ЧХЛ в средней группе Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами» №5
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)
ЧХЛ в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chhl_no_5_oznakomlenie_s_malymi_folklornymi_formami.docx | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по чтению художественно литературы в средней группе
Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами» №5
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое
развитие», «Художественно эстетическое развитие».
Вид деятельности детей: образовательная, игровая, коммуникативная,
двигательная.
Цель: формировать знания о малых фольклорных формах.
Программное содержание: познакомить с жанром загадки, учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; познакомить с жанром скороговорки, его назначением; четко произносить скороговорки. придумывать небольшие истории по их сюжету; объяснить значение и особенности колыбельной; выучить колыбельную песню; воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Материалы и оборудование: «чудесный» мешочек; игрушки: белочка, лиса, мышка. мишка, зайчик, куклы.
Планируемый результат: сформированы знания о малых фольклорных формах.
Структура занятия.
Iч | Вводная часть | 1м | |
IIч | Основная часть | 17м | |
1 | Сюрпризный момент | чудесный мешочек | 3м |
2 | Загадки | о животных | 3м |
3 | Физкультминутка | «Звериная зарядка» | 3м |
4 | Упражнение | звукоподражание | 4м |
5 | Заучивание | Колыбельные песни | 4м |
IIIч | Итог занятия. | 2м |
Длительность занятия 20 минут.
Ход занятия
Iч. Вводная часть
Организационный момент
- Воспитатель предлагает детям поприветствовать друг друга при помощи мяча. Дети передают мяч по кругу и произносят слова.
Покатился, покатился мячик по дорожке,
Прыг –скок, прыг-скок к ребятам в ладошки.
«С добрым утром… (называет имя ребёнка»
Дальше ребята берут мяч и передает его своему соседу, приветствует его по имени.
IIч. Основная часть
1.Сюрпризный момент
Воспитатель заинтересовывает детей, показывая «чудесный» мешочек с игрушками, предлагает отгадать, что лежит внутри.
- Как можно узнать об этом? ( угадать, пощупать, достать из мешочка)
- Еще можно загадать загадку о том, что лежит в мешочке, т.е. спросить о чем-то, рассказать, какой это предмет, но не называть его.
2.Загадки
Отгадайте загадки.
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки.(Мышь)
- Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке? (у неё серенькая шубка, длинный хвост, острые зубы и она маленькая)
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.(Белка)
- Как вы поняли, что это белка? (Она любит орешки, домик строят в дупле и у них пушистая шубка)
Что это за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы
Уши больше головы.(Зайчик)
- Что есть у зайчика, о чем вы услышали в загадке? (Длинные уши, они хорошо прыгают и ещё любят морковку)
- Рассмотрев вместе с детьми игрушки, воспитатель обобщает: загадка - это такой короткий рассказ, в котором сам предмет не называется, а только описывается
3.Физкультминутка «Звериная зарядка»
Раз - прыжок, два - присядка.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться, (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться, (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ноги на ширине плеч)
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало - начинает все сначала.
4. Упражнение на звукоподражание
Воспитатель предлагает детям послушать, правильно ли они произносят слова «шишка», «сушка». Когда дети произносят слова, воспитатель обсуждает с ними, как научиться правильно произносить все звуки, подводит к пониманию, что чистоговорки и скороговорки помогают научиться четко и правильно выговаривать звуки и слова, объясняет значение слов «чистоговорка», «скороговорка».
Чистоговорки
Су - су - су - су - тихо зимой в лесу.
Са - са - са - са - укусила в нос оса.
Са-са-са - в лесу бегает лиса.
Со-со-со - у Сони колесо.
Су-су-су - ягоды в лесу.
Су-су-су - в лесу видели лису.
Су-су-су - было холодно в лесу.
Ша-ша-ша - наша Маша хороша.
Ша-ша-ша - выходи из камыша.
Шо-шо-шо - Паша пишет хорошо.
Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Скороговорка
-Дети проговаривают скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» сначала медленно, затем немного быстрее.
- Скороговорки помогают детям научиться правильно говорить, а чему помогают колыбельные? (Успокаиваться)
- Что такое колыбельная? (Песня для сна)
- Пели ли вам колыбельную? (да)
5.Пение и разучивание колыбельной песни
Воспитатель поет колыбельную.
Ночь пришла,
Темноту привела.
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Уже поздно, сынок,
Ложись на бочок.
Баю-бай, засыпай.
- Громкие или тихие колыбельные песни? (Тихие)
- Быстрые или медленные? (Медленные)
- Почему?(Успокаивающие)
В заключение можно прочитать или включить аудиозапись детям колыбельную К. Кулиева.
Дремлет конь в соседстве с мячиком.
В медном кране спит вода.
Кот, свернувшийся калачиком,
Спит у печки, как всегда.
За стеною ходит маятник,
Смотрит месяц к нам в окно.
Спи скорее, мальчик маленький,
Детям спать пора давно!
IIIч. Заключительная часть
Итог занятия
-Давайте, вспомним, что мы делали сегодня с вами?
- Что вам больше всего понравилось?
- А сейчас, с помощью мячика, мы с вами скажем друг другу добрые слова:
Покатился, поскакал мячик по дорожке,
Прыг-скок, прыг-скок к ребятам в ладошки.
Мне понравилось, как ты (…) отгадывал сегодня загадки,
А ты (…) хорошо их изображала и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»
В игровой форме закреплять знания песенок, потешек и продолжать знакомить с пословицами и поговорками русского народа. Пополнять и активизировать словарь детей путем объяснения смыс...
Конспект занятий на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, скороговорки, колыбельные)»
1. Конспект занятий "Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, скороговорки, колыбельные) предназначен для того, чтобы познакомить с жанром загадки, помочь детям отгадывать загадки, построе...
Чтение художественной литературы во второй младшей группе.Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами. Потешки, загадки.
Интегрированное НОД во второй младшей группе. Тема :Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами. Потешки, загадки....
Конспект занятий на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки,потешки,колыбельные)»
помочь отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; рассказать о потешках; объяснить назначение и особенности колыбельной песни....
Методическая разработка: Конспект НОД по теме «Ознакомление с малыми фольклорными формами».
Здесь представлен конспект НОД (речевое развитие) по ознакомлению детей младшего возраста с малыми фольклорными формами: загадкой и потешкой....
Конспект занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе (3-4 года) на тему: «Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, потешки)»
Доминирующая образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое раз...
Конспект занятия по ЧХЛ во второй младшей группе Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, потешки)»
Программное содержание:-учить отгадывать описательные загадки;-познакомить с жанром потешки, помочь запомнить потешку «Торжок», интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «...