ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СКАЗОК К.Д.УШИНСКОГО, ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ЧТЕНИИ
статья по художественной литературе

Круговых Людмила Антольевна

Сказка является одним из способов приобщения дошкольников к социально-значимым ценностям. Она очень важна в жизни каждого человека, поскольку хранит в себе нравственные постулаты, передает их от сердца к сердцу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Круговых Людмила Анатольевна,

воспитатель

МБДОУ ДС №67 «Аистенок»,

г.Старый Оскол, Белгородская область

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СКАЗОК К.Д.УШИНСКОГО, ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ЧТЕНИИ.

Сказка является одним из способов приобщения дошкольников к социально-значимым ценностям. Она очень важна в жизни каждого человека, поскольку хранит в себе нравственные постулаты, передает их от сердца к сердцу. Народные сказки наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии, поскольку прекрасно подходят для выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ человеческого бытия[2,с.46]. Читая русские народные сказки, дошкольники входят в единое духовное пространство и узнают, что мир велик и многообразен и в тоже время един.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. К.Д.Ушинский детально разобрал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.[3,с.108-109] Создавая сказки, К.Д.Ушинский следовал своей концепции системы обучения родному языку, так как язык должен отражать многовековой опыт духовной жизни народа.

К.Д.Ушинский считал, что изучение родного языка нужно организовывать посредством сказки. Для этого он предлагал использовать разные способы доступные детям, рассматривание иллюстраций к сказкам и  конечно же чтение художественных произведений. Ушинский четко определил требования к отбору произведений для детей дошкольного возраста, они должны иметь доступное содержание, быть невелики по объему, их тематика разнообразна, произведения должны способствовать развивают кругозора и быть дидактичны[1,с.67-68].

К сказка о животных мы можем отнести следующие: «Плутишка кот», «Журавль и цапля», они повествуют о тех чертах характера, которые присущи и людям: хитрости, смекалке, предусмотрительности, невежестве, отсутствии гостеприимства.

Например, работая со сказкой «плутишка кот», дети могут расширить свой словарный запас, узнав, кто такой «плут» (ловкий обманщик, мошенник,  бездельник, несчастный человек). Дети видят, как кот Васька ворует сметану, обманывает козла и барана, тем самым уговаривает их сбежать. Он вроде бы плохой герой, однако он позаботился о своих спутниках и на лугу развел костер, чтобы бараны козел грелись. Это характеризует кота как хорошего товарища, но при этом он всегда ищет свою выгоду. Эта сказка учит нас любить животных не смотря на их поступки, относиться с любовью, ласково, не обижать. Кроме этого, сказка учит товариществу и взаимной помощи.

Сказка «Журавль и цапля» также относится к сказкам о животных, так как действующие лица в ней сова журавли цапля. Главный герой и журавль решил жениться на цапле, в тоже время и цапля отправилась свататься к журавлю, однако они не могут договориться, все время отказывают друг другу. Именно поэтому у сказки нет финала, она заканчивается следующим: «Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся». Дошкольники должны понять, что все проблемы журавля и цапли от их нерешительности, неумении договориться. Они глупо и смешно выглядят со стороны.  Часто люди, как и персонажи данной сказки не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу, из-за этого возникают конфликты и обиды, способные лишить человека счастья.

Сказки «Мена» и «Вареный топор» можно отнести к бытовым, в них рассматривается ситуация, произошедшие в обыденной жизни, а главные герои-люди. Они также обладают большим воспитательным значением, помогают учиться на ошибках других людей, узнавать что-либо.

К.Д.Ушинский считал, что сказка дает детям раскрепощение и в тоже время учит их жизненной мудрости.  Легко и ненавязчиво в метафоричной манере сказка ведет юного читателя, уча при этом добру, стойкости правде, дружбе, показывая при этом насколько плохи зло, предательство, жадность. Таким образом, в руках педагога находится мощнейшее воспитательное средство, воздействующее не только на разум, но и на подсознание ребенка.

Список литературы:

1.Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб.пособие /Г.Н.Волков-М: Издательский центр «Академия»,2000;

2.Иванова Э.И. Расскажи мне сказку/Э.И.Иванова- М. Просвещение.1995;

3.Серова А.А. К.Д.Ушинский о роли русского языка в воспитании человека// Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение»,2009- №2.Педагогика. Психология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы» Секция «Дети в музее»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ   ЧТЕНИЯ«Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования:новые перспективы»Секция «Дети в музее»...

Наследие К.Д. Ушинского в современном дошкольном образовании

Для каждого человека свой Ушинский. Для младшего школьника и дошкольника — «это детский писатель», для педагогов — «народный учитель». Каждый из нас найдет свое опр...

Методический материал к тематическому педчасу «Воспитательная роль сказок К.Д. Ушинского»

Для каждого человека свой Ушинский. Каждый из нас найдет свое определение для этой знаменитой личности. Константин Дмитриевич - великий основатель научной педагогики, «учитель русских учителей&r...

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СКАЗОК А.С. ПУШКИНА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Использование сказок А.С. Пушкина в дошкольных учреждениях является эффективным методом воспитания детей. Они не только увлекательны и интересны для малышей, но и способствуют всестороннему разв...