конспект литературной викторины по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)
Данный материал поволит воспитателям расширить интерес дошкольников к литературе и чтению. Закрепит знания детей о творчестве С. Я. Маршака; позволит развить такие психические процессы как слуховое восприятие, память, речь; коммуникативные навыки и культуру поведения и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
в помощь воспитателям
Конспект литературной викторины
по произведениям С. Я. Маршака
для детей старшего дошкольного возраста
Разработала и составила
старший воспитатель ГБДОУ д/с № 78
Глушко Н. В.
2021 год
Цель:
Развитие интереса к художественной литературе и чтению.
Задачи:
Закрепление знаний детей о творчестве С. Я. Маршака. Развитие слухового восприятия, памяти и речи, коммуникативных навыков и культуры поведения, эмоционально-волевой сферы.
Предварительная работа:
Чтение и заучивание стихов и сказок С. Я. Маршака.
Материал:
Кроссворд, картинки с животными, портрет С.Я. Маршака, конверты с телеграммой, бандероль, колечко, квитанции, диван, чемодан, картина, корзина, картонка, собачка, медали «Знатоки сказок», книги С.Я. Маршака.
Действующие лица:
Ведущая, почтальон, Дама.
Ход:
Дети входят в зал под музыку, садятся на стульчики.
Ведущий:
- В нашей стране вряд ли найдется человек, которому было бы неизвестно имя этого писателя, ведь его стихи и загадки знают многие взрослые и дети. Сейчас, мы с вами отгадаем кто же это! Я буду вам читать загадки, а вы постарайтесь на них ответить. Затем отгадки мы с вами вставим в кроссворд.
Отгадывание кроссворда:
1. Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
- Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
В лесу цветет подснежник,
А не метель метет,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не метет!
1 вопрос:
Кто помог бедной падчерице исполнить глупый каприз королевы и приказание жадной мачехи? (Ответ: Месяцы).
2. Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки
- Оказалось, это брюки….
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду.
2 вопрос:
Кто это такой? (Ответ: рассеянный).
3. Сунул голову в окошко,
Поглядел …
- Да это кошка!
Пропадешь ты здесь в огне.
Полезай в карман ко мне!
3 вопрос:
Назовите имя пожарного спасшего девочку Лену и кошку из огня. (Ответ: Кузьма).
4. Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван, Картину, Корзину, Картонку …
- Отдайте мою собачонку!
4 вопрос:
Из какого стихотворения эти строки, что сдавала на хранение дама переезжающая в другой город? (Ответ: багаж).
5. Нынче праздник веселый у нас.
На дворе под гармонику пляс.
Мы прогнали медведя в леса,
Без хвоста убежала лиса.
Вот такие чудеса!
5 вопрос:
Кто напевал эту песенку? (Ответ: звери).
6. - Голосок твой слишком тонок
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
6 вопрос:
Кому не нравился голосок матери? (Ответ: мышонок).
7. Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке
В синей форменной фуражке?
7 вопрос:
Кто это? Назовите профессию героя стихотворения. (Ответ: почтальон).
8. Люди спрашивают:
- Кто это у вас?
А девочка говорит:
- Это моя дочка.
Люди спрашивают:
- Почему у вашей дочки серые щечки?
А девочка говорит:
- Она давно не мылась.
8 вопрос:
Кто был завернут в платок у девочки? (Ответ: котёнок).
Дети отвечают.
Ведущий:
- Вы отгадали 8 слов - вставьте их в кроссворд. (Месяцы, рассеянный, Кузьма, багаж, звери, мышонок, почтальон, котенок).
1 | м | е | с | я | ц | ы | ||||||
2 | р | а | с | с | е | я | н | н | ы | й | ||
3 | к | у | з | ь | м | а | ||||||
4 | б | а | г | а | ж | |||||||
5 | з | в | е | р | и | |||||||
6 | м | ы | ш | о | н | о | к | |||||
7 | п | о | ч | т | а | л | ь | о | н | |||
8 | к | о | т | ё | н | о | к |
Ведущий:
- Молодцы, ребята, справились с заданием. Посмотрите, у нас в кроссворде появилась фамилия и инициалы писателя. Это Самуил Яковлевич Маршак. Он родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Отец его работал мастером на заводе. Он самоучкой постиг основы химии и непрестанно занимался различными опытами. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьей переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге. Память об этих бесконечных и нелегких переездах сохранилась в стихах Самуила Яковлевича Маршака о его детстве.
Ведущий:
- Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С Цифрой»5» на медной бляшке,
В синей фирменной фуражке?
Это он, это он ...
Дети(хором):
Ленинградский почтальон!
Раздается стук в дверь. Открывается дверь, входит Почтальон под музыку.
Почтальон:
- Здравствуйте, дети! А откуда вы меня знаете?
Ведущий:
- Вы пришли к нам из книги замечательного писателя С.Я.Маршака.
Почтальон:
- А ребята знают, как называется эта книга?
Ответы детей («Почта»).
Почтальон:
- Молодцы! Я приношу в дома разные письма, телеграммы и посылки. Но сегодня у меня удивительный день. Все письма и посылки адресованы в одно и тоже место - в наш детский сад.
Ведущий:
- Дорогой почтальон, вы попали как раз по этому адресу и мы с удовольствием примем все письма и посылки, которые вы принесли.
Почтальон:
- Моя почта сегодня необычная. В каждом письме, посылке и телеграмме находятся разные задания, которые помогут мне узнать, хорошо ли ребята из вашего детского сада знают произведения Самуила Яковлевича Маршака. (Достает первый конверт.) Вот и первое задание.
Почтальон:
- Ребята посмотрите, у меня в сумке целая пачка телеграмм. Но есть одна проблема – аппарат, который на почте принимает телеграммы, сломался и не напечатал последние слова. Но если вы хорошо знаете произведения Маршака, вы мне можете прочитать телеграмму полностью.
Бегемот разинул рот:
Булки просит …
(бегемот)
Гриб растет среди дорожки –
Голова на тонкой …
(ножке)
Жук упал, и встать не может.
Ждет он, кто ему …
(поможет)
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от …
(страха)
Роет землю серый крот –
Разоряет… (огород).
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему …
(бока)
Ведущий:
- Молодцы, ребята! Справились с заданиями.
Почтальон хвалит детей и предлагает распаковать следующую посылку, в ней находится мячик.
Почтальон:
- Ребята, давайте мы с вами встанем в круг и поиграем в игру «Мой веселый звонкий мяч».
Игра «Мой веселый звонкий мяч»
Дети (хором):
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Раз, два, три – беги!
Дети передают мяч из рук в руки по кругу, пока звучит музыка, когда заканчивается музыка и тот, у кого остался мяч, разворачивается и держит мяч в руках и выходит в круг. Тому ребёнку загадывается задание
«Назови героя»
1. Усатый …(полосатый)
2. Ванька …(встанька)
3. Умный … (мышонок)
4. Рассеянный с улицы … (Бассейнной)
5. Детки в … (клетке)
Ведущий:
- Молодцы, ребятки! Справились и с этим заданием.
Почтальон достает следующий конверт с заданием.
Почтальон:
- Все вы знаете «Сказку о глупом мышонке», правда? Это очень поучительная история о маленьком мышонке. Он не очень любил песни, которые пела ему перед сном мама. Поэтому маме пришлось срочно искать няню для своего любимого сыночка. Давайте вспомним, кого приглашала мышка-мать в няньки глупому мышонку?
- Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
(Утка)
- Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.
(Жаба)
- Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
(Лошадь)
- Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.
(Свинка)
- Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо, и тепло.
(Курица)
- Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать!
(Кошка)
А чью песню не смог услышать мышонок?
(Щука)
Почтальон хвалит детей и предлагает следующий конверт с заданием.
Почтальон:
- А в этом конверте пригласительный билет в зоопарк. Нам с вами предстоит вспомнить обитателей зоосада, о которых написал свои стихи Маршак.
Почтальон показывает картинки с изображением животных, а дети по очереди рассказывают стихи о них: «Слон», «Жираф», «Верблюд», «Пингвин», «Кенгуру», «Тигрёнок».
Тигрёнок
Вы не стойте слишком близко -
Я тигрёнок, а не киска!
Слон
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре.
Кенгуру
Вот полюбуйтесь на игру
Двух австралийских кенгуру.
Они играют в чехарду
В зоологическом саду.
Жираф
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок!
Пингвин
Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в белые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду.
Верблюд
Бедный маленький верблюд:
Есть ребёнку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра
Почтальон хвалит детей.
В зал входит Дама.
Дама:
- Добрый день, дети! Здравствуйте, Почтальон! Вы себе даже представить не можете! У меня опять проблемы с моим багажом! Вы, наверное, все помните, что я «…сдавала в багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку». И я до сих пор не могу получить свой багаж назад!
Почтальон:
- Я думаю, что сейчас мы сможем устранить вашу проблему, а помогут нам ребята. Давайте все вместе вспомним, что сдавала в багаж Дама?
Ответы детей.
Игра-аттракцион «Багаж»
В зал вывозят тележки с предметами. Дети должны отобрать только те предметы, которые Дама сдавала. Дама сверяет соответствие предметов «зеленой квитанции», забирает свое имущество и остаётся с детьми.
Почтальон достает маленький сверток, разворачивает его с помощью Дамы и достает колечко.
Ведущая:
- Это, наверное, то самое колечко, которое потеряла девочка Оля в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака. Давайте с ним поиграем!
Почтальон:
- Ребята, давайте встанем все в круг и поиграем в игру «Колечко».
Игра «Колечко»
Дети встают в круг, складывают ладошки «лодочкой».
Почтальон:
- Покатилось, покатилось Машино колечко,
Покатилось, покатилось с нашего крылечка,
Покатилось колесом, притаилось за кустом.
Колечко, колечко выйди на крылечко!
Оставляет колечко у кого-то из детей.
Ребенок, у которого оказалось колечко, должен с последними словами выбежать в круг и показать всем детям плясовое движение, которое те повторяют под музыку. Игра продолжается несколько раз.
Ведущий:
- Вот и подходит к концу наша викторина по произведениям С.Я. Маршака.
Он был убежден, что хорошие книги могут сделать людей добрее, храбрые, умнее, могут утешить и развеселить.
Почтальон:
- А в моей сумке осталась последняя посылка. Но перед тем, как мы ее откроем, все вместе с ребятами станцуем веселый танец. (С детьми проводится веселый танец).
Почтальон достает посылку и вместе с Дамой раздаёт детям медальки «Знатоки сказок». Прощаются с детьми и уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/28/picture-234620-1580208704.jpg)
Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста.
Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/29/picture-494489-1669719740.jpg)
Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста
Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить знания детей о произведениях С. Я. Маршака, с которыми ребята познакомились...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/23/picture-378661-1553337219.jpg)
Литературная викторина по произведениям П.П. Бажова для детей старшего дошкольного возраста: «Путешествие по сказам»
Цель: познакомить детей и родителей с творчеством Бажова П.П и его произведениями «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Огневушка – Поскакушка»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/24/picture-1157516-1566669444.jpg)
Сценарий литературной викторины по произведениям К.И. Чуковского для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий литературной викторины по произведениям К.И. Чуковского для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/04/picture-1184023-1572887513.jpg)
Викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста
Развитие интереса к художественной литературе через творчество С.Я. Маршака....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/08/picture-1500391-1702056215.jpg)
Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста
Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршакадля детей старшего дошкольного возраста Цель: Развитие интереса к художественной литературе и чтению Закрепление знаний детей в творчестве С. ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/03/picture-1368953-1638530797.jpg)
Литературная викторина по произведениям А. С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: способствовать развитию знаний детей и взрослых о творчестве А. С. Пушкина, популяризировать детскую литературу у воспитанников старшего дошкольного возраста (5-7 лет)....