в лед» Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах). 6.Игра-путешествие «Птицы зимнего леса». |
|
Февраль |
«Цветные льдинки» |
«Огород на подоконнике».
|
Март |
|
|
Апрель |
- запустить в ручей кораблик, пронаблюдать, как он намокнет. - растереть и понюхать почки (выбрать ветку полярной ивы, поставить ее в банку и наблюдать, как распускаются почки) |
|
Май |
«Спрячь пуговку». Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет. «Пирожки для Мишки». Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы. «Сравнение песка, почвы и глины»
|
планету вместе!», «Земля – наш общий дом!»
|
ФИО_____________________________________ (_____________________)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на 2023- 2024 учебный год
Тема: «Инновационные формы работы по укреплению детско-родительских отношений через о...
План работы по самообразованию на 2021-2025 учебные года. «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»
План работы по самообразованию "Экологическое воспитание"...
План работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год.
Организация в дошкольных образовательных учреждениях физкультурноспортивных кружков – одно из перспективных направлений работы по формированию здорового образа жизни, привлечению детей к система...
План работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год. Тема: «Развитие нетрадиционной техники рисования с детьми в первой младшей группе».
- формировать у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материала...
План работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год средняя группа «Радуга»
Перспективный план....
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2023 -2024 г. Тема: «Развитие математических способностей детей первой младшей группы с использованием метода Коврограф Воскобовича.
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2023 -2024 г. Тема: «Развитие математических способностей детей первой младшей группы с использованием метода Коврограф Воскобовича....
План работы по самообразованию на 2024-2028 учебные года. «Экологическое воспитание дошкольников»
План работы по самообразованиюна 2024-2028 учебные года.«Экологическое воспитание дошкольников»...