Картотека бесед по чтению художественной литературы (подготовительная группа)
картотека по художественной литературе (подготовительная группа)

Картотека бесед по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_besed_vosstanovlen.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Гадкий утенок»

Автор: Х.-К. Андерсон

- Какое настроение вызвало у вас эта сказка? Смешной или печальной она вам показалось?

- Вспомним, как относились к утенку на птичьем дворе?

- Какие чувства испытал утенок на птичьем дворе?

- Каким показался вам утенок? Писатель назвал его гадким, а как вы думаете, любил ли утенка Андерсон?

- Каким стал утенок?

- Какие чувства испытал утенок, осознав себя лебедем?

- Как теперь все относились к молодому лебедю?

- Хотелось бы тебе что-то изменить в этой сказке и почему?

- Как ты думаешь, чему хотел научить людей Андерсен, когда сочинял?

Беседа «Гуси-лебеди»

Автор: А. Ремизов

- Ребята вы знаете сказку «Гуси – лебеди»?

- кто написал эту сказку? Автор или русская народная сказка?

- Сейчас мы с вами будем читать эту сказку.

(воспитатель читает сказку)

- Что велели родители девочке, уходя на работу?

- что сделала девочка?

- Куда понесли Гуси – лебеди маленького братца?

- что сделала девочка, когда печка предложила ей есть ржаной пирожок?

- Что предложила яблонька девочке?

- Какие берега были у молочной реки?

- Кто сказал девочке, что баба – яга собирается их есть?

- кто прятал от гусей – лебедей сестру с братцем убежавших от бабы – яги?

Беседа «сказка о мертвой царевне и о семи богатыря»

Автор: А. Пушкин

- Сегодня мы свами будем читать сказку о мертвой царевне и семи богатырях

(Воспитатель читает сказку)

- Понравилось ли вам сказка?

- что в этой сказке произошло?

-Кто написал эту сказку?

- Имя служанки царицы?

- Кличка собаки в доме богатырей?

- Имя царевича?

- Кому обращался Царевич за помощью?

- Как он величал помощников?

- Впервые слова после длительного сна?

- Почему злая мачеха хотела погубить?

- Как вы думаете почему царица так поступила царевне?

Беседа «Конек – Горбунок»

Автор: П. Ершов

- Чем кобылица отблагодарила Ивана?

- По какой причине царь взял Ивана на службу во дворец?

- Что за чудо – огонек увидели братья в поле?

- Как звали братьев Ивана?

- За какую цену Иван продал златогривых коней?

- кто стал врагом Ивана во дворце? По какой причине?

Беседа «Теплый хлеб»

Автор: К. Паустовский

- эту сказку написал Константин Паустовкий.

- почему мальчика Фильку прозвали «Ну тебя»?

- почему мельник Панкрат назвал Фильку бессмысленным гражданином?

- что случилось в Бережках после злорадного окрика Фильки: «Вон твой хлеб, иди копай его из – под снега»

- чем грозила такая погода жителей Бережков?

- что пришлось преодолеть мальчику, когда он решился исправить свое злодейство?

- как Филька искупил свою вину?

- как вы думаете, изменит ли Филька после этого случая свое отношение к людям и животным?

- Вам понравилось эта сказка «Теплый хлеб» который написал Константин Паустовский?

Беседа «Василиса Прекрасная»

  1. Что оставила перед смертью мать Василисе Прекрасной, чтобы та в трудную минуту обращалась к этому за советом и помощью?
  2. Сколько дочек было у новой жены купца?
  3. Зачем Василису послали к Бабе – Яге?
  4. Какого цвета был всадник, встреченный Василисой первым?
  5. Что сказала Василисе Баба – Яга?
  6. Что за верные услуги были у Бабы – Яги?
  7. Что случилось с Мачехой и дочками?
  8. Для кого Василиса соткала ткань и сшила рубашки?

Беседа «Илья Муромец и соловей разбойник»

1. Кому Илья Муромец говорил таковы слова: 
"Ах ты, волчья сыть, травяной мешок!"?

2. Кем быть предлагали Илье в Черниго в граде мужички?

3. Кто исцелил Илью от болезни и наделил его богатырской силой?

4. От чего "все травушки-муравы заплетался, а лазоревы цветочки осыпался, темны лесушки к земле все преклонялся"?

5. Чей сын Соловей-разбойник?

6. Из какого села был родом Илья Муромец?

7. К кому повез Соловья Илья Муромец?

8. Куда хотел поспеть Илья Муромец к обеденке?

9. Как звали коня Ильи Муромца?

10. "Как у той ли то у Грязи у Черной, 
Да у той ли у березы у покляпой, 
Да у той ли что у речки у Смородины, 
У того ли креста у Леванидова …" 
Что или кто там находится?

Беседа «Белая уточка»

  1. Ребята, с текстом народной сказки «Белая уточка» вы уже знакомы. Можно ли отнести её к произведениям о семье? Почему? Давайте вспомним содержание сказки и проанализируем её.
  2. С чего начинается сказка? Послушалась ли жена князя? Что с ней случилось? Зачитайте. Какой вывод можно сделать?

Сказка учит, что нельзя всем доверять, в мире есть добро и зло и порой кто-то творит ужасные дела.

  1. Какой матерью мы видим княгиню? Легко ли жилось ей? Найдите и зачитайте эти строки.
  2. Да, вы наверное уже поняли то, что никто лучше мамы о вас не позаботится.
  3. О чём же беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки в произведении.
  4. В народе есть пословица «Дети – радость, детки и горе». Кака вы её понимаете?
  5. Опыт показывает, что с непослушными детьми всегда что-то случается плохое. Так произошло и в сказке. Что случилось с непослушными утятами, мы увидим в сценке, которую подготовила группа ребят, пожелавшая выполнить именно это творческое задание. (Дети инсценируют данный отрывок сказки).
  6. Как в сложной ситуации ведёт себя младший сын? Каким он показан в сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым).
  7. Почему его назвали Заморышем, если он такой хороший?

Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачёк», «заморыш», чтобы уберечь от дурного сглаза и злых сил. Как видите, Заморыш – особый ребёнок.

  1. Сердце матери беду чует. Почуяла беду и уточка-мать и полетела на княжий двор, где и увидела своих деток, лежащих рядком. Как повела себя мать? (Жалобно запела, запричитала). Как она называет своих деток? Почему?
  2. Кто помог уточке в горе? (Князь.)
  3. Как, с помощью чего он сломал колдовские чары? Что стало с детьми?

Наконец, семья воссоединилась, злые силы побеждены.

  1. На какие группы мы можем поделить героев сказки? (Положительные и отрицательные герои.)

Назовите положительных и отрицательных героев сказки.

Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, поэтому добро всегда побеждает зло.

Беседа по сказке

Три ржаных колоска

• Любите ли вы праздник Нового года?

• Празднуют ли его в вашей семье? Как?

• Что обычно готовится к столу?

В сказке говорится об обычае класть на крышу дома ржаные колосья, для того чтобы жить счастливо в наступающем году. Расскажите о новогодних традициях вашей семьи.

Какие новогодние традиции существуют у разных народов?

Как вы думаете, должны ли люди следовать подобным традициям и обычаям?

Были ли в вашей жизни случаи, когда вы отдали своему другу последнее, а затем все отданное и, даже намного больше, вернулось к вам? Как вы это можете объяснить? Можно ли считать это законом жизни?

 Как вы думаете, если бы дети не проявили сострадание к зверям, были бы они счастливы в этот праздничный вечер?

Как вы думаете, что такое праздник души? (Это состояние человека, когда он совершил какое-то доброе дело.)

 Как вы думаете, если доброе дело совершено не от чистого сердца, принесет ли оно счастье?

 Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали что-то хорошее, но не от чистого сердца?

 Можно ли назвать семью бедного крестьянина счастливой?

 В чем, по-вашему мнению, заключается истинное счастье человека?

 Какою была душа богача?

 Расскажите о каком-либо человеке, сердце которого однажды пробудилось, и он стал совершенно другим. Что повлияло на его душу?

Произведения

«Зима недаром злится»

1. Почему мы представляем Весну в образе молодой девушки? (

2. А Зиму - в образе старушки?

3. А как вы относитесь к зиме?

Правильно, ведь и зима была по - своему хороша. Вспомните, у Пушкина: "Мороз и солнце! День чудесный!" Или: ": И вот сама идёт волшебница зима!"

"Всему своё время", - говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночасье.

5. Выразительное чтение. Что значит "читать выразительно"? (Соблюдать паузы, выделять голосом "нужные" слова, определять темп чтения:)

6. Замечательно справились, думаю, что автору бы понравилось

Старик годовик

Автор: Даиль В.И

Цель: Формирование общекультурной компетенции через восприятие художественной литературы.

1 как старик-годовик выпускал птиц?

2 сколько птиц выпускал старик-годовик взмахнув рукой?

3 сколько крыльев было у каждой птицы?

4 какого цвета были перья у птиц?

5 какие имена имели перья у птиц?

6 взмахнет птица крылом раз и что?

7 сколько раз махал рукавом старик-годовик?

Конек-горбунок

Автор: Пушкин А.С

Цель: Формирование общекультурной компетенции через восприятие художественной литературы.

1Чем кобылица отблагодарила Ивана?

2 По какой причине царь взял Ивана на службу во дворец?

3 Что за чудо-огонёк увидели братья в поле?

4 Как звали братьев Ивана?

5 За какую цену Иван продал златогривых коней?

6 Кто стал врагом Ивана во дворце? По какой причине?

7 За что был наказан рыба-кит?

8 Где лежал перстень Царь-девицы?

9 Что было в трёх котлах, в которых купались Иван и царь?

Бобик в гостях у барбоса

Автор: Носов Н.Н

Цель: Формирование общекультурной компетенции через восприятие художественной литературы.

1.Кто жил вместе с Барбоской у дедушки?

2. Почему Барбос не мог пойти гулять с Бобиком?

3. Какая квартира была у дедушки?

4. Почему хозяева не пускали даже в коридор?

5. Что увидел на стене в квартире у дедушки Бобик?

6.Какой предмет Бобик назвал пилой?

7. Чего испугался Бобик, глядя в зеркало?

8.Что за ящик был у дедушки, который поёт, играет, даже картины показывает?

9. За что, по словам Барбоса, его наказали?

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема: Правила использования книги

Цель: формировать интерес и любовь к книгам, расширить представления детей о значении книг в жизни людей, воспитывать бережное отношение к книгам

Вопросы:

- Ребят, вы любите книги?

- Какие книги вы больше всего любите?

- Вы посмотрели все книги в нашем уголке?

- Какие книжки у нас имеются в нашем уголке?

- А куда нужно класть книги после просмотра книг?

- Как мы должны относиться к книгам, кто нам расскажет?

- Кто хочет добавить?

- А у вас дома есть книжный уголок?

- Кто в вашей семье больше всего любит читать книги?

- Какая самая любимая книга в нашем уголке? Покажите и расскажите о ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.

Материал представляет собой сборник текстов художественных  произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....

Технологическая карта ОД по чтению художественной литературы подготовительная группа

Технологическая карта по чтению художественной литературы в подготовительной группе...

Перспективное планирование по чтению художественной литературы (подготовительная группа)

Перспективное планирование  по чтению художественной литературы (подготовительная группа)...

Календарно - тематическое планирование "Чтение художественной литературы" (подготовительная к школе группа )

Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений, продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выд...

Перспективный план по чтению художественной литературы подготовительной группы «Теремок» на 2017-2018 уч.год.

В данном материале содержится перспективный план по чтению художественной литературы в подготовительной группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы» (подготовительная к школе группа)

Формировать представления детей о русских народных и чувашских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию при восприятии сказок....