Конспект проведения ООД на тему: "Сказки нравственного содержания. Русская народная сказка "Каша из топора" в группе детей 6-7 лет
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Материал представляет собой сценарий ООД по направлению "Восприятие художественной литературы" на тему русских народных сказок нравственного содержания. Особая педагогическая находка заключается в самой форме проведения этой деятельности с детьми - суд над жадной старухой, которая служит развитию диалоговой речи, навыков ситуативного общения дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_nravstvennogo_soderzhaniya.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
организации образовательной деятельности
с детьми 5-6 лет
Тема: «Сказки нравственного содержания»
Название: «Сказка – ложь, да в ней намёк»
Программные задачи:
- Продолжать развивать умение дошкольников понимать содержание литературных текстов.
- Познакомить воспитанников с примером сказки нравственного содержания.
- Активизировать употребление существительных, обозначающих человеческие качества, собственные наименования, лексические единицы, называющие участников и атрибуты судебного процесса.
- Учить образовывать и использовать в речи формы повелительного наклонения глаголов.
- Совершенствовать навыки построения рассуждений, диалогической речи, обоснованных высказываний.
- Тренировать умение распространять основной сюжет подробностями, пересказывать произведение от лица разных героев, строить повествование.
- Развивать творческое воображение.
- Воспитывать в детях доброту, отзывчивость, стремление помочь нуждающимся.
Форма проведения: занятие-спектакль.
Используемые технологии: ТРИЗ, РТВ.
Методы и приёмы:
- создание проблемной ситуации;
- чтение художественного текста;
- беседа по прочитанному;
- драматизация фрагментов произведения;
- словесные дидактические игры;
- рассказывание от лица одного из героев;
- распространение сказочного сюжета подробностями
Задания, направленные на развитие творческого воображения: рассказывание от лица одного из героев; распространение сказочного сюжета подробностями.
Особенности ООД:
- нетрадиционная форма;
- особый национальный колорит царских времён;
- наличие элементов драматизации;
- высокий творческий и развивающий потенциал занятия;
- адресность некоторых заданий (реализация принципа индивидуального подхода).
Виды деятельности:
Восприятие художественной литературы, коммуникативная, продуктивная, игровая.
Материал:
1. Текст русской народной сказки «Каша из топора»;
2. Костюм солдата, царя, цветные платки, узелок странника;
3. Несколько бумажных топоров;
4. Горшок с кашей.
Подготовка к непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель, накинув на плечи платок, читает детям русскую народную сказку «Каша из топора».
Воспит.: ‒ Понравилась вам эта сказка?
‒ О каких человеческих качествах она рассказывает? (о скупости и глупости старухи, хитрости и смекалке солдата);
‒ Кто из героев вам наиболее симпатичен?
Если всем детям больше понравился солдат, воспитатель спрашивает, есть ли среди них те, кому жалко хозяйку дома – старуху.
Сценарий
Воспит.: Давайте мы с вами представим, что, когда старуха догадалась о хитрости солдата, пошла она к батюшке Царю, наказания для непрошенного гостя своего требовать. Царь её выслушал, но ничего не сказал, а велел князьям, да боярам Царский суд собирать. Суд тот собрали и пригласили на него: старуху (покрывает платком голову одной из воспитанниц, одевает на неё русский народный сарафан), защитницу её – соседку Апраксию Ивановну (повязывает платок на ещё одну девочку), солдата (облачает в него кого-то из наиболее активных мальчиков) и его защитника тоже – человека одного странствующего (выдаёт этому ребёнку узелок на длинной палке), да свидетелей разных: сельских жителей и прохожих (приглашает и тех и других присесть на стулья).
Методическая подсказка: Будет логичнее, если сторону «обвинения» представят те дети, которые, отвечая на вопросы воспитателя, выразили жалость по отношению к старухе.
После того, как воспитатель распределил роли между детьми, он надевает на себя царские одежды и занимает место на «троне» между «враждующими» сторонами.
Царь: Приветствую вас, жители Государства Российского, на Царском суде моём, самом справедливом. Собрал я вас нынче, потому что узнал, дескать, в одной деревеньке… Название позабыл… (Дети быстро придумывают: Малиновка, Масловка, Девятка, Красный куст, Семивёрстка или др.)… над старым человеком насмехаться посмели. (Обращаясь к старухе) Расскажи нам, почтенная старушка, что случилось. Да помни, как к царю обращаться положено и себя по имени, отчеству назвать не забудь.
Рассказывание от лица одного из героев.
Если ребёнок затрудняется самостоятельно начать рассказ или испытывает трудности уже во время пересказа, воспитатель может задать ему наводящие вопросы:
Царь: ‒ Что ж делала ты в тот вечер, когда служивый пришёл?
‒ Попросил ли он чего? Был ли вежлив с тобой?
‒ Чем изволила накормить ты усталого путника?
‒ А о какой такой каше в прошлый раз толковала?
‒ Поведай, почтенная, моим поварам. Принёс ли солдат с собой приправ каких заморских или, может, у тебя чего к каше попросил?
‒ Верно, вкусная каша из топора получилась? (Посмеивается).
‒ За что же ты хочешь, чтоб наказал я служивого? И какого наказания просишь для него?
Царь: (Обращаясь к свидетельнице) Скажи мне, почтенная Апраксия Ивановна. Правда ли, что соседка твоя (называет выбранное для неё имя), жила в бедности и никого-то из родных у неё не было?
Соседка подтверждает, что это действительно так.
Царь: А чем же ты можешь свои слова подтвердить? Может, просила чего у тебя эта старушка? Или на скромное житьё своё жаловаться изволила?
Апраксия Ивановна может «припомнить», как соседка часто приходила к ней за горсткой муки, плакала над старым дырявым тулупом, что очень сокрушалась о голодном бытие, да и гостей не принимала, дескать, нечем угощать.
Царь: А может, и ещё кто-то старушку эту знает? Как живёт? Какова по характеру? Добра ли?
Ответы детей, пожелавших принять участие в разговоре. В случае, если никто из присутствующих «свидетелей» не обличит старушку в скупости, Царь задаёт ей ещё один вопрос.
Царь: Складно говоришь ты… (обращается к ней по имени). Только вот одно мне, голубушка, не ясно. Где ж взяла ты те крупы, что в кашу солдат клал? Да масло-то откуда у тебя горемычной?
Ответ старухи.
Возможно, уже здесь некоторые «сельчане» и «прохожие» начнут говорить о том, что старуха частенько только прикидывалась бедной и несчастной.
Царь: Непростое это дело, видно. Ох, непростое. Надобно выслушать и бравого солдата. (Обращаясь к нему) Теперь твой черёд, служивый, рассказать, как всё было.
Рассказывание от лица одного из героев.
Царь: Посмотри-ка, служивый, на эти топоры (указывает на стоящий в стороне стол и находящиеся на нём «вещественные доказательства»). Какой же из них ты изволил сварить?
Солдат выбирает топор, испачканный кашей.
Царь: Что старушку накормил – это, конечно, похвально. Но зачем же ты голову ей так долго морочил?
Ответ солдата.
Царь: А кто может подтвердить, что ты добрый человек? Что не со зла свою кашу затеял варить? Может, встретил кого по дороге домой? Помог кому? Или из беды кого выручил?
Солдат говорит, что познакомился в пути со странником.
Царь: Ответь, того ли странника привёл ты с собой?
Солдат: Так точно, Царь батюшка.
Царь (обращаясь к человеку с узелком): Выходи сюда, милейший. Скажи, каков, по-твоему, этот солдат?
Ответ странника.
Царь: Чем помог он тебе? Какое доброе дело для тебя сделать сумел?
Странник может поведать, как солдат подсказал ему дорогу до города (села), отдал последний кусок хлеба, помог напиться из колодца, укрыл своей шинелью от дождя и т.д.
Царь (Обращаясь к солдату). Вижу, ты уважил не одного этого странника. Смотри-ка, сколько люду за тебя, служивый, просит. Что вы скажите, сельчане, князья да бояре, может, и старушке он тоже помог?
Дети – защитники бравого солдата, придумывают себе образ и рассуждают о том, чему научила старуху эта история.
Царь: (Обращаясь к просительнице, строго). Вот тебе, старая, моё царское решение. Солдата наказывать не буду, отпущу. Разве можно смекалку злым умыслом считать? А тебе повелеваю свою скупость изгнать, да помнить, что жадность – всякому горю начало.
Подведение итога
Солдат и старуха, угощают собравшихся кошей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения НОД с использованием сказкотерапии на основе русской народной сказки «Колобок»
Тема: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»(Правила безопасности) Задачи:Формировать представления детей об опасных для...
Тема: «Сказка «Колобок» ( по мотивам русской народной сказки)
Цель:- помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа;-...
КОНСПЕКТ организации и проведения игрового занятия в период адаптации с детьми 1 младшей группы на тему: «Русская народная потешка в период адаптации детей раннего возраста»
Помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, установить с ним контакт...
Конспект физкультурного досуга в рамкам долгосрочного проекта « Влияние сказок на формирование эстетического, нравственного и речевого развития детей младшего дошкольного возраста с ТНР». По сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди» для детей средней
laquo; Влияние сказок на формирование эстетического, нравственного и речевого развития детей младшего дошкольного возраста с ТНР».По сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди&raqu...
Конспект НОД по ФЭМП "Поможем зверятам" по мотивам русской народной сказки "Теремок" средняя группа
В ходе НОД дети выполняют математические игровые задания, помогая зверям попасть в теремок....
Конспект Совместной образовательной деятельности по приобщению к истокам русской народной культуры в разновозрастной группе на тему: «Знакомство с деревянными ложками»
КонспектСовместной образовательной деятельностипо приобщению к истокам русской народной культурыв разновозрастной группе на тему:«Знакомство с деревянными ложками»...
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию (ознакомление детей с художественной литературой) с включением дидактической игры по содержанию русской народной сказки «Сивка-Бурка»
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Сивка-Бурка».Задачи:Обучающие• учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки;• расширять словарный запас де...