Конспект занятий на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки,потешки,колыбельные)»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Харенкина Наталья Владимировна

помочь отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении;
 рассказать о потешках;
 объяснить назначение и особенности колыбельной песни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_26_marta.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятий на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами 
(загадки,потешки,колыбельные)»

Воспитатель: Харенкина Наталья Владимировна

Задачи:
- познакомить с жанром загадки;
- помочь отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении;
- рассказать о потешках;
- объяснить назначение и особенности колыбельной песни.

Оборудование: «чудесный» мешочек; игрушки — белочка, кошка, мышка, петушок, зайчик.

Ход занятия:

Воспитатель заинтересовывает детей, показывая «чудесный» мешочек с игрушками, предлагает отгадать, что лежит внутри.
Воспитатель. Как можно узнать об этом?
Дети. Угадать, пощупать, достать из мешочка.
Воспитатель. Еще можно загадать загадку о том, что лежит в мешочке, т.е. спросить о чем-то, рассказать, какой это предмет, но не называть его.

Маленький рост.
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки.

Дети. Мышка.
Воспитатель. Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке?
Дети отвечают.

Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе 
Орешки я грызу.

Дети. Белка.
Воспитатель. Как вы поняли, что это белка?
Дети отвечают.

Что это за зверь лесной 
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы.

Дети. Зайчик.
Воспитатель. Что есть у зайчика, о чем вы услышали в загадке?
Дети отвечают.

Я умею чисто мыться,

Не водой. А языком.

Мяу. Как мне часто снится,

Блюдце с теплым молоком!

Дети. Кошка

- Как вы догадались? Кто это? Что делает кот? А что он любит?

Беленькие перышки.

Красивый гребешок.

Кто это на колышке?

Дети.Петушок

- Что есть у петушка?

- Где он сидит?

Рассмотрев вместе с детьми игрушки, воспитатель обобщает: загадка — это такой короткий рассказ, в котором сам предмет не называется, а только описывается.
Пели ли вам
колыбельную? чему помогают колыбельные? Что такое колыбельная?

Воспитатель поет колыбельную.

Ночь пришла,
Темноту привела.
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Уже поздно, сынок,
Ложись на бочок.
Баю-бай, засыпай.

Громкие или тихие колыбельные песни? Быстрые или медленные? Почему?
Дети отвечают.

Физминутка «Мы топаем ногами, мы хлопаем руками…»

Цель: Предупреждение и снятие утомления у детей на занятии. Создание условий для активного отдыха, благоприятного для восстановительных процессов нервной системы.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И кружимся потом.

Дети: выполняю физминутку в соответствии со словами.

Знакомство с жанром потешки, запоминание новой потешки , выразительное исполнение знакомых потешек.

Воспитатель: Дети, посмотрите, что - то гости заскучали. Как их развеселить? Дети, может, вы, знаете?

Дети: Дети высказывают свои предположения. (включить музыку, потанцевать, принести угощения, рассмешить и т. д.)

Воспитатель: Можно потешить гостей потешкой. Давайте споем потешку «сорока сорока», потешим, повеселим гостей.

Сорока, сорока,

Сорока – белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой

Этому дала,

По очереди загибают пальцы, начиная с большого

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

Этому не дала:

Мизинец не загибать.

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил

Тебе ничего нет!

Дети: соглашаются, поют с воспитателем.

: А сейчас давайте расскажем потешку «Водичка»

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Воспитатель: давайте испекём пирожки для мамы

Я пекупекупеку, (движение ладошками «пекем пирожки»)

Деткам всем по пирожку.

А для милой Манечки, («катать» между ладошками круглый

Испеку два пряничка, предмет)

Кушай, кушай Манека(протягивать вперед ладошки 2 раза)

Вкусные два пряничка.

А ребяток позову, (кистями рук махать к себе),

Пирожками угощу.( Развести руки в стороны и поклониться).

Кушайте пожалуйста!

Подведение итогов.

Воспитатель: Сегодня вы отгадали загадки,пели колыбельные. Повеселили гостей веселыми потешками.

Давайте скажем гостям спасибо что пришли.До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»

В игровой форме закреплять знания песенок, потешек и продолжать знакомить с пословицами и поговорками русского народа. Пополнять и активизировать словарь детей путем объяснения смыс...

Конспект занятий на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, скороговорки, колыбельные)»

1. Конспект занятий "Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, скороговорки, колыбельные) предназначен для того, чтобы познакомить с жанром загадки, помочь детям отгадывать загадки, построе...

Методическая разработка: Конспект НОД по теме «Ознакомление с малыми фольклорными формами».

Здесь представлен конспект НОД (речевое развитие) по ознакомлению детей младшего возраста с малыми фольклорными формами: загадкой и потешкой....

Конспект НОД по художественной литературе для детей младшего возраста Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»

Конспект НОД по художественной литературе для детей младшего возрастаТема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами»Цель: уточнить представление детей о загадках;научить отгадывать опис...

Конспект занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе (3-4 года) на тему: «Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, потешки)»

Доминирующая образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое раз...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами. Составление рассказа и сказки по пословице»

Цель: закреплять знания о жанровых особенностях и назначении пословиц, поговорокПрограммное содержание: учит осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним...

Конспект занятия по ЧХЛ во второй младшей группе Тема: «Ознакомление с малыми фольклорными формами (загадки, потешки)»

Программное содержание:-учить отгадывать описательные загадки;-познакомить с жанром потешки, помочь запомнить потешку «Торжок», интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «...