Литературная викторина «Умники и умницы» по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста
материал по художественной литературе (старшая группа)
Цель: Развитие интереса к художественной литературе и чтению.
Задачи:
Познавательное развитие: обобщить знания детей о писателе С. Я. Маршаке, его произведениях.
Речевое развитие: развивать умение отгадывать загадки, закреплять навыки выразительного чтения стихов, развивать слуховое восприятие, память, активизировать и расширять словарь детей. Формировать интерес к художественным произведениям, обогащать духовный мир ребёнка интересными впечатлениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s.marshak.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная викторина «Умники и умницы» по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Развитие интереса к художественной литературе и чтению.
Задачи:
Познавательное развитие: обобщить знания детей о писателе С. Я. Маршаке, его произведениях.
Речевое развитие: развивать умение отгадывать загадки, закреплять навыки выразительного чтения стихов, развивать слуховое восприятие, память, активизировать и расширять словарь детей. Формировать интерес к художественным произведениям, обогащать духовный мир ребёнка интересными впечатлениями.
Социально – личностное развитие: развивать артистические способности детей, воспитывать у детей чувства товарищества и благородства через умение и навыки игры в коллективе.
Физическое развитие: закреплять умение чётко выполнять движения во время физкультминуток.
Художественное - эстетическое развитие: закреплять умение слушать внимательно песню на слова Маршака.
Предварительная работа: организация выставки и чтение книг С.Я. Маршака, заучивание полюбившегося отрывка произведения, лепка, рисование, просмотр мультфильмов, инсценировка по произведениям С.Я. Маршака.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, комплект разрезных картинок, маски животных.
Ход:
Дети сидят на стульчиках в 2-3 ряда.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной викторине «Умники и умницы». А посвящена она известному детскому поэту и писателю Самуилу Яковлевичу Маршаку.
С. Я. Маршак – родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже в семье заводского техника. В четыре года Самуил Маршак сочинил своё первое стихотворение. В восемь лет он пошёл в школу, ему очень нравилось учиться. Его любимым уроком был урок литературы. После окончания школы Маршак уехал в Англию и учился в университете. А когда закончил обучение, то вернулся в Россию и создал первый детский театр, начал писать произведения для детей. Его книги знают ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А насколько хорошо знаете их вы, мы посмотрим, играя в викторину «Умники и умницы по произведениям С. Я. Маршака».
Представляю членов ареопага. (представляются по имени, отчеству и фамилии, должности)
А, теперь правила викторины: Сейчас вы все теоретики и должны отвечать на вопросы, если вы знаете ответ, то поднимаете руку, отвечаете громко, полным предложением. Если ответили правильно – получаете медаль. Трое тех, кто больше всех наберёт медалей, станут агонистами, будут бороться за призовые места.
Итак готовы?
Дети: Да! Готовы!
Ведущий: Первый отборочный тур. Все вы знаете знамени весёлую азбуку про всё на свете. Я буду читать стихи, а вы должны «досказать словечко…»
Бегемот разинул рот:
Булки просит …(бегемот)
Гриб растет среди дорожки –
Голова на тонкой …(ножке)
Жук упал, и встать не может.
Ждет он, кто ему …(поможет)
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от …(страха)
Роет землю серый крот –
Разоряет… (огород).
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему …(бока)
Иней лёг на ветви ели
Иглы за ночь… (побелели)
Лодки по молю плывут,
Люди вёслами … (гребут)
Мёд в лесу медведь нашёл, -
Мало мёду, много …. (пчёл).
Таракан живёт за печкой, -
То – то тёплое … (местечко).
Ученик учил уроки –
У него в чернилах … ( щёки).
Флот плывёт к родной земле.
Флаг на каждом …. (корабле)
Ходит по лесу зверёк,
Хищный маленький … (хорёк).
Школьник, школьник, ты силач:
Шар земной несёшь, как … (мяч).
Эта кнопка и шнурок –
Электрический …(звонок)
Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю … (буквы)
- Молодцы!!! Секретарь ареопага представят тех, кто должен получить медали. (вручаются медали)
Второй отборочный тур!
Самуил Яковлевич очень любил сочинять загадки – за правильно отгаданную загадку получаете медаль.
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу. (Очки)
Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко,
А за что беднягу бьют,
А за то, что он надут. (Мяч)
Принялась она за дело,
Завизжала и запела,
Ела, ела Дуб, дуб
Поломала Зуб, зуб. (Пила)
Держусь я только на ходу,
А если встану упаду. (Велосипед)
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели. (Дерево)
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас! (Часы)
-Молодцы! Справились! Пока уважаемый ареопаг выбирает тройку агонистов которые продолжат участие в нашей викторине предлагаю поиграть.
Игра «Мой веселый звонкий мяч»
Дети (хором):
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и громко топал.
Ты пятнадцать раз подряд.
Прыгал в угол и назад.
А потом ты покатился
И назад не воротился.
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота.
Там попал под колесо.
Лопнул, хлопнул – вот и всё!
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом, чётко и ясно проговаривая слова стихотворения)
Ведущий: - Молодцы, ребятки! А сейчас уважаемый ареопаг назовёт трёх человек - финалистов, которые поборются за призовые места.( Им вручаются ордена)
( Предлагается детям выбрать себе любую дорожку – красную, жёлтую, зелёную; (если финалистов больше можно предложить ещё несколько других дорожек)).
Ведущий: Все готовы к состязаниям! Итак, первый агон. Первым отвечает на вопрос тот, кто стоит на красной дорожке и, если правильно отвечает на вопрос - переходит на новый уровень, а если не может ответить на вопрос отвечают теоретики и получают дополнительные ордена.
Вопросы для агонистов:
Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
- Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
В лесу цветет подснежник,
А не метель метет,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не метет!
1 вопрос: Кто помог бедной падчерице исполнить глупый каприз принцессы и приказание жадной мачехи? (Ответ: Месяцы).
Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки
- Оказалось, это брюки….
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду.
2 вопрос: Кто это такой? (Ответ: рассеянный).
Сунул голову в окошко,
Поглядел …
- Да это кошка!
Пропадешь ты здесь в огне.
Полезай в карман ко мне!
3 вопрос: Назовите имя пожарного спасшего девочку Лену и кошку из огня. (Ответ: Кузьма).
Второй агон
Швырнула она чемодан,
отпихнула диван, Картину, Корзину, Картонку …
- Отдайте мою собачонку!
4 вопрос: Из какого стихотворения эти строки, что сдавала на хранение дама переезжающая в другой город? (Ответ: багаж).
Нынче праздник веселый у нас.
На дворе под гармонику пляс.
Мы прогнали медведя в леса,
Без хвоста убежала лиса.
Вот такие чудеса!
5 вопрос: Кто напевал эту песенку? (Ответ: звери).
- Голосок твой слишком тонок
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
6 вопрос: Кому не нравился голосок матери? (Ответ: мышонок).
Третий агон
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке
В синей форменной фуражке?
7 вопрос: Кто это? Назовите профессию героя стихотворения. (Ответ: почтальон).
Люди спрашивают:
- Кто это у вас?
А девочка говорит:
- Это моя дочка.
Люди спрашивают:
- Почему у вашей дочки серые щечки?
А девочка говорит:
- Она давно не мылась.
8 вопрос: Кто был завернут в платок у девочки? (Ответ: котёнок).
Ну, что поделать! В дождь и снег
Нельзя же быть без крова.
Кто сам просился на ночлег –
Скорей поймёт другого.
Кто знает, как мокра вода,
Как страшен холод лютый,
Тот не оставит никогда
Прохожих без приюта!
9 Вопрос: Назовите название этой сказки? (ответ: кошкин дом)
Музыкальная пауза прослушивание песни « Из чего же сделаны наши мальчишки…»
Блиц – вопросы (дополнительные вопросы для проигрывающих)
«Продолжите»
1. Усатый …(полосатый)
2. Я- зверёк и ты – зверёк, я – мышонок, ты - …(хорёк)
3. Умный … (мышонок)
1. Рассеянный с улицы … (Басейнной)
2. Детки в … (клетке)
3.Диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка….(маленькая собачонка)
1. Мой весёлый звонкий…(мяч)
2. Это он, это он ленинградский….(почтальон)
3. Вот один иль единица очень тонкая как ….(спица)
Четвёртый агон
«Собери пазл и назови сказку» (нужно быстро собрать картинку и назвать сказку Маршака)
Ведущий: - Молодцы, ребятки! Справились и с этим заданием.
Пока уважаемый ареопаг совещается, предлагаю показать сказку Самуила Яковлевича Маршака «Сказка о глупом мышонке».
(Дети инсценируют сказку)
В конце награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста.
Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста....
Литературная викторина "Алёнушкины сказки" по творчеству Д.Н. Мамина - Сибиряка (для детей старшего дошкольного возраста)
Викторина для тех, кто любит читать сказки, любит отгадывать загадки. В викторине вы получите много новых знаний.Цель викторины:способствовать повышению читательского интереса....
Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста
Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить знания детей о произведениях С. Я. Маршака, с которыми ребята познакомились...
Викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста
Развитие интереса к художественной литературе через творчество С.Я. Маршака....
Литературная викторина «Умники и умницы» по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста
Литературная викторина «Умники и умницы» по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возрастаЦель: Развитие интереса к художественной литературе и чтению.Задачи:Познавате...
конспект литературной викторины по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста
Данный материал поволит воспитателям расширить интерес дошкольников к литературе и чтению. Закрепит знания детей о творчестве С. Я. Маршака; позволит развить такие психические процессы как слуховое во...
Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста
Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршакадля детей старшего дошкольного возраста Цель: Развитие интереса к художественной литературе и чтению Закрепление знаний детей в творчестве С. ...