План-конспект занятия по ознакомлению с художественным произведением
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Устюжина Анастасия Сергеевна

Тема: Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик».

Возрастная группа: старшая.

Программные задачи: продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль; развивать речевое внимание (внимательно слушать сказку), любознательность, память и мышление; воспитывать умение слушать друг друга; воспитывать познавательную активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по ознакомлению с художественным произведением

Тема: Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик».

Возрастная группа: старшая.

Программные задачи: продолжать учить детей правильно воспринимать художественные произведения, выделять главную мысль; развивать речевое внимание (внимательно слушать сказку), любознательность, память и мышление; воспитывать умение слушать друг друга; воспитывать познавательную активность.

Словарная работа:

Активизация словаря: «Цветик – семицветик», лепесток; север- юг ,  запад –восток.

Оборудование:

  • магнитная доска
  • модель волшебного цветка
  • портрет В. Катаева
  • иллюстрации к сказке «Цветик – семицветик»
  • магнитофон
  • картинки из сказок: «Гуси – лебеди», «Цветик – семицветик»

Предварительная работа:

- частичное чтение сказки «Цветик – семицветик» 
- заучивание слов из сказки «Лети, лети, лепесток» 
- беседа «Заветное желание»  

Ход НОД

Этапы занятия

Содержание деятельности воспитателя и детей

Подготовительная часть

Давайте улыбнёмся друг другу.  Я рада видеть ваши лица, улыбки.  Поиграем в игру «Я начну, а вы продолжите…».

(дети стоят полукругом на ковре).

На магнитной доске: портрет - В. Катаев; рисунок – девочка Женя; рисунок – «Цветик – семицветик».

Дидактическая игра «Я начну, а вы продолжите…», создающая мотивацию к занятию.

Правило игры: Я буду начинать, а тот, на кого укажу, продолжит…

Знакомы   вам эти слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли –

Быть по- моему вели!

Кто говорил эти волшебные слова? (девочка Женя)

Из какой сказки?  («Цветик – семицветик»)

Кто написал эту сказку?  (В. Катаев, показ портрета писателя)

(дети переходят во вторую зону)

Основная часть

Двигательное упражнение «Мы гуляем».

Мы гуляем по дорожкам,

Мы гуляем по тропинкам.

По дорожке шли

И цветок нашли.

(дети садятся на стулья)

Работа с моделью волшебного цветка.

На мольберте «Цветик –семицветик» с недостающими лепестками.

1 лепесток –

2 лепесток –

3 лепесток –

4 лепесток –

5 лепесток – оранжевый,

6 лепесток – фиолетовый,

7 лепесток – голубой.

Что произошло с волшебным цветком?   (ответы детей)

Каких лепестков не хватает?  (желтого, красного, синего, зеленого)

Куда исчезли лепестки?  (ответы детей: исполняли желания Жени)

(на столе лежат картинки из сказки «Цветик- семицветик»)

Задание: вспомнить цвет лепестка и желание девочки.  

Желтый – Вели, чтобы я была дома с баранками!

Красный – Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая!

Синий – Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!

Зеленый – Вели, чтобы я сейчас же очутилась опять на нашем дворе!

Затруднение в игровой ситуации.

«Сказочные лабиринты игры» (ТРИЗ)

Ребята, а вы хотите, чтобы Цветик – семицветик исполнил   ваше желание?   (ответы детей)

Хорошо, он исполнит ваше желание с тем условием, что вы попадете на необитаемый остров и будете там одни.

Воспользуетесь ли вы желанием?

Как вы выберетесь с необитаемого острова, если вам надоест быть одному?  (ответы детей)

Двигательное упражнение «Побежали».

Побежали, побежали,

Только ножки замелькали.

Через лес ведет тропинка –

Вот березка, вот рябинка.

На полянку прибежали

И там весело скакали.

(остановка на сигнал «удар бубна»)

(дети садятся на стульчики)

Открытие нового знания или умения.  

Ребята, хотите ли вы, узнать какие желания исполнил для  Жени  волшебный цветок  «Цветик – семицветик»?  (ответы детей)

Нас сказка в мир волшебный приглашает, чтоб чудесами деток

удивить и позабавить, и чему- то научить.  

Чтение нового текста с остановками.    

(главные приемы чтения этого текста – совместное проговаривание и договаривание)

Оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала: (Лети, лети...)  

Женя по лестнице – (игрушки за ней)

Женя на балкон – (игрушки за ней)

Женя на чердак – (игрушки за ней)

Оторвала фиолетовый лепесток и сказала: (Лети, лети…)

Оторвала последний лепесток – голубой…(и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:  Лети, лети…..)

Беседа о прочитанном

Какое из желаний девочки было самым лучшим?  

(исцеление больного мальчика)

Почему исполнение остальных желаний не принесло Жене большой радости? (ответы детей)

Воспроизведение нового в типовой ситуации.

На мольберте картинка: девочка Женя в окружении игрушек .

Давайте, попробуем «оживить» героев сказки.

(на столе маски и игрушки)

Звучит музыка.

«Оживление» картинки.

Повторение и развивающие задания.

(дети занимают места за столами)

На мольберте: картинка – девочка в русском народном сарафане; картинка – девочка в детском платье.

Девочки на первый взгляд разные, но я вам скажу по секрету, что они между собой чем-то похожи.  Хотите узнать…. Помогайте!

Игра «Путаница».

(на столах лежат картинки из сказок)

Задание: кому из девочек принадлежат эти вещи?

Сравнение сказок «Чем похожи?»

Девочки капризны: одна – не хочу, другая – хочу!

Путешествие: Гуси – лебеди, собака.

Помощник: ёжик, волшебный цветок.

Поступок: спасение брата, исцеление мальчика Вити.

Заключительная часть

Почему важно делать добро?

Какие добрые поступки вы можете совершить сами, не надеясь на волшебство?  (быть добрыми, честными, внимательным к окружающим)

Я желаю вам быть всегда добрыми и отзывчивыми, внимательными и честными, чтобы   Цветику – семицветику не приходилось исправлять ваши ошибки.

Ведь   волшебство бывает только в сказках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим с элементами конструирования в первой младшей группе детского сада

Конспект интегрированного  занятия включает в себя:комментарий хода занятияметоды и приёмыразвитие ключевых начальных компетентностей детей младшего дошкольного возраста....

План конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим для первой младшей группы.

Конспект интегрированного занятия "Домик для зверей" для первой младшей группы в соответствии с требованиями ФГС....

План-конспект комплексного занятия по ознакомлению с трудом взрослых и художественное творчество в подготовительной к школе группе «Ознакомлению детей с профессией художника-ювелира».

Цель: формирование позитивного отношения к профессии художника-ювелира, создание условий для реализации творческого потенциала дошкольников в художественной деятельности....

План - конспект познавательного занятия по ознакомлению с региональной культурой Забайкальского края тема: "Путешествие по городу Борзя"

Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и достопримечательностями нашего города. Путешествие по городу на интерактивной доске....

План-конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему "У бабушки в деревне"

конспект открытого занятия по окружающему миру для 2 младшей группы "У бабушки в деревне"...

Конспекта занятий по ознакомлению с художественными произведениями кубанских авторов в старшей группе. Чтение «Стихи о хлебе» В. Б. Бакалдин.

Сегодня мы познакомимся с писателем Кубани, Виталий Борисович Бакалдин он родился 16 июня 1927 года в семье потомственных кубанцев. Профессия отца, инженера-строителя, вынуждала семью часто менять мес...