Методический материал к тематическому педчасу «Воспитательная роль сказок К.Д. Ушинского»
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)
Для каждого человека свой Ушинский. Каждый из нас найдет свое определение для этой знаменитой личности. Константин Дмитриевич - великий основатель научной педагогики, «учитель русских учителей». Для младшего школьника и дошкольника - «это детский писатель», для педагогов - «народный учитель».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ushinskiy.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитательная роль сказок К.Д. Ушинского»
«Воспитание — величайший вопрос человеческого духа»
К.Д.Ушинский.
Для каждого человека свой Ушинский. Каждый из нас найдет свое определение для этой знаменитой личности. Константин Дмитриевич - великий основатель научной педагогики, «учитель русских учителей». Для младшего школьника и дошкольника - «это детский писатель», для педагогов - «народный учитель».
В современной России уделяется особое внимание образованию и воспитанию нового поколения, что должно положительно сказаться на развитии нашего общества в интеллектуальном и духовно-нравственном отношении. Если говорить об эволюции образования и том, как менялись формы просвещения и воспитания детей, то нельзя не обратить внимания на деятельность тех людей, которые пытались реорганизовать учебный процесс, сделать его более соответствующим потребностям своего века.
Константина Ушинского называют отцом научной педагогики, поскольку именно он заявил о необходимости «опираться в педагогике на теорию, то есть на всестороннее изучение человека и систематизированный опыт». Обучение, по мнению Ушинского, «не механическая зубрёжка, а развитие умственных способностей, наблюдательности, воображения, фантазии, и желания дальше приобретать знания самостоятельно».
Ушинский был одним из первых педагогов, кто стал рассматривать процесс обучения и воспитания, как процесс увлекательный, направленный в первую очередь на воспитание нравственности. Изучая вклад Константина Дмитриевича в научную педагогику, нельзя обойти вниманием его педагогические сказки. Ушинский был собирателем фольклорных сюжетов, а также талантливым повествователем. «В народной сказке, - писал Ушинский, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы». В его педагогических сказках для детей и взрослых читатель встречает знакомых персонажей, увлечённо следит за развитием действия, постепенно приобщаясь к основам нравственности и духовности.
Основной целью и идеей сказок К.Д. Ушинского являются понятия о нравственности и формирование основ мировоззрения, народность и стремление обучать детей морально-этическим нормам не через наказание, а при помощи мотивации и интереса. О чём он рассуждает в одной из своих знаменитых цитат: «Детским чувством, точно так же, как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его». Именно поэтому сказка, широко применяемая ранее и до сих пор в системе дошкольного и школьного образования, способствует достижению данных целей.
Ведь сказка изначально служила источником и способом хранения и передачи информации, нравственного и культурного обогащения детей, способом приобщения их к традициям своего народа. Сказка позволяет в привычной для ребёнка форме привить ему постижение себя как личности для дальнейшей успешной социализации и преодолению кризисных периодов данного возраста.
Сказка «Золотое яичко» 1864 года издания, включена автором в изданные им учебные книги «Родное слово» и «Детский мир». Многим эта сказка знакома под другим, более распространённым названием - «Курочка Ряба». Самым известным вариантом считается текст в изложении Константина Ушинского, реже встречается эта сказка в изложении А. Толстого, близком к версии Ушинского. Так, в изначально, называющей себя «Курочке Рябе» Константин Дмитриевич «изменил» цепочное повествование и преобразил концовку, сделав её не ироничной, а более загадочной, неоднозначной, требующей размышлений. В его изложении Курочка в конце пообещала снести яичко «…не золотое – простое», что и ведёт нас к выводу истории: счастье - в простых вещах. Нужно беречь и быть благодарным за то, что есть, и смотреть на окружающий нас мир и вещи проще, не придавая большой значимости событиям, которые этого не заслуживают.
Сказка «Золотое яичко» К.Д. Ушинского доказывает, что педагог видел в народных русских сказках и преданиях куда более глубокий философский смысл, чем может показаться на первый взгляд. Воспитательная роль сказки очевидна: ребёнок, глядя на поведение взрослых - бабки и дедки, должен понять, каким хрупким бывает счастье, каким простым на вид может оказаться эта драгоценность, как легко её утратить.
Ещё одна педагогическая сказка Ушинского - «Как аукнется, так и откликнется», написанная примерно в то же время. История раскрывает довольно важную житейскую мудрость: «Люди будут относиться к тебе так же, как относишься к ним ты». В сказке К.Д. Ушинского на примере двух героев - Лисы и Журавля - нам представляют отношения «друзей», отношения, которые сложно назвать настоящей и искренней дружбой. Пригласив друга в гости, Лиса сделала всё, чтобы тому, было, неудобно есть сваренную ею кашу. Журавль в свою очередь, оскорблённый поступком Лисы, решил отплатить ей той же монетой и так же, пригласив в гости, не дал той и шанса попробовать угощение. Но виновата в том изначально была именно Лиса, так как пренебрегла всеми правилами гостеприимства и дружеских отношений. Поэтому Журавль справедливо ответил ей точно таким же поступком. «Пришла лиса домой не солоно хлебавши. На этом у них с журавлём и дружба кончилась» - что ещё раз подчеркивает, какими могут быть последствия подобных поступков по отношению к окружающему тебя миру, что и хотел донести К.Д. Ушинский, заложив основной смысл в название сказки. «Как аукнется, так и откликнется»: исход сказки - естественный исход дружбы между теми, кто не умеет заботиться о друзьях, стараться сделать им приятное, даже, в ущерб собственным привычкам и предпочтениям.
В основном в произведениях Ушинского героями выступают животные или стихии, олицетворяющие собой какие-либо качества и умения, что мы встречаем в следующей сказке К.Д. Ушинского «Спор воды с огнём». Сюжет сказки прост. Огонь и Вода затеяли спор: кто из них для мира важнее? Вода стремительна и беспощадна, способна потопить корабли и наводнить города. Но и огонь опасен, его пламя может подняться к небесам, уничтожая всё на своем пути, ничто не укроется от испепеляющего жара.
Рассудить их должен был Ветер, что: «…носится по целому свету и знает, что в нем делается». Стали обе стороны о «достижениях» своих рассказывать, хвалиться друг перед другом, желая всеми силами превзойти соперника. В итоге Ветер отвечает им словами, несущими в себе истинную мудрость и смысл истории: «…по одиночке вы оба можете приносить только вред и оба одинаково бессильны на доброе дело. Силен же только тот, кто заставил вас да и меня также повсюду бороться друг с другом и в этой борьбе служить великому делу жизни». Сказка учит ребят тому, что сила кроется в единстве и бессмысленные споры и сравнения ни к чему не приведут. У каждого есть недостатки, но если люди будут более сплоченными и научатся работать сообща, это и станет могущественной силой, способной преодолеть любые невзгоды. Этой идеи - идеи народности, единства духа К.Д. Ушинский придерживался на всём пути своего становления основоположником научной педагогики.
Чтение сказок К.Д. Ушинского является одним из способов приобщения детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям. Они хранят в себе необходимые для дальнейшего развития жизненные уроки, народную мудрость, передающиеся из поколения в поколение. Сказки нашего великого педагога Ушинского наилучшим образом соответствуют данным запросам педагогического процесса, так как подстраиваются под детскую психологию. С их помощью сохраняются и передаются фундаментальные истины человеческого бытия, ведь в произведениях К.Д. Ушинского практически всегда существует чёткая грань между положительными поступками героев и отрицательными. Такая ясность оценок в сказке помогает ребёнку правильно усвоить её мораль, сделать полезные для себя выводы, скорректировать поведение и отношение к миру.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причиной успеха сказок автора являлись простота и непосредственность, которые, как и было сказано ранее, помогали правильно воздействовать на формирование мировоззрения детей, учитывая психологические особенности их возраста. Сказки Ушинского способствуют развитию воображения и фантазии, именно поэтому они являются столь важным, неотъемлемым способом обучения и воспитания подрастающего поколения.
Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка; он решительно ставил сказку выше рассказов. Дети и сказка - неделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Для этого не понадобятся особое оборудование и приспособления. Достаточно лишь текста оригинальных произведений Ушинского и педагога, способного донести главную мысль и идею до учеников. Данный способ воспитания и обучения больше подходит для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания ребенка словами представить окружающую жизнь, людей, их поступки, судьбы и в самое короткое время показать, к чему приводит то или иное поведение.
Литература:
Взгляды Ушинского на воспитание [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://spravochnick.ru/pedagogika/vzglyady_ushinskogo_na_vospitanie, свободный. - (дата обращения 08.06.2023).
Ушинский Константин: кратко о его педагогических идеях, реформах и судьбе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://skillbox.ru/media/education/konstantin-ushinskiy-kratko-o-ego-pedagogicheskikh-ideyakh-reformakh-i-sudbe, свободный. - (дата обращения 08.06.2023).
Ушинский, К.Д. Золотое яичко / К.Д.Ушинский. Москва: Стрекоза-пресс - 2002. 11 с.
Ушинский, К.Д. Педагогика Избранные работы 2-е изд. / К.Д.Ушинский. М.: Юрайт, 2019. 258 с.
Ушинский, К.Д. Рассказы и сказки [Текст] / К.Д.Ушинский. М.: Махаон, 2020. 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка -календарно-тематический план воспитательно-образовательной работы на неделю в подготовительной группе "Зимние развлечения".(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Туракова Светлана ОлеговнаВоспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада № 20 «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетны...
Консультация для родителей "Воспитательная роль сказок"
Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. В.А. Сухомлинский....
методический материал по тематическому направлению "Мир.Дружба.Память" презентация
Презентация для детей старшей группы на тему "9 мая-День Победы"...
Коррекционно-развивающий методический материал для тематического планирования по познавательно-речевой деятельности дошкольников подготовительной логопедической группы. Тема «День защитников Отечества»
В материале учителя-логопеда Н.В. Скрипкиной предоставлен план коррекционно-обучающей деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Содержание деятельности доступно для преподнесения де...
Методическая разработка комплексно - тематического планирования воспитательно - образовательной работы группы компенсирующей направленности № для детей со сложным дефектом
Методическая разработка комплексно - тематического планирования воспитательно - образовательной работы группы компенсирующей направленности № для детей со сложным дефектом в возрасте ...
воспитательная роль сказок
В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта и...
Консультация "Воспитательная роль сказок"
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...