Тематический досуг «К нам приходят Пушкинские сказки»
методическая разработка (подготовительная группа)

Орлова Надежда Александровна

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ДОСУГ «К НАМ ПРИХОДЯТ ПУШКИНСКИЕ СКАЗКИ»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin_zanyatie.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ДОСУГ

«К НАМ ПРИХОДЯТ ПУШКИНСКИЕ СКАЗКИ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
К ШКОЛЕ ГРУППЫ

раздел «Слушание музыки»

Ход мероприятия

Дети входят в музыкальный зал, садятся на стулья. Звучит «Колыбельная» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко» – музыкальный файл к титульному слайду № 1, который демонстрируется на экране.

Презентация с аудиомузыкальным сопровождением

Музыкальный руководитель:

Много сказок живёт на свете,
не пытайтесь их сосчитать.
И сегодня хорошим детям
сказку я хочу показать.
(Обращает внимание на стенд с книгами.)
Пусть жизнь порой приветлива не слишком,
Но нужно в чудо верить всё равно.
Возьми ты с полки старенькую книжку,
(Берёт книгу с выставки.)
Открыв её, отправься в волшебство.

Музыкальный руководитель листает книгу, подходит к экрану, продолжает цитировать стихотворение. На экране демонстрируется слайд-презентация.

Музыкальный руководитель:

Увидишь град на острове чудесном,
(На экране демонстрируется слайд  2.)
Где белка золотой грызёт орех,
И царь Дадон за жадность и нечестность
(На экране демонстрируется слайд  3.)
Наказан будет на глазах у всех.
И со страниц прекрасных добрых сказок,
Что Пушкин написал давным-давно,
Нам петушок напомнит, прокричав три раза:
(На экране демонстрируется слайд  4.)
«В жизни есть всегда добро и зло…»
Там Черномор сражается с Русланом,
(На экране демонстрируется слайд  5.)
Пока Людмила спит глубоким сном.
Все чудеса на острове Буяне
(На экране демонстрируется слайд  6.)
Там создаются Пушкина пером.
(На экране демонстрируется слайд  7.)
Бесценный дар великого поэта
Мы сохраним на долгие века,
В тех сказках много волшебства и света
И зло накажет добрая рука.
Ребята, сегодня мы с вами окунёмся в волшебный мир прекрасного поэта и сказочника Александра Сергеевича Пушкина.

На экране демонстрируется слайд № 8 – портрет А.С. Пушкина, который написал художник В. Тропинин. Затем слайд № 9 – сказочная книга. Звучит музыкальная заставка к передаче «В гостях у сказки» – мелодия песни «Приходи, сказка» (муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима). Музыкальный файл к слайду запускается щелчком.

Музыкальный руководитель:

А музыка введёт нас в мир волшебный и прекрасный, и вы услышите её мелодий строй согласный. Сегодня мы не только услышим музыку великих русских композиторов, которая поможет нам понять загадочный мир волшебных сказок любимого поэта, но и увидим иллюстрации русских художников к сказкам Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране.

На экране демонстрируется слайд № 10 – «Нянины сказки».

Музыкальный руководитель:

С раннего детства маленькому Саше напевала песни, рассказывала необычные истории и сказки его любимая няня – Арина Родионовна. Нянины речи были певучими, складными. В её сказках добрые силы воевали со злыми. Добрым приходилось трудно, но, в конце концов, добро побеждало зло. Когда Александр Сергеевич Пушкин стал взрослым, сам собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и создавал их.

На экране демонстрируется слайд № 11 – «Златоглавый город Леденец». Звучит музыка из оперы Н.А. Римского-Корсакова к «Сказке о царе Салтане» (воспроизводится в автоматическом режиме). Музыкальный руководитель цитирует стихотворный отрывок.

Музыкальный руководитель:

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Не только художники создавали иллюстрации к сказкам, но и многие русские композиторы в своём творчестве обращались к сказкам. Так, сказочное чудо стихов Александра Сергеевича Пушкина передал в своей музыке композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

На экране демонстрируется слайд № 12 – портрет композитора Н.А. Римского-Корсакова.

Музыкальный руководитель:

В его музыку вплетено множество самых различных мелодий, в том числе и русские народные песни. Сейчас мы это увидим и услышим.

На экране демонстрируется слайд № 13 – иллюстрация «Белка».

Музыкальный руководитель:

Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом…
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
Кучки равные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном при всём народе:
«Во саду ли, в огороде».

Звучит музыкальный фрагмент русской народной мелодии «Во саду ли, в огороде» к отрывку «Сказки о царе Салтане». Музыкальный файл к слайду запускается щелчком. Затем на экране демонстрируется слайд № 14 – «Бочка по морю плывёт».

Музыкальный руководитель:

В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт…
…Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли…
Давайте послушаем, как музыка передаёт настроение волнующегося моря, в котором оказались Царевич с Царевной.

Звучит отрывок из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко» – «Море». Музыкальный файл к слайду запускается щелчком.

Музыкальный руководитель:

Как звучала музыка? Какое море? (Дети отвечают: бурное, грозное, волнующееся, недоброе.) Величие и непокорность морской волны ощущаем мы, слушая музыку. Море представляется грозным, суровым. А помогают ли иллюстрации художников ощутить тревожное настроение? (Дети отвечают.) Краски в иллюстрациях светлые, радостные или тёмные, мрачные? (Дети отвечают.) Верно, холодные краски передают сильное, страшное, недоброе море. На картине настоящая буря, разбушевавшаяся водная стихия. И музыка грозная, суровая. Не только Римский-Корсаков сочинял музыку к сказкам, но и другой русский композитор – Михаил Иванович Глинка обращался к этой теме.

На экране демонстрируется слайд № 15 – портрет М.И. Глинки.

Музыкальный руководитель:

Музыка этого композитора тоже помогает нам воспринимать содержание иллюстраций сказок Пушкина. Кто помнит, сколько чудес увидели заморские гости в городе Леденце? (Дети отвечают: три чуда.) Одно мы уже видели – это белка. А какое же второе, помните? (Дети отвечают: тридцать три богатыря.)

На экране демонстрируется слайд № 16 – «Тридцать три богатыря».

Музыкальный руководитель:

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Давайте послушаем «Марш Черномора» к опере сказки «Руслан и Людмила», которую написал Михаил Иванович Глинка.

Звучит «Марш Черномора» М.И. Глинки к опере «Руслан и Людмила». Музыкальный файл к слайду запускается щелчком.

Музыкальный руководитель:

Какими представляются вам богатыри, когда вы слушаете эту музыку? (Дети отвечают: могучими, гордыми, смелыми, храбрыми.) Верно. Выходит, и поэзия, и музыка, и изобразительное искусство живут вместе, помогая нам познавать жизнь, мир сказки, ощущать его с полной силой. А сейчас давайте проверим, хорошо ли вы знаете «Сказку о царе Салтане». Отгадайте, о какой музыке сейчас пойдёт речь:
…Он над ней жужжит, кружится –
Прямо на нос к ней садится.
Нос ужалил богатырь,
На носу вскочил волдырь.
И опять пошла тревога:
«Помогите, ради бога!
Караул! Лови, лови,
Да дави его, дави…
Вот ужо! Пожди немножко,
Погоди!..» А шмель в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.

Дети:

Полёт шмеля.

Музыкальный руководитель:

Верно. Давайте вспомним, что это за музыка.

На экране демонстрируется слайд № 17 – «Шмель». Звучит «Полёт шмеля» Н.А. Римского-Корсакова. Музыкальный файл к слайду запускается автоматически.

Музыкальный руководитель:

А какое третье чудо в этой сказке вы помните?

Дети:

Царевна-Лебедь.

На экране демонстрируется слайд № 18 – «Царевна-Лебедь».

Музыкальный руководитель:

Месяц под косой блестит,
а во лбу звезда горит…
Вот идёт молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Звучит отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова «Царевна-Лебедь». Музыкальный файл к слайду запускается щелчком. Затем на экране демонстрируется слайд № 19 – «Сказки Пушкина» – палехская роспись.

Музыкальный руководитель:

Мы приходим в пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
(фрагмент стихотворения И. Акулининой.)
Вот и закончилось наше путешествие в мир сказок Александра Сергеевича Пушкина, а помогли нам в этом красочные изображения художников-иллюстраторов, поэзия и музыка русских композиторов. Каких, назовите, пожалуйста.

Дети отвечают: Н.А. Римского-Корсакова и М.И. Глинки. На экране демонстрируется слайд № 20 – портреты композиторов.

Музыкальный руководитель:

+

Музыка и вправду творит чудеса! Она нас увлекает, живёт везде и всюду и украшает нашу жизнь. Пусть так будет всегда! Вы согласны? (Дети отвечают.)

На экране демонстрируется слайд № 21 – сказочная книга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер развлечений в подготовительной группе "Пушкинские сказки"

Целью вечера развлечений является: закрепление знаний детей о сказках А.С.Пушкина, рРазвитие у детей творческие способностей, умения создавать выразительные образы героев сказок, используя различные и...

Конспект занятия-развлечения в старшей и средней группах «Пушкинские сказки» .

Цели: воспитывать у детей интерес к жизни и творчеству А.С.Пушкина; помочь ребенку открыть мир литературы, заложить основу литературного образования дошкольника.Цели: воспитывать у детей интерес к жиз...

Тематический досуг «Пушкинский день» (по сказкам А.С.Пушкина)

Цель: Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С.ПушкинаЗадачи:Образовательные: Познакомить детей с биографией  А.С.Пушкина; Продолжать знакомить с творчеством поэта...

Досуг "Пушкинские сказки"

Досуг «Пушкинские сказки» в группе компенсирующей направленности в рамках Дня русского языка...

Досуг «Путешествие по Пушкинским сказкам»

Задачи: вызвать интерес к творчеству русского поэта; формировать коммуникативные качества, участвуя в разных видах деятельности; создать атмосферу творческой активности, интерес к действию, доброжелат...

Тематическое мероприятие «Путешествие по Пушкинским сказкам»

Цель мероприятия  это закрепление знаний детей о произведениях А. С. Пушкина, привитие интереса к литературному чтению, развитие навыков коллективной работы, формирование умения де...