Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе Малые фольклорные формы.
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе
Малые фольклорные формы.
Цель.
Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.
Оборудование.
Книги потешек и песенок, игрушки, кукла.
Предварительная работа.
Вместе с родителями просмотреть мультфильм «Большой друг», вспомнить детские потешки.
Ход занятия.
Часть 1.
В начале занятия воспитатель обращает внимание детей на игрушки.
-Ребята, что это? (Игрушки.) Вы играли с этими игрушками, когда были маленькими. Мамы забавляли вас песенками, потешками, чтобы вам интереснее было играть, умываться, засыпать, есть. Слова в потешках и песенках нежные, ласковые. Давайте вспомним эти потешки и песенки. Нам помогут детские книжки.
Педагог вместе с детьми рассматривает книги, напоминает, как начинается та или иная песенка, потешка. Например.
Просыпаемся и потягиваемся:
Петушок-петушок
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поешь,
Саше спать не даешь?
Умываемся:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Причесываемся:
Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.
Одеваемся.
Даша варежку надела.
"Ой, куда я пальчик дела?"
Даша варежку сняла,
Посмотрите-ка, нашла!
Засыпаем.
Бай, бай, бай, бай,
Ты собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
А наш мальчик будет спать,
Станет глазки закрывать.
-Попробуйте сами придумать колыбельную для куклы. Помните, что слова в колыбельной должны быть тихие, ласковые:
Спи, малышка, баю-бай… (дети продолжают)
-Поэтичны, красивы народные песни: и задушевные нежные колыбельные, и веселые шуточные песенки, считалки, потешки.
Часть 2.
Воспитатель предлагает детям вспомнить мультфильм «Большой друг» (как девочка подружилась с бегемотом, который уверял ее, что он самый большой ее друг).
-Кого называют большим другом? Как о таком друге можно сказать по-другому? (Верный, настоящий, близкий.)
-О верных, неразлучных друзьях есть пословица:
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
-Как вы понимаете эту пословицу? (Верных друзей ничем не разлучить, никто их дружбе не помешает.)
Воспитатель предлагает повторить пословицу, запомнить ее.
-Русский народ сочинял не только потешки, но и пословицы. Одну из них мы только что выучили. Познакомимся с другими пословицами.
-Когда люди живут в мире, согласии, то любое дело получается у них хорошо, ладно, ладится. Есть такая пословица:
Где лад, там и клад.
По-другому об этом можно сказать так: хорошо, где все ладится, где живут мирно и умеют дружить. О каких людях так говорят? Когда можно применить такую пословицу? Запомните, чему учит пословица, повторите ее. (Дети повторяют.) Что мы повторяли? (Пословицу.)
Аналогично разбирается пословица: «Палец слаб, а кулак силен».
Часть 3.
Упражнение «Скажи по-другому».
-Подбери слова, близкие по смыслу к тем, которые я сейчас скажу, подумайте, как сказать по-другому: «водой не разольешь», «бросать слова на ветер», «играть в кошки – мышки». (Если последнее выражение дети не понимают, воспитатель просит вспомнить, как играет кот с мышкой, когда поймает ее: делает вид, что отпускает, а сам лапкой ловит. Смысл выражения – хитрить, вести себя нечестно.)
-Давайте вдумаемся, почему о чем-то неожиданном говорят:
Как гром среди ясного неба.
Когда человек знает, что будет дождь, гроза? (Когда поднимается ветер, на небе тучи, небо хмурится.) А когда небо ясное, то какую погоду ждут? (Ясную, солнечную.) Вот если случится что-то неожиданное, чего совсем не ждешь, так и говорят: «Как гром среди ясного неба». А теперь попробуйте объяснить, почему говорят:
Дрожит, как осиновый лист.
Не кленовый, не дубовый, а именно осиновый. Вспомните, когда так говорят.
-Когда вам будут встречаться интересные выражения, старайтесь задумываться не только о том, что они означают, но и почему так говорят.
Часть 4.
-Послушайте и подумайте, что я сказала:
Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол.)
-Это – загадка. А кто знает отгадку? А сейчас давайте вспомним загадки о предметах быта русской избы.
Стоит толстячок, Стоит изба из кирпича,
Подбоченивши бочок, То холодна, то горяча. (Печь.)
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит. (Самовар.)
В избе – изба, Черный конь
На избе – труба, Скачет в огонь. (Кочерга.)
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт. (Печь.)
Рогат, да не бык, То назад, то вперед,
Хватает, да не сыт, Ходит-бродит пароход.
Людям отдает, Остановишь – продырявит. (Утюг.)
А сам на отдых идет. (Ухват.)
Тело бело,
Душа льняная,
Маковка золотая. (Свеча.)
Воспитатель анализирует с детьми образные выражения в загадке. Упражняет детей в подборе эпитетов, сравнений к загадке. Предлагает детям придумать загадки о стуле, столе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_malye_folklornye_formy.docx | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
№9 Тема недели «Наш быт».
Малые фольклорные формы.
Цель.
Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц; воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.
Оборудование.
Книги потешек и песенок, игрушки, кукла.
Предварительная работа.
Вместе с родителями просмотреть мультфильм «Большой друг», вспомнить детские потешки.
Ход занятия.
Часть 1.
В начале занятия воспитатель обращает внимание детей на игрушки.
-Ребята, что это? (Игрушки.) Вы играли с этими игрушками, когда были маленькими. Мамы забавляли вас песенками, потешками, чтобы вам интереснее было играть, умываться, засыпать, есть. Слова в потешках и песенках нежные, ласковые. Давайте вспомним эти потешки и песенки. Нам помогут детские книжки.
Педагог вместе с детьми рассматривает книги, напоминает, как начинается та или иная песенка, потешка. Например.
Просыпаемся и потягиваемся:
Петушок-петушок
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поешь,
Саше спать не даешь?
Умываемся:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Причесываемся:
Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.
Одеваемся.
Даша варежку надела.
"Ой, куда я пальчик дела?"
Даша варежку сняла,
Посмотрите-ка, нашла!
Засыпаем.
Бай, бай, бай, бай,
Ты собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
А наш мальчик будет спать,
Станет глазки закрывать.
-Попробуйте сами придумать колыбельную для куклы. Помните, что слова в колыбельной должны быть тихие, ласковые:
Спи, малышка, баю-бай… (дети продолжают)
-Поэтичны, красивы народные песни: и задушевные нежные колыбельные, и веселые шуточные песенки, считалки, потешки.
Часть 2.
Воспитатель предлагает детям вспомнить мультфильм «Большой друг» (как девочка подружилась с бегемотом, который уверял ее, что он самый большой ее друг).
-Кого называют большим другом? Как о таком друге можно сказать по-другому? (Верный, настоящий, близкий.)
-О верных, неразлучных друзьях есть пословица:
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
-Как вы понимаете эту пословицу? (Верных друзей ничем не разлучить, никто их дружбе не помешает.)
Воспитатель предлагает повторить пословицу, запомнить ее.
-Русский народ сочинял не только потешки, но и пословицы. Одну из них мы только что выучили. Познакомимся с другими пословицами.
-Когда люди живут в мире, согласии, то любое дело получается у них хорошо, ладно, ладится. Есть такая пословица:
Где лад, там и клад.
По-другому об этом можно сказать так: хорошо, где все ладится, где живут мирно и умеют дружить. О каких людях так говорят? Когда можно применить такую пословицу? Запомните, чему учит пословица, повторите ее. (Дети повторяют.) Что мы повторяли? (Пословицу.)
Аналогично разбирается пословица: «Палец слаб, а кулак силен».
Часть 3.
Упражнение «Скажи по-другому».
-Подбери слова, близкие по смыслу к тем, которые я сейчас скажу, подумайте, как сказать по-другому: «водой не разольешь», «бросать слова на ветер», «играть в кошки – мышки». (Если последнее выражение дети не понимают, воспитатель просит вспомнить, как играет кот с мышкой, когда поймает ее: делает вид, что отпускает, а сам лапкой ловит. Смысл выражения – хитрить, вести себя нечестно.)
-Давайте вдумаемся, почему о чем-то неожиданном говорят:
Как гром среди ясного неба.
Когда человек знает, что будет дождь, гроза? (Когда поднимается ветер, на небе тучи, небо хмурится.) А когда небо ясное, то какую погоду ждут? (Ясную, солнечную.) Вот если случится что-то неожиданное, чего совсем не ждешь, так и говорят: «Как гром среди ясного неба». А теперь попробуйте объяснить, почему говорят:
Дрожит, как осиновый лист.
Не кленовый, не дубовый, а именно осиновый. Вспомните, когда так говорят.
-Когда вам будут встречаться интересные выражения, старайтесь задумываться не только о том, что они означают, но и почему так говорят.
Часть 4.
-Послушайте и подумайте, что я сказала:
Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол.)
-Это – загадка. А кто знает отгадку? А сейчас давайте вспомним загадки о предметах быта русской избы.
Стоит толстячок, Стоит изба из кирпича,
Подбоченивши бочок, То холодна, то горяча. (Печь.)
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит. (Самовар.)
В избе – изба, Черный конь
На избе – труба, Скачет в огонь. (Кочерга.)
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт. (Печь.)
Рогат, да не бык, То назад, то вперед,
Хватает, да не сыт, Ходит-бродит пароход.
Людям отдает, Остановишь – продырявит. (Утюг.)
А сам на отдых идет. (Ухват.)
Тело бело,
Душа льняная,
Маковка золотая. (Свеча.)
Воспитатель анализирует с детьми образные выражения в загадке. Упражняет детей в подборе эпитетов, сравнений к загадке. Предлагает детям придумать загадки о стуле, столе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе «Викторина по сказкам Г. Х Андерсена»
Задачи: Уточнить знания детей о сказочнике Андерсене. Вызвать радость встречи с любимыми сказками. Развивать связную речь детей, сообразительность при отгадывании загадок. Воспитывать любовь к сказкам...
Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе "Мы читаем А. С. Пушкина"
Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...
Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе на тему: «Моё Отечество-Россия» .
Воспитание патриотических чувств и любви к своей стране у дошкольников....
Конспект занятия по художественной литературе с подготовительной группе "Пересказываем короткие рассказы"
Тема: «Пересказываем короткие рассказы»Цель: Учить детей ...
Конспект занятия по художественной литературы в подготовительной группе "Чтение сказки "Добрый заяц"
Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить детей понимать образное содержание сказки, характера героев сказок, способствовать формированию эмоционального отношения к воспринимаемом...
Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе: Чтение русской народной сказки «Царевна – лягушка»
Заняти е по сказке "Царевна лягушка"...
Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе чтение "Творим добро"
Интересные занятия для дошкольников...
- Мне нравится (3)