Познавательно-творческий проект по произведениям А. Барто
проект по художественной литературе

В современных условиях жизни идет снижение читательского интереса, как у взрослых, так и у детей. Наблюдается тенденция замена книги телевидением и компьютером.

Для определения роли родителей в развитии интереса семейного чтения провели беседы. Проведенные беседы с родителями показали удивительный факт - только небольшая часть семей практикует семейное чтение. Большинство родителей не беседует с детьми о прочитанном. Можно сделать вывод, что не у всех родителей есть опыт совместного чтения, в ходе которого они могли бы заразить детей любовью, интересом по отношению к героям книг (сказок).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект по произведениям А.Барто29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов г. Дубны Московской области»

(ШКОЛА № 1)

Структурное подразделение – дошкольное отделение

Детский сад «Созвездие»

Познавательно - творческий проект

по произведениям А. Барто

в первой группе раннего возраста «Умка»

Воспитатель: Курсова И.В.

г. Дубна, 2023 год

Введение:

Поводом организовать и провести этот проект послужило, то, что замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения. Известно, что читательский опыт начинается закладываться в детстве. Этот возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям. Круг детского чтения направлен на формирование у дошкольников интереса к книге, на постепенное пополнение их багажа, обогащение литературного опыта, который проявляется в заинтересованности произведениями, в потребности рассматривать иллюстрированные книги. Стихи для детей - один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами. Часто ещё до того, как он сможет прочитать их самостоятельно, малыш слышит эти стихи от взрослых и выучивает их наизусть. Они формируют представления маленького человека, о мире начиная с самых простых вещей и явлений: игрушек, домашних животных, времён года, отношений между ребёнком и родителями.

Вид проекта: познавательный, долгосрочный, групповой.

Продолжительность: ноябрь 2022 г. – май 2023 г.

Участники: дети первой группы раннего возраста «Умка», воспитатели, родители.

Возраст детей: года

Актуальность проблемы:

В современных условиях жизни идет снижение читательского интереса, как у взрослых, так и у детей. Наблюдается тенденция замена книги телевидением и компьютером.

Для определения роли родителей в развитии интереса семейного чтения провели беседы. Проведенные беседы с родителями показали удивительный факт - только небольшая часть семей практикует семейное чтение. Большинство родителей не беседует с детьми о прочитанном. Можно сделать вывод, что не у всех родителей есть опыт совместного чтения, в ходе которого они могли бы заразить детей любовью, интересом по отношению к героям книг (сказок).

Участие в проекте позволит обогатить у детей представления о книге, а также повысит компетентность родителей по этой теме.

Цель проекта:

#1057;оздание условий для формирования у детей целостной картины мира через познавательно-исследовательскую деятельность.

2. Теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие в своей совокупности успешность развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста в процессе формирования познавательной активности к игрушкам.

3. Накапливать и обогащать эмоциональный опыт, развивать речь, обогащать словарь.

4. Развивать наглядно - действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи различных предметов (игрушек, предметов быта) .

5. Развивать эмоциональную отзывчивость в контексте познавательной активности к игрушкам.

6. Положить начало формирования заботливого, доброжелательного отношения к игрушкам.

Задачи:

Для детей:

1. Познакомить детей с творчеством детской поэтессы А. Барто. #1060;ормировать умение слушать и понимать короткие, доступные по содержанию авторские произведения.

#1056;азвивать игровые, познавательные, творческие, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

4. Развивать у детей умение определять характер песен, точно интонировать, правильно произносить слова, петь вместе. Слушать музыкальное сопровождение, не спешить, но и не затягивать мелодию.

5. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям».

#1042;оспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге и доброжелательность к людям, животным и игрушкам.

Для родителей:

1. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

2. Разучивание стихов с ребёнком;

3. Изготовление игрушек своими руками, рисунки, поделки.

Для педагогов:

#1054;рганизация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.

#1054;богащение предметно-развивающей среды.

#1059;креплять сотрудничество педагогов ДОУ и родителей.

Методы и приёмы, используемые в проекте:

  • Игровые: дидактические игры; настольные игры; подвижные игры;
  • Словесные: чтение и рассказывание стихов, сказок, потешек; разговор, беседа; рассматривание книг;
  • Практические: совместные действия воспитателя и ребенка.
  • Наглядные: использование иллюстраций, картин, фотографий, тематические выставки.

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов, методов, предварительная работа с детьми и родителями, подбор музыкального материала, выбор оборудования и материалов.

Задачи: вызвать интерес к решению поставленной задачи

Формы организации работы 1 этапа:

#1055;ланирование проектной деятельности по теме «Игрушки» опираясь на методическую литературу.

#1055;одбор музыкального материала.

#1055;одбор методической и художественной литературы.

#1055;одбор дидактических, подвижных, малоподвижных игр.

#1057;оставление плана взаимодействия с родителями и детьми.

2 этап – практический:

Выполнение задач проекта, через практическую деятельность детей.

3 этап – обобщающий (заключительный):

#1054;бобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

#1052;узыкально-спортивное развлечение развлечение на тему: «Игрушки» по стихам А. Барто.

#1050; концу работы будут приобщены фотоматериалы и итоговое мероприятие.

Перспективный план работы по проекту

Срок

Тема

Задачи

Дидактический материал и оборудование

Ноябрь

Оформление книжного уголка, выставки иллюстраций по творчеству Агнии Барто.

1 неделя

Знакомство с писателем А. Л. Барто.

Познакомить детей с писателем А. Барто. Расширять кругозор детей через знакомство с новыми произведениями. Развивать интерес к стихотворениям писателя.

Иллюстрации к произведениям, портрет писателя, книги из цикла

«Игрушки».

2 неделя

Чтение и заучивание стихотворения «Лошадка».

Развивать умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение, четко выговаривать слова, окончания слов.

Текст, иллюстрации, игрушка лошадка, лошадка - качалка.

3 неделя

Рассматривание картины Е. Батуриной «Спасаем Мяч».

Чтение стихотворения «Мячик».

Помочь детям понять содержание картины, отвечая на вопросы по ее содержанию. Расширять активный словарь детей. Развивать умение активно повторять за воспитателем отдельные слова и фразы. Вызвать сочувствие к девочке Тане.

Картина, текст, игрушка - мяч

4 неделя

Заучивание стихотворения «Мячик».

Продолжать знакомить детей с содержанием стихотворения А. Барто «Мячик». Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение, четко выговаривать слова, окончания слов. Воспитывать доброжелательное отношение к игрушкам, учить разнообразным играм с мячом.

Текст, иллюстрации, игрушка - мяч

Декабрь

1 неделя

Рисование «Мой веселый звонкий мяч». Подвижная игра «Прокати мяч в ворота».

Вызвать положительный эмоциональный отклик к описанному в стихотворении событию. Учить изображать в рисовании сюжет к произведению А. Барто. Воспитывать отзывчивость.

иллюстрации, игрушка – мяч, бумага, краски

2 неделя

Рассматривание игрушки - мишка. Составление рассказа описания.

Учить детей рассматривать игрушку, рассказывать о ней. Учить подбирать определения к существительным и согласовывать их в роде, числе и падеже. Развивать мышление, память, умение четко поизносить слова. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Игрушка - мишка

3 неделя

Беседа «Почему нужно беречь игрушки». Чтение стихотворения «Мишка».

Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Пробуждать в детях чувство сопереживания и желание помочь тому, кто нуждается в помощи.

Текст стихотворения, игрушки

4 неделя

Проблемная ситуация:

мишку уронили на пол, оторвали лапу что делать? Сюжетно – ролевая игра «Доктор».

Знакомить с некоторыми трудовыми действиями, из которых состоит работа врача. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.

Игрушка, бинт, халат доктора, лекарства.

Январь

1 неделя

Заучивание стихотворения «Мишка».

Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение, четко выговаривать слова, окончания слов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Текст, иллюстрации, игрушка – мишка.

2 неделя

Чтение и заучивание стихотворения «Зайка».

Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение. Расширять словарь детей. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Текст, иллюстрации, игрушка – зайка.

3 неделя

Чтение и заучивание стихотворения «Козленок».

Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение.

Текст, иллюстрации, игрушка – козленок.

4 неделя

Повторение стихотворений «Зайка», «Козленок»

Вызвать желание слушать стихотворения повторно. Приучать детей правильно произносить звук з в словах, фразах, отчетливо и ясно произносить слова с этим звуком, несложные фразы.

Текст, иллюстрации, игрушки – козленок, зайка.

Февраль

2 неделя

Чтение и заучивание стихотворения «Бычок».

Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение.

Текст, иллюстрации, игрушка – бычок.

3 неделя

Чтение и заучивание стихотворения «Слон».

Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение.

Текст, иллюстрации, игрушка – слон.

4 неделя

Чтение и заучивание стихотворения «Грузовик»

Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение.

Текст, иллюстрации, игрушка – грузовик.

Март

1 неделя

Чтение стихотворения А. Барто «Снег». Дидактическая игра «Где снежинка?».

Продолжать формировать умение на слух воспринимать текст стихотворения. Закрепить представление о зиме как времени года. Учить выполнять соответствующие тексту движения.

Текст, иллюстрации – снегопад.

2 неделя

Заучивание стихотворения «Снег».

Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение. Активизировать речь детей. Воспитывать желание рассказывать стихотворение, интерес к художественным произведениям.

Текст, иллюстрации – снегопад.

3 неделя

Повторение стихотворения А. Барто «Снег». Лепка «Снеговик».

Продолжать формировать умение на слух воспринимать текст стихотворения. Создать интерес к образу снеговика. Учить раскатывать кусочки пластилина круговыми движениями, соединять их вместе. Развивать слуховое внимание, мелкую моторику.

Текст, игрушка - снеговик, ширма, доски для лепки, пластилин белого цвета.

4 неделя

Чтение и заучивание стихотворения «Барабанщик». Игра «Угадай на чём играю».

Формировать умение запоминать и выразительно читать стихотворение. Развивать слуховое внимание, память. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Текст, детские музыкальные инструменты, иллюстрации к стихотворениям А. Барто.

Апрель

1 неделя

Чтение стихотворения А. Барто «Кораблик». Опытная деятельность «Кораблик из бумаги». Игры с корабликами в воде.

Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его содержание. Закрепить представление детей об основных свойствах и назначении бумаги. Развивать интерес к опытно – экспериментальной деятельности.

Текст, иллюстрации, игрушка – кораблик, игровой персонаж Петрушка, таз с водой, имитация реки с камышами, лягушками -оригами, кораблик из бумаги.

2неделя

Чтение и заучивание стихотворения «Самолет».

Познакомить детей с новым стихотворением. Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение. Развивать внимание, память, умение говорить достаточно громко. Воспитывать интерес к стихам, желание их запомнить.

Текст, игрушка – самолет, иллюстрации.

3 неделя

Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек». Рассказывание выученных стихотворений.

Формировать умение принимать игровую роль, участвовать в несложном диалоге. Формировать умение читать наизусть стихотворения А. Барто цикл « Игрушки». Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Корзина с игрушками, касса магазина, бейджик для продавца-кассира, ценники и деньги с изображением геометрических фигур, тележка для товара.

4неделя

Чтение и заучивание стихотворения «Флажок».

Развивать умение запоминать небольшое по объему стихотворение. Закреплять понятия красного цвета. Вызвать у детей эмоционально- патриотические чувства при чтении стихотворения. Учить детей маршировать под музыку.

Флажки, текст.

Лепка «Вылепи игрушку».

Вспомнить стихотворения А. Барто (Цикл «Игрушки»). Продолжать отрабатывать навык лепки из пластилина. Развивать мелкую моторику.

Игрушки, иллюстрации, доски для лепки, пластилин.

Май

1 неделя

Выставка «Моя любимая игрушка»

Формировать представления о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек, эмоционально – эстетическое и бережное отношение к игрушкам.

Игрушки.

2 неделя

Комплексное занятие

«Игрушки»

Закрепить умение детей читать наизусть стихотворения А. Барто цикл « Игрушки». Закрепить умение правильно пользоваться карандашом. Развивать мелкую моторику. Воспитывать чувство сопереживания, бережное отношение к игрушкам.

Цветные карточки, поезд, игрушки, чудесный мешочек, бумага, карандаши.

3 неделя

Конкурс чтецов по стихотворениям А.Барто «Я знаю наизусть!».

Закрепить умение детей читать наизусть стихотворения А. Барто цикл «Игрушки». Развивать умение проявлять свои таланты, эмоционально читать стихи поэтессы. Формировать нравственные качества личности.

Портрет А. Л. Барто, выставка книг, грамоты для победителей конкурса.

4 неделя

Экскурсия в библиотеку старшей группы

Познакомить детей с библиотекой, ее назначением. Закрепить знания детей о творчестве А. Барто. Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.

Ежедневно

«Стихотворные минутки»

Помочь детям запомнить стихотворения из цикла «Игрушки» Агнии Львовны Барто.

Без наглядного сопровождения.

Ежедневно по желанию детей

Раскрашивание «Игрушки»

Развивать эстетический вкус, мелкую моторику.

Цветные карандаши, бумага.

Ежедневно по желанию детей

Рассматривание иллюстраций к книгам А. Барто.

Формировать интерес к произведениям А. Барто. Помочь детям запомнить стихотворения из цикла « Игрушки». Воспитывать бережное отношение к книгам.

Книги А. Барто из цикла «игрушки» с иллюстрациями.

Предполагаемый результат:

Дети:

  • знают поэтессу А. Барто и ее творчество,
  • узнают стихотворения из цикла «Игрушки»,
  • сформировано бережное отношение к книгам,
  • проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам.

Родители:

  • Заинтересованы жизнью детей в группе,
  • Сформирован интерес к детскому чтению.

Вывод:

Проект вызвал эмоциональный всплеск у детей, в нём с удовольствием приняли участие дети нашей группы и их родители. Обогатился опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных приемов и методов; пополнился словарный запас детей; отметилась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание играть с игрушками. Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог. При изготовлении коллективных поделок ребята самостоятельно делились на группы, продумывали сюжетную композицию, подбирали различный материал для осуществления замысла. Дети научились работать согласованно, дружно, учитывая мнение партнера. В ходе реализации проекта стала более тесной связь родителей с детьми и с воспитателем. Родители приняли активное участие в сборе познавательного материала, оказали помощь в изготовлении атрибутов для инсценировки стихотворений, оформлении выставки поделок по стихам А.Барто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Пушистая кошка – мягкие лапки».

Создание условий для успешного развития детей в изучении домашнего животного – кошки. Прививание детям бережного отношения к кошке. Воспитывать чувство сопереживания  ко всему живому....

Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Как я рад, как я рад – утром снова в детский сад!!!»

Содержание проекта направлено на воспитание у детей чувства привязанности к дому, детскому саду, любимым людям. Расширить знания детей о жизни детского сада. Формировать чувства взаимопомощи, дружелюб...

Познавательно-творческий долгосрочный проект «Нам на улице не страшно».

Представляю вашему вниманию познавательно-творческий долгосрочный проект по обучению детей правилам дорожного движения «Нам на улице не страшно»....

Образовательный проект познавательно - творческого характера "Неожиданный мир произведений К.И. Чуковского"

Формирование интереса и потребности в  постоянном чтении  произведений, знакомство с литературным творчеством детского писателя К.И.Чуковского...

Педагогический проект «Герои произведений Агния Барто

Актуальность:В современных условиях проблема физического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личн...

ПРОЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. БАРТО В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (В ПЕРВОЙ МЛАДШЕ ГРУППЕ)

Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения. Стихи для детей - один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами. Они формируют пре...