Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме
В игровой форме закреплять знания песенок, потешек и продолжать знакомить с пословицами и поговорками русского народа. Пополнять и активизировать словарь детей путем объяснения смысла пословиц, поговорок и образных выражений.
Побуждать активно участвовать в драматизации потешки «Кошкин дом».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_s_malymi_folklornymi_formami._srednyaya_gruppa.doc.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности
в средней группе
Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»
Образовательная область: речевое развитие.
Интеграция областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи: В игровой форме закреплять знания песенок, потешек и продолжать знакомить с пословицами и поговорками русского народа. Пополнять и активизировать словарь детей путем объяснения смысла пословиц, поговорок и образных выражений. Создавать условия для активного участия в беседе. Развивать интонационную выразительность речи. Побуждать активно участвовать в драматизации потешки «Кошкин дом». Поддерживать внимание и интерес к слову в фольклорных произведениях. Вызывать эмоциональный отклик на красоту образной народной речи. Воспитывать любовь к родному языку.
Материал: Костюм бабушки Загадушки; игрушки: петушок, котик; маска курочки, сундучок; игрушечные ведро, фонарь, лист, помело; куклы бибабо (курочка, собачка, зайчик, лошадка, кошка); иллюстрация к потешке «Сорока-ворона», картина зимней природы, мольберт.
Предварительная работа:
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие»: 1. «Ознакомление с малыми фольклорными формами» (Формировать представление о жанре загадки, познакомить с назначением скороговорок, чистоговорок, особенностями колыбельной песни, заучивание колыбельной «Ночь пришла».)
2. «Ознакомление с малыми фольклорными формами» (Учить понимать содержание и значение пословиц о труде, заучивание текста народной игры «Гуси».)
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие»:
«Обучение отгадыванию загадок» (Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.)
Кружковая работа:
Заучивание потешек «Котя, котенька-коток», «Не плачь, детка», «Барынька», «Спи-ка, усни». Беседы о пословицах
«Делу - время, потехе – час», «Сделал дело – гуляй смело».
Использование потешек в НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: «Петушок», «Зайчик» (лепка); «Составление узора на прямоугольнике по мотивам дымковской росписи»
Разучивание русских народных подвижных игр: «У медведя во бору», «Мыши водят хоровод», «Гуси».
Вечер развлечений «Песенки кота Мурлыки».
Ход НОД
Дети входят в группу, здороваются. Воспитатель сообщает, что сейчас у нас будет занятие по ознакомлению с художественной литературой. Мы будем вспоминать любимые песенки, потешки. Вы знаете, что еще продолжаются новогодние праздники, а в Новый год совершаются самые необыкновенные чудеса. Вот и занятие наше будет не обыкновенное, а волшебное. Закройте глаза, слушайте внимательно. (Воспитатель читает присказку и одевает костюм бабушки Загадушки.)
Под темными лесами,
Под ходячими облаками,
Под частыми звездами,
Под красным солнышком
Жила-была старица в сельце.
Сказку старица начинает,
Никто ее не перебивает.
Загадку старица складывает,
Да не всяк ту загадку разгадывает.
-Вот и свершилось волшебство. Открывайте глаза. Вы оказались в гостях у бабушки Загадушки. Проходите, гости дорогие, садитесь. Будем с вами играть и загадки отгадывать. Гостям почет, хозяйке честь. Приготовьте ладошки, вместе исполним песенку-потешку «Ладушки».
Ладушки, ладушки,
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше два, Кате два,
Денису два, Даниле два…
-Всем дала?
-Да!
-Вот спасибо, уважили бабушку. А теперь я загадаю вам загадки, а отгадки вы на елочке найдете. Да только помните: «Петь хорошо вместе, а говорить порознь». Кто загадку отгадает, пусть руку поднимет. Слушайте внимательно.
ЗАГАДКИ
Не всадник, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит.
-Петушок!
-Правильно. Владик, найди Петушка на елочке. Красна речь слушанием. Владик прочтет потешку про Петушка, а мы послушаем.
Идет Петушок,
Красный гребешок,
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Двойная бородка,
Частая походка.
Рано утром он встает,
Красны песенки поет.
-Молодец, Владик, возвращай Петушка на елочку. А вы, ребята, слушайте еще загадку.
Дугою спинка,
Усы как щетинка,
Острые ушки,
На лапках подушки.
Мягонькие лапки,
А в лапках цап-царапки.
-Котик, кошечка!
-Правильно, иди, Наташа, ищи, кто спрятался на елочке, котик или кошечка. (Ребенок приносит игрушку.) Да это же наш знакомый кот Мурлыка! Давайте мы ему ласковые слова скажем. Ласковое слово и кошке приятно. А котик с нами поиграет. Пусть ваши ладошки превратятся в мышек. Как услышите слова: «Лови, котик, мышек!»-кот Мурлыка будет «мышек» ловить, а «мышки» в «норки» спрячутся (руки за спину).
Котя, котенька-коток,
Котя, серенький лобок!
Хвостик пушистый,
Глазок золотистый.
Как у котика-кота
Шубка очень хороша:
Спинка серенькая,
Грудка беленькая.
Лапки крепкие,
Когти цепкие!
-Лови, котик, мышек! (Дети прячут ладони за спину). Молодцы, мышки, никого котик не поймал. Спасибо котику за игру. Возвращай, Наташа, кота Мурлыку на елку. А ребята послушают мою третью загадку.
Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
-Курочка!
-Кто хочет в курочку превратиться? (Дети поднимают руки, педагог вызывает одного ребенка.) Катюша, найди на елке маску курочки. (Педагог надевает маску ребенку, поворачивает его вокруг себя, говорит волшебные слова.)
Крутись, вертись, Катюша в Курочку-рябушечку превратись!
-Вот она, Курочка-рябушечка! Сейчас мы будем Курочку спрашивать, а она будет нам отвечать.
-Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
-На речку.
-Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?
-За водичкой.
-Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
-Цыпляток поить.
-Курочка-рябушечка, как цыплята просят пить?
-Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!
-Как цыплята воду пьют? (Дети втягивают воздух губами.)
-Курочка, накорми цыплят. (Дети открывают широко рты, «курочка» изображает, что кормит «цыплят». «Цыплята» произносят: «Ам!»)
-Курочка, позови цыплят на прогулку.
-Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко! (Дети выходят, становятся в кружок.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Повторяется два раза).
Собрались цыплята в кружок и видят:
Идет петушок.
Скачет зайка.
Гуси на дорожку вышли, шеи выгибают, гогочут.
Кошечка крадется.
Увидела мышку, приготовилась к прыжку и цап-царап, сцапала мышку.
Вот кошечка добрая, а вот сердитая.
Испугалась курочка, позвала цыплят.
Собрались цыплята в кружок и видят…
( Дети садятся на стульчики.)
-Молодцы, дети, хорошо разных животных показывали. Давайте теперь курочку снова в Катюшу превратим. (Педагог поварачивает ребенка, произносит волшебные слова, снимает маску.)
Крутись, вертись, Курочка-рябушечка в Катюшу превратись.
-Вот она, Катюша! Относи маску на елку и садись. Будем выполнять следующее задание.
ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК.
-Нам поможет волшебный сундучок. Посмотрим, какая потешка там спряталась. (Открывает сундучок, вынимает ведерко, фонарь, листик и помело. Дети отгадывают.)
-Кошкин дом!
-Правильно. Ребята, а здесь еще куклы есть! (Воспитатель одевает кукол бибабо по желанию детей. Проводится игра-драматизация потешки «Кошкин дом»)
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом!
А собачка - с помелом,
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом,
А лошадка - с фонарем,
Серый заюшка – с листом.
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь погас!
-Молодцы, выручили кошечку. А у меня для вас еще задание припасено.
КАРТИНКИ.
-Догадайтесь-ка, ребятишки, к какой потешке эти картинки. (На мольберте картинки с изображением леса, топора, печки, ведра, горшка с кашей, сороки.)
-Сорока-ворона!
-Правильно отгадали, можно и поиграть!
Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Ты в лес не ходил,
Ты дров не рубил,
Ты печь не топил,
Ты кашу не варил,
Ты воду не носил.
Нет тебе ничего.
Зачем в лес не ходил,
Зачем дров не рубил,
Зачем печь не топил,
Зачем кашу не варил,
Зачем воду не носил?
Знай наперед!
Здесь водичка холодненька,
Здесь водичка тепленька,
Здесь водичка горяченька,
А здесь кипяток!
Кипяток! Кипяток!
-Откроем другую картинку. (Открывает.) Какое время года на ней изображено?
-Зима.
-Я много пословиц и поговорок о зиме знаю. Зимой солнце светит слабо, на улице мороз, холодно. В народе говорят:
Зимой солнце что мачеха:
светит, да не греет. -Какой праздник все мы отмечаем в ночь с 31 декабря на 1 января?
-Новый год!
-А зима уже в самом разгаре. Вот и говорят в народе:
Январь – году начало,
зиме – середина.
-А вы не боитесь в мороз гулять?
-Нет! Мы тепло одеваемся.
-Вот и в народе говорят:
Не страшен мороз,
когда тепло укрыт нос.
-Есть еще и такая пословица:
Не век гостям гостевать,
пора и честь знать.
-А это значит, пришла пора прощаться с бабушкой Загадушкой. Сейчас мы с вами совершим волшебство. Глаза закрывайте и все, что я скажу, выполняйте. (Педагог дает задания детям, одновременно снимает костюм бабушки Загадушки.)
Дружно потопаем.
Громко похлопаем.
Сильно-сильно подуем.
И скажем:
Не век гостям гостевать,
пора и честь знать.
-Снова мы с вами на занятии. И даже не заметили, как оно подошло к концу. Потому что занятие было волшебное. Все ребята постарались. И загадки разгадали. О ком загадки эти были? (О петушке, о коте, о курочке.) И много потешек вспомнили. Назовите их. («Ладушки», «Идет Петушок», «Котя, котенька-коток», «Курочка-рябушечка», «Кошкин дом», «Сорока-ворона».) И познакомились с поговорками о зиме. На следующем занятии мы будем учить песенки-потешки о зиме. (Дети прощаются и выходят).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по ФГОС в области «Речевое развитие». Для младшей группы. Тема: «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».
Конспект занятия составлен в соответсвии с современными требованиями дошкольного образования.Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эс...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию «Первые весенние цветы»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию «Первые весенние цветы»Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС: «Речевое развитие», ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС в области «Познание». По теме: «Воздух, какой он?» Для детей средней группы
Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и способами его обнаружения....
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию + презентация для занятия
laquo;Малые фольклорные формы как средство развития театрализованной деятельности у детей младшего и среднего возраста"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию тема: «Путешествие к диким животным»
Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных у дошкольников. Задачи: Обучающие: - закрепление названий диких животных...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 57 «Одуванчик» Конспект НОД в средней группеРазвитие речиТема: «Звуковая культура речи: ...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию с использованием мнемотехники
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию с использованием мнемотехникиЦели:Продолжать воспитывать умение рассказывать сказку с опорой на мнем...