Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Ероклинцева Юлия Викторовна

 

   В игровой форме закреплять знания песенок, потешек и продолжать знакомить с пословицами и поговорками русского народа. Пополнять и активизировать словарь детей путем объяснения смысла пословиц, поговорок и образных выражений. 

   Побуждать активно участвовать в драматизации потешки «Кошкин дом».

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности

в средней группе

Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Задачи: В игровой форме закреплять знания песенок, потешек и продолжать знакомить с пословицами и поговорками русского народа. Пополнять и активизировать словарь детей путем объяснения смысла пословиц, поговорок и образных выражений. Создавать условия для активного участия в беседе. Развивать интонационную выразительность речи. Побуждать активно участвовать в драматизации потешки «Кошкин дом». Поддерживать внимание и интерес к слову в фольклорных произведениях. Вызывать эмоциональный отклик на красоту образной народной речи. Воспитывать любовь к родному языку.

 Материал: Костюм бабушки Загадушки; игрушки: петушок, котик; маска курочки, сундучок; игрушечные ведро, фонарь, лист, помело; куклы бибабо (курочка, собачка, зайчик, лошадка, кошка); иллюстрация к потешке «Сорока-ворона», картина зимней природы, мольберт.

 Предварительная работа:

   Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области  «Речевое развитие»:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          1. «Ознакомление с малыми фольклорными формами» (Формировать представление о жанре загадки, познакомить с назначением скороговорок, чистоговорок, особенностями колыбельной песни, заучивание колыбельной «Ночь пришла».)

 2. «Ознакомление с малыми фольклорными формами» (Учить понимать содержание и значение пословиц о труде, заучивание текста народной игры «Гуси».)

   Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие»:

   «Обучение отгадыванию загадок» (Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.)

   Кружковая работа:

   Заучивание потешек «Котя, котенька-коток», «Не плачь, детка», «Барынька», «Спи-ка, усни». Беседы о пословицах

 «Делу - время, потехе – час»,  «Сделал дело – гуляй смело».

   Использование потешек в НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: «Петушок», «Зайчик» (лепка); «Составление узора на прямоугольнике по мотивам дымковской росписи»

   Разучивание русских народных подвижных игр: «У медведя во бору», «Мыши водят хоровод», «Гуси».

   Вечер развлечений «Песенки кота Мурлыки».  

 Ход НОД

  Дети входят в группу, здороваются. Воспитатель сообщает, что сейчас у нас будет занятие по ознакомлению с художественной литературой. Мы будем вспоминать любимые песенки, потешки. Вы знаете, что еще продолжаются новогодние праздники, а в Новый год совершаются самые необыкновенные чудеса. Вот и занятие наше будет не обыкновенное, а волшебное. Закройте глаза, слушайте внимательно. (Воспитатель читает присказку и одевает костюм бабушки Загадушки.)

          Под темными лесами,

          Под ходячими облаками,

          Под частыми звездами,

          Под красным солнышком

          Жила-была старица в сельце.

          Сказку старица начинает,

          Никто ее не перебивает.

          Загадку старица складывает,

          Да не всяк ту загадку разгадывает.

-Вот и свершилось волшебство. Открывайте глаза. Вы оказались в гостях у бабушки Загадушки. Проходите, гости дорогие, садитесь. Будем с вами играть и загадки отгадывать. Гостям почет, хозяйке честь. Приготовьте ладошки, вместе исполним песенку-потешку «Ладушки».

          Ладушки, ладушки,

          Пекла бабка оладушки,

          Маслом поливала,

          Детушкам давала.

          Даше два, Кате два,

          Денису два, Даниле два…

         -Всем дала?

         -Да!

-Вот спасибо, уважили бабушку. А теперь я загадаю вам загадки, а отгадки вы на елочке найдете. Да только помните: «Петь хорошо вместе, а говорить порознь». Кто загадку отгадает, пусть руку поднимет. Слушайте внимательно.

ЗАГАДКИ

          Не всадник, а со шпорами,

          Не будильник, а всех будит.

-Петушок!

-Правильно. Владик, найди Петушка на елочке. Красна речь слушанием. Владик прочтет потешку про Петушка, а мы послушаем.

          Идет Петушок,

          Красный гребешок,

          Хвост с узорами,

          Сапоги со шпорами,

          Двойная бородка,

          Частая походка.

          Рано утром он встает,

          Красны песенки поет.

-Молодец, Владик, возвращай Петушка на елочку. А вы, ребята, слушайте еще загадку.

          Дугою спинка,

          Усы как щетинка,

          Острые ушки,

          На лапках подушки.

          Мягонькие лапки,

          А в лапках цап-царапки.

-Котик, кошечка!

-Правильно, иди, Наташа, ищи, кто спрятался на елочке, котик или кошечка. (Ребенок приносит игрушку.) Да это же наш знакомый кот Мурлыка! Давайте мы ему ласковые слова скажем. Ласковое слово и кошке приятно. А котик с нами поиграет. Пусть ваши ладошки превратятся в мышек. Как услышите слова: «Лови, котик, мышек!»-кот Мурлыка будет «мышек» ловить, а «мышки» в «норки» спрячутся (руки за спину).

          Котя, котенька-коток,

          Котя, серенький лобок!

          Хвостик пушистый,

          Глазок золотистый.

          Как у котика-кота

          Шубка очень хороша:

          Спинка серенькая,

          Грудка беленькая.

          Лапки крепкие,

          Когти цепкие!

-Лови, котик, мышек! (Дети прячут ладони за спину). Молодцы, мышки, никого котик не поймал. Спасибо котику за игру. Возвращай, Наташа, кота Мурлыку на елку. А ребята послушают мою третью загадку.

          Клохчет, квохчет,

          Детей созывает,

          Всех под крыло собирает.

-Курочка!

-Кто хочет в курочку превратиться?  (Дети поднимают руки, педагог вызывает одного ребенка.) Катюша,  найди на елке маску курочки. (Педагог надевает маску ребенку, поворачивает его вокруг себя, говорит волшебные слова.)

          Крутись, вертись, Катюша в Курочку-рябушечку превратись!

-Вот она, Курочка-рябушечка! Сейчас мы будем Курочку спрашивать, а она будет нам отвечать.

          -Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

          -На речку.

          -Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?

          -За водичкой.

          -Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

          -Цыпляток поить.

          -Курочка-рябушечка, как цыплята просят пить?

          -Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

-Как цыплята воду пьют?  (Дети втягивают воздух губами.)                                            

-Курочка, накорми цыплят.  (Дети открывают широко рты, «курочка» изображает, что кормит «цыплят». «Цыплята» произносят: «Ам!»)  

-Курочка, позови цыплят на прогулку.

-Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко! (Дети выходят, становятся в кружок.)

                     ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Повторяется два раза).

          Собрались цыплята в кружок и видят:

          Идет петушок.

          Скачет зайка.          

          Гуси на дорожку вышли, шеи выгибают, гогочут.

          Кошечка крадется.

          Увидела мышку, приготовилась к прыжку и цап-царап, сцапала мышку.

          Вот кошечка добрая, а вот сердитая.

          Испугалась курочка, позвала цыплят.

          Собрались цыплята в кружок и видят…          

 ( Дети садятся на стульчики.)

 -Молодцы, дети, хорошо разных животных показывали. Давайте теперь курочку снова в Катюшу превратим. (Педагог поварачивает ребенка, произносит волшебные слова, снимает маску.)

           Крутись, вертись, Курочка-рябушечка в Катюшу превратись.

-Вот она, Катюша! Относи маску на елку и садись. Будем выполнять следующее задание.

ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК.

-Нам поможет волшебный сундучок. Посмотрим, какая потешка там спряталась. (Открывает сундучок, вынимает ведерко, фонарь, листик и помело. Дети отгадывают.)

-Кошкин дом!

-Правильно. Ребята, а здесь еще куклы есть! (Воспитатель одевает кукол бибабо по желанию детей. Проводится игра-драматизация потешки «Кошкин дом»)

          Тили-бом! Тили-бом!

          Загорелся кошкин дом!

          Загорелся кошкин дом,

          Идет дым столбом!

          А собачка - с помелом,

          Кошка выскочила!

          Глаза выпучила.

          Бежит курочка с ведром

          Заливать кошкин дом,

          А лошадка - с фонарем,

          Серый заюшка – с листом.

          Раз! Раз!

          Раз! Раз!

          И огонь погас!

-Молодцы, выручили кошечку. А у меня для вас еще задание припасено.

КАРТИНКИ.

-Догадайтесь-ка, ребятишки, к какой потешке эти картинки. (На мольберте картинки с изображением леса, топора, печки, ведра, горшка с кашей, сороки.)

-Сорока-ворона!

-Правильно отгадали, можно и поиграть!

           Сорока-ворона

           Кашу варила,

           Деток кормила.

           Этому дала,

           Этому дала,

           Этому дала,

           Этому дала,

           А этому не дала.

           Ты в лес не ходил,

           Ты дров не рубил,

           Ты печь не топил,

           Ты кашу не варил,

           Ты воду не носил.

           Нет тебе ничего.

           Зачем в лес не ходил,

           Зачем дров не рубил,

           Зачем печь не топил,

           Зачем кашу не варил,

           Зачем воду не носил?

           Знай наперед!

           Здесь водичка холодненька,

           Здесь водичка тепленька,

           Здесь водичка горяченька,

           А здесь кипяток!

           Кипяток! Кипяток!

-Откроем другую картинку. (Открывает.) Какое время года на ней изображено?

-Зима.

-Я много пословиц и поговорок о зиме знаю. Зимой солнце светит слабо, на улице мороз, холодно. В народе говорят:

           Зимой солнце что мачеха:                                                                                                                                                                                      

           светит, да не греет.                                                                                                                                                    -Какой праздник все мы отмечаем в ночь с 31 декабря на 1 января?

-Новый год!

-А зима уже в самом разгаре. Вот и говорят в народе:

            Январь – году начало,

            зиме – середина.

-А вы не боитесь в мороз гулять?

-Нет! Мы тепло одеваемся.

-Вот и в народе говорят:

             Не страшен мороз,

             когда тепло укрыт нос.

-Есть еще и такая пословица:

             Не век гостям гостевать,

             пора и честь знать.

-А это значит, пришла пора прощаться с бабушкой Загадушкой. Сейчас мы с вами совершим волшебство. Глаза закрывайте и все, что я скажу, выполняйте. (Педагог дает задания детям, одновременно снимает костюм бабушки Загадушки.)

             Дружно потопаем.

             Громко похлопаем.

             Сильно-сильно подуем.

             И скажем:

             Не век гостям гостевать,

             пора и честь знать.

-Снова мы с вами на занятии. И даже не заметили, как оно подошло к концу. Потому что занятие было волшебное. Все ребята постарались. И загадки разгадали. О ком загадки эти были? (О петушке, о коте, о курочке.) И много потешек вспомнили. Назовите их. («Ладушки», «Идет Петушок», «Котя, котенька-коток», «Курочка-рябушечка», «Кошкин дом», «Сорока-ворона».) И познакомились с поговорками о зиме. На следующем занятии мы будем учить песенки-потешки о зиме. (Дети прощаются и выходят).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по ФГОС в области «Речевое развитие». Для младшей группы. Тема: «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики».

Конспект занятия составлен в соответсвии с современными требованиями дошкольного образования.Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эс...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию «Первые весенние цветы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию «Первые весенние цветы»Интеграция образовательных областей  в соответствии с ФГОС: «Речевое развитие», ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФГОС в области «Познание». По теме: «Воздух, какой он?» Для детей средней группы

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и способами его обнаружения....

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию + презентация для занятия

laquo;Малые фольклорные формы как средство развития театрализованной деятельности у детей младшего и среднего возраста"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию тема: «Путешествие к диким животным»

Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: расширение словарного запаса и закрепление знаний названий диких животных у дошкольников. Задачи: Обучающие: - закрепление названий диких животных...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 57 «Одуванчик»     Конспект НОД в средней группеРазвитие речиТема: «Звуковая культура речи: ...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию с использованием мнемотехники

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию с использованием мнемотехникиЦели:Продолжать воспитывать умение рассказывать сказку с опорой на мнем...