Методическая разработка: Конспект НОД по теме «Ознакомление с малыми фольклорными формами».
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Здесь представлен конспект НОД (речевое развитие) по ознакомлению детей младшего возраста с малыми фольклорными формами: загадкой и потешкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2021_metodich_razrabotka_razvitie_rechi_folklor_zagadki.docx | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка: Конспект НОД по теме «Ознакомление с малыми фольклорными формами».
Образовательная область: «Речевое развитие».
Возрастная группа: младший возраст (3-4 года).
Цель: Познакомить детей с малыми фольклорными формами загадкой и потешкой.
Задачи:
Познавательное развитие: уточнить представления детей о загадках, упражнять в умении отгадывать описательные загадки. Познакомить с жанром «потешки», помочь запомнить потешку «Котик». Формировать интерес к народным традициям, расширять кругозор детей.
Социально - коммуникативное развитие: Формировать умение и желание активно участвовать в ходе образовательной деятельности, воспитывать отзывчивость, доброжелательные отношения в коллективе.
Речевое развитие: Пополнять словарный запас детей («потешка», «загадка», «колыбельная»), формировать разговорную (диалогическую) речь, развивать умение вслушиваться в текст загадки, выделять ключевые моменты, помогающие отгадать эту загадку.
Художественно-эстетическое развитие: Способствовать формированию творческой активности, развивать воображение, эстетическое восприятие. Воспринимать и эмоционально откликаться на народную музыку, на художественные иллюстрации к потешкам.
Физическое развитие: Развивать координацию своих движений, координацию коллективных действий. Продолжать формировать умение сочетать речь с движением.
Материалы: Большой плюшевый медвежонок, чудесный мешочек с игрушками: мышка, зайчик, котик, петушок. Запись песни И.Конвенан «Балалайка». Потешка «Кисонька-Мурысенька» илл.Ю.Васнецова. Иллюстрация к колыбельной «Котенька-коток».
Ход занятия:
I. Подготовительный этап.
В группу входит плюшевый медвежонок.
-Здравствуйте, ребята! Услышал голосочки ваши, смех ваш звонкий, решил заглянуть к вам. Меня зовут медвежонок Плюш. Давайте поздороваемся. (медвежонок здоровается с каждым ребенком, поглаживая ладошки детей).
II. Основной этап.
Медвежонок: А вот что я вам принес! Чудесный мешочек! (показывает детям чудесный мешочек).
Воспитатель: (заглядывает в мешок) Давайте отгадаем, что лежит внутри! Как можно узнать об этом? (Дети: угадать, пощупать, достать из мешочка).
Медвежонок: Давайте я вам загадаю загадку о том, что лежит в мешочке, т.е. спрошу о чем-то, расскажу, какой это предмет, но не буду называть его и показывать его. Давайте попробуем с помощью загадок отгадать, что лежит в мешочке. (дети соглашаются)
Медвежонок: Живет в норке, грызет корки,
Короткие ножки, боится кошки.
Дети: «Мышка».
Медвежонок: А как вы догадались? (Дети отвечают, медвежонок достает из мешочка мышку, сажает ее на столик).
Воспитатель: А что еще можно было бы сказать о мышке? Какая она? Как говорит? (Дети: мышка серенькая, маленькая, пищит). Давайте попищим как мышки. (Дети: пи-пи-пи!)
Медвежонок: Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Дети: «Зайчик».
Медвежонок: А как вы догадались? Что есть у зайчика, о чем говорилось в загадке? (дети отвечают, медвежонок достает из мешочка зайчика, сажает рядом с мышкой).
Воспитатель: Попрыгаем как зайчик! (дети прыгают, изображая зайчика).
Медвежонок: Слушайте следующую загадку:
Я умею чисто мыться,
Не водой. А языком.
Мяу. Как мне часто снится,
Блюдце с теплым молоком!
Дети: «Это котик».
Мишка: А что делает кот? Что он любит? (Дети отвечают, мишка достает из мешочка кота).
Воспитатель: Ребята, а покажите-ка вы котика! Как ходит котик? Как говорит? (дети изображают котика, его мягкие лапки, мяукают).
Медвежонок: Ну вот, еще кто-то один остался в моем мешочке.
Хвост с узорами, сапоги со шпорами,
Красная бородка, частая походка,
Рано утром встает, красны песенки поет.
Дети: «Петушок!»
Медвежонок: Как вы догадались? (Дети отвечают, мишка достает фигурку из мешочка, сажает рядом с котиком, мышкой и зайкой).
Воспитатель: Покажем петушка? Как поет петушок? Как шагает? Какой у него хвост? (Дети вышагивают как петушок, руками сзади показывают хвост, кукарекают).
Рассмотрев вместе с детьми игрушки, воспитатель обобщает: загадка — это такой короткий рассказ, в котором сам предмет не называется, а только описывается.
Воспитатель: Ребята, смотрите, что-то наши гости (показывает на зверушек) заскучали! Как их развеселить, может вы знаете? (Дети: спеть песню, потанцевать, угостить чаем с пирогами). Медвежонок: Ребята, давайте потешим гостей потешкой, и заодно потанцуем. Воспитатель включит вам музыку, я буду «играть» на балалаечке и все вместе потанцуем.
Ф.М.
Звучит песня «Балалайка». Дети вместе с мишкой танцуют, изображают игру на балалайке, гости «смотрят».
Воспитатель: Ребята, наши гости развеселились. И котик с зайчиком решили нам тоже рассказать потешку.
(Зайчик и кисонька читают потешку «Кисонька-мурысенька», дети и мишка рассматривают иллюстрацию).
Воспитатель: Ой, что-то гости наши устали. Давайте проводим их домой, скажем До свидания! Дома им мамы споют колыбельные, и они уснут. А вам дома поют колыбельные? (дети отвечают). Что такое колыбельные? (дети с помощью воспитателя говорят, что это песенка на ночь). Как их поют, громко или тихо? (Дети: тихо, ласково). Давайте мы с вами и с медвежонком тоже разучим колыбельную:
Котя, котенька, коток,
котя серенький хвосток, (дети поют с воспитателем, изображают мягкие лапки)
Приди котик ночевать, («приглашают» руками котика)
мою деточку качать. (качают руками «деточку»)
Уж как я тебе коту, за работу заплачу, (одной ладошкой хлопают по другой)
дам кусок пирога, (ладошками «лепят» пирожок)
и кувшин молока. (ладошки направляют пальцами вверх, показывая «кувшин»).
Воспитатель показывает детям иллюстрацию.
III. Заключительный этап.
Мишка: Спасибо, ребята, какую хорошую колыбельную я разучил с вами! А кто у нас сегодня появился из мешочка и был в гостях? (дети вспоминают зверушек). Как мы догадывались, кто будет из мешочка появляться? (дети: отгадывали загадки) А чем мы гостей потешали, а гости нас? (рассказывали потешки). Понравилось? (ответы детей)
Мишка: А мне уже пора домой, протяните свои ладошки, попрощаемся с вами. (Мишка гладит каждого ребенка по ладошкам, говорит «до свидания!», уходит).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»
В игровой форме закреплять знания песенок, потешек и продолжать знакомить с пословицами и поговорками русского народа. Пополнять и активизировать словарь детей путем объяснения смыс...
Конспект занятий на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, скороговорки, колыбельные)»
1. Конспект занятий "Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, скороговорки, колыбельные) предназначен для того, чтобы познакомить с жанром загадки, помочь детям отгадывать загадки, построе...
Конспект занятий на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки,потешки,колыбельные)»
помочь отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; рассказать о потешках; объяснить назначение и особенности колыбельной песни....
Конспект НОД по художественной литературе для детей младшего возраста Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»
Конспект НОД по художественной литературе для детей младшего возрастаТема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»Цель: уточнить представление детей о загадках;научить отгадывать опис...
Конспект НОД по художественной литературе для детей младшего возраста Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»
Конспект НОД по художественной литературе для детей младшего возрастаТема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»Цель: уточнить представление детей о загадках;научить отгадывать опис...
Конспект НОД по художественной литературе для детей младшего возраста Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»
Конспект НОД по художественной литературе для детей младшего возрастаТема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»Цель: уточнить представление детей о загадках; научить отгадывать опи...
Конспект занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе (3-4 года) на тему: «Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, потешки)»
Доминирующая образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое раз...