Наследие К.Д. Ушинского в современном дошкольном образовании
статья по художественной литературе (подготовительная группа)
Для каждого человека свой Ушинский. Для младшего школьника и дошкольника — «это детский писатель», для педагогов — «народный учитель». Каждый из нас найдет свое определение для этой знаменитой личности. Константин Дмитриевич — великий основатель научной педагогики, «учитель русских учителей».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Наследие К.Д. Ушинского в современном дошкольном образовании
Снигирёва Наталья Федоровна, МКОУ «Краснозвездинская СОШ имени Г.М. Ефремова», структурное подразделение «детский сад», воспитатель
«Дар слова важнейший дар
дающий возможность постигнуть радость познания и общения»
К.У. Ушинский
Для каждого человека свой Ушинский. Для младшего школьника и дошкольника — «это детский писатель», для педагогов — «народный учитель». Каждый из нас найдет свое определение для этой знаменитой личности. Константин Дмитриевич — великий основатель научной педагогики, «учитель русских учителей».
Ближайший его соратник Л.Н. Модзалевский справедливо писал: «Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов – наш первый народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор» [1, с. 23].
Необходимо отметить, что образование всегда сталкивалось с множеством проблем на своем пути. Этот процесс формирования и воспитания подрастающего поколения нелегкий и требует много сил и отдачи. На каждом этапе возникают определенные сложности, которые следует преодолевать. Значит, совсем не просто создать здоровую систему образования, которая станет идеальной для всего общества.
В первую очередь, в образование детей пытаются внедрить новые понятия, методы, и они часто заимствованы с Запада и не совсем подходят нашей системе обучения и воспитания. По мнению, Константина Дмитриевича смешивание элементов разных систем обучения приводит к внутреннему конфликту и отсутствию эффективности в образовании. Ещё одна проблема, отмечал Ушинский – проблема нововведений, которые не тестируются, а внедряются немедленно в практику в масштабах страны. Однако, какими будут последствия таких нововведений – пока неизвестно...
Создавая русскую педагогику, Ушинский считал невозможным подражать или механически переносить в нее принципы воспитания других народов. Каждый народ создает свою собственную систему обучения и воспитания со своими национальными традициями, чертами и творческими проявлениями. При этом Константин Дмитриевич не отрицал возможности использовать достижения в области педагогики других народов, разумно преломляя их к своим национальным особенностям.
Подлинная народность, по мнению педагога выражается прежде всего в родном языке.
Гимном родному языку является статья Ушинского «Родное слово», написанная вдохновенно, эмоционально. В ней он сравнивает язык народа с распускающимся цветом всей духовной жизни нации, утверждая, что «в языке одухотворен народ и его родина, что язык - самая живая связь, соединяющая отжившее, живущее и будущее. Родной язык является лучшим средством воспитания, которое учит естественно и успешно, откуда идет духовное, нравственное и умственное развитие» [2, с. 325]
Поэтому, инновационным проектом нами была выбрана сфера журналистики.
Наблюдая за нашими детьми, мы заметили, что все чаще и чаще в своих играх они представляют себя в роли радиоведущего, телеведущего или просто начинают комментировать происходящее в игровой деятельности. Но, приступая к очередной игре, дети не понимали сути своей роли, так как не знали кто такой телеведущий, что он делает, зачем и т. д. К тому же наблюдались трудности в общении в рамках деятельности: дети не слушали и не слышали друг друга, не учитывали интересы и мнение сверстников, наблюдалась напряженность, эгоистичность, а иногда даже неуправляемость. Добавляя к уже сказанному, важно отметить, что у детей страдает связная речь, порой детям не под силу высказать свое мнение, поэтому возникает непонимание со стороны взрослых и сверстников. А настоящий телеведущий, журналист должен уметь красиво и правильно говорить. Учитывая то, что детям интересна эта тема, мы решили запустить проект по детской журналистике, который не только осветит непонятные для наших детей стороны профессиональной журналистской деятельности научит детей общаться друг с другом, со взрослым, ведь это самое важное качество для журналиста.
Целью нашей инновационной технологии, является формирование творческой, культурной, социально-активной личности, ориентированной на развитие интеллектуальной и социальной компетентности воспитанников в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности.
Мы поставили для себя следующие задачи:
- развитие связной диалогической речи;
- расширение и активизация словарного запаса;
- развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе;
- формировать начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыках;
- способствовать творческому и социальному самовыражению детей.
Для успешной реализации детской журналистики необходимы следующие условия:
- развивающая предметно – пространственная среда;
- профессиональная компетентность педагога;
- совместная деятельность детей, родителей, педагога по намеченной теме.
Технология организации детской журналистики включает в себя следующие этапы работы:
Организационно-подготовительный, где запланировали познакомить детей с профессиями журналиста, фоторепортера, обозревателя, специального корреспондента, художника, дизайнера, комментатора, и других с особенностями их творческого труда.
Детям предлагался просмотр познавательных фильмов о журналистике, виртуальные экскурсии в редакцию и типографию газеты, журнала встречи с интересными людьми.
Рассказывали воспитанникам о видах и жанрах журналистики, видеть ее особенности, понимать ее назначение в жизни людей.
Проводили с детьми речевые игры и упражнения, турниры: ответы на вопросы короткими и распространенными фразами при наблюдении за живыми объектами, рассматривании сюжетных и предметных картин, осмотре разнообразных предметов и игрушек.
Следующий этап - Давайте познакомимся
Знакомили детей с разными газетами, журналами и их творчеством, с произведениями поэтов и писателей (опубликованных в детских журналах), со стихотворениями, загадками, крылатыми высказываниями.
Тренировали воспитанников целенаправленно брать интервью (по схеме), готовить репортаж по актуальной теме (Подготовка к Новогоднему празднику), умению вести себя свободно и раскованно.
Предлагали читать произведения поэтов и писателей, опубликованных в детских журналах, последовательно рассматривать газетные жанры.
Проводили обучение составлению описательного и повествовательного рассказа, рассказ по памяти, совместного рассказа на основе коллективного или индивидуального опыта, рассказы по картине с помощью вопросов, творческому рассказыванию, составление рассказа на определенную тему и другое.
В дальнейшем, мы с детьми перешли на следующий этап «Телепередачи и репортажи».
Познакомили с телевидением, и доступными средствами, с профессиями: тележурналист, диктор, телеоператор, звукооператор.
Организовывали просмотр детских телепередач, телерепортажей, сказок, конкурс чтецов для выявления лучшего диктора.
Учили в естественном и активном речевом общении с окружающими: умению задавать вопросы, озвучивать обращения, просьбы, вести обмен мыслями, выражать желания и пр.
Проводили более сложные занятия: беседа, самостоятельное составление рассказов разной сложности, придумывание несложных сказок, рассказов, составление с последующей драматизацией рассказов, показ сказки в кукольном театре, драматизация сказок (драматизация сказки Ш. Перро «Красная шапочка» - на «День Матери»)
А в итоге, мы выпустили номер газеты от издательского дома «ХОРОШИЕ НОВОСТИ» (Предновогодняя подготовка), создали игротеку «Игры по журналистике», организовали режиссёрскую игру «Говорит и показывает «Звездочка»» (совместно с детьми), встретились с представителями различных профессий, взяли интервью у воспитателей и детей других групп («Подготовка к Новому году», «Как я встречал Новый год, когда была маленькой?»), участвовали в сборе материалов для мини-музея.
В дальнейшем мы предполагаем более углубленное вхождение детей в область журналистики, с продолжением знакомства терминов и названий, планируем выпуск специальной газеты #СВОИХ_НЕ_БРОСАЕМ, познакомиь детей с термином «спецкор» (специальный корреспондент)
Без национальной идеи, без патриотического духа, убеждён Ушинский, не может быть осуществлено воспитание полноценного гражданина России.
Ушинский считал проявлением преданности и любви к Родине не только смелость и отвагу в битвах с внешними врагами. По его мнению, не меньше героизма нужно проявить, чтобы в родном государстве «высказать смелое слово истины». Разбудить народ, возбудить в нём лучшие стороны его характера, уничтожить раздвоенность души – вот задача, которую должно поставить перед с собой русское воспитание, если оно хочет добиться нравственных результатов.
Источники и литература
- Константинов Н. А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. – М.: Просвещение, 2002. – 447 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. / К. Д. Ушинский. – М.: АПН РСФСР, 1948 -1952. – Т. 7. – 655 с.
- К.Д. Ушинский о национальном характере воспитания Гонтаренко Ж.Н. Методист ГБУ ДПО РА «Адыгейский республиканский институт повышения квалификации»
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/03/11/Практико-ориентированный проект «Детская журналистика как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
- https://videouroki.net
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновации в современном ДОУ. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании.
В данной работе рассмотрена сущность инновации как явления в дошкольном образовании, её классификация, происхождение, значимость для развития системы дошкольного образования.Цель – исследо...
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы»Секция «Дети в музее»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ«Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования:новые перспективы»Секция «Дети в музее»...
Проект: «Душу человека с детства развивать надо» в рамках Епархиального конкурса проектов «Педагогическое наследие К.Д. Ушинского в современной практике духовно-нравственного воспитания»
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре через восприятие произведений К.Д.Ушинского.Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, ч...
Педагогические идеи Константина Дмитриевича Ушинского в современной системе образования
Статья "Педагогические идеи К.Д. Ушинскогов современной системе...
Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования.
К.Д. Ушинский об образовании....