Конспект НОД по художественной литературы. Русская народная сказка «Каша из топора».
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Познакомить детей с русской народной сказкой "Каша из топора", с её особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
h.l._skazka_kasha_iz_topora.docx | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по художественной литературы.
Русская народная сказка «Каша из топора».
Выполнила воспитатель
МБДОУ Д/сад № 8 г.Коркино
Гладкина М.А.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с бытовой сказкой, с её особенностями. Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, учить отвечать на поставленные вопросы. Расширить словарный запас детей.
Развивающие: Развивать внимание, мышление, память, устную речь детей.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам; положительные качества личности: доброту, смекалку, честность. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая взрослого, отвечать на вопросы.
Оборудование: письмо, книга со сказкой, топор, крупа, горшочек, мяч, картинки: масло, молоток, крупа, огурец, пила, картофель, вода, хлеб, помидор, подсолнечное масло, соль, перец, топор, виноград, яблоко
Словарь: побывка - когда военный человек приезжает домой в отпуск. Служивый - солдат, военный. Сдобрить - добавить к еде что-то для вкуса. Котёл - большая чугунная кастрюля без крышки. Крайняя - стоит на краю деревни. Ингредиенты - это продукты, которые нужны для приготовления блюда.
Организационный момент.
- Ребята, сегодня утром на книжной полочке я обнаружила письмо от Мудрой Совы. Давайте узнаем, что в нем!
«Здравствуйте, ребята-Буквоежки! Я знаю, как вы любите слушать сказки, рассказы, стихи. Поэтому прислала вам книгу. А о чем она, попробуйте догадаться по предметам, которые лежат в волшебном сундучке!»
(достаем топор и крупу)
Работа с текстом до чтения.
- Кто-то уже догадался, что мы сегодня прочитаем?
-Сказка «Каша из топора» - русская народная. Что это значит?
Сказка была написана очень давно, встречаются в ней слова, которые сейчас не употребляются. Например, слово «побывка». Вы знаете, что это значит? (Недолгое пребывание дома, в семье или у родных во время отпуска)
Слово «служивый» что значит? (солдат)
Итак, садитесь поудобнее и слушайте!
- Сказка «Каша из топора» - небольшая сказка об остроумном солдате. Жадная старуха не хотела кормить солдата, однако он ее перехитрил и получил кашу с маслом….
Чтение Сказки «Каша из топора»
Старый солдат шёл домой на побывку. Притомился в пути, есть захотел. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:
- Пустите отдохнуть дорожного человека!
Дверь отворила старуха.
- Заходи, служивый.
- А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
У Старуха богатая, да скупая (жадная), зимой льда не выпросишь.
- Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела….Нет ничего!
- Ну, нет так нет,- солдат говорит. (Поверил ли он старухе, как думаете?)
Тут он приметил под лавкой топор.
- Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.
Хозяйка руками всплеснула:
- Как так из топора кашу сварить?
- А вот как, дай-ка котёл.
Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.
Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.
Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал. (Вкусно? Интересно, что же он дальше придумает, чтоб кашу сварить?)
- Ну, как? - спрашивает старуха.
- Скоро будет готова, - солдат отвечает, - жаль вот только, что посолить нечем.
- Соль-то у меня есть, посоли.
Солдат посолил, снова попробовал.
- Хороша! Как бы сюда да горсточку крупы!
Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы.
- Бери, заправь как надо…
Варил, варил солдат кашу, помешивал, попробовал. Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может.
- Ох, и каша хороша! - облизнулся солдат.- Как бы сюда да чуток масла - было бы и вовсе объедение.
Нашлось у старухи и масло.
Помаслили кашу.
- Ну, старуха, теперь подавай хлеба да бери ложку!
Стали кашу есть да похваливать.
- Вот уж не думала, что из топора эдакую кашу сварить можно, - дивится старуха.
А солдат ест да посмеивается!
Физминутка. Игра с мячом «Какая каша».
Дети встают в круг.
Интересно, какую крупу дала солдату старуха. Если это была
гречка, то каша будет…гречневой, пшено, то каша будет…пшенной,
овес, то каша будет… овсяной, рис, то каша будет…рисовой,
манка, то каша будет…манной, пшеница, то каша будет…пшеничная,
перловка, то каша будет…перловая, горох, то каша будет…гороховая,
кукуруза, то каша будет…кукурузная.
Работа с текстом после чтения.
- Понравилась сказка? Чем понравилась?
- Удивило ли вас название сказки? О чём вы подумали, когда услышали «Каша из топора»?
Давайте вспомним, из какой крупы какая каша получается.
(Каша из манки какая? Из геркулеса, гречки, овса, пшена, риса, гороха, пшеницы, кукурузы, перловки, вермишели, молока, ячки)
Присаживайтесь. Давайте вспомним:
- Зачем солдат постучал в избу?
- Кто там жил?
- Что попросил солдат у старухи?
- Как старуха отреагировала на просьбу солдата?
- Что придумал солдат?
- Что он сначала попросил у старухи?
- А потом?
- Что получилось у солдата сварить из топора?
- Какой показана старуха в сказке?
- Каким – солдат?
-Как вы думаете, чему учит эта сказка?
- Конечно, эта сказка учат нас всегда находить выход из любой ситуации, быть находчивыми и относиться к временным невзгодам с юмором. Да, учит нас быть щедрыми, добрыми, честными.
Солдат остановился у жадной старушки, которая не хотела его кормить. Он это понял и, используя свою смекалку, выкрутился из сложной ситуации с честью и с прибылью - мало того, что поел, так и еще и топор унес.
- Ребята, мы прочтем еще много сказок, потому что они добрые, веселые и мудрые.
Посмотрите, у меня есть картинки с разными предметами. Давайте поиграем и попробуем найти все, что солдат добавлял в кашу. Каждый по очереди будет брать картинку. Если она подходит, «класть» в котел. Если нет – то рядом.
(картинки: масло, молоток, крупа, огурец, пила, картофель, вода, хлеб, помидор, подсолнечное масло, соль, перец, топор, виноград, яблоко)
- Солдат положил в кашу крупу, масло, соль….
- Какая вкусная каша получилась.
- Ну, а после каши можно полакомиться и сладким угощением от Мудрой Совы! Мойте руки, будем пить сок с угощением.
- Я дарю вам раскраски - иллюстрации к сказке «Каша из топора». Раскрашивайте и рассказывайте сказку своим родным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская народная сказка "Каша из топора"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по "Введению в художественную литературу" в старшей группе...
Конспект НОД (ФЭМП) в средней группе (по русской народной сказке «Каша из топора»).
Задачи:закреплять счёт в пределах 5, порядковый счёт в пределах 5, знание времён года, геометрических фигур, умение сравнивать предметы по длине, высоте.Формировать умение внимательно слуша...
Конспект проведения ООД на тему: "Сказки нравственного содержания. Русская народная сказка "Каша из топора" в группе детей 6-7 лет
Материал представляет собой сценарий ООД по направлению "Восприятие художественной литературы" на тему русских народных сказок нравственного содержания. Особая педагогическая находка заключа...
Конспект НОД чтение художественной литературы. Русская народная сказка «Сивка – бурка». Старший дошкольный возраст.
Конспект НОД чтение художественной литературы. Русская народная сказка «Сивка – бурка». Старший дошкольный возраст.Выполнила: воспитатель Сорокина А. А....
Конспект НОД. Чтение художественной литературы. Русская народная сказка «Снегурочка».
Художественная литература обогащает детскую речь, эмоции ребенка, развивает фантазированию и воображение....
Открытое занятие по развитию речи « Машины сказки» с использованием ИКТ технологии по мотивам русской народной сказки «Каша из топора»
Цель: Воспитание уважения к богатству народной выдумки, желания изучать русское народное творчество, историческое прошлое своего народа. Формировать навыки пересказа посредством русской народной ...