Конспект непосредственной образовательной деятельности ( ознакомление с художественной литературой). Мордовская сказка "Как собака друга искала"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

   Конспект непосредственной образовательной деятельности( ознакомление с художественной литературой). Мордовская сказка "Как собака друга искала".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности с воспитанниками

в форме образовательной ситуации

 

(на основе восприятия детьми

 произведения художественной литературы)

Тема: ««Мордовская сказка «Как собака друга искала»», возраст детей_5 – 6 лет

   Интеграция образовательных областей:ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие».

Цель: воспитывать духовно-нравственные качества, доброжелательность по отношению друг к другу, к животным. Прививать гуманность, умение общаться в коллективе. _Формировать умение налаживать контакт с окружающими. Способствовать коммуникативному развитию детей. 

       

Задачи:

ОТНОШЕНИЕ (желания, интересы, отношение, гуманистические чувства)

1. Воспитывать доброжелательное отношение детей к животным.

2. Инициировать у детей желание заботиться о животных и помогать им.

3. Воспитывать умение дружить и беречь дружбу, укреплять чувство поддержки и взаимовыручки.

4. Развивать умение выражать своё отношение к персонажам сказки, способность к творческому самовыражению.

ЗНАНИЯ (нравственные представления)

  1. Формировать представления детей о животных, представление о значении собаки в жизни человека
  2. Учить анализировать характеры героев и их поступки, соотносить действия героев с реальными людьми.                   
  3. Совершенствовать навыки связной речи детей: полно и точно отвечать на вопросы, стараться правильно и логично строить высказывания.

ДЕЙСТВИЯ (умения эмоционально-практического опыта)

1. Закрепить умение детей различать и понимать социально приемлемые и неприемлемые формы поведения (плохие и хорошие поступки). 

Методы и приемы:

Практические: дидактическая игра.

Словесные: беседа.

Наглядные: показ выполнения двигательной деятельности.

Формы организации совместной деятельности


Детская деятельность

Формы и методы организации  

Игровая

Дидактическая игра «Эмоции»

Восприятие художественной литературы

Чтение «Мордовская сказка «Как собака друга искала», рассматривание иллюстраций 

Коммуникативная

Беседа, драматизация сказки

Двигательная

Физминутка «Пёс весёлый»

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Организационный момент:    

Воспитатель предлагает встать в круг и поприветствовать друг друга добрыми словами.

 Встают в круг.                                                  

«Собрались все детки в круг.

(дети стоят в кругу, держась за руки)

Я твой друг, (руки к груди)

И ты мой друг.                               (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся»

 Сосредоточение внимания на теме, объединение со сверстниками для дальнейшей деятельности.

2

Проблемная ситуация

- Ребята, сегодня утром нам почтальон принес письмо.    Интересно, кто же нам пишет?

- Ребята, а вы хотите узнать, от кого же пришло письмо?

 (Воспитатель открывает конверт, достает письмо).

- Висит на заборе, колышется ветром

Колышется ветром бумажный листок.

Пропала собака, пропала собака

Пропала собака по кличке Дружок.

Щенок белоснежный, лишь рыжие пятна,

Лишь рыжие пятна и с кисточкой хвост.

Пропала собака, пропала собака,

Пропала собака по кличке Дружок.

- Про кого поется в песне?

- Что случилось с собакой?

- Как же найти собаку?

- Надо ее искать. Если объявление повесили, то собака обязательно найдется.                                                      

Садятся на стульчики,

принимают участие в беседе, отвечают на вопросы.


Проявляют активность во время деятельности.

Проявляют знания о дружбе, взаимоотношениях между детьми.

Развитие мыслительных способностей детей, умения рассуждать и анализировать, вести беседу, высказывать свою точку зрения

3

Основная часть

- А как вы думаете, ребятки, всегда ли собака была другом человека?

- Собака не всегда была другом человека, а как она стала им, я хочу про это прочитать вам сказку.

 - Ребята, вы любите сказки?                    

- А что такое сказка?               - Сегодня мы продолжаем знакомство с народными сказками.     

 - Какие сказки называются народными?          

  - А какие виды сказок вы знаете?      

- Какие сказки мы с вами уже читали?

 - Ребята, в нашей стране проживает множество разных народов. 

(Воспитатель обращает внимание на экран, на котором изображена иллюстрация с народами России и предлагает рассмотреть ее.)

Чтение мордовской народной сказкой «Как собака друга искала»

Воспитатель читает сказку. Предлагает рассмотреть иллюстрации к сказке на экране и проанализировать её.

Работа с текстом после чтения  

Воспитатель задает вопросы по тексту сказки.    – С какой сказкой мы с вами познакомились? С каких слов начинается сказка?                        

  - Что сказочного в этой истории?     

 - Расскажи, кого встретила собака в лесу? Кто стал дружить с собакой?         - Почему собака не захотела дружить с зайцем, волком и медведем?                                - А собака, какого друга хотела себе найти?                -Почему собака хотела, чтобы её друг был смелым?  - А чем опасен друг, который всего боится?        

- Смелый друг постарается помочь другу, если он попал в беду.                           - Как называется друг, который тебя не бросит в беде, выручит и спасет?

- Какой у сказки конец? ----Почему собака выбрала другом человека? Быстро собака нашла себе друга или пришлось поискать его подольше? Легко ли найти себе хорошего, надежного, верного друга?                  - --Ребята, а вы знаете, какими

должны быть настоящие

друзья?

-Как вы думаете, с чего

начинается дружба?

Знакомство с новой пословицей

 «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

                                                 Физминутка                   

 Пес веселый лает громко

«Гав, гав, гав» всем говорит.

Без хозяина скучает.

И тихонечко скулит

Вот хозяин пса вернулся.

Пес как будто улыбнулся.

Он хвостом виляет,            

 Хозяина встречает!            

 

Драматизация сказки.         

Игра «Эмоции» Воспитатель предлагает детям рассказать и показать какие эмоции испытывал каждый герой рассказа.

Дают предположения,

отвечают на вопросы.

Слушают сказку, рассматривают иллюстрации к сказке, отвечают на вопросы воспитателя.

Делают предположения о настоящих друзьях.  – добрые, веселые, верные.

 Дают ответы, предположения с чего начинается дружба – с приветствия, с улыбки.

 

 Каждый ребенок рассказывает ситуации из личного опыта, из-за чего сорился с друзьями.

Называют знакомые сказки о дружбе. («Кот в сапогах», «Иван-царевич и серый волк», «Бременские

музыканты», «Крокодил

Гена и его друзья»).

Дети рассматривают иллюстрацию на экране.

Дети внимательно слушают рассказ взрослого, рассматривают на экране иллюстрации.

Дети отвечают на вопросы по тексту сказки.

Дети знакомятся с новой пословицей и объясняют ее значение.

Дети произносят слова весело и громко с радостным выражением лица. Делают грустное выражение лица, и произносят     тихо, опустив голову и плеч; 

произносят «У-у-у, у-у-у, у-у-у, ууу!», поворачивая голову то влево, то вправо;

поднимают голову и расправляют плечи; улыбаются; показывают движением руки вправо - влево, как пес виляет хвостом.

Дети участвуют в драматизации сказки.

Дети с помощью жестов, мимики изображают героев рассказа. Предполагают, почему именно такую эмоцию испытывали герои.

Рассуждают, что можно сделать, чтобы грустный герой стал веселым

У детей сформированы представления о том, что собака – это друг человека.

Дети понимают и различают жанры устного народного творчества.

У детей сформированы представления о том, что в нашей стране проживает множество разных народов.

Проявляют

активность во время

деятельности.


Знакомство с новым произведением.

Проявлению интереса к произведению, запоминание текста.

Расширение словарного запаса

Развитие слухового внимания, двигательная активность.

Развитие умения сопереживать героям; вызывать у дошкольников эмоциональный отклик

4

Заключительная часть.      - Ребята, почему хорошо, что есть собака?         - Да, ребята, но все-таки мы знаем, что собака – друг человека.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Какой герой вам понравился?          

 - Какие эмоции вызывает сказка?».                                  – Чему учит нас эта сказка? (Сказка показывает дружбу собаки человека; поучает людей относиться к животным с добротой; учит любви к нашим меньшим братьям).

Дети отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями.

Рассказ не только интересный, но и поучительный.

Развитие мыслительных способностей детей, умения рассуждать и анализировать, вести беседу, высказывать свою точку зрения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по игровым образовательным ситуациям по сказке «Как собака друга искала» в обработке С.Фетисова по технологии А.Т.Егоровой.

Цели:-развивать связную речь, память, внимание;-упражнять в образовании существительных по аналогии;-повторить и расширить понятие  «домашние животные»;-воспитывать доброжелательность...

Конспект организованной образовательной деятельности "Ознакомление с художественной литературой" для детей старшей группы.

Конспект организованной образовательной деятельности "Ознакомление с художественной литературой" р.н.с. "Лиса и волк"...

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе. В. Драгунский «Друг детства»

Знакомство с рассказом В. Драгунского  "Друг детства", используя прием чтения с остановками и вопросы различного типа....

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой с элементами театрализованной деятельности в старшей группе « ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ « ТЕРЕМОК»

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность....