Коммуникативная деятельность (чтение художественной литературы)
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)
Тема: «Знакомство с малыми формами фольклора: прибаутки.»
Программное содержание: продолжать прививать детям любовь к малым фольклорным
формам: песенкам, потешкам, загадкам, скороговоркам, считалочкам, поговоркам и т. д.;
объяснить назначение потешек, загадок, пословиц; учить детей отгадывать загадки,
построенные на описании; формировать у детей выразительность, точность речи;
воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_hud._lit.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникативная деятельность
(чтение художественной литературы)
Тема: «Знакомство с малыми формами фольклора: прибаутки.»
Программное содержание: продолжать прививать детям любовь к малым фольклорным
формам: песенкам, потешкам, загадкам, скороговоркам, считалочкам, поговоркам и т. д.;
объяснить назначение потешек, загадок, пословиц; учить детей отгадывать загадки,
построенные на описании; формировать у детей выразительность, точность речи;
воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Ход НОД:
I. Оргмомент. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, тема нашего занятия сегодня звучит так: «Малые фольклорные формы». Очень сложное название, давайте все вместе дружно повторим: «Малые фольклорные формы». Все вы спросите: «А что же это?» Давайте вспомним сначала, а что же такое фольклор?
Какие формы устного народного творчества мы знаем?
Ответы детей
А почему они называются народными?
Ответы детей
Малые фольклорные формы это – частушки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные, небылицы, скороговорки (дать детям возможность самим продолжить ряд).
II.Основной этап занятия.
1.Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня поиграть с дедушкой Молчком.
Дедушка Молчок – невидимка. Он появляется в комнате, когда становится
тихо-тихо. У дедушки Молчка есть шапка. Когда он ее надевает, то становится невидимым.
Он очень добрый, любит детей, и, я думаю, он тоже захочет с вами поиграть. Позовем его?
Чики-чики-чики-чок,
Здравствуй дедушка Молчок.
Приходи к нам, помолчим,
Посидим и погрустим.
Где ты, добрый старичок?
Тишина… Пришел Молчок.
Не спугни его, смотри.
Ничего не говори. Тс-с-с…
Воспитатель: Ребята, дедушка Молчок чтобы вы не скучали потешит вас потешками.
Знаете ли вы, что такое потешки? Это веселые стишки. Раньше, в старину у нас в России мамы, бабушки пели для своих деток или внучков веселые песенки-потешки. И тогда, когда умывали, купали их,причесывали или когда ребенок делал свои первые шаги, или просто лаская. В русскихнародных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся они или поются ласковым голосом. Вот послушайте такие потешки. Воспитатель
подходит к девочке, гладит ее по голове и ласково приговаривает:
Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
• Понравилась вам потешка?
• Какие ласковые слова вы заметили?
Затем подходит к мальчику, поглаживает его и приговаривает:
Ой, ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазорьевый цветочек,
Сиреневый кусточек.
• А в этой потешке какие ласковые слова вы заметили?
-Ребята, а вы любите играть?
Дети: Да, любим!
Бабушка: Вот и раньше дети любили, когда с ними играли. С маленькими детками, которые еще не умели ходить играли так…
Подходит к любому ребенку, приговаривает слова потешки и выполняет соответствующие движения ( Дети проговаривают потешку вместе с воспитателем):
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая
Глазками хлоп, хлоп
Ножками топ, топ
Кто каши не ест,
Кто молочко не пьет
Забодаю, забодаю.
2. «Считалки» : А для чего они нужны, когда мы их используем?
Дети: В игре, когда выбираем водящего.
Воспитатель: Давайте выбирать.
А теперь давайте выучим новую считалочку:
За стеклянными горами
Стоит Ваня с пирогами
Здравствуй, Ванечка- дружок,
Сколько стоит пирожок.
Пирожок- то стоит три,
А водить - то будешь ты.
3.Дети в игре часто ссорятся, и на этот случай есть маленькие стишки, которые так и называются : мирилки.
4. А когда наступала ночь мамы пели своим деткам … Правильно, колыбельные песенки.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа не скули,
Мою Таню не буди.
Темна ноченька- не спится,
Моя Танечка боится
Ты, собачка, не лай,
Мою Таню не пугай.
Уж ты, котя -коток,
Котя, серенький лобок!
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать.
Я тебе ли, коту,
за работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Обратили внимание на то, какие в песенках слова?
Добрые, ласковые, тихим голосом надо петь эти колыбельные песенки.
ЗАРЯДКА СЕМИ ГНОМОВ
Первый гном присел и встал, (приседания)
А второй вдруг побежал, (бег на месте)
Третий плавно покружился, (кружатся направо)
А четвёртый наклонился. (наклоны)
Пятый вправо повернулся, (поворот направо)
А шестой назад прогнулся, (наклон назад)
Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)
Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».
5.Ребята, для вас дедушка Молчок приготовил сюрприз. Он предлагает отгадать … загадки.
Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Загадка – это такой короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он. Дедушка Молчок приготовил для вас свои загадки. Отгадаем?
Загадки:
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки.
Дети: Мышка.
Воспитатель : Как вы догадались? Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке?
Ответы детей.
Слушайте следующую загадку:
Мы ребята хваткие,
Себе построим хатки мы.
Спилим ивы и осины
И соорудим плотины
Не зверь, не птица,
в носу спица,
кто его убьет,
тот свою кровь прольет.
На них качусь я быстро,
Уверенно и споро,
И чертят серебристые
На льду они узоры.
В полотняной стране,
По реке простыне,
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать
Воспитатель А кто из вас знает загадки?
(Дети загадывают загадки)
6.Следующая остановка «Мудрые мысли»
Очень интересное название.
Вы не догадываетесь, откуда оно? И что это за мудрые мысли?!
Дети: Это про пословицы и поговорки.
Воспитатель. - Ребята, на каждый случай у нашего народа есть мудрая мысль — пословица или поговорка. Пословица учит, как надо поступать и как не надо, высмеивает лентяев, трусов и хвастунов. О многом рассказывает пословица. Послушайте сейчас пословицу и скажите, как вы ее понимаете: «Что посеешь, то и пожнешь» (соберешь). Когда так говорят?
(Если дети затрудняются, педагог дает два пояснительных рассказа.)
- Посеяли два друга пшеницу. Один хорошо землю вспахал, щедро зерном засеял, ухаживал за полем. Пшеница уродилась добрая. Урожай хороший. А другой вспахал тяп-ляп и посеял кое-как: по работе и урожай получил — бедный, маленький. Верно говорят: что посеешь, то и пожнешь.
- Жили в одной деревне две хозяйки. Одна приветливая: о чем ее попросят — все сделает, что имеет — всем поделится. Другая же злая да ворчливая, все причитает: то не так, да это не так. Случилась беда — сгорели от пожара их дома. Добрую и приветливую все к себе зовут, все помочь ей спешат, а от жадной злюки отворачиваются. Верно говорят: что посеешь, то и пожнешь.
- Вспомните пословицу, близкую по смыслу этой.
(«Как аукнется, так и откликнется».)
- Послушайте поговорку: «Грозен Семен, а боится Семена одна ворона».
- Как вы думаете, о каком человеке так можно сказать? В каком случае так говорят? (Когда подсмеиваются над крикуном и задирой, которого никто не боится.)
- В поговорке говорится об одном Семене, а подразумеваются все драчуны и задиры. Нужно всегда стараться не только услышать, о чем рассказывается в пословице или поговорке, а думать, чему она учит.
- Подумайте, чему учит пословица «Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен»
7. Воспитатель. Давайте, посмотрим какое нам приготовил дедушка Молчок ?
"Скороговорки»
Что подсказывает вам это название?
Скороговорки нужно говорить быстро, четко произносить все звуки.
Пожалуйста, говорите.
1.Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.
2 Волк на лужайке- задрожали зайки.
3 На крыше у Шуры жил журавль Жура.
4 Проворонила ворона вороненка.
III.Итог занятия.
А вы знаете, я тут вчера вышла на улицу, а там ….такое творилось, я даже записала, вот послушайте:
В чудной стране
В одной стране,
В чуднОй стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чуднОй стране...
Ты почему не веришь мне?(И.Токмакова)
Что это я сейчас вам прочитала? Правильно, небылицу.
Вам понравилось наше занятие?
Да и мне тоже понравилось побывать в замечательной стране «Фольклория.»
Давайте вспомним, что такое фольклор, и с какими малыми его формами мы познакомились.
Хочу вам напомнить, что побывать в этой стране нам могут помочь самые разные книги, о чем нам и говорит такая пословица:
«Будешь книги читать - будешь всё знать»
И с этим не поспоришь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, чтение (восприятие) художественной литературы, продуктивная, музыкально-художественная.
ИГРОВАЯ, ДВИГАТЕЛЬНАЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ....
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, чтение (восприятие) художественной литературы, продуктивная, музыкально-художественная.
ИГРОВАЯ, ДВИГАТЕЛЬНАЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ....
КОНСПЕКТ Итоговой НОД во 2 младшей группе по ОО «Коммуникативное развитие» (Чтение художественной литературы) интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие» (Лепка)
Цель: закрепить знания детей, полученные в течение года. Задачи:Образовательная:· закрепить в памяти детей знакомые сказки, умение узнавать и назы...
Развитию коммуникативных способностей через художественную литературу. НОД на тему: "Викторина по страницам рассказов Носова в подготовительной группе"
1. Дети делятся на две команды.2. загадка.3. Беседа о писатели.4. Презентация. Дети отгадывают по сюжетным картинкам, как называется рассказ.5. Выкладывают по сюжету картинки рассказа и пересказывают ...
Конспект к занятию по коммуникативной деятельности (Чтение художественной литературы)
Продолжать знакомить с данным стихотворением;Побуждать детей повторять за взрослыми, договаривать последние слова;Пополнять словарный запас детей: оторвали, лапка, болела, бор;Вызвать интерес и желани...
Практический материал к образовательной области «Коммуникативная деятельность, чтение художественной литературы» (речевое развитие) для детей от 5-7 лет
Данные рекомендации предлагают алгоритм использования игровых технологий для развития у детей 5,5-7 лет слуховой и зрительной памяти. Предложенные серии дидактических игр наилучшим образом реализуют п...
Конспект ООД по Коммуникативной деятельности (Чтение художественной литературы) в подготовительной к школе группе
Конспект ООД по Коммуникативной деятельности (Чтение художественной литературы) в подготовительной к школе группеТема: заучивание стихотворения С.Есенина «Берёза»Задачи:Образовательны...