Конспект открытого занятия «По сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №36 «Колокольчик»
г. Рубцовск Алтайского края
658213, г. Рубцовск, пр. Ленина, 37
Конспект открытого занятия «По сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок»
«Развитие речи. Приобщение к художественной литературе»
подготовительная к школе группа
Подготовила воспитатель:
Елисеева С.В.
Рубцовск, 17.04.2024г.
Цель: Углублять и расширять знания детей о сказках писателя Г.Х. Андерсена, прививать любовь к его творчеству.
Задачи:
Образовательные: ненавязчиво, в игровом, занимательном виде закрепить имеющиеся знания и навыки по развитию речи; дать возможность применить на практике полученные знания о сказках Г. Х. Андерсена, познакомиться с биографией автора, закреплять умение вспоминать сказку.
Развивающие: развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: прививать любовь и интерес к художественной литературе, воспитывать коллективизм, взаимопомощь, закреплять навыки пересказа.
Планируемые результаты: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
Предварительная работа: Знакомство со сказками Г. Х. Андерсена «Снежная королева», «Русалочка», «Дюймовочка», «Огниво», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле-Лукойе» (чтение, пересказ, просмотр мультфильмов), создание рисунков по сказкам Андерсена Г. Х.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная.
Методы и приемы реализации содержания занятия:
Словесные: сюрпризный момент, беседа, ответы на вопросы, обращение к опыту детей, загадывание загадок, педагогическая оценка, поощрения.
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций, схем.
Практические: дидактическая игра, решение проблемной ситуации, поисковые действия.
Активизация словаря: познакомить детей с новым словом «башмачник», закрепить в словаре понятие «прачка», «иллюстратор».
Материалы и оборудование: разрезные картинки по сказкам «Снежная королева», «Русалочка», «Дюймовочка», «Огниво», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле-Лукойе», иллюстрации к сказкам, книги со сказками Г. Х. Андерсена, медали 8 шт.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «физическое развитие».
Программное содержание: Знакомить детей со сказками Андерсена. Учить понимать содержание сказки. Правильно оценивать поступки героев. Развивать логическое мышление. Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам.
Ход занятия:
Цель: Установление контакта, создание положительного настроения на занятии. Задачи: Заинтересовать и привлечь внимание детей к совместной деятельности. | ||||||||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | ||||||
Создание игровой мотивации. | Воспитатель: Какое сегодня чудесное утро, давайте встанем в дружный круг, улыбнёмся, подарим друг другу хорошее настроение. Как я рада вас видеть. "В руках я держу клубочек. Когда я начну передавать клубочек, то отдам его тому кто ближе ко мне стоит с правой стороны от меня. Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, стоящему справа от него ребенку при этом говорит как рад его видеть. Когда клубочек снова вернётся ко мне, мы с вами будем соединены одной ниточкой. Я начинаю... Клубочек ко мне вернулся. А сейчас давайте все вместе поднимем руки вверх, опустим их вниз, положим на колени. Старайтесь все делать одновременно, ведь если кто-то замешкается, наш круг разрушится. Теперь аккуратно снимем нашу ниточку с пальчиков и я положу её на стол, чтобы вы видели её и она напоминала вам о том, что мы одна команда. Присаживайтесь пожалуйста. | Дети стоят на ковре Дети берут стульчики и садятся в ряд лицом к воспитателю. | ||||||
Цель: Актуализация знаний детей по заданной теме. Задачи: Активизировать мыслительную деятельность. Воспитывать у детей интерес к предстоящей деятельности. | ||||||||
Дети слушают загадки воспитателя и отвечают на вопросы. Слушают рассказ воспитателя об авторе, отвечают на заданные вопросы.
Физминутка
Процесс самостоятельной деятельности детей.
| Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? Чему нас учит сказка? Кто пишет сказки? Воспитатель: А чем отличаются сказки от рассказов? Дети: В сказках всегда бывает волшебство, даже животные разговаривают. В рассказе говорится о том, что случилось в жизни или могло случится. В рассказе нет чудес и сказочных превращений. Воспитатель: В мире много сказок грустных и смешных. И прожить на свете нам нельзя без них. Пусть герои сказок дарят нам тепло. Пусть добро навеки побеждает зло. Сегодня мы с вами поговорим о самом известном сказочнике в мире (Г. Х Андерсене и его сказках.) А чтобы узнать, что это за сказочник я вам зачитаю небольшие отрывки из его сказок, а вы назовите сказку и угадайте автора. Игра «Узнай сказку». Какая сказка начинается строчками? Жила одна женщина, и не было у неё детей. А ей очень хотелось маленького ребёночка. Вот пошла она к старой колдунье. («Дюймовочка») Воспитатель: Молодцы. Слушаем еще одну сказку. Жил-был принц, и захотелось ему жениться на принцессе, но только на самой настоящей принцессе. Он объездил весь свет, чтобы найти себе невесту, да так и не нашёл («Принцесса на горошине») Молодцы. В открытом море вода такая синяя, как васильки, и прозрачная, как чистое стекло, — но зато и глубоко там! Так глубоко, что ни один якорь не достанет до дна, а чтобы измерить эту глубину – пришлось бы громоздить на дно моря невесть сколько колоколен, вот там-то и живут русалки. («Русалочка») Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма — безобразная, противная: нижняя губа висела у нее до самой груди.(«Огниво») Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас. Так вот, жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол. Раз был он в особенно хорошем расположении духа: смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а все дурное и безобразное так и выпирало, делалось еще гаже.(«Снежная королева») Воспитатель: Кто является автором этих сказок? Дети: Г.Х.Андерсен
Основная часть: Воспитатель: Великий детский сказочник Г. Х. Андерсен родился в Дании в г. Оденсе на острове Фюн 2 апреля 1805 году. в бедной семье. Его отец был башмачником, мать – прачкой. Гансу с детства пришлось работать у ткача, у портного, на сигаретной фабрике. Подростком он был принят в Королевский театр, но играл не главные роли, а с 15 лет стал писать сказки, и писал их на протяжении всей своей жизни. Андерсен много путешествовал по разным странам, и все что видел интересного, описывал в своих сказках. Больше всего автор восхищался красотами родной Дании и никогда не уставал их воспевать. Сказки его чудесны –в них есть волшебство и колдовство, дружба, отвага. Сказки Андерсена учат самому важному в жизни - добру. Имя Г. Х. Андерсена носит золотая медаль, которой награждаются лучшие в мире детские писатели и художники иллюстраторы детских книг. - Ребята вы наверное заметили, что имя автора написано по разному на двух портретах. Вы можете мне ответить, почему так написано? Я вам сейчас об этом расскажу. Имя датского сказочника Андерсена по-разному передают на русском языке из-за противоречий между современными правилами датско-русской практической транскрипции и традиционным для русского языка вариантом. Если бы писатель жил и творил в наши дни, то его называли бы Ханс Кристиан — по современным правилам практической транскрипции. Но за те два с лишним века, что русскому языку известно это имя, в нём успел закрепиться традиционный вариант — Ганс Христиан. Оба варианта возможны, но предпочтительно называть сказочника Гансом Христианом.
Воспитатель: Ребята! Давайте вспомним, какие ещё сказки Г. Х. Андерсена вы знаете, а для этого нам нужно пройти к столам и собрать картинку к сказке. Игра «Собери картинку к сказке» Воспитатель: Предлагаю вам подойти к столу где необходимо собрать картинку к сказке из кусочков из нескольких частей и назвать сказку. Если кто-то затрудняется выполнить можете помогать друг другу. (дети собирают картинку и называют название сказки. Дети: «Снежная королева» «Дикие лебеди» «Стойкий оловянный солдатик» «Новое платье короля» «Огниво» «Дюймовочка» Молодцы. Правильно. Давайте с вами немного отдохнём и продолжим работать дальше. Физминутка Утка рано по утру Всех утят ведёт к пруду (ходьба по кругу) Эй, утятки, не ленитесь, На носочки становитесь (ходьба на носочках) А теперь на пятки, Милые утятки (ходьба на пятках) Мы пришли, мои ребятки, Дружно моем свои лапки, (трём ладошки) Ой, холодная вода! Закричала детвора. Научу я вас нырять, Жёлтеньких моих утят. (наклоны головой) А теперь полётов время, Машем крыльями умело. (махи руками вверх – вниз)
Воспитатель показывает на выставку. Воспитатель: Обратите внимание на эту выставку. Здесь представлена лишь не большая часть произведений Г. Х. Андерсена. Все эти книги из нашей библиотеки, вы можете брать и читать. Сегодня мне бы хотелось поговорить о сказке «Гадкий утенок» (Беру в руки книгу и показываю детям.) Воспитатель: Сегодня мы с вами посмотрим буктрейлер, поговорим о героях сказки и их поступках. Мы с вами составим рекламу к этой сказке для того, чтобы те кто её не читал захотели прочесть, а те кто уже читал захотели прочесть еще раз. Воспитатель: Кто знает, что такое буктрейлер? Дети: Бук это книга. Воспитатель: Бук -трейлер это рекламный ролик посвещенный какому то произведению. Он раскрывает краткое содержание. Для чего их создают? Дети: Чтобы когда дети посмотрели буктрейлер им захотелось прочитать книгу. Просмотр буктрейлера «Гадкий утёнок» Вопросы для беседы с детьми. Воспитатель: Вспомните, как появился на свет гадкий утенок. Дети: (Ответ) Воспитатель: А теперь прочитаем, как написал нам автор. ( (Наконец затрещала скорлупка и самого большого яйца. «Пи! пи-и!» — и оттуда вывалился огромный некрасивый птенец. Утка оглядела его. — Ужасно велик! — сказала она. — И совсем непохож на остальных! Воспитатель: Как вы думаете, почему утенка невзлюбили птицы на птичьем дворе? Вспомните, как говорили про него утки? Дети: ответы) Воспитатель: А один-то какой безобразный! Его уж мы никак не потерпим! И сейчас же одна утка подлетела и клюнула его в шею. - Оставьте его! - сказала утка-мать. - Ведь он вам ничего не сделал! -Положим, но он такой большой и странный! - прошипела злая утка. - Ему надо задать хорошенько.) Видите, утенка не любили только потому, что он был не похож на других. И никто не хотел видеть и понимать, что у утенка доброе сердце. Иногда так бывает и среди людей: мы оцениваем человека по внешности, не замечая его душевных качеств. Но мы с вами все-таки люди, а не утки. Воспитатель: Почему утенку пришлось покинуть птичий двор? Дети: (ответ) Воспитатель: А теперь прочитаем в книге «Все гнали бедного утёнка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!» А мать прибавляла: «Глаза бы мои тебя не видали!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою). Воспитатель: А теперь давайте вспомним, как утенка приняли на болоте. Каким словом можно назвать отношение к нему диких уток? Дети: (Безразличие, равнодушие.) Воспитатель: А как о нём сказали гусаки? Чем он привлек их внимание? Дети: (Своим необычным видом, который гуси называли уродством.) Воспитатель: Как встретили утенка в ветхой избушке? Почему он ушел оттуда? Дети: (Его не понимали, все его желания и мечты считали дурью.) Воспитатель: А теперь прочитаем в книге.(в-ль читает.) Воспитатель: Вспомните первую встречу гадкого утенка с лебедями? Что почувствовал утенок? Дети: (ответ) Воспитатель: (читаем, как написал автор.) Воспитатель: Как вы думаете, каким был гадкий утенок, какими душевными качествами он обладал? Дети: ( Гадкий утенок (лебедь)-Довольно скромный и застенчивый, с добрым сердцем и душой.) Воспитатель: Каким стал утенок, когда он вырос? В кого он превратился? Дети: ответ) Воспитатель: Как теперь относились все к молодому- лебедю? Дети: (Любовались, любили, радовались.) Воспитатель: (читает, как написал автор.)
|
Ответы детей
Отгадывают сказки по первым абзацам сказки.
Дети рассматривают, портрет сказочника, обсуждают почему на портретах разное имя.
Дети проходят к столам и выполняют задание., выполнив называют сказку.
Дети выполняют движение согласно тексту
Просмотр и обсуждение просмотренного материала.
Дети раскрашивают раскраски по сказке и отвечают на вопросы воспитателя по сказке. | ||||||
Цель: Подведение итогов. Задачи: Учить детей быть доброжелательными, радоваться чужим успехам и за себя. Самостоятельно делать выводы. | ||||||||
Организация выставки кадров фотоленты. | Воспитатель: Ребята, а какова же главная мысль сказки? Что хотел до нас довести автор? (мнение детей) Главная мысль сказки «Гадкий утенок» заключается в том, что внешность не важна. Главное, не отчаиваться и быть уверенным в себе. Это поможет найти свое место в жизни и отыскать единомышленников и друзей. Также сказка учит нас не становиться горделивым после превращения в прекрасного лебедя. Воспитатель: Вам понравилось как мы с вами создавали рекламу? (ответы детей.) А теперь скажите, кому пригодится ваша реклама? Дети: Мы отнесем ее в соседнюю группу. Дети: Мы можем поделится книгами. Воспитатель: Чему учит сказка гадкий утенок? Дети: Сказка учит нас меньше обращать внимание на внешний вид человека, а больше на его поступки. Не сдаваться перед трудностями. Молодцы!!! | Дети рассматривают свои работы
Дети перечисляют, чем занимались на занятии
Вручение медалей. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gadkiy_utyonok_17.04.2024g.docx | 130.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №36 «Колокольчик»
г. Рубцовск Алтайского края
658213, г. Рубцовск, пр. Ленина, 37
e-mail , тел.: 8(38557)9-90-70
Конспект открытого занятия «По сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок»
«Развитие речи. Приобщение к художественной литературе»
подготовительная к школе группа
Подготовила воспитатель:
Елисеева С.В.
Рубцовск, #1075;.
Цель: Углублять и расширять знания детей о сказках писателя Г.Х. Андерсена, прививать любовь к его творчеству.
Задачи:
Образовательные: ненавязчиво, в игровом, занимательном виде закрепить имеющиеся знания и навыки по развитию речи; дать возможность применить на практике полученные знания о сказках Г. Х. Андерсена, познакомиться с биографией автора, закреплять умение вспоминать сказку.
Развивающие: развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: прививать любовь и интерес к художественной литературе, воспитывать коллективизм, взаимопомощь, закреплять навыки пересказа.
Планируемые результаты: ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
Предварительная работа: Знакомство со сказками Г. Х. Андерсена «Снежная королева», «Русалочка», «Дюймовочка», «Огниво», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле-Лукойе» (чтение, пересказ, просмотр мультфильмов), создание рисунков по сказкам Андерсена Г. Х.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная.
Методы и приемы реализации содержания занятия:
Словесные: сюрпризный момент, беседа, ответы на вопросы, обращение к опыту детей, загадывание загадок, педагогическая оценка, поощрения.
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций, схем.
Практические: дидактическая игра, решение проблемной ситуации, поисковые действия.
Активизация словаря: познакомить детей с новым словом «башмачник», закрепить в словаре понятие «прачка», «иллюстратор».
Материалы и оборудование: разрезные картинки по сказкам «Снежная королева», «Русалочка», «Дюймовочка», «Огниво», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле-Лукойе», иллюстрации к сказкам, книги со сказками Г. Х. Андерсена, медали 8 шт.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «физическое развитие».
Программное содержание: Знакомить детей со сказками Андерсена. Учить понимать содержание сказки. Правильно оценивать поступки героев. Развивать логическое мышление. Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам.
Ход занятия:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия «Вечерняя сказка» 2 младшая группа
Продолжать обучать детей культурно - гигиеническим навыкам, которые нужно выполнять перед сном.2. Развить выдержку и внимание в играх.3. Воспитать элементарные навыки ЗОЖ, стремиться заботиться о сво...
Конспект открытого интегрированного занятия по сказке Х.К.Андерсена "Гадкий утёнок".
Открытое занятие по сказке Х.К.Анлерсена "Гадкий утёнок"....
План-конспект открытого занятия по сказке К.И Чуковского "Федорино горе"
В материале представлен план-конспект занятия по сказке "Федорино горе" с использованием театрализованной деятельности для детей среднего дошкольного возраста...
Конспект занятия «Тропинкою добра» по сказке Г-Х. Андерсена «Гадкий утёнок» в подготовительной группе
конспект по развитию речи...
Конспект открытого занятия : Вечная сказка. Пальчиковый триллер.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе....
Ознакомление с художественной литературой по сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок»
Ознакомление с художественной литературой по сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок»...
Драматизация сказки Г.Х.Андерсена "Гадкий утёнок"
Цель: Пробуждать интерес детей к театрализованной деятельности.Задачи: Учить детей имитировать характерные действия персонажей.Развивать интерес к театральному искусству....