План работы по самообразованию на 2023/2024 учебный год ТЕМА: «Экологическое воспитание дошкольников в средней группе»
методическая разработка (средняя группа)

Куц Наталья Николаевна

«Экологическое воспитание дошкольников в средней группе»

Группа: средняя группа

Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 года

Окончание работы: май 2024года

Формы самообразования:  индивидуальная.

 

Цель: Воспитание у ребенка основ экологической культуры.

 

Задачи:

  1. Формировать экологическую культуру.
  2. Развивать познавательный интерес к природе, психические процессы (речь, память), логическое мышление, познавательно-исследовательскую деятельность.
  3. Формировать представления о системном строении природы.
  4. Воспитывать осознанное бережное отношение к природе, желание ухаживать за растениями и животными.

 

Актуальность:

 

      В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение.     

     Федеральный государственный стандарт дошкольного об­разования предполагает формирование общей культуры лич­ности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интел­лектуальных, физических качеств, инициативности, самосто­ятельности и ответственности ребенка, формирование пред­посылок к учебной деятельности. Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей.

      На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей плане­те. Кроме того, экологическое образование детей — большой потенциал их всестороннего развития.  Систем­ное  знакомство ребенка с миром природы позволяет развить  у  него важнейшие  операции  мышления:  анализ  (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и разли­чие разных природных объектов), умение устанавливать вза­имосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и  животных к сезонам и среде обитания, обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков). Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Самым доступным примером бережного отношения к окружающему миру для детского мышления являются наблюдения за живой природой и забота о братьях наших меньших.

     Дошкольники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но в связи со своим неразвитым еще восприятием, видят к сожалению не все, зачастую не замечая главного. В связи с чем,  очень важно всегда быть рядом с ними, подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать, стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти незамысловатые приемы принесу свои плоды. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы, создадут  условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала природа.

 

 

 

Ожидаемые результаты:

 

- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;

- повышение экологической культуры воспитанников и их родителей

- воспитание защитников природы;

- творческая активность воспитанников;

- внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.

- оснащение, наполнение предметно-развивающей среды (центра «Наука и природа»)

- вовлечение родителей в образовательный процесс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobraz_sr_gr.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад № 14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по социально-личностному развитию детей

Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 14  общеразвивающего вида Красносельского района Санкт-Петербурга)

План работы по самообразованию на 2023/2024 учебный год

ТЕМА: «Экологическое воспитание дошкольников в средней группе»

Педагог: 

Куц Наталья Николаевна

Санкт-Петербург, 2023 г.

Содержание

Методическая тема:

«Экологическое воспитание дошкольников в средней группе»

Группа: средняя группа

Дата начала работы над темой: сентябрь 2023 года

Окончание работы: май 2024года

Формы самообразования:  индивидуальная.

Цель: Воспитание у ребенка основ экологической культуры.

Задачи:

  1. Формировать экологическую культуру.
  2. Развивать познавательный интерес к природе, психические процессы (речь, память), логическое мышление, познавательно-исследовательскую деятельность.
  3. Формировать представления о системном строении природы.
  4. Воспитывать осознанное бережное отношение к природе, желание ухаживать за растениями и животными.

Актуальность:

      В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об образовании». В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение.      

     Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности. Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей.

      На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей — большой потенциал их всестороннего развития.  Системное  знакомство ребенка с миром природы позволяет развить  у  него важнейшие  операции  мышления:  анализ  (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов), сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов), умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособления растений и  животных к сезонам и среде обитания, обобщение (дети учатся объединять животных и растения в группы на основе выделения существенных признаков). Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Самым доступным примером бережного отношения к окружающему миру для детского мышления являются наблюдения за живой природой и забота о братьях наших меньших.

     Дошкольники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но в связи со своим неразвитым еще восприятием, видят к сожалению не все, зачастую не замечая главного. В связи с чем,  очень важно всегда быть рядом с ними, подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать, стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти незамысловатые приемы принесу свои плоды. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы, создадут  условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала природа.

Ожидаемые результаты: 

- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;

- повышение экологической культуры воспитанников и их родителей

- воспитание защитников природы;

- творческая активность воспитанников;

- внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.

- оснащение, наполнение предметно-развивающей среды (центра «Наука и природа»)

- вовлечение родителей в образовательный процесс

Перспективный план работы по самообразования

на 2022/2023 учебный год

Срок

Содержание работы

Форма отчетности

Сентябрь

  1. Изучение методической литературы.
  2. Наблюдения за живой и неживой природой на прогулке:

за солнцем,  за дождём, за ветром, за облаками, за изменением окраски листьев на деревьях и кустарниках, за насекомыми и пауками, за птицами.

  1. Знакомство и наблюдения за комнатными растениями в уголке «Наука и природа».
  2. Работа с календарем природы
  3. Беседа: «До свидания, лето!»
  4. Беседа: «Здравствуй, осень!»
  5. Опыты: «Солнце греет и высушивает предметы».
  6. Сбор семян на цветниках.

  1. Систематизация изученной методической литературы
  2. «Прогулка в осенний лес» Папка- раскладушка
  3. Изготовление «Календарь погоды», карточки с явлениями неживой природы.
  4. Картотека прогулок и наблюдений в средней группе.
  5. Консультация для родителей «Безопасное поведение ребенка в природе».
  6. Коллекция семян цветов.

Октябрь

  1. Наблюдения за неживой природой: (дождливая погода, более холодный воздух и изменение одежды), за ветром (холодный, порывистый),

за процессом опадания листвы, за окраской листьев, за сокращением светового дня, за небом (затянуто тучами)

  1. Наблюдения и уход за комнатными растениями в уголке «Наука и природа».
  2. Работа с календарем природы.
  3. Опыт: «Выявление зависимости состояния почвы погодных условий».
  4. Беседа: «Почему деревья осенью раздеваются»
  5. Беседа: «Что нам осень подарила!»
  6. Сбор материалов в копилку «Подарки осени» (собрать природный материал).
  7. Экологические игры: «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты, «Найди дерево по описанию», «Найди листок, как на дереве».  
  8. Изготовление поделок из природного материала.
  1. Коллекция природного материала.
  2. Гербарий листьев деревьев.
  3. Д/и: «Собери урожай» (распредели по корзинам овощи, фрукты, ягоды»
  4. Ботаническое лото «Что где растет» (овощи и фрукты)
  5. Поделки из природного материала.
  6. Д/и: «Ботаническое лото «Времена года. Признаки осени»
  7. Музей «Что нам осень подарила»

Ноябрь

  1. Наблюдения за солнцем, ветром, за первым снегом, первым льдом, корочкой льда на луже, за деревьями, за птицами на участке.
  2. Наблюдения и уход за комнатными растениями в уголке «Наука и природа».
  3. Беседа: «Кто живет на ферме (знакомство с домашними животными)»
  4. Беседа: «Кто в лесу живет (знакомство с дикими животными)»
  5. Работа с календарем природы
  1. Книжка-самоделка «Домашние животные и питомцы», «Дикие животные».
  2. Папка-передвижка

«Экологическое воспитание детей в семье».

  1. Д/и: «Угадай, чей хвост».
  2. Д/и: «Мама и детеныш».
  3. Д/и: «Собери животное».

Декабрь

  1. Наблюдения в природе: наблюдения за солнцем, ветром, осадками (за снегопадом, за свойством снега), за поведением птиц зимой.
  2. Наблюдения и уход за комнатными растениями в уголке «Наука и природа».
  3. Игра-путешествие «На прогулку в зимний лес».
  4. Рассматривание хвойного дерева (ель).
  5. Работа с календарем природы.
  6. Беседа: «Зима пришла»
  7. Игра-путешествие  «Как  животные подготовились к зиме».

  1. Д/и: «Ботаническое лото «Времена года. Зима»
  2. Совместное изготовление родителей с детьми «Кормушка для птиц».
  3. Совместное изготовление родителей с детьми «Елочка нарядная»
  4. Памятка «Как помочь птицам пережить зиму»
  5. Организовать сбор изготовленных из бумаги снежинок для оформления группы.
  6. Книжка-самоделка «Животные зимой»

Январь

  1. Наблюдения в природе. (Закрепить представления детей о зимних явлениях в неживой природе: реки замерзают и покрываются льдом, снегопад, мороз. Знакомить со свойствами снега и льда.)
  2. Наблюдения и уход за комнатными растениями в уголке «Наука и природа».
  3. Работа с календарем природы.
  4. Беседа: «Зима на моей улице»
  5. Опытно-экспериментальная деятельность с детьми:

«Снег. Какой он?» Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

«Как из снега получить воду» Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

«Как воду превратить в лед» Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

6.Игра-путешествие «Птицы зимнего леса».

  1. Д/и: «Найди пару снежинке», «Собери снежинки».
  2. Консультация для родителей «Прогулка в зимнем лесу»
  3. Рекомендации для родителей «Зима. Зимние забавы»

  4. Картотека «Опыты и эксперименты со снегом и льдом для малышей».
  5. Книжка-самоделка «Птицы зимнего леса».
  6. Продуктивная деятельность «Снежные скульптуры»

Февраль

  1. Наблюдения в природе: за птицами: голубь, воробей, сорока, ворон (что общего в потребностях и поведении, чем различаются);
  2. Наблюдение за изменениями, происходящими с растущим луком, с растениями уголка природы; за солнцем: оно появляется всё чаще, с каждым днём светит ярче; наблюдение за метелью: зима борется с весной;  за сосульками (сравнение их по толщине, длине).
  3. Наблюдения и уход за комнатными растениями в уголке «Наука и природа».
  4. Работа с календарем природы.
  5. Беседа: «Какие растения можно вырастить в огороде на подоконнике?»
  6. Огород на подоконнике (посадка лука)
  7. Опытно-экспериментальная деятельность с детьми:

«Цветные льдинки»

  1. Методическое пособие по организации экологической предметно-пространственной развивающей среды

«Огород на подоконнике».

  1. Создать «Огород  на подоконнике».
  2. Рекомендации родителям «Как организовать с ребенком огород на подоконнике»

Март

  1. Наблюдения в природе: за солнцем, за небом, ветром, за таянием сосулек, за таянием снега, рыхлым снегом, настом; за набуханием почек;  за птицами.
  2. Наблюдения и уход за комнатными растениями в уголке «Наука и природа».
  3. Работа с календарем природы
  4. Опытно-исследовательская деятельность: размножение растений вегетативным способом, набухание и распускание почек.
  5. Беседа: «Как зима с весной борется»
  6. Беседа: «О растениях ранней весной»
  1. Книжка-самоделка «Признаки весны».
  2. Лото с элементами моделирования «Кто во что одет» (систематизация животных по покрову тела).
  3. Консультация для родителей «Экологические игры с детьми дома»

Апрель

  1. Наблюдения в природе:  за небом и солнцем, снегом, ручейками, проталинами.
  2. Наблюдения и уход за комнатными растениями в уголке «Наука и природа».
  3. Работа с календарем природы
  4. Беседа: «Весна идет».
  5. Беседа: «В весеннем лесу» (появление детенышей у диких животных)
  6. Беседа: «Первоцветы»
  7. Опытно-экспериментальная деятельность:

- запустить в ручей кораблик, пронаблюдать, как он намокнет.

- растереть и понюхать почки (выбрать ветку полярной ивы, поставить ее в банку и наблюдать, как распускаются почки)

  1. Д/и: «Ботаническое лото «Времена года. Весна»
  2. Д/и: Лото с элементами моделирования «Кто где живет», «Кто как двигается».
  3. Папка-передвижка «Меры безопасности на водных объектах в период весеннего паводка»
  4. Д/и: «Мама и  малыш».
  5. Продуктивная деятельность «Бумажные кораблики».

Май

  1. Наблюдения в природе:  за солнцем, небом,  ветром, за первоцветами, за появлением первых насекомых.
  2. Наблюдения и уход за комнатными растениями в уголке «Наука и природа».
  3. Работа с календарем природы
  4. Опытно-исследовательская деятельность:

«Спрячь пуговку». Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

«Пирожки для Мишки». Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

«Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

  1. Экологические игры: «Кто, где живёт?», «Найди дерево по описанию».
  2. Беседа: «Весенние заботы птиц».
  3. Беседа: «Осторожно, насекомые!»
  4. Беседа: «Скоро лето!»

  1. Папка-передвижка «Безопасное поведение в природе».
  2. Консультация «Как провести лето с ребенком»
  3. Презентация «Как человек охраняет природу».
  4. Создание плаката совместно с детьми «Сохраним 

планету вместе!», «Земля – наш общий дом!»

  1. Папка-передвижка «Осторожно, клещи!»
  2. Д/и: Лото с элементами моделирования «Чья тень».
  3. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

ФИО_____________________________________ (_____________________) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2023- 2024 учебный год

                           Тема: «Инновационные формы работы по укреплению детско-родительских отношений через о...

План работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год.

Организация в дошкольных образовательных учреждениях физкультурноспортивных кружков – одно из перспективных направлений работы по формированию здорового образа жизни, привлечению детей к система...

План работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год по теме: «Использование инновационной технологии ковролинография – «говорящая стена» для речевой активности детей»

Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения современных технологий в развитие речевой активности детей. Создать условия для развития речи детей  посредством внедрения...

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год по теме:«Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой н...

План работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год. Тема: «Развитие нетрадиционной техники рисования с детьми в первой младшей группе».

- формировать у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материала...