Образовательный проект в старшей группе компенсирующей направленности "Колокольчик" «В гостях у сказки»
проект по художественной литературе (старшая группа)
Сказка- необходимый элемент жизни ребенка. Через сказку малыш входит в мир, полный волшебства, благодаря которому он учится различать добро и зло, и относиться к людям с добротой. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются настоящими - «взрослыми».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt_v_gostyah_u_skazki.docx | 303.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект в старшей группе компенсирующей направленности
«Колокольчик»
«В гостях у сказки»
Разработали:
Учитель-логопед Берлизова Л.А
Воспитатель Тимофеева Е.А.
Белая Калитва
2024
Паспорт проекта
Тема проекта: «В гостях у сказки»
Тип проекта: информационно-познавательный, речевой и творческий
Продолжительность: краткосрочный (недельный)
Участники проекта: педагоги, дети, родители
Актуальность проекта:
Сказка- необходимый элемент жизни ребенка. Через сказку малыш входит в мир, полный волшебства, благодаря которому он учится различать добро и зло, и относиться к людям с добротой. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются настоящими - «взрослыми».
Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые взрослые дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.
Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:
- образное мышление;
- активную речь;
- внимание;
- умение связно выразить мысль;
- творческие способности и фантазию;
- все виды памяти;
- умение правильно использовать мимику.
Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору ребенок вовлекается в пространство народной культуры.
Важнейшее значение сказки еще и в том, что с ее помощью ребенок видит мир в его целостности. Проживая сюжет произведения, он учится сопоставлять, анализировать, делать выводы, используя не скучный дидактический материал, а погружаясь в мир удивительных персонажей – красочный, живой, наполненный звуками и красками.
Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
В наше время сказка заметно утратила свое значение. Абсолютное большинство детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах и роликах из интернета. На это влияет сильная загруженность родителей, и, как следствие, нехватка времени на такое простое, но в то же время очень важное занятие, как чтение книги. Это является большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Дети растут, зачастую, не зная многих героев замечательных сказок, а также их авторов.
Для повышения интереса к сказкам и развитию любви к чтению разработан проект «В гостях у сказки».
Цель проекта: развитие у детей интереса к чтению сказок, развитие связной речи детей старшего возраста посредством сказки.
Задачи:
- Знакомить детей с разными сказочными сюжетами.
- Учить узнавать персонажей сказок, знать название и автора.
- Формировать умение отвечать на вопросы по прочитанному произведению, умение пересказывать содержание.
4.Совершенствовать связную, диалогическую речь, расширять словарный запас.
5.Развивать познавательные способности ребенка, любознательность,
творческое воображение, память, эмоциональное отношение к прочитанному.
6. Развивать активную, выразительную речь через постановку
театрализованной деятельности детей.
7.Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.
8.Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре
уважительное отношение к сверстникам и взрослым через русские народные сказки;
Ожидаемые результаты:
• дети узнают персонажей сказок по описательным загадкам, иллюстрациям; пересказывают содержание сказок.
• дети знают, что сказки бывают авторские и русские народные(сказки о животных, на бытовые темы, волшебные)
• Повысится познавательный интерес детей к художественной литературе;
- Обогатится и расширяться словарный запас детей;
- Сформируются умения выразительно инсценировать эпизоды сказок;
- Разовьются артистические и творческие способности;
- Совместное чтение поможет родителям и детям сблизиться, лучше
понять друг друга, доставит удовольствие от общения;
- Пополнится предметно – развивающей среда группы схемами для пересказа сказок
Интеграция образовательных областей:
• «Социально – коммуникативное развитие»
• «Познавательное развитие»
• «Речевое развитие»
• «Художественно-эстетическое развитие»
• «Физическое развитие»
Для реализации проекта используются следующие методы:
• Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, показ педагогом настольного театра, схемы для пересказа сказок
• Словесный: чтение и обсуждение сказок, беседы,пересказ, разгадывание загадок.
• Практические методы: организация продуктивной деятельности, дидактических игр, развитие творческой активности, разыгрывание сказок с помощью театральных кукол
Продукт проектной деятельности:
- пополнение сказками книжного уголка;
- выставка в книжном уголке «Моя любимая сказка».
- Создание картотек: дидактических игр, подвижных игр, пальчиковых игр;
- выставка творческих работ детей: «Мой любимый сказочный герой».
Этапы реализации проекта:
I– подготовительный (аналитический);
II – основной (реализация намеченных планов)
III – заключительный (подведение итогов).
- Подготовительный этап.
Цель: постановка мотивации, цели, задач по реализации проекта «В гостях у сказки». Создание условий для чтения художественной литературы и театрализации.
- Подбор и изучение методической литературы.
- Формирование цели и задач.
- Разработка проекта, составление перспективного плана.
- Оснащение развивающей среды по теме проекта.
- Знакомство родителей с проектом.
Основной этап
Планирование в рамках реализации проекта по областям:
1.Речевое и социально – коммуникативное развитие
-Беседы «Здравствуй, сказка», «Сказка ложь да в ней намёк»,
«Какие бывают сказки?», «Чему нас учат сказки?», «Герои сказок – какие они?»
-Чтение и пересказ сказок «Репка», «Курочка Ряба» «Теремок», «Колобок» с опорой на схемы
- Дидактические игры: «В гостях у сказки», «Расскажи сказку по серии картинок», «Узнай сказку по иллюстрации» (учить отгадывать сказку по иллюстрациям), «Из какой сказки пришёл герой (героиня?» (учить отгадывать сказку по репликам сказочного героя), «Из какой сказки волшебная вещь?», «Сложи картинку и узнай сказку» (разрезные картинки), «Кто лишний», «Кого не хватает?», , «Из какой сказки фраза?», «Какие сказки перепутались?» (сгруппировать героев по сказкам), «Придумаем новое название, окончание сказки», «Что сначала, что потом?»
Загадки о сказках
- Слушание аудиосказок «Три медведя», «Волк и семеро козлят»
- Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных
героях;
- Разучивание танцевальных движений, песен сказочных персонажей,
дающие возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ, настроение
-Игры – драматизации по сказкам
-«Колобок», «Репка», «Теремок»
- сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Мы идем в театр»
2.Художественно-эстетическое развитие (художественное творчество): -
Рассматривание репродукций картин художников к русским народным
сказкам
Рисование:
«Любимый сказочный герой»
Лепка по мотивам народных сказок «Бабушкины сказки».
Конструирование из строительного материала «Теремки».
3.Физическое развитие
-Образное имитирование героев сказок;
-Подвижные игры на прогулке «У медведя во бору», «Хитрая лиса»,«Гуси- гуси», «Волк во рву», «Караси и щука», «Охотники и зайцы», «Зайцы и волк», «Бездомный заяц» и др.
Работа с родителями
Консультации для родителей:
«Воспитание сказкой»
«Какие сказки читать детям в возрасте 5-6 лет»
Акция «Подари книгу – сказку»
3 этап: Заключительный
Литературная викторина «В гостях у сказки»
Выводы.В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дети приобщились к художественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки пересказывать, иллюстрировать, инсценировать.
Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.
Заключение
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с ребенком. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла, развивают фантазию и интеллект.
Любая сказка на социально - педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно - образной значимости. Сказка является одним из важнейших нравственно - педагогических средств формирования личности.
Таким образом, в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для влияния сказок на нравственное воспитание детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. В сфере развития нравственного поведения пример взрослого играет важнейшую роль.
Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и тому подобное. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл, остаются подлинными, «взрослыми».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование воспитательно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «Фиалки» по теме недели «Здравствуй, гостья зима!»
Тема недели «Здравствуй, гостья зима!»...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности «В гости буква А пришла».
Цель: Познакомить детей со звуком [а] и буквой А....
организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы по теме "В гостях у сказки"
знакомство детей старшей группы с техникой рисования "Лубок"...
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы по теме «В гостях у сказки».
развитие речи средствами театральной деятельности....
Коррекционно - образовательный проект в старшей группе компенсирующей направленности «Колокольчик» «Здоровье детей в наших руках»
Проблема: Увеличение числа детей с речевой патологией с сопутствующими физическими, психическими и поведенческими расстройствами.Поиск эффективных методик и технологий для решения коррекционных и здор...
Коррекционно - образовательный проект в старшей группе компенсирующей направленности «Здоровье детей в наших руках»
Проблема:Увеличение числа детей с речевыми патологиями с сопутствующими физическими, психическими иповеденческими расстройствами. Поиск эффективных методик и технологий для решения коррекционныхи здор...
Планирование образовательной деятельности в старшей Планирование образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с ТНРе компенсирующей направленности с ТНР
Планирование образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР ...