Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе. В. Драгунский «Друг детства»
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)
Знакомство с рассказом В. Драгунского "Друг детства", используя прием чтения с остановками и вопросы различного типа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_drug_detstva._dragunskiy.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой
в средней группе. В. Драгунский «Друг детства»
Тема. В. Драгунский «Друг детства»
Цель
Знакомство с рассказом В. Драгунского, используя прием чтения с остановками и вопросы различного типа.
Задачи
Способствовать развитию умения анализировать текст, развитию познавательного интереса к процессу чтения. Совершенствовать навык чтения. Развивать речь. Создать ситуации успеха для каждого ребенка. Стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий, стимулировать мыслительную и творческую деятельность детей.
Вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания.
Оборудование
Книга В. Драгунского «Друг детства», цветные карандаши, альбомные листы.
Ход ООД
Предлагаю начать нашу беседу с « Эстафета дружбы»
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет»
–Что значит слова «друг» и «дружба»? (Ответы)
– В толковом словаре дается такое объяснение слов «друг», «дружба».
«Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой»
«Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»
О дружбе есть много пословиц. Буду читать начало пословицы, а вы должны будете правильно подобрать ее концовку.
Пословицы о дружбе
Старый друг лучше новых двух.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Без друга в жизни туго.
С хорошим другом и мир добрее.
Верность – основа дружбы.
Хороший друг — настоящее богатство.
Человек без друзей – что дерево без корней.
- Какие произведения о дружбе и каких авторов мы уже читали?
– Ребята, кого можно назвать другом? Кто для вас является другом?
(Девочка или мальчик, с которыми можно посекретничать. Мама, которая поможет в трудную минуту. Книга, которую ты читаешь и тебе с ней интересно.)
Прочитайте слова: Юла, шары, машина, ведерко, слоник, кубики, барабан, лейка, кукла, скакалка, мячик, велосипед, зайчик, лошадка, пирамидка, домик.
– Как можно назвать эти слова одним словом?
– Могут ли игрушки быть вашими друзьями? Почему?
– Многие из вас выполнили творческое задание – нарисовали свою любимую игрушку. (Рисунки на доске)
– Это любимая игрушка Насти…и т.д.
О дружбе много рассказов написано Виктором Драгунским.
– Ребята, что вы знаете об этом писателе?
Родился Виктор Драгунский в Белоруссии. В детстве он был заводилой во всех играх, товарищи уважали его. Очень любил театр, цирк, сам писал пьесы. Виктор Драгунский – писатель, автор популярных рассказов для детей.
– Кто главный герой многих рассказов Драгунского? (Дениска)
В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую – это младший сын Дениска. Своему сыну он посвятил 80 рассказов, которые вошли в сборник «Денискины рассказы». Теперь Денис Драгунский вырос, стал взрослым человеком и сам пишет книги, а Дениска Кораблев так и остался мальчишкой.
Виктора Драгунского нет с нами уже много лет, но книги его продолжают выходить, их с удовольствием читают современные мальчишки и девчонки.
Посмотрите на выставку книг, рекомендую вам сходить в библиотеку или же купить и прочитать книги В. Драгунского. Вы будете смеяться и огорчаться, будете переживать вместе с героями, а это и есть главное, для чего писатель создает книги.
– Мы читали рассказы Драгунского, проверим, насколько внимательно?
Я называю предмет, а вы – название рассказа, в котором о нем говорится.
- Шишки («Заколдованная буква»)
- Манная крупа («Тайное становится явным»)
- Словарь английского языка («Англичанин Павля»)
- Весы («Ровно 25 кило»)
Рассказ «Друг детства», с которым мы сегодня будем знакомиться, взят из книги В.Драгунского «Денискины рассказы».
– Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем может быть этот рассказ?
– Посмотрите на иллюстрацию. Кто на ней изображен? (Мальчик.)
– Как вы думаете, почему он в боксерских перчатках? (Предположения детей.)
– Почему же художник изобразил мальчика в перчатках, а рассказ называется «Друг детства»?
– Ключевые слова к этому рассказу: боксерская груша, плюшевый мишка, не буду боксером.
– Попробуйте предположить по заглавию и ключевым словам, о чем пойдет речь в этом произведении?
• Мальчик хочет стать боксером
• Мальчик будет играть с мишкой
• Мальчик передумал быть боксером
– При чтении данного рассказа нам встретятся незнакомые слова. Кто может их объяснить?
Астроном – ученый, изучающий космос. (занимающийся астрономией, т.е. наукой о небесных телах и Вселенной)
Капитан. У этого слова несколько значений: главный в спортивной команде, офицерское звание, командир морского судна. В этом рассказе слово будет иметь третье значение.
Груша. Фруктовое дерево, а также его плод, изделие, по форме напоминающее этот плод, спортивный снаряд. В рассказе слово будет обозначать «спортивный снаряд».
Перебиться – с трудом прожить.
Приспичило – очень захотелось.
Волчок – детская игрушка, то же, что юла.
Утиль – отходы, старые, негодные к употреблению вещи.
Плюш – ткань с длинным ворсом.
Плюшевый – сделанный, сшитый из плюша.
Сподручнее – удобно.
– Прочитаю текст, делая остановки, и попытаемся понять, какую дружбу хотел показать нам автор.
Чтение рассказа с остановками
Виктор Драгунский «Друг детства»
Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете.
…
Перебейся как-нибудь без груши.
Он оделся и пошел на работу.
1остановка
- Сколько лет было мальчику?
- Кем мечтал стать Дениска, когда вырастет?
- Как папа понял сначала Дениску?
- Что ответил папа на желание Дениски?
- Можно ли сказать, что у Дениски плохой папа? Почему?
- Что будет дальше?
А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же это заметила и сказала: Стой-ка, я, кажется, что-то придумала.
…..
Ишь как выкатил! Чем не груша? Еще лучше!
2остановка
- Что придумала мама?
- Что же при этом увидел Дениска?
- Почему мама, предложила ему для тренировки вместо груши старого плюшевого мишку? Правильно ли она поступила?
- Итак, Дениске приспичило быть боксером. Как, по вашему, должны были поступить родители? (купить грушу, повести ребенка в спортивную секцию…)
Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее, чтоб мне сподручнее было тренироваться и развивать силу удара.
…..
Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...
3 остановка
- Отчего же Мишка был облезлый?
- Что вспомнилось Дениске?
- Какие чувства, по вашему мнению, испытывал Дениска в это время?
- Как вы понимаете выражение «бывший самый лучший друг, настоящий друг»?
- Чем может закончиться этот рассказ?
- Ты что? - сказала мама. - Что с тобой?
А я не знал, что со мной, я долго молчал, и я задрал глаза к потолку, чтобы слезы вкатились обратно. И потом, когда я скрепился (Сдержался) немного, я сказал: Ты о чем, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.
- Почему Дениска передумал стать боксером? (Денис добрый, он не может бить даже плюшевого мишку).
- Кем считает Дениска свою игрушку? (Другом детства. Нельзя бить своего друга, даже если он – игрушка.)
- Почему Дениске не хотелось, чтобы мама увидела его слезы?
- Кто-нибудь из вас мечтал стать боксером?
- Ребята, все встаньте и представьте, что мы маленькие боксеры.
Физминутка
Быть боксером хорошо (движения боксера), а штангистом лучше,
В волейбол играть легко, научиться нужно.
Спинку прямо ты держи, руки вверх всегда тяни.
- Ожидали вы, что у рассказа может быть такой конец?
- Как вы поняли, о чем это произведение? (О настоящей дружбе)
- А кто же такой настоящий друг?
- Дениса можно назвать настоящим другом? (Да, он обладает качествами настоящего друга.)
- Так что же хотел сказать нам автор? Чему нас учит этот рассказ?
Вывод: Не только человек может быть другом, но и игрушки. Любимая игрушка – это как самый верный близкий друг. Он не обидится, не убежит, не даст сдачи, не предаст.
Какая главная мысль рассказа? Что такое дружба? Понравился ли вам и чем главный герой рассказа?
Главная мысль рассказа «Друг детства» состоит в том, что дружба – это ценные отношения, важна для человека.
Мне понравился главный герой рассказа, Дениска, своей верностью старой дружбе, пусть и с плюшевым медвежонком. Из Дениски, который так относится к своим друзьям, обязательно должен вырасти добрый и порядочный человек.
- С каким рассказом мы познакомились, кто его автор?
- Останется ли в вашей памяти этот рассказ? Почему?
Настоящим другом может быть не только человек, животное, но и игрушка. О друге надо заботиться.
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказа?
- На столах у вас лежат картинки с изображением мишки. Закрасьте мишку нужным цветом. Если рассказ у вас вызвал:
Грусть – синий
Радость – желтый
Обида (или жалость) – красный
Уважение – зеленый
Изодеятельность «Друзья» (из ладоней)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ФЕДОРИНО ГОРЕ» К.ЧУКОВСКОГО»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮС ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:«ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ФЕДОРИНО ГОРЕ» К. ЧУКОВСКОГО»...
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему: «Чтение рассказа «Воробьишко» Максима Горького».
Непосредственно образовательная деятельность по Развитию речи...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе: Н. Сладков. «Почему ноябрь пегий»
Цель: Ознакомление детей с новым произведением Н. Сладкова «Почему ноябрь пегий» Задачи: помочь понять смысл фразы «почему ноябрь пегий»; активизировать словарь; учить внимательно слу...
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе...
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе.
Цель: продолжать знакомство детей с русскими народными сказками о животных, развивать мышление, расширять словарный запас, умение понимать и объяснять смысл пословиц, воспитывать милосердие, умение др...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с художественной литературой Чтение рассказа В. И. Драгунского «Друг детства»
Ознакомление с художественной литературой....