Тематический досуг «К нам приходят Пушкинские сказки»
методическая разработка (подготовительная группа)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ДОСУГ «К НАМ ПРИХОДЯТ ПУШКИНСКИЕ СКАЗКИ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkin_zanyatie.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ДОСУГ
«К НАМ ПРИХОДЯТ ПУШКИНСКИЕ СКАЗКИ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
К ШКОЛЕ ГРУППЫ
раздел «Слушание музыки»
Ход мероприятия
Дети входят в музыкальный зал, садятся на стулья. Звучит «Колыбельная» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко» – музыкальный файл к титульному слайду № 1, который демонстрируется на экране.
Презентация с аудиомузыкальным сопровождением
Музыкальный руководитель:
Много сказок живёт на свете,
не пытайтесь их сосчитать.
И сегодня хорошим детям
сказку я хочу показать.
(Обращает внимание на стенд с книгами.)
Пусть жизнь порой приветлива не слишком,
Но нужно в чудо верить всё равно.
Возьми ты с полки старенькую книжку,
(Берёт книгу с выставки.)
Открыв её, отправься в волшебство.
Музыкальный руководитель листает книгу, подходит к экрану, продолжает цитировать стихотворение. На экране демонстрируется слайд-презентация.
Музыкальный руководитель:
Увидишь град на острове чудесном,
(На экране демонстрируется слайд № 2.)
Где белка золотой грызёт орех,
И царь Дадон за жадность и нечестность
(На экране демонстрируется слайд № 3.)
Наказан будет на глазах у всех.
И со страниц прекрасных добрых сказок,
Что Пушкин написал давным-давно,
Нам петушок напомнит, прокричав три раза:
(На экране демонстрируется слайд № 4.)
«В жизни есть всегда добро и зло…»
Там Черномор сражается с Русланом,
(На экране демонстрируется слайд № 5.)
Пока Людмила спит глубоким сном.
Все чудеса на острове Буяне
(На экране демонстрируется слайд № 6.)
Там создаются Пушкина пером.
(На экране демонстрируется слайд № 7.)
Бесценный дар великого поэта
Мы сохраним на долгие века,
В тех сказках много волшебства и света
И зло накажет добрая рука.
Ребята, сегодня мы с вами окунёмся в волшебный мир прекрасного поэта и сказочника Александра Сергеевича Пушкина.
На экране демонстрируется слайд № 8 – портрет А.С. Пушкина, который написал художник В. Тропинин. Затем слайд № 9 – сказочная книга. Звучит музыкальная заставка к передаче «В гостях у сказки» – мелодия песни «Приходи, сказка» (муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима). Музыкальный файл к слайду запускается щелчком.
Музыкальный руководитель:
А музыка введёт нас в мир волшебный и прекрасный, и вы услышите её мелодий строй согласный. Сегодня мы не только услышим музыку великих русских композиторов, которая поможет нам понять загадочный мир волшебных сказок любимого поэта, но и увидим иллюстрации русских художников к сказкам Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране.
На экране демонстрируется слайд № 10 – «Нянины сказки».
Музыкальный руководитель:
С раннего детства маленькому Саше напевала песни, рассказывала необычные истории и сказки его любимая няня – Арина Родионовна. Нянины речи были певучими, складными. В её сказках добрые силы воевали со злыми. Добрым приходилось трудно, но, в конце концов, добро побеждало зло. Когда Александр Сергеевич Пушкин стал взрослым, сам собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и создавал их.
На экране демонстрируется слайд № 11 – «Златоглавый город Леденец». Звучит музыка из оперы Н.А. Римского-Корсакова к «Сказке о царе Салтане» (воспроизводится в автоматическом режиме). Музыкальный руководитель цитирует стихотворный отрывок.
Музыкальный руководитель:
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Не только художники создавали иллюстрации к сказкам, но и многие русские композиторы в своём творчестве обращались к сказкам. Так, сказочное чудо стихов Александра Сергеевича Пушкина передал в своей музыке композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.
На экране демонстрируется слайд № 12 – портрет композитора Н.А. Римского-Корсакова.
Музыкальный руководитель:
В его музыку вплетено множество самых различных мелодий, в том числе и русские народные песни. Сейчас мы это увидим и услышим.
На экране демонстрируется слайд № 13 – иллюстрация «Белка».
Музыкальный руководитель:
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом…
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
Кучки равные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном при всём народе:
«Во саду ли, в огороде».
Звучит музыкальный фрагмент русской народной мелодии «Во саду ли, в огороде» к отрывку «Сказки о царе Салтане». Музыкальный файл к слайду запускается щелчком. Затем на экране демонстрируется слайд № 14 – «Бочка по морю плывёт».
Музыкальный руководитель:
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт…
…Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли…
Давайте послушаем, как музыка передаёт настроение волнующегося моря, в котором оказались Царевич с Царевной.
Звучит отрывок из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко» – «Море». Музыкальный файл к слайду запускается щелчком.
Музыкальный руководитель:
Как звучала музыка? Какое море? (Дети отвечают: бурное, грозное, волнующееся, недоброе.) Величие и непокорность морской волны ощущаем мы, слушая музыку. Море представляется грозным, суровым. А помогают ли иллюстрации художников ощутить тревожное настроение? (Дети отвечают.) Краски в иллюстрациях светлые, радостные или тёмные, мрачные? (Дети отвечают.) Верно, холодные краски передают сильное, страшное, недоброе море. На картине настоящая буря, разбушевавшаяся водная стихия. И музыка грозная, суровая. Не только Римский-Корсаков сочинял музыку к сказкам, но и другой русский композитор – Михаил Иванович Глинка обращался к этой теме.
На экране демонстрируется слайд № 15 – портрет М.И. Глинки.
Музыкальный руководитель:
Музыка этого композитора тоже помогает нам воспринимать содержание иллюстраций сказок Пушкина. Кто помнит, сколько чудес увидели заморские гости в городе Леденце? (Дети отвечают: три чуда.) Одно мы уже видели – это белка. А какое же второе, помните? (Дети отвечают: тридцать три богатыря.)
На экране демонстрируется слайд № 16 – «Тридцать три богатыря».
Музыкальный руководитель:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Давайте послушаем «Марш Черномора» к опере сказки «Руслан и Людмила», которую написал Михаил Иванович Глинка.
Звучит «Марш Черномора» М.И. Глинки к опере «Руслан и Людмила». Музыкальный файл к слайду запускается щелчком.
Музыкальный руководитель:
Какими представляются вам богатыри, когда вы слушаете эту музыку? (Дети отвечают: могучими, гордыми, смелыми, храбрыми.) Верно. Выходит, и поэзия, и музыка, и изобразительное искусство живут вместе, помогая нам познавать жизнь, мир сказки, ощущать его с полной силой. А сейчас давайте проверим, хорошо ли вы знаете «Сказку о царе Салтане». Отгадайте, о какой музыке сейчас пойдёт речь:
…Он над ней жужжит, кружится –
Прямо на нос к ней садится.
Нос ужалил богатырь,
На носу вскочил волдырь.
И опять пошла тревога:
«Помогите, ради бога!
Караул! Лови, лови,
Да дави его, дави…
Вот ужо! Пожди немножко,
Погоди!..» А шмель в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.
Дети:
Полёт шмеля.
Музыкальный руководитель:
Верно. Давайте вспомним, что это за музыка.
На экране демонстрируется слайд № 17 – «Шмель». Звучит «Полёт шмеля» Н.А. Римского-Корсакова. Музыкальный файл к слайду запускается автоматически.
Музыкальный руководитель:
А какое третье чудо в этой сказке вы помните?
Дети:
Царевна-Лебедь.
На экране демонстрируется слайд № 18 – «Царевна-Лебедь».
Музыкальный руководитель:
Месяц под косой блестит,
а во лбу звезда горит…
Вот идёт молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Звучит отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова «Царевна-Лебедь». Музыкальный файл к слайду запускается щелчком. Затем на экране демонстрируется слайд № 19 – «Сказки Пушкина» – палехская роспись.
Музыкальный руководитель:
Мы приходим в пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
(фрагмент стихотворения И. Акулининой.)
Вот и закончилось наше путешествие в мир сказок Александра Сергеевича Пушкина, а помогли нам в этом красочные изображения художников-иллюстраторов, поэзия и музыка русских композиторов. Каких, назовите, пожалуйста.
Дети отвечают: Н.А. Римского-Корсакова и М.И. Глинки. На экране демонстрируется слайд № 20 – портреты композиторов.
Музыкальный руководитель:
+
Музыка и вправду творит чудеса! Она нас увлекает, живёт везде и всюду и украшает нашу жизнь. Пусть так будет всегда! Вы согласны? (Дети отвечают.)
На экране демонстрируется слайд № 21 – сказочная книга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вечер развлечений в подготовительной группе "Пушкинские сказки"
Целью вечера развлечений является: закрепление знаний детей о сказках А.С.Пушкина, рРазвитие у детей творческие способностей, умения создавать выразительные образы героев сказок, используя различные и...
Конспект занятия-развлечения в старшей и средней группах «Пушкинские сказки» .
Цели: воспитывать у детей интерес к жизни и творчеству А.С.Пушкина; помочь ребенку открыть мир литературы, заложить основу литературного образования дошкольника.Цели: воспитывать у детей интерес к жиз...
Конспект совместной образовательной деятельности Тематический досуг «Часы в гостях у сказки» В рамках проекта «Раньше и теперь в истории часов» с детьми подготовительной группы
Конспект совместной образовательной деятельности...
Тематический досуг «Пушкинский день» (по сказкам А.С.Пушкина)
Цель: Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С.ПушкинаЗадачи:Образовательные: Познакомить детей с биографией А.С.Пушкина; Продолжать знакомить с творчеством поэта...
Досуг "Пушкинские сказки"
Досуг «Пушкинские сказки» в группе компенсирующей направленности в рамках Дня русского языка...
Досуг «Путешествие по Пушкинским сказкам»
Задачи: вызвать интерес к творчеству русского поэта; формировать коммуникативные качества, участвуя в разных видах деятельности; создать атмосферу творческой активности, интерес к действию, доброжелат...
Тематическое мероприятие «Путешествие по Пушкинским сказкам»
Цель мероприятия это закрепление знаний детей о произведениях А. С. Пушкина, привитие интереса к литературному чтению, развитие навыков коллективной работы, формирование умения де...